Зарплата чиновников в России в 2021 году

Декларации 2021: сколько заработал Путин и кто стал самым богатым чиновником

Кремль и правительство обнародовали информацию о доходах и имуществе чиновников. В этом материале мы собираем самое интересное о том, что стало известно из деклараций.

  • Вдвое больший доход по сравнению с Путиным задекларировал премьер Михаил Мишустин — он составил 19,8 млн рублей. Это на 1,6 млн рублей больше, чем в 2019 году, когда Мишустин отчитался о доходе в 18,2 млн рублей. Как и в прошлом году, в списке задекларированного имущества, находящегося в пользовании у Мишустина, значатся земельный участок площадью 5500 кв. м, жилой дом площадью больше 861 кв. м, а также квартира, площадь которой превышает 141 кв. м. Такая же недвижимость находится в пользовании у его жены и сына. Доход супруги премьера в прошлом году составил 63,9 млн рублей.
  • В правительстве чиновником с самым высоким личным доходом остался глава Минпромторга Денис Мантуров. В прошлом году его доход, согласно декларации, составил 740,4 млн рублей — это на 145 млн больше, чем годом ранее. Доход увеличила и супруга министра — она задекларировала 13,6 млн рублей против 9,1 млн годом ранее. Общий доход Мантурова с супругой вырос до 754 млн рублей с 595,2 млн рублей годом ранее.
  • За прошедший год Мантуров значительно обновил свой автопарк: если ранее он декларировал три машины — Land Rover, Lada Vesta и ретро-автомобиль «ИЖ Москвич 408», то в прошлом году у него осталось два автомобиля — старая Lada Vesta и новая Tesla Model X. Отреставрированный «Москвич 408» Мантуров передал родственнику, сообщил «Интерфаксу» источник в Минпромторге. Пресс-служба ведомства заявила, что основную часть времени министр перемещается на служебном автомобиле Aurus отечественного производства. Среди недвижимого имущества Мантурова — четыре участка земли, жилой и гостевой дома, квартира и четыре машино-места.
  • В администрации президента самый высокий личный доход задекларировал помощник президента Игорь Левитин — 43 млн рублей — это на 17,6 млн больше, чем годом ранее.
  • По семейному доходу лидером в администрации Кремля стал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — его общий доход с супругой, олимпийской чемпионкой Татьяной Навкой, составил 225,4 млн рублей, следует из декларации. При этом Навка заработала из этой суммы 212,8 млн рублей — это почти в 17 раз больше дохода ее супруга.
  • Доход экс-премьера и зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева, в начале прошлого года ушедшего в отставку вместе с правительством, вырос на 7 млн рублей. Летом 2020-го он задекларировал 11 млн рублей дохода, сейчас — 18,1 млн рублей.
  • Председатель Госдумы Вячеслав Володин заработал 84 млн рублей. В прошлый раз он задекларировал 100,3 млн рублей дохода.
  • Самый высокий доход среди депутатов, 2,7 млрд рублей, задекларировал единоросс Григорий Аникеев. В списке недвижимости, принадлежащей депутату, больше не значатся земельный участок под жилую застройку площадью 588 кв. м, участок под строительство проездов и инженерных коммуникаций площадью 159 кв. м, а также жилые дома площадями 200 кв. м и 357,6 кв. м. Среди принадлежащих депутату транспортных средств указаны, например, вертолет AS 350 В3, вездеходный транспортер Hagglunds BV 206 и два автомобиля медицинской службы АМС-49415Н.
  • Оба долларовых миллиардера в Госдуме в прошлом году увеличили свои доходы. Депутат Леонид Симановский сообщил, что его доход за прошлый год составил 1,6 млрд рублей — это на 427 млн рублей больше, чем годом ранее. Его имущество за год не изменилось: два участка и два дома — жилой и гостевой, а также два Mercedes Benz, два маломерных судна и прицеп. Forbes при составлении рейтинга богатейших людей мира оценил состояние Симановского в $1,6 млрд (на 5 марта 2021 года). Доход депутата Андрея Скоча за год вырос на 40% — c 305,6 млн до 427,4 млн рублей. Среди имущества парламентария — два земельных участка, два дома и две квартиры (годом ранее было шесть участков, два дома и квартира). Forbes оценил состояние Скоча и его семьи в $8,6 млрд.

Фото Antonio Masiello / Getty Images

15 богатейших семей Кремля и Белого дома — 2021

15 богатейших семей Кремля и Белого дома — 2021

Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

Читайте также:
Зарплата медиков в Москве и других городах России в 2021 году

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Читайте также:
Средняя зарплата в Йошкар-Оле и республике Марий Эл в 2020-2021 году: сколько получают врачи, учителя и представители других профессий

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Сколько получают бюджетники и госслужащие России в 2021 году

По данным Счетной Палаты, за последние восемь лет зарплаты бюджетников выросли почти в два раза. Однако в основном это связано с ужесточением условий труда: сокращением персонала и увеличением нагрузки на трудовой коллектив. Пока работники бюджетной сферы России являются самой незащищенной группой трудового класса. В этом материале Bankiros.ru расскажет о том, что будет с зарплатами бюджетников и госслужащих в этом году.

Кто такие госслужащие и бюджетники и сколько они получают

К категории госслужащих относятся:

  • таможенники;
  • налоговые инспекторы;
  • специалисты погранслужбы ФСБ;
  • Роспотребнадзор;
  • сотрудники миграционной службы.

В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.

В 2020 году повысить зарплаты удалось только семи категориям бюджетников из 12. Для формирования представления о зарплатах бюджетников обозначим средние заработные платы работников науки и образования по регионам:

  • Москва – 39 600 рублей;
  • Санкт-Петербург – 31 600 рублей;
  • Нижний Новгород – 17 600 рублей;
  • Красноярск – 17 700 рублей;
  • Омск – 15 400 рублей;
  • Казань – 21 тысячу рублей;
  • Екатеринбург – 20 700 рублей;
  • Волгоград – 15 700 рублей;
  • Воронеж – 18 500 рублей;
  • Пермь – 21 300 рублей;
  • Ростов-на-Дону – 20 500 рублей;
  • Самара – 21 700 рублей;
  • Уфа – 9 100 рублей
  • Челябинск – 19 500 рублей.

По данным Минфина, число государственных служащих в этом году составляет 675,5 тысяч человек. В регионах работает также около 309 тысяч госслужащих. Их средняя зарплата составляет 39 тысяч рублей. При этом разброс достаточно большой: например, в столице такой специалист получает 60 тысяч рублей, а в Дагестане и Ингушетии около 25 тысяч. Именно на Кавказе, к слову, зафиксирована и самая низкая средняя заработная плата в принципе и именно у госслужащих.

Специалисты бюджетной сферы: медики, педагоги, работники культуры, получают заработную плату, которая формируется из средств федерального и местного бюджетов. Однако их заработная плата обычно значительными суммами не радует. Так, индексация становится для них единственным способом повышения заработной платы.

Когда проиндексируют зарплаты бюджетников и госслужащих

Назвать точные даты индексации никто не может. В апреле Минфин и Министерство труда и социальной защиты должны были внести предложения по повышению зарплат разных категорий бюджетников. На момент выхода публикации информации о точных датах для повышения зарплат неизвестны.

Читайте также:
Работа в России для граждан и жителей ДНР в 2021 году

Кому повысят зарплаты в этом году

Премьер-министр уверяет, что повышение оклада бюджетников в этом году – дело решенное. Поэтому повышения доходов стоит ждать медикам, учителям и преподавателям вузов и ССУЗов.

Министерство финансов предполагает, что повышение зарплат составит минимум 16%. Но повышение будет неравномерным. Это связано с разницей в уровне зарплат в стране, трудовым стажем, категорией работника и прочее. При повышении зарплаты конкретному работнику будут учитываться его обязанности, дополнительная нагрузка, рейтинг заведения и прочее. Так, некоторые специалисты могут ждать прибавки в полтора раза.

Повысят ли пенсии?

Заморозить индексацию пенсий правительство не решилось. Пенсионеры являются самой незащищенной категорией населения. Они сами оплачивают лекарства, ЖКХ, продукты и многое другое. Поэтому индексации пенсии стоит ждать, но вполне вероятно, что от темпов инфляции она все равно будет отставать. По предварительным данным, индексацию пенсий работающих граждан все-таки заморозят. Индексация произойдет только после увольнения пенсионера с работы.

Сколько получают бюджетники в регионах

Зарплаты специалистов бюджетников в этом году во многом зависят от их региона. Средняя зарплата бюджетников по стране составляет 29 тысяч рублей. Традиционно самый высокий уровень зарплаты в столице, а самые низкий в этом году в Омске. Счетная палата подтвердила традиционную проблему – заметная разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, говорится в отчете Счетной палаты. Так, ставки по одним и тем же должностям в разных регионах могут отличаться в разы. Например, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – 2755 рублей. Такой разрыв существенно затруднил реализацию президентских указов для ряда субъектов, считает Счетная палата.

Зарплаты российских чиновников в 2021 году

Как говорят, все профессии нужны и важны. Каждая из них занимает свою, только ей предназначенную ячейку в общественной жизни. Естественно, что разные профессии подразумевают и отличный размер зарплаты для их представителей. На него влияет много различных условий, таких как опасность, вредность или дефицитность данной специальности. Понятно, что человек всегда стремится получать более высокую зарплату. Это стремление принуждает его к более глубокому овладению секретами выбранной профессии, ведь за профессионализм тоже выплачивают различные надбавки и доплаты. Но не только этот фактор играет решающую роль в том, что каждый уважающий себя работник сознательно хочет добиться наивысших показателей в своей области труда. Огромное значение имеет также и вопрос самореализации человека в его труде, в способности труда приносить удовлетворение и гордость за достигнутые результаты.

Что касается профессий, связанных с производством материальных благ или предоставлением услуг, то тут более или менее все понятно. Результат труда каждого – налицо, его можно потрогать, взвесить или прочитать отзыв о предоставленной услуге в книге жалоб и предложений. Однако существуют профессии, оценить которые по результатам деятельности их представителей не так-то просто. К этому перечню относится и профессия государственного служащего – чиновника.

Представитель государственной власти

Нужно сказать прямо – в России издавна чиновников не любили и всегда их ругали. Но те, кто так поступает, иногда не совсем понимают, кто это такой – государственный служащий и в чем его задачи. Для среднестатистического россиянина, чиновник – это, прежде всего, человек, наделенный различными властными функциями. Однако такая характеристика однобока и до конца не отражает суть данного должностного лица.

Несомненно, чиновник – это государственный служащий, он находится на службе у государства. Однако суть этой должности носит не только властный характер. Этот служащий еще имеет право отдавать распоряжения от лица государства, а значит, выполняет определенную государственную задачу. Обыкновенный россиянин обычно награждает чиновников не совсем лестными прозвищами. В его понимании чиновник – это бюрократ, формалист, лицо, которое только даром получает высокую зарплату, ничего не делая и т. д. И тут не действует никакое функциональное содержание должности государственного служащего. Чиновник здесь весьма определенно воспринимается, как прослойка населения. Такое отношение к людям, состоящим на государственной службе, сформировалось еще в далекие времена российской истории.

Начало чиновничеству в Российском государстве положил Петр I, который ввел в действие Табель о рангах. Именно он увидел возникшую необходимость в людях, которые должны были упорядочить действия государства.

Читайте также:
Транзитная виза в Россию для иностранцев в 2021 году: документы и особенности получения

Кстати, почему-то большое количество рядовых граждан считают, что депутаты различных уровней также чиновники. Конечно, это неверно. Депутат отнюдь не выступает тем, кто упорядочивает действия государства, он является народным посланником, который доносит требования народа до этого самого государства. Поэтому чиновник и депутат – это два разных понятия, которые не стоит путать между собой.

Как известно, зарплату государственный служащий получает из государственного бюджета, который наполняется за счет налогов, удерживаемых с налогоплательщиков. Чиновнику не разрешается:

  • способствовать кому бы то ни было в получении государственных субсидий, дотаций и льгот, а также лоббировать их интересы в бизнесе;
  • иметь свой бизнес напрямую или через посредников;
  • входить напрямую или через посредников в руководство различных коммерческих структур, занимающихся частным предпринимательством;
  • препятствовать в получении информации другими лицами, право на которую те имеют согласно требованиям правовых документов, распоряжений и постановлений, а также замалчивать или искривлять ее.

Кроме того, каждому чиновнику предписано знать и выполнять основные принципы строительства государственной службы:

  • служить своему народу;
  • придерживаться принципов гуманизма, демократии и социальной справедливости;
  • осознавать приоритет общегражданских и общечеловеческих прав;
  • быть профессионалом, компетентным, честным и преданным своему делу;
  • проявлять ответственность и дисциплинированность.

Устроиться на работу чиновником не представляет особого труда. Распространено мнение, что для этого обязательно необходимо высшее образование. Это не совсем так. Наличие высшего образования – лишь одна из желательных составляющих требований, предъявляемых к кандидатам. При всем при этом такой профессии, как чиновник, на сегодняшний день реально не существует, хотя рейтинг государственных служащих довольно высокий, как и их доходы. Проведенный анализ показывает, что чаще всего у них есть высшее юридическое образование, за ними идут те, кто обладает высшим образованием по экономике. Замыкают тройку лидеров имеющие тот же уровень образования в области международных отношений. Практически все руководящие кадры госструктур начинали свое восхождение по служебной лестнице с самого низа. Само по себе наличие высшего образования не дало им право сразу же занять высокие руководящие должности.

Материальная сторона

Зарплата российских государственных служащих имеет довольно высокий уровень. В 2018 году ее средний размер составлял сумму в 132 тысячи 500 рублей. В текущем, 2021 году, она будет повышена примерно на 4%, и ее величина составит 137 тысяч 800 рублей.

Однако у госработников низшего звена денежное вознаграждение намного ниже и находится в пределах 25-26 тыс. рублей (у работника первой категории).

По данным Минфина, наиболее высокие денежные выплаты получают в Аппарате российского Правительства, на втором месте – Администрация Президента РФ, замыкает тройку лидеров Совет Федерации Федерального собрания РФ. Во всех этих государственных органах средняя заработная плата находится в пределах 180-220 тысяч рублей. Они значительно превышают подобные выплаты в других отраслях хозяйства, особенно в российских регионах.

Стоит отметить тот факт, что повышение заработной платы госчиновников этой категории происходит сообразно уровню инфляции, тогда как у трудящихся, занятых в других отраслях, обычное годовое повышение имеет размер ниже уровня инфляции за год. Нужно сказать и еще об одном обстоятельстве – средний показатель величины заработной платы может дать не совсем объективную картину, потому что у госработников низкого ранга она значительно ниже, нежели у госслужащих высшего ранга, а при подсчете они суммируются.

Ознакомившись с размерами заработной платы госчиновников высокого ранга, впору задать вполне резонный вопрос: почему же эти выплаты имеют настолько большой размер? Ответ Правительства на этот вопрос гласит о том, что это связано с поднятием привлекательности госслужбы и ее престижа. Считается, что именно из-за этого наиболее подготовленные управленческие кадры будут мигрировать из других отраслей на госслужбу, которая сможет обеспечить их конкурентными окладами в сравнении с гражданской службой.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию профессионального юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих. Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год. Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

Читайте также:
Налог на безработных в России в 2021 году: введение нового закона, сколько будут платить

Позиция Минфина

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

Как пояснил Министр финансов Антон Силуанов, возникла острая необходимость сократить расходы по социальному обеспечению на 10%. Поэтому придется пропустить очередное повышение зарплат госслужащих в 2021 году. Единственная категория работников, которым выплаты будут проиндексированы в изначально предусмотренном объеме, — это военнослужащие. Им оклады будут повышены уже осенью следующего года. Рассчитывать на индексацию также могут прокуроры и следователи, учитывая, что соответствующая правка уже была внесена в проект бюджета. Индексироваться будут не только оклады, но и предусмотренные законом премии и надбавки. У этой категории госслужащих выплаты вырастут на 5,7%.

Министр отметил, что вынужденное сокращение расходов обусловлено необходимостью сбалансировать бюджет на фоне уменьшения объема поступлений. Только путем реализации такой непопулярной меры удастся сократить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование других социальных статей.

Частичная компенсация

Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.

Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.

Таким образом, чиновники получат свои надбавки, но только через несколько лет. Впрочем, это только планируемое увеличение. Если ситуация в экономике не улучшится, правительство может снова заморозить индексацию или пересмотреть ее размер.

Кому были проиндексированы зарплаты

Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.

Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:

  • детских садах;
  • высших учебных учреждениях;
  • больницах и поликлиниках;
  • среднеобразовательных школах;
  • культурных учреждениях;
  • научных институтах и т. д.

Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.

Кому будут проиндексированы зарплаты в 2021 году

В отличие от бюджетных организаций, частные коммерческие предприятия и учреждения обязаны ежегодно повышать заработные платы своим сотрудникам. Соответствующая норма предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января работодатели будут индексировать зарплаты своих сотрудников. В зависимости от ситуации, они могут это делать не один, а несколько раз в год. При этом законом предусмотрено, что минимально допустимый размер индексации должен соответствовать уровню годовой инфляции за предыдущий период. Но работодатель вправе превысить данный минимум на свое усмотрение, руководствуясь своей корпоративной политикой и финансовыми результатами. На данный момент нет точной информации об официальном уровне годовой инфляции. Но, согласно предположениям экспертов, речь идет о 4%. А это значит, что с 1 января россиянам, трудоустроенным на коммерческих предприятиях, оклады будут проиндексированы минимум на 4%.

Отсутствие ежегодной индексации на коммерческом предприятии – прямое нарушение норм трудового законодательства. Оказавшись в такой ситуации, сотрудник может пожаловаться на работодателя в надзорный орган, руководствуясь ст. 353 Трудового Кодекса РФ.

Но далеко не во всех случаях работнику стоит рассчитывать на удовлетворение заявленных требований. Предприятие может оспорить предписание об индексации зарплат, сославшись на наличие дополнительных выплат (премий, надбавок). При этом важно, чтобы их размер был весьма внушительным.

С 1 января зарплаты будут повышены в первую очередь сотрудникам, оклады которых ниже 12 392 руб. Именно до этого значения будет увеличен федеральный минимальный размер оплаты труда в 2021 году. В отдельных регионах действуют местные ограничения по МРОТ.

Читайте также:
Правила въезда граждан Армении в Россию в ноябре 2021 года в связи коронавирусом: когда откроют границы

О внесении изменений в отдельные областные законы

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ

Принят
Законодательным Собранием

28 октября 2021 года

Статья 1

Внести в Областной закон от 26 июля 2005 года № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 2 слова «далее также» заменить словами «далее, если иное не оговорено особо,»;

2) в части 2 статьи 17:

в предложении третьем абзаца девятого слова «которому назначена» заменить словами «которому в период прохождения гражданской службы назначена»;

дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«Гражданские служащие, ранее получившие в установленном порядке единовременное (выходное) пособие исходя из продолжительности стажа работы (выслуги лет) при увольнении из Вооруженных Сил, органов внутренних дел, органов прокуратуры, судов, других федеральных государственных органов, государственных органов иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеют право на выплату единовременного пособия в соответствии с настоящим пунктом только за полные годы стажа государственной гражданской службы Ростовской области.»;

дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«Размер единовременного пособия за полные годы стажа гражданской службы определяется исходя из размера должностного оклада, установленного на 1 января года увольнения гражданского служащего;»;

в абзаце первом слова «за ученую степень, соответствующую» заменить словами «за ученую степень, почетное звание Российской Федерации, соответствующие»;

абзац третий дополнить словами «, почетное звание Российской Федерации»;

в абзаце четвертом слова «за ученую степень, соответствующую направлению деятельности гражданского служащего,» исключить, слова «ученой степени» заменить словами «ученой степени, почетного звания Российской Федерации»;

в абзаце пятом слова «за ученую степень» исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Размеры ежемесячной доплаты ежегодно увеличиваются (индексируются) руководителем государственного органа в сроки и в размере повышения (индексации) окладов денежного содержания. При увеличении (индексации) размеры ежемесячной доплаты подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.»;

3) часть 4 статьи 18 дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного абзацем десятым пункта 5 части 2 статьи 17 настоящего Областного закона»;

а) часть 10 признать утратившей силу;

в абзаце первом слова «частей 9 и 10» заменить словами «части 9», слова «, а гарантия, предусмотренная частью 10 настоящей статьи, – в размере четырех с половиной должностных окладов» исключить;

абзац двенадцатый признать утратившим силу.

Статья 2

Внести в Областной закон от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» следующие изменения:

а) в части 5 слова «за ученую степень, соответствующую» заменить словами «за ученую степень, почетное звание Российской Федерации, соответствующие»;

абзац восьмой после слова «назначением» дополнить словами «в период прохождения муниципальной службы»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Муниципальные служащие, ранее получившие в установленном порядке единовременное (выходное) пособие исходя из продолжительности стажа работы (выслуги лет) при увольнении из Вооруженных Сил, органов внутренних дел, органов прокуратуры, судов, других федеральных государственных органов, государственных органов Ростовской области или иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления других муниципальных образований, имеют право на выплату единовременного пособия в соответствии с настоящей частью только за полные годы стажа муниципальной службы в соответствующем муниципальном образовании.»;

2) часть 3 статьи 11 дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного абзацем десятым части 9 статьи 9 настоящего Областного закона».

Статья 3

Внести в часть 4 2 статьи 12 Областного закона от 15 февраля 2008 года № 872-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области» изменение, исключив слова «(индексируется)» и «(индексации) окладов».

Статья 4

Внести в подпункт «г» пункта 3 части 3 статьи 17 Областного закона от 13 октября 2008 года № 103-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» изменение, дополнив его словами «, почетное звание Российской Федерации».

Статья 5

Внести в Областной закон от 10 декабря 2010 года № 538-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области» следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1. Должностной оклад в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью государственной гражданской службы Ростовской области «специалист» устанавливается в размере 7318 рублей.»;

2) часть 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«3. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области определяется представителем нанимателя в соответствии с нормативным правовом актом Правительства Ростовской области, в иных государственных органах – представителем нанимателя.»;

Читайте также:
Уровень инфляции в России в 2020-2021 годах: таблица и динамика развития

3) в пункте 6 части 2 статьи 11 слово «пяти» заменить словом «восьми»;

4) в приложении 2:

«Заместитель начальника управления

Начальник отдела – главный бухгалтер

Заместитель начальника отдела

Начальник отдела в составе управления

Заместитель начальника отдела в составе управления

изложить в следующей редакции:

«Заместитель начальника управления

Начальник отдела – главный бухгалтер

Заместитель начальника отдела

Начальник отдела в составе управления

Заместитель начальника отдела в составе управления

«Консультант первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области

Помощник депутата Законодательного Собрания Ростовской области – ведущий специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

изложить в следующей редакции:

«Консультант первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области

Консультант заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области

Помощник депутата Законодательного Собрания Ростовской области – ведущий специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

«Заместитель: председателя комитета, начальника главного управления, начальника управления, руководителя протокола Губернатора Ростовской области

изложить в следующей редакции:

«Заместитель: председателя комитета, начальника главного управления, начальника управления, руководителя протокола Губернатора Ростовской области

«Руководитель секретариата Вице-губернатора Ростовской области

Руководитель секретариата первого заместителя Губернатора Ростовской области

изложить в следующей редакции:

«Руководитель секретариата Вице-губернатора Ростовской области

Руководитель секретариата первого заместителя Губернатора Ростовской области

Заместитель начальника отдела

Заместитель начальника пресс-службы

Начальник отдела в составе комитета, главного управления, управления

Заместитель начальника отдела в составе комитета, главного управления, управления

Руководитель (начальник) службы

Заместитель главного бухгалтера

изложить в следующей редакции:

Заместитель начальника отдела

Заместитель начальника пресс-службы

Начальник отдела в составе комитета, главного управления, управления

Заместитель начальника отдела в составе комитета, главного управления, управления

Руководитель (начальник) службы

Заместитель главного бухгалтера

«Советник: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области

Консультант: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области

Помощник: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области – главный специалист

Помощник министра – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

изложить в следующей редакции:

«Советник: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области

Консультант: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области

Помощник: Вице-губернатора Ростовской области, заместителя (в том числе первого) Губернатора Ростовской области – главный специалист

Помощник министра – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

в) в разделе III:

«Заместитель: директора департамента, руководителя Региональной службы, председателя комитета, начальника управления, инспекции

Директор департамента в составе министерства

Начальник управления в составе министерства, Региональной службы, комитета, департамента

Начальник инспекции в составе министерства, Региональной службы, комитета, департамента

Заместитель директора департамента в составе министерства

Заместитель начальника управления в составе министерства

Начальник отдела в составе министерства

Начальник отдела в составе управления министерства, департамента, Региональной службы, комитета, управления, инспекции

Заместитель начальника инспекции в составе министерства

Заместитель начальника отдела в составе министерства, департамента, Региональной службы, комитета, управления, инспекции

Помощник министра – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

изложить в следующей редакции:

«Заместитель: директора департамента, руководителя Региональной службы, председателя комитета, начальника управления, инспекции

Директор департамента в составе министерства

Начальник управления в составе министерства, Региональной службы, комитета, департамента

Начальник инспекции в составе министерства, Региональной службы, комитета, департамента

Заместитель директора департамента в составе министерства

Заместитель начальника управления в составе министерства

Начальник отдела в составе министерства

Начальник отдела в составе управления министерства, департамента, Региональной службы, комитета, управления, инспекции

Заместитель начальника инспекции в составе министерства

Заместитель начальника отдела в составе министерства, департамента, Региональной службы, комитета, управления, инспекции

Помощник министра – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

Начальник отдела – главный бухгалтер

Заместитель начальника отдела

Консультант по выборам

Специалист первой категории

Специалист второй категории

изложить в следующей редакции:

Начальник отдела – главный бухгалтер

Заместитель начальника отдела

Консультант по выборам

Специалист первой категории

Специалист второй категории

«Заместитель начальника управления

Начальник отдела – главный бухгалтер

Читайте также:
Сроки получения и рассмотрения гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2021 году

Помощник председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

изложить в следующей редакции:

«Заместитель начальника управления

Начальник отдела – главный бухгалтер

Помощник председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области – главный специалист

Специалист первой категории

Специалист второй категории

е) раздел VI изложить в следующей редакции:

«РАЗДЕЛ VI.
Коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов,
и размеры ежемесячного денежного поощрения государственных
гражданских служащих Ростовской области
в аппарате мирового судьи

Помощник мирового судьи

Секретарь судебного заседания

Специалист первой категории

ж) раздел VII изложить в следующей редакции:

«РАЗДЕЛ VII.

Коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов,
размеры ежемесячного денежного поощрения государственных
гражданских служащих Ростовской области в аппарате
Ведомства по управлению государственной
гражданской службой Ростовской области

з) в разделе VIII:

«Руководитель секретариата Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области

Помощник Уполномоченного по правам человека в Ростовской области – главный специалист

Помощник Уполномоченного по правам ребенка – главный специалист

изложить в следующей редакции:

«Руководитель секретариата Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области

Помощник Уполномоченного по правам человека в Ростовской области – главный специалист

Помощник Уполномоченного по правам ребенка – главный специалист

Статья 6

1. До 1 января 2022 года приостановить действие:

1) части второй статьи 36 Областного закона от 8 июня 1994 года № 1-ЗС «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области»;

2) абзаца четвертого части 1 статьи 9 Областного закона от 10 декабря 2010 года № 538-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области».

2. Установить, что с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года выплата, предусмотренная частью второй статьи 36 Областного закона от 8 июня 1994 года № 1-ЗС «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области», осуществляется исходя из размера должностного оклада, установленного на 30 сентября 2021 года.

3. Установить, что с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года размер единовременной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 9 Областного закона от 10 декабря 2010 года № 538-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области», определяется исходя из размеров должностного оклада и оклада за классный чин, установленных на 30 сентября 2021 года.

4. Установить, что в связи с принятием настоящего Областного закона перерасчет размеров ранее назначенных в соответствии с Областным законом от 15 февраля 2008 года № 872-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области» государственных пенсий за выслугу лет производится до 31 декабря 2021 года.

5. Установить, что с 1 января 2022 года размер ежегодной компенсации на лечение, выплачиваемой в соответствии с Областным законом от 26 июля 2005 года № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области», определяется исходя из установленного на 1 января текущего года должностного оклада по соответствующей должности государственной гражданской службы Ростовской области.

Статья 7

Признать утратившими силу:

1) пункт 3 статьи 1 Областного закона от 20 марта 2006 года № 470-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О государственной гражданской службе Ростовской области»;

2) подпункт «а» пункта 2 статьи 1 Областного закона от 10 декабря 2010 года № 542-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О государственной гражданской службе Ростовской области»;

3) подпункт «а» и абзацы третий и четвертый подпункта «б» пункта 3 статьи 1 Областного закона от 24 декабря 2012 года № 1010-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы»;

4) Областной закон от 25 декабря 2014 года № 299-ЗС «О внесении изменения в статью 28 Областного закона «О государственной гражданской службе Ростовской области».

Статья 8

1. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев третьего и четвертого подпункта «а» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 1, абзацев третьего и четвертого подпункта «б» пункта 1, пункта 2 статьи 2, статьи 7 настоящего Областного закона.

2. Абзацы третий и четвертый подпункта «а» пункта 2, пункты 3 и 4 статьи 1, абзацы третий и четвертый подпункта «б» пункта 1, пункт 2 статьи 2, статья 7 настоящего Областного закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

3. Действие пунктов 1, 3 и 4 статьи 5 настоящего Областного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2021 года.

Первый заместитель Губернатора Ростовской области

г. Ростов-на-Дону
28 октября 2021 года
№ 582-ЗС

Зарплаты столичных строителей растут беспрецедентными темпами

Из рабочих специальностей больше всего выиграли плиточники в Москве и Санкт-Петербурге. За пять лет их зарплаты выросли на 82 и 80% соответственно. Значительная часть этого роста приходится на пандемию. Год назад плиточник в столице зарабатывал в среднем 70 000 руб., сейчас – 100 000 руб. В Санкт-Петербурге его средняя зарплата выросла на 25 000 руб. – с 65 000 до 90 000 руб. в месяц.

Читайте также:
Переезд из районов крайнего Севера пенсионеров и работающих в 2021 году: компенсация и оплата расходов, документы, размер пенсии и льготы

Чуть менее активно росли доходы монтажников систем вентиляции и кондиционирования (за пять лет на 67%), монтажников наружных трубопроводов (+56%, Москва), арматурщиков и электромонтажников (+56%, Санкт-Петербург), монтажников окон ПВХ (27,7% в Москве и 28,6% в Санкт-Петербурге), электрогазосварщиков (21,4%, Москва) и стропальщиков (22,2%, Санкт-Петербург).

Требовательный монтажник

Сейчас ожидания соискателей в строительной отрасли значительно выросли, говорит вице-президент – руководитель блока девелопмента компании «Интеко» Станислав Фролов. Поэтому компании увеличивают фонд оплаты труда. За последний год заработная плата специалистов строительных профессий в «Интеко» в некоторых случаях увеличилась примерно на треть. Например, на позициях девелопмент-менеджера и инженера по отделочным работам зафиксирован рост на 24 и 39% соответственно, говорит Фролов. Сейчас в компании «Интеко» открыто примерно 20 вакансий – ищут аналитиков, инженеров, геодезистов, BIM-разработчиков (Building Information Model, информационная модель здания) и менеджмент среднего звена. На стройплощадках большая часть работников – сотрудники генподрядчика, который самостоятельно планирует кадровый резерв.

По некоторым специальностям заметно влияние пандемии – например, очень многие сметчики, почувствовав вкус удаленной работы, не хотят снова работать в офисе или соглашаются на офисную работу только с большими ожиданиями по заработной плате. Такой же тренд намечается по проектировщикам, рассказывает Павел Вайнер, ведущий консультант по подбору персонала Kelly Services.

Ожидания сотрудников растут еще быстрее, чем реальные зарплаты. По данным hh.ru, в 2020 и 2021 гг. работодатели предлагали жалованье немногим менее 60 000 руб. за месяц, сотрудники просили значительно больше – от 61 000 до 65 000 руб. За год (по сравнению с июнем 2020 г.) предложения по зарплате на сайте hh.ru выросли на 4%, а запрашиваемая кандидатами сумма – на 5%.

56 614 рублей –

средняя зарплата в России за апрель, по данным Росстата

Самые высокие зарплаты получают наиболее квалифицированные рабочие со значительным стажем работы и опытом руководства бригадой, считают аналитики SuperJob. В 2021 г. в Москве и Санкт-Петербурге промышленный альпинист высокой квалификации получал 180 000 и 170 000 руб. соответственно, монтажники пластиковых окон – 160 000 и 150 000 руб., каменщик, монолитчик, плиточник, электрогазосварщик и электромонтажник – 150 000 и 140 000 руб.

На рынке не хватает кадров с цифровыми компетенциями – например, редких специалистов по BIМ-моделированию, которые могут зарабатывать до 250 000 руб. в месяц, говорит Феликс Кугел, управляющий директор Unity.

Оставшиеся в России трудовые мигранты значительно повышают стоимость своих услуг, так как они востребованы, говорит Владимир Османкин, руководитель группы консультантов Ancor Industry. За высококвалифицированные кадры также идет борьба. Приходится переманивать сотрудников, предлагая им лучшие условия. В Ancor Industry поступает множество запросов на исследования зарплат – работодатели хотят пересмотреть свои системы мотивации в компании, говорит Османкин.

Больше строят

По данным Росстата и Минстроя, на 1 июня 2021 г. на территории России ввели 28,8 млн кв. м жилья – на 29,7% больше показателя аналогичного периода 2020 г. Согласно оценкам аналитического центра Дом.РФ, новое жилищное строительство в России с января по май выросло по сравнению с прошлым годом на 78%. Причем 35 регионов нарастили строительство в 2 раза и более. Генеральный директор Дом.РФ Виталий Мутко в интервью ТАСС связал строительный бум с программой льготной ипотеки. Больше строек – больше вакансий.

По данным hh.ru, больше всего вакансий в строительстве появляется в феврале и начале лета. В феврале 2020 г. число вакансий в России по сравнению с прошлым годом выросло на 16%, в феврале 2021 г. – на 20%. В июне и июле 2020 г. – на 38 и 21% соответственно, в июне 2021 г. – на 4%. Всего в июне на сайте hh.ru – 93 122 вакансии строительных компаний. Из них 17 439 – в Москве и 7471 – в Петербурге. Чаще всего ищут рабочих строительных специальностей (разнорабочие, слесари, отделочники, штукатуры, маляры, сварщики), инженеров, специалистов по эксплуатации, проектированию и управлению проектами, а также архитекторов и прорабов.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Мурманск в 2020-2021 году: отзывы переехавших, зарплаты, цены на продукты и недвижимость

Не хватает миллиона

На объектах, строящихся в Москве по адресной инвестпрограмме (АИП), сейчас задействовано около 55 000 человек. Чтобы увеличить темпы строительства, столице необходимо еще 20 000–25 000 человек, говорил ранее руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

Однако закрыть вакантные места сложнее обычного. В пандемию и карантин на каждую вакансию приходилось 3–4 резюме. С августа 2020 г. на вакансию претендуют два кандидата (за исключением декабря и января). Раньше проблему нехватки кадров по ряду специальностей решали за счет трудовых мигрантов. Но в пандемию начался отток иностранных кадров, и рассчитывать можно только на внутренний ресурс.

Большинству россиян не интересны освободившиеся позиции, говорит Кугел. Кандидаты не готовы к тяжелому физическому труду и работе вахтовым методом. К тому же даже с ростом зарплат стройкомпаниям сложно конкурировать за синих воротничков с работодателями из сферы доставки, которые готовы предложить соискателям ежедневные выплаты и гибкий график, замечает Кугел. Около 83% работников строительной отрасли постоянно перерабатывают, показало совместное исследование hh.ru и «Росгосстрах жизни», проведенное в июне 2021 г. Примерно 32% строителей задерживаются на работе каждый день.

Если в столице на данный момент не хватает 20 000 работников-строителей, то в России в целом нужно более 1 млн специалистов, считает Кугел. Трудность в том, что российские строительные вузы и колледжи не выпускают столько специалистов за год. Московский государственный строительный университет ежегодно выпускает около 1500 инженеров-строителей. Из них примерно 600 – с красным дипломом, по данным вуза.

В Москве пять крупных строительных колледжей – каждый выпускает около 1000 студентов в год. Все вместе они не могут оперативно закрыть потребности Москвы в 25 000 специалистов, рассказал «Ведомостям» источник в одном из колледжей.

По данным исследований комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, в отрасли строительства в Санкт-Петербурге занято более 300 000 человек (301 964 на конец 2020 г.). На 1 января вакантных мест в городе было 3398, а на 1 июля – 5302.

В Северо-Западном федеральном округе комплексной подготовкой специалистов в области строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем занимается Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Сейчас там учится свыше 13 000 студентов по 100 образовательным программам. В год СПбГАСУ выпускает около 2000 специалистов. Более 85% выпускников трудоустроены или продолжают обучение по профилю образования. Непосредственно на факультете строительства учатся примерно 3200 студентов, из которых 316 – граждане иностранных государств (Китай, Монголия, Афганистан, Сирия, Турция, Марокко, Йемен, Египет, Казахстан, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения). В 2021 г. диплом получили 665 выпускников, включая 63 иностранных студента, отмечает декан строительного факультета Александр Панин. На архитектурном факультете СПбГАСУ подготовили 417 специалистов. Бакалавры и магистры факультета в рамках учебного курса выполняли проекты по теме «Реконструкция Кронштадта», говорит декан архитектурного факультета Федор Перов. Факультет инженерной экологии и городского хозяйства в 2021 г. окончили 262 выпускника.

В Ancor Industry собирали статистику по поступающим в вузы и заметили значительное снижение количества абитуриентов, которые выбрали для себя обучение по строительной специальности. Отрасль строительства менее привлекательна для выпускников школ и менее привлекательна в целом для соискателей из других отраслей бизнеса, сказал Османкин.

Мигранты и высокие технологии

Практически каждый третий работодатель (32%) из строительной отрасли выступает за ввоз трудовых мигрантов из-за острого дефицита отечественных специалистов, говорится в опросе SuperJob. Минстрой планирует упростить релокацию кадров из стран СНГ, однако в условиях пандемии работодатель, организующий переезд специалистов, не застрахован от вспышек заболеваемости на стройке и, как следствие, простоев, считает Кугел.

В отрасли несколько лет наблюдается тенденция к снижению общей численности работников благодаря внедрению новых строительных технологий, поэтому кадровый дефицит не ставит под угрозу ее деятельность, говорит представитель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Спрос на работников низкой квалификации сокращается и, по прогнозам комитета, будет сокращаться в дальнейшем. Наиболее востребованы в отрасли маляры, штукатуры, бетонщики, плотники, монтажники, арматурщики, слесари-сантехники, облицовщики-плиточники, а также кровельщики, инженеры, прорабы и архитекторы, говорит представитель комитета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: