Зарплата водителя трамвая и троллейбуса в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России в 2022-2022 годах

Сколько получает водитель трамвая: зарплата и льготы

Водитель трамвая — профессия со сложными условиями труда: постоянная вибрация, трудный график (первый вагон выходит в 4:30 утра, последний возвращается в парк в 1:30 ночи), необходимость всю смену быть внимательным и собранным, плавающие выходные. У водителя трамвая зарплата небольшая, а трамвайное сообщение во многих городах приходит в упадок.

От чего зависит доход водителя трамвая

Оклад водителей зависит от квалификации и продолжительности смены. Зарплата сдельная: чем больше часов работает, тем больше получает. Но этот факт не мешает зафиксировать средние доходы: графики стандартные, как и тарификация по классу.

Критерием выполнения плана и получения дополнительных выплат является пассажиропоток. Чем больше пассажиров выбирают данный вид транспорта, тем выше доход водителя.

После курсов, которые длятся около 4-х месяцев, вагоновожатый получает 3 класс квалификации и не допускается к работе на сложных маршрутах. Чтобы получить 2 класс, нужно сдать теоретический экзамен, ответить на билеты ПДД, простажировать новый маршрут (8 часов) и новый тип техники, включая снегоочистители и пескопосыпательные и грузовые трамваи (20 часов).

При наличии у работника 2-го или 1-го класса квалификации начисляется надбавка. Надбавка выплачивается за фактическое время работы водителя. За время ремонта ТС деньги начисляются пропорционально времени управления трамваем.

Средняя зарплата водителя трамвая в России

В РФ водитель трамвая зарабатывает в среднем 25 774 руб. в месяц. Такую статистику приводит HR-агрегатор Trud.com. Согласно порталу поиска вакансий Indeed.com, доход вагоновожатых составляет 21 115 руб.

Заработки в Москве и регионах

Величина оклада водителя трамвая зависит от регионального фактора. В крупных городах зарплаты больше за счет развитой трамвайной сети, пассажиропотока и высокой стоимости проезда. Например, в Москве водитель зарабатывает 40 162 руб. в месяц — это на 90% выше среднего показателя для этой профессии по стране. В Санкт-Петербурге водители трамваев получают даже больше, чем в столице — 45 838 руб. Такие данные приводит Indeed.com.

В Красноярске водители получают 33 тыс. руб. Такие цифры озвучила ВРИО директора “Гортранс” Анна Вострикова, выступая на городском совете. Зарплата небольшая, поэтому новых кадров нет, а средний возраст водителей составляет порядка 55 лет.

Состояние городского транспорта в регионах России неудовлетворительное по многим параметрам. Анна Вострикова рассказала, что доходы муниципального предприятия от пассажироперевозок за 2018 год составили 208 млн руб. — это только 38% от общего дохода. Из городского бюджета “Гортранс” получил 248 млн руб., еще 90,1 млн руб. — от прочей деятельности. При этом 60% расходов предприятия составляет оплата труда сотрудников. На содержание транспорта идет около 3%.

В других регионах заработки еще ниже (в рублях):

  • Тула — 24 514;
  • Екатеринбург — 23 123;
  • Барнаул — 21 633;
  • Нижний Новгород — 20 750;
  • Владивосток — 19 314;
  • Ярославль — 14 676;
  • Томск — 14 418;
  • Смоленск — 10 838.

Водители трамваев могут пользоваться льготами: бесплатный проезд во всех видах городского транспорта (включая метро), дополнительные 12 оплачиваемых дней к ежегодному отпуску, дети сотрудников получают бесплатные путевки на базы отдыха и в детские лагеря, иногородние могут проживать в ведомственном общежитии.

По статистике портала вакансий Trud.com по регионам, больше всего зарабатывают водители трамваев в Волгоградской, Калининградской, Тверской и Ленинградской областях

Сколько получает водитель трамвая в других странах

За границей трамвай — это популярный вид транспорта, который существует на одном уровне с метрополитеном. Кроме того, западные трамваи намного комфортнее российских: они бесшумные, ходят по современным колеям, внутри в большинстве случаев установлены кондиционеры.

Немецкие вагоновожатые получают около 3 тыс. евро (212 581 руб.) в месяц, а в Финляндии — 2,5 тыс. евро (177 151 руб.). Средний оклад на аналогичной должности в месяц:

  • в Италии — 950-1100 евро (67 317-77 946 руб.);
  • в Великобритании — 1500-2300 евро (106 290-162 979 руб.);
  • в Польше — 1 300 евро (92 118 руб.)

Водители трамваев в Беларуси зарабатывают примерно столько же, сколько их российских коллеги — 23-24 тыс. российских рублей.

В Украине водители получают до 14 тыс. грн (35 586 руб.). Такие цифры назвал заместитель директора коммунального предприятия “Днепровский электротранспорт”. Работники винницкого “Электроавтотранса” зарабатывают 10 тыс. грн (25 418 руб.) в месяц, “Николаевэлектротранса” — всего 4 тыс. грн (10 167 руб.).

В настоящее время уровень зарплаты не устраивает большинство водителей трамваев. К тому же деньги выплачивают нерегулярно, с задержками. Более-менее удовлетворительные условия только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах.

Водитель трамвая: обучение и зарплата

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Читайте также:
Зарплата сиделки с проживанием в Москве и других городах России в 2022-2022 годах

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Обязанности водителя трамвая

В общих чертах все обязанности оговорены в нормативных документах. Тем не менее, всем, кто захочет устроиться на работу водителем трамвая, нужно понимать, что их ждет. Первая смена на большинстве маршрутов начинается очень рано, в 4 утра. Понятия стандартной рабочей недели здесь нет. У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.

Водитель управляет транспортным средством, то есть трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники. Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.

Как рассчитывается зарплата водителя трамвая?

В отношении расчета зарплаты водителя в России действуют требования Трудового кодекса и отраслевого законодательства. В общем виде она состоит из оклада и премии. Оклад непосредственно зависит от продолжительности смены и от квалификации водителя. Кроме того, действуют правила, согласно которым на маршрутах с большим потоком пассажиров платят водителям намного больше. По этой причине в столице и городах-миллионниках у водителей к концу месяца может набегать солидная сумма.

Что же касается премиальных, то тут все зависит от конкретного транспортного предприятия. Это поощрительная выплата, и некоторые компании платят водителям еще процент за перевыполнение плана.

Наконец, существуют также и компенсационные надбавки. Их выплачивают в обязательном порядке согласно требований трудового законодательства за работу в ночные часы (считается как двойной оклад за конкретно отработанное время), за выход на работу в выходные дни и государственные праздники.

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Следует также помнить, что в некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

Зарплата водителя трамвая в западных странах

На Западе электротранспорт переживает свое второе рождение. В США трамваи в течение длительного времени находились в забвении. Здесь только возрождаются старые линии и в стадии строительства находятся новые. Поэтому говорить о каких-то среднестатистических зарплатах по стране не приходится, поскольку трамваи есть далеко не в каждом городе. Многие линии принадлежат тем же компаниям, что обслуживают метрополитен и платят машинистам электротранспорта порядка 33 долларов в час (до 87 тысяч долларов в год, хотя в большинстве случаев все-таки годовой доход оказывается меньше на уровне 55 тысяч долларов).

Трамваи как вид городского электротранспорта популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц порядка 3000 евро. В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды. В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро. В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц. В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

Читайте также:
Порядок и основания прекращения и приобретения гражданства РФ

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

Профессия – водитель трамвая

Современные трамваи во многом автоматизированы. И тем сложнее становится ими управлять. Особенно в час пик, когда водителю приходится еще следить за тем, чтобы в давке автоматические двери не зажали пассажира. Кроме того, хотя трамвай идет по рельсовому маршруту, всегда найдутся автомобилисты, которые попытаются по рельсам объехать пробку. Наконец, не каждый водитель трамвая умеет обеспечить своим пассажирам максимальный комфорт, чтобы торможение было плавным, без резких остановок (которые, к слову, чреваты травмами).

«На дороге всегда нервно»: сколько зарабатывает водитель троллейбуса

В Санкт-Петербурге

Мы регулярно публикуем истории читателей Т⁠—⁠Ж о том, как они освоили свою профессию и какой доход она приносит.

Герой этого выпуска с детства хотел водить троллейбус, но прежде чем исполнить мечту, успел поступить в пединститут, бросить его и сменить несколько работ. Он рассказал, как проходят курсы для будущих водителей, чем отличается работа в Иркутске и Санкт-Петербурге , какие маршруты ему нравятся, с чем приходится сталкиваться на дороге и почему попадать в аварии невыгодно для карьеры.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в педагогический институт Иркутского государственного университета — тогда еще это была Восточно-Сибирская государственная академия образования — на учителя начальной школы. Успешно окончил первый семестр и бросил, потому что никогда не горел учебой. К тому же скончался отчим, и нужно было как-то доставать деньги для семьи. Работал менеджером в «Сабвее», продавцом-консультантом в «Йоте», специалистом по обучению стажеров в «Теле-2» , водителем в такси «Максим».

Потом вспомнил, что с детства мечтал водить троллейбус. На них мы часто ездили с родителями, и это была необъяснимая любовь.

Водителем троллейбуса брали с 21 года, а мне было 20 с половиной. Я пошел на шестимесячные курсы в Иркутске. За них нужно было заплатить тогда 12 тысяч, сейчас уже дороже. Правда, потом я узнал, что по направлению из центра занятости можно было учиться бесплатно.

Для поступления обычно требуется пройти профосмотр, по результатам которого коллегия врачей заключает, годен кандидат на должность водителя троллейбуса или нет, — у этой работы есть своя категория вредности, и не все подойдут. Еще обязательно иметь на руках заключения от психиатра и нарколога: не должно быть записей о том, что состоял на учете или принимал какие-то вещества.

Наличие прав и опыта вождения автомобиля значительно поможет в освоении троллейбуса: такие ученики уже ориентируются на дороге и в принципе наполовину готовы. Но очень многие начинают без этого — помехой или отягчающим обстоятельством при поступлении отсутствие прав не станет.

В каждом городе свои условия обучения: в Иркутске, например, даже выплачивается стипендия, как и в Санкт-Петербурге. Обычно курсы длятся полгода, учебный план в Иркутске рассчитан на 838 часов (340 теории и 498 практики), в Питере — на 1066 часов (432 теории и 634 практики).

Кому-то непросто дается теория. Здесь и устройство троллейбуса, и правила дорожного движения, и правила технической эксплуатации — ПТЭ, и многое другое. Однако, на мой взгляд, самое сложное — это практика. Особенно для человека, не водившего транспорт. Именно на этом этапе, когда я учился в Иркутске, отсеивалось большинство. Человек садился за руль и понимал, что это просто не его.

Сначала учеников знакомят с троллейбусом, показывают, где что находится и как что включать, напоминают о мерах предосторожности. Затем какое-то время ученики по очереди ездят по территории парка за рулем троллейбуса, а наставник сидит рядом. Потом постепенно начинают выбираться в город. Один ученик за рулем, рядом наставник, остальные в салоне ждут своей очереди. Такой урок длится несколько часов. Но один человек вряд ли будет ездить дольше часа в день. Занятия проходят на заметном зеленом троллейбусе со словом «учебный» во весь борт. У наставника есть своя педаль тормоза на случай, если что-то пойдет не так. Руль он хватать не будет, разве что чуть-чуть рукой может помочь. Инструкторы всегда комментируют действия в процессе езды — это часть обучения.

Потом надо сдать внутренние экзамены по теории и практике, а также экзамен в ГИБДД на знание ПДД, после чего водителю присваивается категория Tb. Всегда есть те, кто после курсов не может сдать выпускные экзамены. Очень небольшой процент студентов, но все же. А потом водители ежегодно сдают внутренний экзамен на знание ПДД, ПТЭ, культуры обслуживания пассажиров — это не отдельный экзамен, просто среди вопросов в билете может быть что-то вроде: «К вам сел пьяный пассажир и стал себя неприлично вести, каковы ваши действия?»

Курсы водителей троллейбусов и трамваев всегда подразумевают и гарантируют обязательное трудоустройство. Обычно еще нужно отработать год или два, иначе при увольнении придется выплатить оставшуюся сумму за обучение, потому что оно стоит гораздо дороже, чем за него платят учащиеся. А те, кто учился бесплатно, как я понимаю, при досрочном увольнении должны выплатить всю стоимость. Логика здесь такая: были потрачены деньги на обучение кадров, а кадры себя не оправдали и ушли.

Читайте также:
Депортация иностранцев из России в 2022 году

Но после курсов нужно еще пройти пассажирскую стажировку на линии с наставником рядом, откатать определенный норматив часов. В этих случаях на троллейбусе есть табличка «Водитель работает со стажером». А после этого уже самостоятельно начинаешь работать на линии. Сугубо по нормам водитель уже все изучил и готов, но многое постигается в процессе работы.

Мой первый рейс был буквально после того, как начальник отдела эксплуатации подписал мне все документы. Диспетчер тут же попросила заменить заболевшего водителя, и я поехал. Я волновался, потому что в салоне за поездкой наблюдал наставник, да и сам троллейбус был не из хороших — очень старый и тяжелый в управлении.

Суть профессии

Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.

Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».

За аварию по вине водителя из зарплаты вычитается премия, если в таком ДТП будут пострадавшие или жертвы — это увольнение, а дальше будут разбираться отдельно в полиции, а может, и в суде — в зависимости от тяжести. У моих коллег были случаи, когда грозила тюрьма за сбитых пешеходов, а некоторых лишали прав за уход с места происшествия. За ДТП не по вине водителя троллейбуса ничего не будет, но обязательно проведут разбор случая и обсуждение возможностей его избежать. Есть даже расхожая поговорка, что в ДТП виноваты всегда двое. Конечно, если в тебя сзади влетит кто-то , тут уже ничего не сделаешь, но с опытом начинаешь предугадывать и предотвращать большинство аварийных ситуаций.

Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.

Место работы

Я проработал в Иркутске почти три года. Доход в начале и в середине пути почти не менялся. В среднем получал 23—25 тысяч , и этого хватало на коммуналку, содержание своего авто, одежду и еду. Если лишали премии, можно было получить и 10—15 тысяч. Наказать могут за нарушения должностной инструкции: разговоры по телефону, курение, проезд остановок и так далее. В Иркутске меня лишали премии несколько раз за всякие мелочи.

В 2018 году во время отпуска я съездил в Санкт-Петербург , и мне там понравилось. Санкт-Петербург — троллейбусная столица России. Здесь сейчас больше всего маршрутов и самая длинная в стране троллейбусная сеть, если считать в километрах. Москва решила уничтожить троллейбус как вид общественного транспорта. Там теперь на всех троллейбусных маршрутах работают электробусы или просто автобусы. В конце августа на линию вышел последний троллейбус. Чисто технически водитель троллейбуса может сразу пересесть за руль автобуса, особенно если автобус с автоматической коробкой передач. Но по закону для управления автобусом необходима категория D. Поэтому придется ее открывать в автошколе. Я слышал, что в Москве помогали водителям троллейбусов упрощенно получить категорию D.

Автобус ездит на ископаемом топливе и не требует строительства инфраструктуры, троллейбус ездит на электричестве, и для него инфраструктура нужна. Про экологию можно не говорить — и так очевидно, в чью пользу расклад. В долгосрочной перспективе троллейбус экономически выгоднее автобуса — это было подсчитано в той же Москве в период уничтожения троллейбуса, однако не предотвратило его.

В Санкт-Петербурге троллейбусную сеть развивают и обновляют, за троллейбусами хорошо присматривают и вовремя их обслуживают. Они там моложе, чем в иных городах страны, а следовательно, более комфортабельные для всех — и для пассажиров, и для водителя.

Во время того отпуска я увидел рекламу о поиске водителей троллейбусов, которая обычно висит в салонах общественного транспорта и на зданиях предприятий. Реклама обещала зарплату от 63 тысяч рублей. Я решил пообщаться непосредственно с водителями — на конечной остановке троллейбуса «Станция метро „Старая деревня“». Водитель тогда еще ходившего двенадцатого маршрута любезно поговорил со мной об условиях работы и зарплате — люди «в поле» всегда расскажут больше, чем в отделе кадров, тем более своему коллеге, пусть и из другого города. Мне из того разговора понравились пункты про доход, который в Питере был значительно выше, и про новый подвижной состав.

Вернувшись в Иркутск, я периодически думал о переезде, а решился спонтанно почти через год. Собрался за неделю, вещи поехали фурой, я — самолетом. Заранее позвонил в отдел кадров питерского «Горэлектротранса» и проконсультировался по поводу возможности реального трудоустройства.

В Иркутске жалели, что ухожу, но не отпустить не могли. В Санкт-Петербурге меня приняли очень хорошо, здесь рады иногородним квалифицированным кадрам. Люди нужны всегда и везде хотя бы из-за естественной текучки: кто-то уходит по возрасту, кто-то — по состоянию здоровья, кто-то другое место нашел. Хотя в Питере водителей хватает, новых тоже берут. А вот в Иркутске острая нехватка водителей в последнее время.

Читайте также:
Правила въезда в Россию для граждан Молдовы в ноябре 2022 года года: авиасообщение и пересечение границы

Мне нужно было пройти краткое собеседование, проверку документов, профосмотр, затем 120 часов стажировки для изучения случайного маршрута. В конце — экзамен на ПДД, ПТЭ, знание маршрута. После этого можно было работать.

Так, проработав три года в МУП «Иркутскгортранс», я уволился и трудоустроился в СПб ГУП «Горэлектротранс», где отработал уже год и продолжаю работать дальше. Теперь я зарабатываю от 55 до 65 тысяч в месяц, сумма зависит от количества часов, от того, будут ли праздничные дни, сколько будет ночных часов, сколько халтур.

Не всем водителям нужно жить именно в троллейбусной столице, моя мечта была осуществлена еще в Иркутске, когда я стал водить троллейбус, но мне здесь комфортно.

Рабочий день

Подъем на смену в 3—4 утра. Самое трудное в работе, на мой взгляд, это привыкнуть рано вставать. Для этого нужен режим здорового сна — хотя бы 8 часов, то есть ложусь я уже в 19—20 часов. Бывает, не могу уснуть. Тогда лежу или читаю. Если не выспался, пью кофе или энергетики, но это редко.

На сборы и завтрак отвожу себе час. До работы я могу добраться за 25 минут пешком, за 10 минут на электросамокате или за 5 минут на дежурном троллейбусе, который собирает работников с 4 до 7 утра. Обычный троллейбус не ходит так рано — есть маршруты для сотрудников, их обслуживает дежурный троллейбус и пазик. Кто-то ездит сам или на такси.

Прибыв в парк, я получаю путевой лист у диспетчера. По закону такой оформляется на каждый новый выход на маршрут. Затем прохожу проверку у медика: давление, температура, пульс и наличие алкоголя в организме. Давление выше 140 — это недопуск на линию, с температурой выше 37 тоже могут не выпустить. Тогда на маршрут отправят запасного водителя, а тебя — на больничный. Если водитель не прошел проверку по причине нетрезвости — это увольнение по статье.

От медика возвращаюсь к диспетчеру и получаю в путевой лист штамп о допуске к работе.

Далее получаю экипировку на троллейбус: книгу троллейбуса, противогаз, угольные вставки, диэлектрические перчатки, аптечку, страховку, карту техосмотра, мобильный телефон с корпоративной внутренней связью, наряд-расписание. За время работы мне приходилось пользоваться всем, кроме аптечки и противогаза.

В книге троллейбуса стоит штамп мастера смены о том, что троллейбус исправен, и подпись водителя — что он принял исправный троллейбус. Еще там оставляют заявки на ремонт, а мастер на них отвечает по мере выполнения.

В наряде-расписании указано время выезда, окончания смены, проезда контрольных точек — нескольких равноудаленных остановок с маршрута.

По рабочему телефону связываемся с диспетчером в случае ДТП, всяких происшествий типа обрыва провода или падения пассажира. Во время движения запрещена любая мобильная связь, гарнитурой тоже пользоваться нельзя. Поговорить можно только остановившись.

Угольные вставки — прокладка между проводом контактной сети и головкой токоприемника, чтобы металл не терся о металл и не изнашивался.

Перчатки нужны для работы в мокрую погоду, чтобы избежать теоретического маловероятного удара током, поскольку вода — проводник.

После получения экипировки иду на веер — так называется стоянка троллейбусов в парке. Нахожу свою машину, оцениваю ее состояние внешне, включаю все системы. Иногда что-то может не работать, но это случается редко. В таких ситуациях информируется ответственный по выпуску и выдается другой троллейбус. Запас есть всегда.

По времени, указанному в наряде, — в нашем парке выезды примерно с 4 и до 9 утра — выезжаю на линию на указанный маршрут в сторону конечной. Уже начиная от парка беру пассажиров.

Сейчас наш парк обслуживает 12 маршрутов, на 7 из которых у меня есть допуск. Допуск в Санкт-Петербурге получают следующим образом: как-нибудь вместо обычной смены дают смену с наставником. Вы выходите на маршрут, на котором ты еще не был, он сидит рядом в кабине и говорит, куда ехать и на что обратить внимание. После такой смены маршрут считается открытым для водителя.

Выбирать маршрут, на котором будешь работать, нельзя, но можно попробовать высказать пожелания нарядчику, который составляет расписание. Таких с пожеланиями у него почти весь парк, всем не угодишь, а наряд закрыть надо, поэтому ездим, где поставят. Некоторые маршруты могут закрепляться за водителем — туда стараются ставить чаще всего, если есть возможность. А так я выхожу на все маршруты, которые у меня открыты. Нам выдают наряды на несколько дней вперед, так что всегда понятно, где придется работать. Но могут и поменять по служебной необходимости.

Чаще всего я работаю на десятом маршруте, он мой самый любимый, потому что проходит по спокойному в плане дорожного движения Васильевскому острову и весьма востребован у пассажиров. Трудно подсчитать, как часто я там бываю, но навскидку раза два в рабочую пятидневку. Самый нелюбимый маршрут — шестнадцатый. Вне часа пик он ходит пустым по не очень живописному району с весьма интенсивным движением.

Сколько зарабатывает водитель троллейбуса в России в 2022 году

Троллейбус продолжает оставаться популярным видом транспорта. В статье рассмотрим, сколько зарабатывает водитель троллейбуса в России в 2022 году, какой размер зарплаты, сколько получает он в разных регионах.

Средняя зарплата по России

Размер заработной платы зависит от ряда факторов. Она складывается из двух частей. Первую составляет фиксированная сумма, установленная на законодательном уровне. Вторую часть заработной платы называют премиальными. Она зависит от нескольких элементов:

  • сколько отработал за месяц работник;
  • какое количество часов он работал ночью или вечером;
  • работал или нет человек в праздничные дни.

В среднем российский водитель троллейбуса получает от 25 до 35 тысяч рублей. Есть регионы, где работники на этом виде транспорте получают значительно больше.

Важно! Если смена работника выпадает в праздничные дни, ему оплачивается рабочее время по повышенному тарифу. По российскому законодательству обычно устанавливается коэффициент в двойном размере от заработной платы, полученной в течение этого дня.

Заработок по регионам

Сколько зарабатывает водитель троллейбуса в России в 2022 году, зависит от региона. Самая большая заработная плата установлена в столичных мегаполисах: Москве и Санкт-Петербурге. Получает здесь водитель троллейбуса больше 50 тысяч рублей. Если сотрудник компании проработал большое количество часов, он сможет получить около 100 тысяч рублей.

Читайте также:
Как добраться и попасть в Калининград в 2022 году без загранпаспорта

По регионам работники троллейбусного депо получают в среднем следующие выплаты:

  1. В Оренбурге за месяц водитель получает в среднем около 45 тысяч в рублевом эквиваленте.
  2. Немного меньше заработная плата в Казани. Здесь она приблизительно составляет 40 тысяч.
  3. Мурманские водители получают в среднем 38 тысяч руб.
  4. Ульяновским работникам гарантируется выплата в 25 тысяч руб.
  5. Нижегородские, кемеровские, воронежские водители в среднем получают около 20-21 тыс. руб.
  6. В Самаре оклад водителям троллейбусов установлен на уровне в 15 тысяч рублей.

Факт! Самые большие зарплаты получают представители этой профессии в Москве и Санкт-Петербурге. Заработные платы у них почти в 2 раза больше, чем у служащих региональных троллейбусных депо. По этой причине в столицу устремляются водители троллейбусов. В регионах растет нехватка работников.

Сколько зарабатывают водители за границей

За рубежом уровень заработной платы определяется наличием стажа по профессии. В Великобритании начинающему специалисту устанавливается оклад в 19 тысяч евро в течение года. Значительно больше получают опытные водители. Они могут получить почти 30 тысяч евро в течение года.

В итальянских городах работники получают в месяц больше одной тысячи евро. Специалисты в Соединенных Штатах Америки могут заработать почти 52 тысячи американских долларов в год.

Интересно! На территории постсоветского пространства сотрудники транспортного депо получают примерно столько же, сколько в России. Самый большой уровень зарплаты установился в прибалтийских странах. В течение месяца водители получают примерно около 1 тысячи долларов.

Требования, предъявляемые к претендентам

К человеку, претендующему на должность, предъявляются определенные требования. Во-первых, соискатель должен иметь права. Чтобы их получить, следует пройти специальные курсы. Во-вторых, необходимо наличие определенных характеристик. Человек должен быть усидчивым, внимательным, сосредоточенным. Немаловажными качествами являются пунктуальность и осторожность. Человек должен уметь налаживать контакт с людьми.

В-третьих, необходимо прохождение медицинской комиссии. Претендент проходит врачей. На основе их оценки устанавливается, может, или нет человек заниматься данным родом деятельности.

Совет! Необходимо знание и соблюдение правил дорожного движения. Работодатель также проверяет, насколько пунктуален человек. Могут быть и другие требования, которые должен выполнить соискатель.

Сколько зарабатывает водитель троллейбуса в России в 2022 году, устанавливается тарифом. К этой сумме добавляется также процент за сверхурочную работу.

Обучение профессии

Претендент должен пройти специальные курсы, на которых обучат основам этой профессии. Обычно продолжаются они в течение 6-месячного срока. На курсах изучают правила дорожного движения. Также человек узнает, как устроен троллейбус, изучает все его технические характеристики и правила эксплуатации.

После курсов соискатель проходит экзаменационные испытания. Помимо теории, ему необходимо показать, как он умеет ездить по городу. Экзамен принимают сотрудники ГИБДД. Стажировка продолжается в течение нескольких месяцев. В это время новичок ездит по маршруту под руководством опытного водителя.

Когда человек закончил обучение, он становится специалистом третьего класса. Через 3-4 года работник проходит в обязательном порядке курсы повышения квалификации.

Обратите внимание! Курсы оплачивает троллейбусное депо. Если же работник соберется уволиться, не отработав положенный срок, он должен будет выплатить денежные средства, потраченные на его обучение.

Водителям предоставляется ряд льгот. Они каждый год могут воспользоваться обязательным оплачиваемым отпуском. Его продолжительность составляет 40 дней. Чтобы работники отдохнули, им регулярно предлагают бесплатные путевки в санаторий. Сверхурочная работа оплачивается дополнительно. Также водители могут бесплатно добираться до места, где они официально трудятся.

Сколько зарабатывает водитель троллейбуса в России в 2022 году, зависит от стажа и региона. При этом в документах содержится официальная зарплата, а доплаты устанавливаются индивидуально.

Общественный транспорт готовят к обновлению

Как БКД помогает регионам закупать новые автобусы, троллейбусы и трамваи

Одно из важнейших направлений нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) — обновление парка общественного транспорта. В текущем году 13 регионов получили более 400 новых автобусов и троллейбусов, на что из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб. В 2022–2024 годах эта работа продолжится. Минтранс уже приступил к разработке новой масштабной программы по развитию общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в регионах. Кроме того, планируется выделить 100 млрд руб. на обновление электротранспорта.

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Меняй старое на новое

О текущем состоянии парка общественного транспорта можно судить из официальной статистики. По данным Росстата на начало 2022 года, свыше 68% трамваев эксплуатировалось более 15 лет, 63% троллейбусов — более 10 лет. По данным ГИБДД, на конец 2022 года в стране было зарегистрировано более 850 тыс. автобусов, возраст 373 тыс. из них превышал десять лет. Текущую ситуацию Минтранс оценивает как критическую: из-за длительного недофинансирования более 70% автобусов, троллейбусов и трамваев эксплуатируются за пределами сроков, обозначенных заводами-изготовителями, изношено более 80% инфраструктуры. Требуется обновить более 5 тыс. вагонов пригородного сообщения. Все это в совокупности приводит к массовому оттоку пассажиров с общественного транспорта и, как следствие, росту использования личных автомобилей.

Регионов, способных самостоятельно закупать новый подвижной состав, немного (такая возможность есть, к примеру, у Москвы, где в последние годы идет активное внедрение электробусов и обновление трамвайного парка). Другие города и муниципалитеты, как правило, ограничиваются лишь поддержанием техники в исправном виде. Между тем обновлять подвижной состав необходимо, поскольку по прогнозам Минтранса к 2035 году доля поездок на общественном транспорте в крупных агломерациях увеличится с нынешних 54% до 69%.

Изначально нацпроект БКД в редакции 2019 года предусматривал обновление подвижного состава лишь в 20 городских агломерациях, на что ежегодно выделялось по 4 млрд руб. Впоследствии выяснилось, что этого недостаточно, и с 2022 года было решено выделить в составе БКД отдельный федеральный проект под названием «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».

Читайте также:
Переезд в Судак на ПМЖ в 2022 году: климат, цены и зарплаты в городе

В нем закреплено, что к 2024 году должно быть обновлено 9% автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов подвижного состава пригородного железнодорожного транспорта в городах и агломерациях, входящих в БКД. По итогам 2022 года показатель составит 1% — это предусмотрено действующим планом, он уже достигнут, сообщили “Ъ” в Минтрансе. С 2022 года стартует ремонт контактных сетей для троллейбусов и электричек, а также железнодорожных и трамвайных путей. В 2024 году 5% всей этой инфраструктуры должно быть приведено в порядок, к 2030 году — уже 15%.

На реализацию федпроекта до 2024 года выделено 203,3 млрд руб., в 2025–2030 годах — еще 417,1 млрд руб. Деньги могут получить регионы, на территории которых находится одна из 105 городских агломераций, участвующих в БКД. Для получения поддержки субъекты федерации представляют в Минтранс заявку с описанием четкого плана действий по модернизации общественного транспорта. Прошедшие конкурс регионы заключают лизинговый контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК; скидка на покупку техники составляет 60%), которая, в свою очередь, договаривается о поставках транспорта с производителями. Минтранс, в свою очередь, возмещает компенсации потерь в доходах ГТЛК от скидки — на эти цели в бюджете предусмотрено 14,1 млрд руб. в 2022–2024 годах. По такой схеме в 2022 году 14 городских агломераций получили 547 автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая. В 2022 году 305 автобусов и 107 троллейбусов поступило в 13 агломераций.

ГТЛК в текущем году поставляла в регионы низкопольные автобусы марок НефАЗ, ЛиАЗ, а также троллейбусы моделей «Адмирал» и «Авангард». Один из последних примеров — партия «Адмиралов», поступивших в Иваново. Они вмещают 96 пассажиров, оборудованы широкими дверными проемами, большими накопительными площадками и откидной аппарелью для людей с ограниченными возможностями. «Адмиралы» оснащены также Wi-Fi, USB-разъемами для подзарядки телефонов, системой поддержания климата в салоне. Для областного центра это уже вторая партия подвижного состава: благодаря поддержке Минтранса парк муниципального транспорта в Иваново обновлен более чем на 30%.

24 «Адмирала» в июле получил и Саратов: за три месяца они уже перевезли более 250 тыс. пассажиров. Особенность новых низкопольных троллейбусов — тяговая батарея, позволяющая преодолевать на автономном ходу без подключения к контактной сети до 20 км пути. «Когда в город поступили троллейбусы, я специально стоял и ждал его на остановке. Было интересно, что он собой представляет,— рассказал пассажир Антон Смирнов.— Внутри есть USB-разъемы для зарядки гаджетов, кондиционер, что очень важно для нашего степного региона, где +35°C не редкость. Ощущение по уровню комфорта словно находишься в столице».

22 новых троллейбуса с июля курсируют и на самом протяженном и востребованном маршруте Самары. «Впечатления очень хорошие,— рассказывает водитель троллейбуса Виктория Зергина.— За рулем пять-восемь часов работаем в день. И рулевое управление легкое, и выбег, и скорость держит. Усталость вообще не чувствуешь, удобно, комфортно, прохладно. При возникновении препятствий мы спокойно можем проехать на автономных аккумуляторах около 1,5 км, объехать ДТП, неисправность контактного провода. Никаких задержек в движении нет». Установленная в машине система видеонаблюдения также позволяет контролировать посадку и высадку людей.

Автопарк Нижнего Новгорода в августе пополнился 20 автобусами марки ЛиАЗ, работающими на компримированном природном газе. Техника оборудована антивандальными креслами и противоскользящим напольным покрытием. Машины также приспособлены для перевозки маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками. В транспортных средствах предусмотрено специальное место для крепления инвалидных кресел и для собаки-поводыря.

60 автобусов марки НефАЗ, также работающих на газу, поступили в Екатеринбург. «Мы продолжаем развивать городской автопарк. В прошлом году пришло 57 автобусов на экологичном топливе — сжиженном газе,— рассказывает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.— И в этом году по нацпроекту город получает 60 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. Это экономично и экологично. С приходом этой партии машин муниципальный автопарк обновлен на 70%. В конечном итоге мы переведем весь городской общественный транспорт на экологичное топливо».

40 новых автобусов марки НефАЗ появилось в нынешнем году и в Казани. «Город продолжает системную работу по совершенствованию транспортного обслуживания населения, в том числе по замене и приобретению автобусов на газомоторном топливе,— сказал мэр Казани Ильсур Метшин.— Благодаря правительству страны мы получили субсидию и покрыли 60% от стоимости автобусов по нацпроекту». Общая сумма, потраченная на приобретение автобусов, отметил он, составила в 2022 году более 800 млн руб. «Автобус очень хороший, чувствуешь себя как в самолете,— добавляет водитель автобуса №1 Назип Тимермухаметов.— Удобные сиденья, проработанная панель приборов — рабочее место стало намного комфортнее. По сравнению с автобусами, которые были раньше, это просто шикарный транспорт».

В 2022–2024 годах обновление подвижного состава на основе заявок от регионов продолжится, сообщили “Ъ” в Минтрансе. На эти цели предусмотрено 2,5 млрд руб. в 2022 году, 3,4 млрд руб. в 2023 году, 4 млрд руб. в 2024 году.

Автобусы буксуют

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Между тем выстроенная сегодня система пока не идеальна, отмечают эксперты. Критерии отбора в программу обновления общественного транспорта сложны для понимания, а также вызывают немало вопросов со стороны граждан, рассказывает председатель Общероссийского объединения пассажиров, член общественной палаты России Илья Зотов. «На нее выделяется относительно небольшой объем средств, в результате многие города и субъекты федерации отбор не проходят,— поясняет он.— Это становится препятствием для того, чтобы сбалансированно обновлять подвижной состав». Еще одна проблема в том, что частных перевозчиков программа БКД не касается. «А их, как правило, больше, чем муниципальных,— поясняет Илья Зотов.— В итоге городской транспорт развивается некомплексно: часть автобусов новые, другая часть — все еще старые. Частникам надо также предложить способ обновления подвижного состава и господдержку». Господин Зотов также заметил, что по мере поступления новых автобусов и троллейбусов в регионы сокращается количество самих перевозчиков. «Это плохо, на качестве услуг это отражается не самым лучшим образом»,— поясняет эксперт.

Читайте также:
Где быстро заказать и получить справку о несудимости и сделать апостиль в Москве в 2022 году

Ситуация с обновлением подвижного состава обсуждалась и на октябрьском заседании президиума госсовета по обсуждению транспортной стратегии. Президент Владимир Путин заметил, что развитие общественного транспорта, городского и пригородного сообщения — одна из ключевых задач. «Это важно не только для крупных мегаполисов, но и для небольших населенных пунктов, где порой не хватает удобных маршрутов до регионального центра, а автобусы, вагоны, электрички сильно изношены»,— заявил глава государства. В связи с этим должны быть предложены «специальные подходы» для поддержки инвестиций в общественный транспорт, считает президент.

Еще летом вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял о возможности выделения регионам возвратных средств на обновление подвижного состава из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Глава Бурятии Алексей Цыденов, комментируя данную инициативу во время госсовета, заметил: даже в городах-миллионниках стоимость билета и объемы перевозок не позволяют окупить закупаемый подвижной состав, а значит, займы из ФНБ создадут дополнительную кредитную нагрузку на региональные бюджеты. Один из примеров — город Тверь, где для обновления 20 км трамвайной сети нужно втрое повысить тариф на проезд, власти на это пойти не могут, поэтому вынуждены были увеличить бюджетные расходы на инфраструктуру. По мнению господина Цыденова, нужно создавать другие условия обновления парка, доступные для всех регионов. Он предложил выделить на поддержку регионов дополнительные инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме 500 млрд руб. Кредиты можно было бы выдавать с минимальной ставкой при максимальном сроке использования денег, а также направлять в субъекты целевые субсидии, предлагает гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании Михаил Хромов.

Лучшего водителя автобуса выбрали на конкурсе

В сентябре в рамках нацпроекта БКД в Санкт-Петербурге проходил всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса». Мероприятие с призовым фондом 1 млн руб. было организовано Минтрансом России, правительством Санкт-Петербурга, городским ГУП «Пассажиравтотранс» и Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта НИИАТ.

В течение трех дней более 80 водителей из разных регионов России соревновались за звание лучшего специалиста в своей сфере. Впервые в конкурсе приняли участие три женщины-шофера. Многие из участников ранее занимали призовые места на региональных соревнованиях, демонстрируя «знания, мастерство в своем деле, а также культуру обслуживания пассажиров», говорит директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей.

Во время конкурса водители, управляя автобусами ЛиАЗ 4292 и ЛиАЗ 5292, демонстрировали навыки в скоростном маневрировании, умении заезжать в бокс, выполнять параллельную парковку, делать «змейку» и упражнение «круг», а также соревновались в знаниях ПДД. Самый интересный этап — тест на «комфортное вождение»: в салон автобуса ставится стакан с водой, нужно было проехать по маршруту, пролив минимальное количество жидкости на пол.

В категории «водители автобусов большой вместимости» лучшим был признан Александр Паснов из Москвы, выигравший 300 тыс. руб. Второе место с призовым фондом 150 тыс. руб. завоевал Александр Горошников из Санкт-Петербурга, третье — Федор Третьяков из Тюмени, получивший 50 тыс. руб. В категории «водители автобусов средней вместимости» первое место занял Александр Грагерт из Санкт-Петербурга, второе — Алексей Карпухин из Липецка, третье — Денис Зматраков из Тобольска.

«Убежден, что ваш профессионализм станет примером для многих водителей автобусов по всей стране,— отметил первый замминистра транспорта РФ Андрей Костюк.— После возвращения в свои города, приступив к работе на предприятиях, вы поделитесь опытом, полученным на конкурсе, со своими коллегами».

В Минтрансе говорят, что совместно с Минфином, Минэкономразвития и госкорпорацией ВЭБ.РФ прорабатывают «организационно-финансовые модели» проектов модернизации систем городского электротранспорта с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), а также средств ФНБ и кредитов ВЭБ.РФ. Такие проекты планируется реализовать в 11 городах (Барнауле, Владивостоке, Курске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове и т. д.). В общей сложности обновить нужно будет 635 км путей, закупить 1,2 тыс. трамваев, ?305 электробусов. Общая потребность привлечения ИБК на эти цели на период до 2027 года Минтранс оценивает примерно в 100 млрд руб.— средства предусмотрены проектом постановления правительства, который подготовлен Минтрансом и сейчас проходит общественное обсуждение. Согласно этому же документу, отбирать инфраструктурные проекты для предоставления кредитов будет правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Подробная механика подачи заявок от регионов и их рассмотрения будет описана в этом же постановлении.

Параллельно с этим ведется разработка новой комплексной программы по развитию общественного транспорта. Такой документ представят до конца года, заявлял ранее Марат Хуснуллин. Документ, поясняют в Минтрансе, будет отличаться от существующего федпроекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях»: новая программа объединит все источники финансирования и направления, по которым сегодня оказывается господдержка модернизации пассажирского транспорта. «Это позволит синхронизировать как существующие, так и планируемые мероприятия по обновлению транспорта и развитию инфраструктуры, повысить их экономическую и социальную эффективность, а также будет способствовать более быстрому экономическому росту регионов»,— рассказали “Ъ” в ведомстве.

«Мы поддерживаем все инициативы, нацеленные на совершенствование транспортной инфраструктуры для пассажиров,— комментируют ситуацию в ГТЛК.— Предлагаем использовать проверенный и доказавший свою эффективность в рамках БКД механизм льготного лизинга ГТЛК для обновления и расширения парка пассажирского транспорта в регионах и в будущей программе либо в текущем формате, либо с изменением пропорций по софинансированию со стороны федерального и бюджета субъекта».

Зарплата водителя муниципального общественного транспорта в 2022 году

Профессия водителя сегодня является востребованной и популярной во всех регионах Российской Федерации. Многих мужчин и женщин, желающих зарабатывать вождением общественного транспорта, интересует вопрос, связанный с уровнем зарплат.

Нормативная регламентация

Законов, регулирующих деятельность водителей автотранспортных средств, немного. Уровень зарплаты определяется Постановлениями Министерства транспорта РФ, а также федеральными актами, регулирующими показатели доходов граждан в стране (МРОТ, прожиточный минимум и так далее).

Читайте также:
Средняя и минимальная зарплата в Краснодарском крае в 2022-2022 годах

На практике зарплата пребывает в зависимости от большого количества факторов:

  1. Рабочий стаж. Чем он выше, тем больше получает специалист.
  2. Уровень квалификации. Повышение квалификации способствует карьерному росту в данном направлении.
  3. Тип управляемого транспортного средства. Водители метро обычно зарабатывают больше в связи с вредными условиями труда.
  4. Категория специалиста и транспорта. Уровень зарплаты водителя маршрутного такси, автобуса, троллейбуса, трамвая разный.
  5. Компания-работодатель. Частные фирмы платят большую зарплату, чем государственные структуры.
  6. Регион и город. В крупных городах уровень дохода более высокий по сравнению с периферией.

Это основные, но не все факторы, влияющие на уровень дохода водителя муниципального общественного транспорта.

Категории водительского состава

Основной фактор, оказывающий влияние на уровень зарплаты водителя муниципального общественного транспорта – категория транспорта.

Автобус

На сегодняшний день картина по вакансиям в данной сфере выглядит следующим образом:

  • 46% открытых должностей подразумевают заработную плату в 56 600 – 84 400 руб.;
  • 31% – от 28 800 до 56 600 руб.;
  • 16,9% – от 84 400 до 112 200 руб.

Средняя по всей стране зарплата водителя автобуса составляет 40 000 – 70 000 руб. Точная сумма оклада зависит от нескольких факторов. В основном речь идет о специфике трудовой деятельности и от работодателя. Немаловажную роль играет должность специалиста:

  • туристический автобус в городе Москва (нужен опыт работы от пяти лет, а также водительское удостоверение образца РФ, ЗП – 50 000 – 70 000 руб.);
  • автобус корпоративного типа (требуется специалист с опытом работы 3-7 лет, необходимо наличие водительских прав категории D, а также хорошее знание ПДД и техники безопасности в процессе пассажирских перевозок, зарплата – 44 000 руб.);
  • перегонщик (опыт 1-4 года, водительские права категории D, DE, ЗП от 25 000 руб.);
  • служебный автобус (опыт, с которого кандидатура рассматривается на должность, составляет 3-7 лет, стаж – 5 лет и более, важную роль играет отсутствие ДТП с участием водителя на протяжении последних трех лет, ЗП от 50 000 руб.);
  • автобус регулярных перевозок пассажиров (нужен водитель с опытом от 3 и более лет, а также водительское удостоверение категории D, нужна действующая медицинская справка, ЗП – 60 000 – 80 000 руб.).

Троллейбус

Водитель троллейбуса в сравнении с водителем автобуса зарабатывает меньше, что связано с более простым управлением транспортным средством, невысокой скоростью движения, низкой стоимостью билета.

В Москве средний показатель зарплат составляет 65 000 руб., в Питере – 45 000 руб. В регионах этот уровень снижается до 20 000 – 30 000 рублей.

Маршрутное такси

В столице водитель маршрутного такси зарабатывает 50 000 – 60 000 руб. в среднем, а это на 4% больше, чем на территории всей России. Процентное соотношение зарплат по действующим вакансиям следующее:

  • 60% открытых вакансий подразумевают ЗП в 50 600 – 75 400 руб.;
  • 40% – 100 200 руб.

Конкретная сумма зависит от транспортного средства, которым управляет водитель, а также от набора требований. Основные требования, предъявляемые к специалисту, следующие:

  • наличие водительского удостоверения нужной категории;
  • наличия должного стажа вождения;
  • знание столичных дорог на высоком уровне;
  • готовность работать в течение всего дня;
  • наличие действующей медицинской справки;
  • усидчивость, устойчивость к стрессу.

Трамвай

В среднем по стране заработная плата водителя трамвая равна 45 000 руб. Основная обязанность человека, занимающего эту должность, заключается в организации пассажирских перевозок на регулярных городских маршрутах. Шофер, претендующий на эту должность, обязан соответствовать следующим требованиям:

  • наличие водительского удостоверения;
  • высокий уровень дисциплинированности;
  • пунктуальность;
  • наличие водительского удостоверения категории B, C;
  • прохождение предварительного обучения, предполагающего выплату стипендии, равной 17 300 руб.

В метро

Средняя зарплата машиниста в метро составляет 50 000 – 60 000 руб. В целом размер оклада пребывает в зависимости от квалификационного уровня и сложности маршрута. На должность принимаются специалисты 3, 2, 1 класса.

  1. Третья категория включает в себя молодых водителей, которые в течение 24 месяцев отработали в роли помощника главного машиниста. Они наделяются правом управления составом, включая маневровый локомотив.
  2. Вторая категория включает работников, которые на протяжении двух лет осуществляли деятельность в качестве машиниста третьего класса. После присвоения этой степени специалист может управлять пассажирскими составами и пригородными поездами.
  3. Первая категория присваивается водителям, которые отработали 4 года в качестве специалиста 2 класса. Эти работники метрополитена могут управлять составами пассажирского типа, а также поездами дальнего следования.

В других странах

В Европе и Северной Америке ситуация с оплатой труда водителей складывается намного лучше, чем в России. Например, у шоферов Германии ежемесячное жалование составляет 1800 – 2500 евро, что эквивалентно 120 000 – 180 000 руб.

Во Франции – 1700 – 2000 евро. В Соединенных Штатах Америки и в Канаде водители получают 3000 – 3400 евро в месяц.

Трудовые функции

Профессия водителя стала востребованной со времен появления общественного транспорта. В настоящее время на рынке вакансий можно найти несколько тысяч предложений по всей стране. Водителей принимают на работу на городские, междугородние, заказные, экскурсионные транспортные средства. Тем не менее, соискатель должен соответствовать внушительному набору требований.

Во-первых, речь идет о водительском удостоверении категории «Д». Во-вторых, потребуется наличие подтвержденного стажа в 2 года. В-третьих, придется пройти медкомиссию и тестирование психологического характера. В-четвертых, перед каждой рабочей сменой будет проводиться медосмотр.

В процессе выбора этой профессии стоит принять во внимание внушительный объем обязанностей специалиста:

  1. Соблюдение установленного графика движения транспортного средства, следование маршруту, который был установлен.
  2. Отсутствие превышения допустимых скоростей и технологических норм.
  3. Знание и соблюдение ПДД, локальных нормативных актов, которые регламентируют пассажирские перевозки.

Порядок оплаты труда в зависимости от системы и тарифные сетки

Систем оплаты труда водителя, как и в общем случае, существует несколько.

  1. Повременная. Водитель получает зарплату в зависимости от количества времени, проведенного за рулем. При этом период, в который он обедал или находился в автопарке, часто не учитывается.
  2. Сдельная. Применяется в отношении водителей транспорта дальнего следования. Уровень зарплаты определяется километражем, пройденным специалистом, он рассчитывается путем умножения ставки за 1 км на общее расстояние.
  3. Бестарифная. При этой форме расчета зарплаты доход каждого члена автопарка рассчитывается в соответствии с пропорцией его вклада в общий результат. Т. к. он непостоянен, рассчитывать на гарантированно стабильный размер дохода не приходится.
  4. При суммированном учете. В этом случае общая сумма зарплаты может быть рассчитана несколькими способами. Например, путем выплаты полного оклада за месяц или в соответствии с часовой тарифной ставкой.
Читайте также:
Зарплата сотрудников и работников МЧС в России в 2022-2022 годах

Порядок премирования

Как и в других профессиях, в этой сфере предполагаются премии за особые заслуги. Она может рассчитываться по тарифу от дополнительных перевозок или как процент от заработной платы.

Некоторые автопарки назначают фиксированные премиальные выплаты в размере, который зависит от конкретных заслуг.

Об ответственности работодателей при ненормированных переработках водителей – ниже на видео.

Структура положения об оплате труда

На каждом предприятии создается свое положение об оплате труда. По структуре оно должно соответствовать общепринятому шаблону.

  1. Основные положения. В этой части принято указывать поставленные цели, а также способы их достижения. Они могут заключаться в устранении несоответствий в процессе оплаты труда, закреплении специалистов в организации, соблюдении прав и интересов всех сотрудников, раскрытии их трудового потенциала. Важную роль играет устранение принципов, которые могут состоять в равной оплате за равный труд или в формировании новых возможностей. Допустимо описание всех систем оплаты труда.
  2. Тарифные условия. Раздел включает информацию о тарифной системе организации, а также об условиях ее практического использования. Здесь же отображается перечень нормативно-правовых актов, на базе которых производится нормирование труда специалистов. Прописываются все системы оплаты труда, а также условия по ним.
  3. Условия премирования. Порядок оформления этого раздела зависит от принципов руководства и масштаба предприятия. Каждое конкретное положение должно состоять из вводной части, параметров и условий премирования, размеров премиальных выплат. Разработка некоторых норм может делегироваться.
  4. Условия единовременного премирования. Раздел включает информацию о единовременных поощрениях за трудовой процесс и его результаты. В частности, речь ведется о премировании специалистов за следующие заслуги: выполнение заданий особой важности, победа в соревнованиях, достижение определенных показателей деятельности автопарка.
  5. Вознаграждение водителей по результатам деятельности организации. В этом разделе присутствуют всевозможные условия поощрения сотрудников по итогам работы автопарка. Здесь же прописывается круг работников, на которых распространяются эти нормы.
  6. Поощрения и надбавки. В этом разделе происходит группирование положений, а также описание дополнительных выплат. Они могут начисляться за совмещение должностей, профессиональный уровень мастерства, наличие ученой степени и высокой классности.
  7. Гарантии и компенсации. Если в режиме труда наблюдаются отклонения, они подлежат компенсации. Работодатель оплачивает простои, возникшие по его вине, задержку зарплаты, работу в ночное время, брак.
  8. Для отдельных категорий. Здесь учитывается дефицитность профессии, нюансы тарификации трудовой деятельности, нормирование труда.
  9. Прочие условия. Здесь содержатся условия оплаты, которые не вошли в предыдущие пункты.
  10. Нормирование труда. В этом разделе должны содержаться сведения о целях, методах, нормативно-правовой базе, обязательствах администрации и т. д.

Виды доплат

За сверхурочную работу, исполнение трудовых обязанностей в ночное время, совмещение профессий, классность, категории сотрудники получают дополнительные выплаты, а также работают по повышенной ставке в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и локальных нормативных актов предприятия.

Льготы и компенсации

Для того чтобы поощрить труд водителей общественных автотранспортных средств, Правительство РФ предусмотрено некоторые льготы материального характера:

  • бесплатный проезд на муниципальном общественном транспорте;
  • предоставление фирменной спецодежды на бесплатной основе;
  • дополнительные дни отпуска в количестве 8-12 суток;
  • выдача ежемесячных премий;
  • выплата 13-й зарплаты по итогам работы.

Также водитель может рассчитывать на помощь в процессе получения карты тахографа, а также бесплатного прохождения переподготовки для получения более высокой категории. Иногородние специалисты вправе рассчитывать на получение мест в общежитиях столицы.

Возмещение расходов при разъездном характере работы

Если работа является разъездной, работник может рассчитывать на возмещение расходов, потраченных на питание, размещение, топливные ресурсы, горюче-смазочные материалы, ремонт автотранспорта и т. д.

Аналогичным образом компенсируется амортизация личного транспортного средства во время служебных поездок.

Учет работы водителей и начисление заработной платы в 1С подробно рассмотрено ниже в инструкции.

«Первый шаг к паспорту»: как иностранцу получить РВП в 2022-2022?

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Разрешение на временное проживание (РВП) – это первый этап получения российского гражданства. Получив РВП в РФ в 2022-м, иностранный гражданин может безвылазно жить здесь и работать 3 года, без оформления новых разрешений, почти как россиянин. Можно работать, оформлять ИП, поступать на обучение, оформлять в детский сад детей и пользоваться иными преимуществами статуса временного жителя. Если есть желание интегрироваться «глубже», через год можно получить ВНЖ, а затем и российский паспорт.

Но получить его не так просто, как может показаться. Во-первых, РВП, за редким исключением, предоставляется на основании квоты. Во-вторых, для его получения нужно собрать целую кучу документов и подтверждений. Но ничего невозможного. Рассказываем, как получить разрешение: что нужно и куда бежать.

Основания для получения РВП

По сути, претендовать на РВП может любой иностранец, который намерен «бросить якорь» в России на ближайшие несколько лет. Но вот беда – в общем порядке разрешения выдаются в пределах утвержденной правительством квоты. Которая, к слову, ежегодно снижается.

Так, в 2022 году планируется выдать по квотам не более 60270 разрешений по всей стране (Постановление Правительства № 2793-р от 23.11.2019). Все они распределены по регионам в зависимости от запросов и демографической ситуации в субъектах. Например, в Москве квота на РВП 2022 года составляет всего 2000 разрешений, в СПб – 1500, в Московской области – 4000 тысячи РВП, а в Астраханской области – всего 300.

В рамках этих квот, получить РВП может по факту любой иностранец, при условии, что он:

  • владеет русским языком;
  • не страдает наркоманией;
  • не болеет ВИЧ/СПИДом и иными инфекциями, опасными для окружающих;
  • может подтвердить достаточность и законность своих доходов.
Читайте также:
Депортация иностранцев из России в 2022 году

Но как только региональная квота будет исчерпана, до следующего года заявления на получение РВП по квоте приниматься не будут. Кто не успел, тот опоздал – придется ждать следующего года или ехать в другой регион, где квоты еще остались. Потому мы настоятельно рекомендуем обращаться за РВП в начале календарного года.

А еще отдельные категории иностранцев могут на оформление РВП в РФ в 2022-м без учета квот. Они могут обратиться с заявлением в любое время и получить разрешение независимо от того, исчерпана квота или нет. Полный перечень таких льготников утвержден п. 3 ст. 6 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ», в их числе:

  • иностранцы, которые могут получить ВНЖ без РВП;
  • несовершеннолетние дети иностранцев с РВП;
  • супруги граждан РФ;
  • инвесторы;
  • иностранцы, поступившие в РФ на военную службу;
  • переселенцы-соотечественники – участники государственной программы;
  • граждане Украины, признанные беженцами или получившие временное убежище в РФ и другие.

Как оформить РВП

Ответственным органом являются отделы МВД по вопросам миграции (ОВМ МВД) по месту постановки иностранцев на миграционный учет (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ № 699 от 21.12.2016). Документы можно подать в такой отдел лично либо через МФЦ. В некоторых субъектах для этого созданы специальные организации. Например, в столице это Многофункциональные миграционные центры. А еще документы на РВП можно подать через Госуслуги.

Шаг 1. Соберите документы

Совершеннолетние иностранцы подают документы лично, за несовершеннолетних их подают законные представители. Перечень документов на РВП 2022 включает:

  • две личные фотографии;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справка об отсутствии судимостей в стране проживания для тех, кто въехал в РФ по визе;
  • медицинское заключение об отсутствии наркозависимости, а также ВИЧ и других инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Он не предоставляется мужчинами, достигшими возраста шестидесяти пяти лет, и женщинами, достигшими возраста шестидесяти лет, а также участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ и членами семьи;
  • заявление на РВП в двух экземплярах. Заявление подается по форме, утвержденной МВД. Заполнить его можно заранее или по месту подачи.

В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться и иные документы. Например, для несовершеннолетних потребуется свидетельство о рождении, для супругов граждан РФ – свидетельство о браке + паспорт супруга, для военных – контракт и т.д. Конкретный перечень документов для вашей ситуации рекомендуем уточнить по месту подачи.

Шаг 2. Оплатите госпошлину

Не забудьте предварительно заплатить госпошлину. Ее размер – 1600 рублей за одно разрешение (пп. 22 п. 1 ст. 333.28 НК). Квитанцию о ее уплате подавать не обязательно, но и не запрещено.

Шаг 3. Подайте документы и ждите рассмотрения

Выбирайте любой подходящий способ – лично, через МФЦ или через Госуслуги. Если все в порядке и заявление принимают, заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению (п. 91 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 891 от 27.11.2017).

Срок рассмотрения – до 6 месяцев в общих случаях (п. 23 Админрегламента) и до 2 месяцев в случае подачи заявления переселенцами-соотечественниками или иностранцами, прибывшими в РФ в безвизовом порядке (п. п. 24, 25 Админрегламента). За это время миграционные органы делают необходимые запросы, проверяют подлинность документов, проводят другие необходимые проверки.

Шаг 4. Получите уведомление о принятом решении

Когда окончательное решение принято, заявитель получает уведомление об этом с указанием результатов (п. 146 Админрегламента). В нем также будет указано время и место, где можно будет получить отметку об РВП в паспорте.

Шаг 5. Явитесь в ОВМ и поставьте в паспорт штамп

В обозначенное время посетите ОВМ и сдайте паспорт для проставления отметки об РВП. Ее поставят в течение дня обращения, а если такая возможность отсутствует технически – в течение 10 суток с момента обращения (п. 152 Админрегламента).

Что делать дальше?

После получения РВП иностранцу придется пройти дактилоскопическую экспертизу (абз. 3 п. 4 ст. 6 ФЗ № 115). Это снятие отпечатков пальцев и помещение их в базу данных. Для людей, получивших разрешение на временное проживание в России, процедура является обязательной.

Кроме того, в течение 7 рабочих дней с момента получения разрешения на временное проживание необходимо подать заявление о регистрации в структурное подразделение ГУВМ МВД России по месту нахождения жилого помещения, указанного при обращении с заявлением о выдаче разрешения. Если у вас нет возможности зарегистрироваться по месту жительства, вам необходимо встать на миграционный учет.

Есть и другие обязанности. Так, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения РВП Иностранец обязан подать в ОВМ уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП и приложить к нему справку или иной документ о доходах (п. 9 ст. 6 ФЗ № 115). Такое уведомление можно подать через отделения Почты России, лично в ответственный ОВМ или в электронной форме, если есть такая техническая возможность.

Такое уведомление нужно отправлять ежегодно. По крайней мере, пока вы не получите ВНЖ, а это возможно уже после 12 месяцев проживания с РВП. А там, еще 5 лет и гражданство. Если, конечно, у вас нет оснований для его упрощенного получения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: