Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Как будут реформировать систему образования в 2022 году

Президент в послании озвучил реформы системы образования на следующий год. Охват дошкольным обучением в 2022 году планируется довести до 65%, в школах введут учебную программу, которая не станет перегружать детей, число госгрантов в вузах увеличится на четверть, а 30 университетов смогут сами принимать решения об учебных планах и квотах приёма.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая с посланием парламенту, анонсировал Год поддержки молодёжи и укрепления здоровья населения и, в частности, очертил задачи по реформированию системы образования.

Дошкольное образование

«Нашей стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы является создание необходимых условий для полного охвата им всех детей», — сказал президент.

«В следующем году нам предстоит увеличить охват дошкольным образованием до 65%, а к концу 2023 года — до 75%, — заявил глава государства. — За счёт выделения из бюджета 600 млрд сумов субсидий будет создано 2000 негосударственных детских садов, доля частного сектора в данной сфере возрастёт до 25%».

Кроме того, в 2022 году системой бесплатной подготовки к школе будут охвачены 560 тысяч, или 82%, детей в возрасте шести лет. В отдалённых сёлах расширится использование альтернативных форм дошкольного образования.

Школьное образование

Будут ускорены реформы, направленные на коренное улучшение и повышение качества школьного образования с созданием достойных условий для учителей, заявил президент.

В новом году из бюджета будет выделено 2 трлн сумов на строительство 30 новых школ, ремонт и улучшение материально-технической базы 320 школ. В ближайшие два года на внедрение единой системы «электронного образования» будет направлено 250 млрд сумов.

«Чтобы кардинально повысить качество образования, прежде всего необходимо привести учебные планы, методические пособия для преподавателей в соответствие с передовыми международными стандартами, — подчеркнул глава государства. — Чтобы развивать у детей навыки аналитического и креативного мышления, нужно создавать для них содержательные и понятные учебники. В связи с этим в следующем учебном году в начальных классах на основе лучшего зарубежного опыта будет введена „Национальная учебная программа“, которая не станет перегружать ребёнка».

Качество школьного образования должно быть одинаково высоким как в столице, так и в отдалённых сёлах, особо выделил в послании президент. Для этого предстоит реализовать программу по обеспечению школ в отдалённых районах квалифицированными кадрами и повышению качества образования.

«Учителям, которые преподают в отдалённой школе в другом районе, будет выплачиваться 50-процентная, а преподающим в другом регионе — 100-процентная надбавка к заработной плате. До этого мы обсуждали, почему учителя, педагоги неохотно едут в отдалённые районы, [поэтому мы внедряем такую систему]. Думаю, это будет справедливо», — сказал президент, добавив, что из бюджета будут выделяться субсидии для стимулирования деятельности частных школ в регионах.

В следующем году, сказал Шавкат Мирзиёев, в стране начнут действовать 10 президентских школ, 197 специализированных школ по химии, биологии, математике и информационным технологиям. Для глубокого освоения нашей молодёжью Узбекистана высоких технологий и знаний, подготовки национальных кадров новой формации в Ташкенте откроется новый современный университет с «самыми передовыми образовательными программами», где будут преподавать иностранные учёные и преподаватели.

«Конечно, уже много наших юношей и девушек выезжают за пределы республики, чтобы учиться в престижных учебных заведениях, они участвуют в международных конкурсах, побеждают занимают призовые места, — сказал президент. — Теперь мы хотим создать достойные условия для их образования на родине. Конечно, это сложная задача, по мановению руки это не случится. Но обучение на родине, рядом с родителями и близкими будет кратно лучше и качественнее для молодёжи».

Для формирования у детей со школьного возраста трудовых навыков будет внедрена система профессионального обучения.

Повышение квалификации учителей и стимулирование их труда

До настоящего времени учителя проходили повышение квалификации каждые пять лет. А теперь им необходимо будет постоянно повышать её на основе принципа «обучение на протяжении всей жизни». Будут пересмотрены критерии присвоения им категорий исходя из знания своего предмета, педагогических навыков и психологической подготовки.

«Хочу ещё раз подчеркнуть: профессия учителя должна стать самой авторитетной и уважаемой в обществе. И задача государства — создать все условия для того, чтобы учителя в первую очередь заботились о предоставлении детям качественного образования, а также о самосовершенствовании» — сказал президент.

В следующем году будет продолжена работа по обеспечению достойной оплаты труда учителей, наставников и методистов. На эти цели в региональные фонды стимулирования работников народного образования будет направлено 330 млрд сумов. Размер доплаты за классное руководство более чем 240 тысячам школьных учителей будет увеличен в 1,5 раза, на это из бюджета предусмотрено выделить 400 млрд сумов.

Высшее образование

Особое внимание будет уделено повышению охватом и качества высшего образования. Начиная со следующего года число государственных грантов на получение высшего образования будет увеличено не менее чем на 25%, заявил президент.

«Мы удвоим квоту стипендий для девушек из малообеспеченных семей и доведём её до 2000, — заявил глава государства. — В этом году мы уже провели такой опыт, что было с большим энтузиазмом встречено нашим народом. Для нуждающихся в социальной поддержке девушек, которые учатся на „отлично“, будут введены специальные стипендии».

В настоящее время молодёжь стремится поступать в самые престижные университеты, но среди вузов нет конкуренции за привлечение образованной и талантливой молодёжи, отметил Шавкат Мирзиёев. В связи с этим будет введена система предоставления частным вузам государственного заказа на подготовку востребованных специалистов.

В целях усиления преемственности между университетами и нижними звеньями системы образования 65 академических лицеев будет передано в ведение высших учебных заведений, а 187 техникумов — закреплено за профильными университетами и отраслевыми предприятиями.

Необходимо укреплять связи с ведущими зарубежными университетами, научными и инновационными центрами, расширять с ними сотрудничество в области подготовки кадров, сказал президент.

Количество молодых людей, направляемых на учёбу в магистратуру и докторантуру зарубежных вузов по линии фонда «Эл-юрт умиди», в следующем году увеличится в пять раз. «Через фонд мы впервые отправим на обучение в бакалавриате в другие страны 100 наших юношей и девушек. В последующие годы их число вырастет в 2−3 раза», — анонсировал глава государства.

В новом году 30 ведущих университетов страны получат право самостоятельно разрабатывать учебные планы, определять квоты приема и решать финансовые вопросы, заявил Шавкат Мирзиёев. «Постепенно мы будем расширять этот подход. Конечно, в министерстве сидят некоторые чиновники, которые костно относятся к этим реформам и не всегда готовы поддержать их. Учитывая это, мы должны приучить и общество, и наших чиновников к работе в рамках данной программы. Если мы не предоставим им самостоятельность в ключевых вопросах организации образования, они привыкнут бездействовать».

Наука и инновации

В следующем году число докторантов в вузах и научно-исследовательских организациях достигнет 4500, что в 3 раза больше, чем в 2017 году. На эти цели из бюджета будет выделено дополнительно 240 млрд сумов.

Читайте также:
Религия в Чехии в 2022 году

Согласно международному опыту научным советам ведущих вузов республики будут переданы полномочия по присвоению научных званий доцента и профессора, научных степеней доктора философии и доктора наук.

В нынешнем году впервые были приняты меры по комплексному развитию математики, химии, биологии и геологии как приоритетных направлений образования и науки. В частности, создано 98 специализированных школ и Университет геологических наук. Кардинально пересмотрены учебные программы, увеличен размер заработной платы преподавателей.

Теперь нам надо определить приоритеты в этой области на следующий год.

«Как показывает история, фундаментальной основой почти всех открытий и технологий в мире послужила физика, — подчеркнул президент. — Действительно, без глубокого понимания законов физики невозможно достичь результатов в таких актуальных сегодня сферах и отраслях, как машиностроение, электротехника, IT, технологии водо- и энергосбережения. Человек, стремящийся обретать знания и овладевать новыми профессиями, должен упорно трудиться, работать над собой, в том числе изучать иностранные языки, без которых в современном мире невозможно достичь высоких рубежей. Следуя этим требованиям, предлагаю определить приоритетным направлением в следующем году изучение физики и иностранных языков».

В будущем году будет организована международная научная олимпиада по физике имени Ахмада Фергани. Запланированы дополнительные меры по расширению масштаба и повышению качества научных исследований в области физики, созданию необходимых условий для молодых учёных.

Занятость молодёжи и поддержки предпринимательства

Президент анонсировал реформу системы профессионального образования в будущем году в соответствии с требованиями рынка труда и международными стандартами.

«Отныне наличие квалификации станет ключевым требованием к рабочим специальностям, — заявил глава государства. В связи с этим правительству поручается с 1 января следующего года внедрить систему оценки профессиональной квалификации граждан по востребованным профессиям».

«Как вы знаете, на состоявшемся недавно Форуме молодёжи мы решили выделить 100 млн долларов на молодёжное предпринимательство и обеспечение занятости, — напомнил президент. — Кроме того, на финансирование бизнес-проектов молодёжи и обучение ее профессиям будет направлен 1 трлн сумов и 50 млн долларов.

Социальная защита

Будет внедрена новая система особой поддержки детей из малообеспеченных семей, круглых сирот, детей с ограниченными возможностями и нуждающихся в лечении.

«В настоящее время в стране насчитывается 150 тысяч детей до 18 лет, которым необходима особая забота. Содействовать им в получении образования, приобретении определённой профессии, предоставить лечение тем, кто тяжело болен, помочь круглым сиротам найти своё место в жизни и обеспечить их жильём — не только наша задача, но и человеческий долг», — сказал Шавкат Мирзиёев.

В 2022 году впервые из бюджета будет выделено 50 млрд сумов на обеспечение жильём 900 круглых сирот. Президент предложил создать Общественный фонд поддержки детей, направив в него из бюджета 100 млрд сумов с увеличением ассигнования в течение года.

Глава государства также выразил мнение, что настало время принять закон о детском омбудсмане.

Приоритеты образования в Узбекистане. Обзор реформ

В экономической лексике десятилетие назад не случайно появился термин «экономика знаний». Это свидетельствует о кардинальном значении для развития современной экономики высокой компетенции работников, чего невозможно добиться без качественного образования. В современном мире качество образования уже стало одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики.

Именно поэтому в принятой в начале нового этапа реформ в Узбекистане в феврале 2017 года «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2022 годах» одним из приоритетов является «продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда». Вопросы развития повышения конкурентоспособности образования страны на национальном и международном рынках труда также вошли в Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.

Образование с раннего детства

До начала нового этапа реформ дошкольному образованию в Узбекистане не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась в 2017 году, когда было создано Министерство дошкольного образования (МДО). Если ранее охват детей этой формой обучения составлял всего 27%, то к концу 2019 года он уже увеличился до 44,5%. За этот период число государственных дошкольных учреждений (ДОУ) увеличилось в 1,5 раза (с 4940 до 7500), а частных ДОУ — в 3 раза (с 269 до 783). Если в 2017 году в системе дошкольного образования работала 51 тысяча педагогов, то к концу 2019-го — более 80 тысяч.

Большое внимание уделялось подготовке кадров для дошкольного образования. С целью более качественной подготовки специалистов 97 педагогических колледжей полностью перешли под юрисдикцию МДО. Во всех педагогических вузах были увеличены квоты по дошкольному образованию. В 2019 году впервые был открыт факультет вечернего образования Ташкентского государственного педагогического университета. Специалистов по дошкольному образованию стали готовить на факультете дошкольного образования в филиале Университета Пучон в Ташкенте. При МДО открыт Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В целях организации здорового и безопасного питания в детских садах созданы условия для закупки продуктов питания для воспитанников ДОУ напрямую у предприятий-производителей, в пилотном порядке запущена организация питания с применением кейтеринга.

Специализация школьного образования

В Узбекистане создана развитая школьная инфраструктура, позволившая осуществить полный охват детей всеобщим начальным и средним образованием. Валовой коэффициент охвата всеобщим начальным и средним образованием сохранился на уровне 99%.

В ходе реформ в среднем образовании в школах восстановили обучение в 10-11 классах. Доля преподавателей с высшим образованием в общеобразовательных школах превысила 80%, что можно рассматривать как показатель качества образования. Реформа образования сопровождалась увеличением зарплат учителей средних школ, которые повышались в три этапа и в итоге выросли в среднем на 50%. В ходе реформы были также упразднены 4 академических лицея, учебная и материальная база которых не отвечала современным требованиям. А 54 лицея, расположенные вдали от вузов и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи.

Читайте также:
Стажировки в Великобритании на английском языке для студентов и специалистов в 2022 году

Вместе с тем в мире все шире внедряются новые инновационные технологии научно-технического образования. В Узбекистане создаются предпосылки и условия для перехода к подобным технологиям преподавания, что отражено в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Важное значение в этом направлении имеет создание системы президентских школ, куда отбираются одаренные дети, окончившие четвертый класс по результатам тестирования. Президентские школы уже действуют в Ташкенте, Намангане, Нукусе и Хиве, в этом году открываются школы в Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане, а в 2022 году будут открыты в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.

Создаются специализированные образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, постановлениями Президента в Ташкенте образованы школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Действуют и частные специализированные школы. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education, где преподаются курсы робототехники, начального программирования и «интернета вещей». А в 2017 году открыта частная школа Artel global school, ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Здесь также преподается робототехника, 3D-моделирование и программирование.

Непрерывное профессиональное образование

Реформы в профессиональном образовании проводятся на основании Указа Президента «О дополнительных мерах усовершенствования системы профессионального образования», принятого 6 сентября 2019 года. Согласно этому указу, внедряется новая система непрерывного профессионального образования: начальное, среднее и среднее специальное профессиональное образование. Для взрослого населения и безработных граждан организуются центры профессионального обучения.

В настоящее время в области профессионального образования создана сеть образовательных учреждений, состоящая из 340 профессионально-технических школ, 147 колледжей и 143 техникумов, подготовка кадров в которых должна осуществляться на основе образовательных программ, соответствующих 3, 4 и 5 уровням Международной стандартной классификации образования 2011.

Профессионально-технические школы обеспечивают профессиональное образование для выпускников 9-х классов. Большая часть времени обучения здесь уделяется практическим занятиям. Обучение ориентировано на области семейного бизнеса, строительство, услуги, животноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство и т.д.

Колледжи обеспечивают подготовку специалистов, имеющих как минимум общее среднее образование, в форме дневного, вечернего и заочного обучения с продолжительностью до двух лет. На выпускников колледжей крупные потенциальные работодатели создают портфель заказов, исходя из текущей и будущей потребности в работниках, что гарантирует трудоустройство выпускников.

Выпускникам техникумов, успешно окончившим образовательные программы, предоставляется право продолжения учебы со 2-го курса соответствующих направлений образования бакалавриата высших образовательных учреждений без вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования. Таким образом, представляется возможность продолжить обучение и улучшать свои профессиональные знания и навыки.

Стандарты качества высшего образования

20 апреля 2017 года Постановлением Президента утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2022 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования.

Был изменен порядок приема в вузы, экзамены стали проходить с 1 по 15 августа, а их результаты стали публиковаться на следующий день. Отменено тестирование при поступлении в вузы по творческим направлениям. С сентября 2017 года учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав сократилась в пользу ведения научно-исследовательской работы. Восстановлена заочная форма обучения. Зарплаты преподавателей вузов возросли вдвое.

Повысилась самостоятельность вузов. Начиная с 2018/2019 учебного года, ведущие высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам.

В рамках реформирования сферы образования пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами, модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с международными системами, такими как PISA, TIMSS и PIRLS.

В сотрудничестве с международными рейтинговыми агентствами QS, THE разработаны индикаторы оценки качества образования для определения национального рейтинга вузов страны, и уже третий год объявляются их результаты. Для международного признания документов об образовании начата работа над их соответствием требованиям Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). В 2022 году Узбекистан вступил в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатель.

8 октября 2019 года вышел Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до 2030 года», которым предусмотрены поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования, постепенный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, которая должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждений в 2023 году, в 57% — в 2025 году и в 85% — в 2030 году. Вместе с тем, переход на эту систему уже начался. Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) поэтапно осуществляет переход на кредитную систему образования с 2018/2019 учебного года. В том же направлении начали работу национальный, юридический университеты, Университет востоковедения и Ташкентская медицинская академия.

Дистанционное влияние коронавируса

Коронавирусная инфекция и связанные с нею карантинные ограничения сильно повлияли на сферу образования. С одной стороны, карантинные ограничения привели к сбоям в непрерывности образовательных процессов, с другой — стали катализатором, ускорившим развитие дистанционного обучения.

Первый случай заражения коронавирусом в Узбекистане был выявлен 15 марта, а уже с 16 марта решением Специальной республиканской комиссии на трехнедельный карантин были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения. Около 80 тысячам студентов, обучавшимся в Ташкенте из других регионов страны, для возвращения домой были предоставлены скидки на транспортные услуги в 50%.

В домашних условиях карантина находилось около 8,4 млн. учащихся, около 6 млн. человек из которых являлись учениками общеобразовательных школ. Для обеспечения непрерывного образовательного процесса были организованы различные виды дистанционного обучения. В частности, Министерство народного образования подготовило телевещание уроков для всех классов в соответствие с учебной программой. На официальном телеграм-канале министерства UZEDU и канале в видеохостинге YouTube стали публиковаться расписание и непосредственные записи ТВ-уроков для всех классов.

Также оперативно Министерство высшего и среднего специального образования сформировало онлайн-ресурсы по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где стали размещаться материалы для самообразования. При этом продолжился процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам на сайте «Инновацион кутубхона».

Из пакетов принятых из-за пандемии коронавируса мер многие касались вопросов образования. Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ был предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Гарантировалась своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Читайте также:
Условия повседневной жизни людей в современной Индии в 2022 году

Принятые меры позволили решить три главных вопроса, связанных с закрытием образовательных учреждений. Первый — присмотр за учащимися дошкольных и общеобразовательных учреждений, второй — финансовое обеспечение во время карантина и третий — возможность продолжения образовательного процесса на дистанционной основе.

Проблемы, нуждающиеся в решении

Вместе с тем в образовательной сфере Узбекистана продолжают сохраняться проблемы, которые нуждаются в решении.

Несмотря на динамичный рост дошкольного образования до пандемии (очевидно, что карантинные ограничения замедлили рост показателей этого сектора, которые по итогам года могут оказаться ниже, чем в прошлом году), продолжает оставаться низким охват детей, по сравнению с соседними странами, где показатель охвата находится выше 70% против 44,5% в Узбекистане. После преодоления пандемии будет ощущаться нехватка соответствующих учреждений.

До сих пор остаются школы, в которых дети обучаются в две смены. Это свидетельствует о том, что существующие мощности образовательных учреждений меньше имеющихся в них потребностей. При динамичном темпе строительства новых жилых массивов в городах и районах необходимо обеспечить и не менее масштабное строительство новых школ, а также обеспечивать их компьютерными классами, современным оборудованием, включая лаборатории, и высокоскоростным доступом к сети интернет.

Невзирая на растущий интерес к получению высшего образования и увеличение квот на поступление, сохраняется низким охват населения студенческого возраста системой высшего образования, всего 15%. Далеко не всегда отвечают современным требованиям учебные планы вузов, впрочем, как и качество подготовки абитуриентов. По оценкам экспертов Министерства высшего и среднего специального образования, критически важным является то, что самые низкие результаты показывали абитуриенты, желающие овладеть техническими специальностями, стремящиеся работать в технологически интенсивной среде, где пробелы в школьных знаниях никак не могут быть восполнены вузовской программой. Это потверждается также данными представительства ЮНИСЕФ о качестве образования в Узбекистане.

Несмотря на то, что в условиях коронавирусных ограничений в Узбекистане стали стремительно развиваться различные виды дистанционного образования, этому процессу продолжает препятствовать ряд важных моментов. Пользователи сталкиваются с рядом общих проблем — различиями в доступности каналов связи, недостатком оборудования и программного обеспечения, низким качеством телекоммуникационных услуг. Согласно данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций за март 2022 года, в общем рейтинге по скорости интернета среди 176 стран Республика Узбекистан занимает 96-ю строчку, а по скорости мобильного интернета — 133-е место. Кроме того, по данным информационного портала Datareportal, в 2022 году только 55% населения (18,34 млн. человек) пользуются интернетом. При этом даже те, кто имеет доступ к интернету, не всегда способны оплатить его стоимость. Так, согласно анализу экспертов из Picodi.com в декабре 2019 года, Узбекистан занял 11-е место среди 62 стран по средней стоимости интернета за 100 мегабит в секунду (м/с). Так, в Узбекистане стоимость 100 м/с составляет 51 доллар, в соседнем Казахстане — 11 долларов, а в Кыргызстане — 34 доллара. Широкое внедрение онлайн-образования во время пандемии в Узбекистане дало серьезный импульс развитию сектора, но продолжает существовать необходимость в дополнительных мерах для повышения качества предоставляемых интернет-услуг.

Заключение

Резюмируя, можно констатировать, что за четыре года нового этапа реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены серьезные основы для вывода их на качественно новый уровень, отвечающий современным международным требованиям. Но многие имеющиеся проблемы до сих пор не решены.

Сфера образования достаточно «консервативная» с точки зрения реформирования области ввиду того, что объективно готовит кадры, воспитывает людей для жизни в будущем. Для подготовки нового поколения к жизни требуются два десятилетия, и за три или пять лет эту проблему не решить. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах требуются грамотные абитуриенты. Для успешного овладения школьными, все более сложными программами образования необходимы развитие способностей у детей и их качественная подготовка в дошкольных учреждениях.

В ходе проводимых в Узбекистане образовательных реформ основной упор стал делаться на выявление и развитие талантов у молодежи. Но развивать таланты необходимо с детского сада и со школьной скамьи, чему существовавшая ранее недостаточно эффективная система школьного и дошкольного образования не способствовала. Свидетельство тому — низкий уровень подготовки абитуриентов.

В связи с этим реформы в образовании являются наиболее эффективными при комплексном подходе и гармонизации реформирования секторов и различных этапов образования. Поэтому на передний план реформ выступает необходимость формирования целостной системы образования, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными и научными учреждениями.

Виктор Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №12 (250) 2022

Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Узбекистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь развивать отношения в сфере образования и науки между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан;

желая облегчить взаимное признание образования и квалификации, ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Республике Узбекистан;

придавая большое значение созданию благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан, проживающих в Российской Федерации и Республике Узбекистан;

учитывая Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о сотрудничестве в области профессионального образования от 12 августа 2005 года;

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Настоящее Соглашение регулирует взаимное признание образования и квалификации, ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Республике Узбекистан, для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в государствах Сторон в соответствии с законодательством государств Сторон.

2. Настоящее Соглашение применяется к образованию и квалификации, полученным в образовательных и научных организациях государств Сторон по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а также к ученым степеням, присужденным в установленном законодательством государств Сторон порядке, после вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 2

Основное общее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное аттестатом об основном общем образовании, и общее среднее образование (I-IX классы), полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное аттестатом об общем среднем образовании, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам среднего общего или среднего профессионального образования в Российской Федерации и образовательным программам общего среднего (X-XI классы), среднего специального и среднего профессионального образования в Республике Узбекистан.

Читайте также:
Как уехать жить в Китай из России на ПМЖ в 2022 году

Статья 3

Среднее общее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное аттестатом о среднем общем образовании, и общее среднее (X-XI классы), среднее специальное образование, полученные в Республике Узбекистан, подтвержденные соответственно аттестатом о среднем образовании и дипломом академического лицея, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриат и специалитет) в Российской Федерации и по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриат) в Республике Узбекистан.

Статья 4

Среднее профессиональное образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом о среднем профессиональном образовании, и среднее профессиональное образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом о среднем профессиональном образовании, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет) в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (бакалавриат) в Республике Узбекистан.

Статья 5

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом бакалавра со сроком обучения не менее четырех лет, и высшее образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом бакалавра со сроком обучения не менее четырех лет, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (магистратура) в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (магистратура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

Статья 6

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, и высшее образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом магистра, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и программам ассистентуры-стажировки в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

Статья 7

1. Высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом специалиста и высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное дипломом бакалавра или дипломом бакалавра в совокупности с дипломом магистра, со сроком (общим сроком) обучения по соответствующему направлению подготовки не менее нормативного срока обучения, предусмотренного по соответствующей специальности, полученной в Российской Федерации, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования (магистратура), программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программам ординатуры в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (магистратура, клиническая ординатура и базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

2. Высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом об окончании ординатуры, и высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, полученное в Республике Узбекистан, подтвержденное соответствующим документом об окончании клинической ординатуры, признаются сопоставимыми и дают право их обладателям на продолжение обучения по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в Российской Федерации и по образовательным программам высшего образования (базовая докторантура) в Республике Узбекистан.

3. Высшее образование, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, полученное в образовательных и научных организациях государств Сторон в очной форме обучения, дает его обладателям в соответствии с полученным образованием и законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

4. Период обучения по образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и ординатура) по медицинским и фармацевтическим специальностям и направлениям подготовки в образовательных и научных организациях Российской Федерации и период обучения по образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, магистратура и клиническая ординатура) по медицинскими фармацевтическим специальностям и направлениям подготовки в образовательных организациях высшего образования Республики Узбекистан признаются в качестве периодов обучения по соответствующим специальностям и направлениям подготовки и дают право их обладателям на продолжение обучения по соответствующим образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и ординатура) в Российской Федерации и по соответствующим образовательным программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (бакалавриат, магистратура и клиническая ординатура) в Республике Узбекистан.

Статья 8

1. Ученая степень кандидата наук, полученная в Российской Федерации, и ученая степень доктора философии (PhD) по соответствующей отрасли науки, полученная в Республике Узбекистан, признаются сопоставимыми и дают их обладателям право на соискание ученой степени доктора наук в Российской Федерации и в Республике Узбекистан.

2. Ученая степень доктора наук, полученная в Российской Федерации, и ученая степень доктора наук (Doctor of Science) по соответствующей отрасли науки, полученная в Республике Узбекистан, признаются сопоставимыми.

3. Ученые степени, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, дают их обладателям в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон право на осуществление профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.

Статья 9

Предусмотренное настоящим Соглашением признание образования и квалификации, ученых степеней не освобождает их обладателей от обязанности выполнять требования, которые предъявляются законодательством государств Сторон при приеме в образовательные и научные организации и для осуществления профессиональной деятельности.

Статья 10

1. Для реализации настоящего Соглашения Стороны в лице своих уполномоченных органов, осуществляющих управление в сфере образования и науки, создают комитет экспертов в случае, если решение вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, требует разработки дополнительных рекомендаций. Комитет экспертов может также заниматься вопросами, связанными с толкованием настоящего Соглашения и разработкой предложений по его изменению.

2. Комитет экспертов будет состоять не более чем из четырех (4) экспертов от каждой Стороны. Информация о составе комитета экспертов, месте и дате проведения встречи направляется в письменном виде по дипломатическим каналам.

3. Условия в части периодичности, мест и дат проведения встреч комитета экспертов согласовываются уполномоченными органами Сторон, осуществляющими управление в сфере образования и науки.

Читайте также:
Как получить вид на жительство (ВНЖ) в Болгарии при покупке недвижимости в 2022 году

Статья 11

Для реализации настоящего Соглашения Стороны в лице уполномоченных органов, осуществляющих управление в сфере образования и науки, обеспечивают предоставление информации, в том числе:

– описание уровней образования, получаемого в каждом из государств Сторон, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификаций по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

– образцы документов об образовании и о квалификации, а также формы дипломов об ученых степенях, указанных в настоящем Соглашении;

– сведения об образовательных и научных организациях, реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию в соответствии с законодательством государств Сторон;

– сведения об установленных на основании законодательства государств Сторон системах научной аттестации, в том числе номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, а также сведения об организациях, которые наделены правом самостоятельного присуждения ученых степеней.

Статья 12

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Статья 13

По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами и являющиеся его неотъемлемой частью.

Статья 14

1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу с даты подписания.

2. Каждая из Сторон вправе прекратить действие настоящего Соглашения, направив другой Стороне по дипломатическим каналам письменное уведомление об этом. Соглашение прекращает свое действие через двенадцать (12) месяцев после получения другой Стороной такого уведомления.

3. Прекращение действия настоящего Соглашения не затрагивает решений о признании образования и квалификации, ученых степеней, принятых до прекращения его действия в соответствии с настоящим Соглашением.

4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения его положения будут применяться также к образованию, квалификациям, полученным лицами, которые начали свое обучение в образовательных и научных организациях Российской Федерации и Республики Узбекистан, либо к ученым степеням, присужденным лицам, которые представили диссертацию на соискание ученой степени к защите в установленном законодательством государств Сторон порядке до прекращения действия настоящего Соглашения.

Статья 15

Совершено в городе Ургенче 30 мая 2019 года в двух экземплярах, каждый на русском и узбекском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

В Узбекистане готовится пакет мер по кардинальному изменению системы поступления и учебы в вузах. Главное

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане готовится пакет мер по кардинальному изменению системы поступления и учебы в вузах, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на проекте указа президента о Государственной программе 2022 года.

Прозрачность

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством финансов и Государственным центром тестирования до 1 июня 2022 года сформировать единый электронный реестр, предусматривающий открытые данные о лицах, набравших баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.

Бюджетных мест в вузах будет больше

Планируется увеличить количество государственных грантов для высшего образования на 25 процентов и количество государственных грантов для девушек из нуждающихся семей в 2 раза, а также внедрить систему выделения государственных грантов частным высшим образовательным учреждениям на подготовку специалистов.

Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено обеспечить кардинальный пересмотр параметров государственного заказа на прием на обучение в 2022/2022 учебном году.

Президентский грант

Начиная с 2022/2022 учебного года, будет внедрен грант президента Узбекистана для 200 молодых людей, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.

Льготное кредитование

Планируется внедрить практику предоставления льготного образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимся в высших образовательных учреждениях на контрактной основе, и возвращения данного кредита студентом после окончания периода обучения.

Министерству финансов совместно с Центральным банком в трехмесячный срок должны принять меры по внедрению данной практики и обеспечению выделения целевых ресурсов коммерческим банкам на льготные кредиты за счет средств Государственного бюджета.

Академический отпуск

Планируется установить следующий порядок предоставления академического отпуска:

студентам, изъявившим желание получить академический отпуск, обучение на срок академического отпуска по их собственному желанию переводится на заочную и дистанционную форму (если в высшем образовательном учреждении имеются такие формы обучения) с созданием возможности получения непрерывного самостоятельного образования;

студентам, не имеющим возможности продолжить образование в традиционной форме по причине ухода за больным членом семьи, также предоставляется право получения академического отпуска;

отменяются количественные ограничения на предоставление академического отпуска студентам в период обучения;

отменяется практика переобучения студентов, вернувшихся из академического отпуска, по ранее пройденным предметам.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования поручено в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающего создание правовых основ по организации самостоятельного обучения студентов, изъявивших желание получить академический отпуск, в заочной и дистанционной форме, а также направлениям образования экстернатом в высших образовательных учреждениях.

Научные степени

С 1 сентября 2022 года запланирована поэтапная передача научным советам престижных базовых высших образовательных учреждений полномочий по присвоению научных степеней и научных званий.

Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, а также Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров в трехмесячный срок поручено внести проект постановления президента по подготовке кадров с ученой степенью и дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сфере послевузовского образования.

Учеба за рубежом

В целях кардинального повышения эффективности подготовки одаренных специалистов в престижных зарубежных образовательных, научных и других учреждениях востребованным в республике профессиям, начиная с 1 апреля 2022 года:

увеличить число молодежи, направляемой на учебу в магистратуру и докторантуру престижных зарубежных вузов по линии фонда “Эл-юрт умиди”, в 5 раз;

внедрить систему обучения по образовательным программам бакалавриата за рубежом за счет Фонда “Эл-юрт умиди” и обеспечить в 2022 году направление 100 молодых людей за рубеж для получения образования;

внедрить практику проведения на регулярной основе для всех граждан Республики Узбекистан отбора кандидатов, независимо от их места работы и жительства в республике, по образовательным программам Фонда “Эл-юрт умиди” на основе открытого конкурса стипендий;

внедрить порядок проведения конкурса стипендий для программ обучения в бакалавриате, магистратуре и докторантуре на основе заявок престижных зарубежных образовательных, научных или других учреждений о приеме на учебу.

Фонду “Эл-юрт умиди” в месячный срок принять конкретные меры по кардинальному совершенствованию системы подготовки государственных служащих и специалистов за рубежом.

Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Удаленное обучение в Узбекистане в центре дистанционного образования postupi.uz! ✔ Простое поступление ✔ Диплом государственного образца ☎ Консультация: +7 958 111-72-03

  1. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Общая характеристика высшего образования
  3. Спектр высшего образования страны
  4. Изменение системы
  5. Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги с контактными данными: адреса, ориентиры, номера телефонов, режим работы и другая информация в нашем справочнике Golden Pages
  6. Уровни обучения
  7. Дистанционное обучение в Ташкенте – адреса, телефоны, вся информация в нашем каталоге
  8. Специальности дистанционного обучения и их стоимость
  9. Онлайн программы бакалавриата становятся популярными
  10. Хотите получить высшее образование дистанционно?
  11. Отзывы о дистанционном обучении
Читайте также:
Зарплата космонавтов в США в 2022 году

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент подписал новый закон «Об образовании» (ПП-637, 23.09.2020), пишет Минюст.

Согласно закону, к видам обучения относятся:

• дошкольное образование и воспитание;

• общее среднее и среднее специальное образование;

• переподготовка и повышение квалификации;

Общее среднее образование включает 1 – 11 классы.

Среднее специальное образование реализуется в академических лицеях в течение 2 лет на базе 9-летнего среднего образования.

Профессиональное образование делится на уровни начального, среднего и высшего специального профессионального образования.

Начальное профессиональное образование в профессиональных училищах предоставляется бесплатно на базе выпускников 9 классов по 2-летней комплексной программе в форме очного обучения.

Среднее профессиональное образование в колледжах осуществляется на основе государственного заказа или на платной основе по дневной, вечерней и заочной формам обучения до 2 лет.

Среднее специальное профессиональное образование осуществляется на основе государственного заказа или на платной основе по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее 2 лет.

Согласно закону, государственные учреждения высшего, среднего специального, профессионального образования и их филиалы, а также учреждения с госучастием высшего, среднего специального, профессионального образования и их филиалы создаются решениями президента или правительства.

Создание негосударственных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.

Лицензии негосударственным образовательным учреждениям выдаются Государственной инспекцией по контролю качества образования.

Также с этим Законом утратили силу законы от 29 августа 1997 года «Об образовании» и «О Национальной программе подготовки кадров».

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

Больше новостей в Телеграм-канале Подписаться

Общая характеристика высшего образования

Высшее образование Узбекистана предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также хозяйственных направлений: научного, экономического, технического и так далее. Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует обучающихся на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной специфики с учетом творческого использования достижений современности.

К системе образовательных учреждений в республике Узбекистан относятся следующие заведения:

  • Вузы, специализирующиеся на академических и профессиональных программах, в соответствии с государственными стандартами. При этом все они не имеют прямой зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности.
  • Учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, занимающиеся исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов.
  • Структуры, осуществляющие государственное управление образованием.

Система образования Узбекистана

Вузовская система, осуществляющая контроль за выдачей дипломов о высшем образовании, состоит из высших учебных заведений, специализирующиеся на академических, или профессиональных программах, связанных с государственными стандартами вне зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности. Кроме них в систему могут входить государственные органы управления вместе с подчиняющимися им организациями или научными, педагогическими заведениями, занимающимися исследовательской работой, необходимой для вузов.

Спектр высшего образования страны

Реформы, связанные с образованием Узбекистана, начиная сначала 90-х годов прошлого столетия медленно и верно уничтожали учреждения, занимающиеся подготовкой специализированных кадров для страны. На сегодняшний момент в системе предусмотрено два класса аттестации:

  • Бакалавриат – стандартное образование на базе 5-летнего обучения. По завершении обучения выпускник получает от госкомиссии звание «бакалавра» и соответствующий диплом. В некоторых учебных заведениях допускается дистанционное обучение, например, Институт Связи города Андижан.
  • Магистратура – образование на базе стандартного пятилетнего вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и касающиеся выбранной профессии. Период обучения на магистра не меньше 2 лет, однако получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. После завершения учебного времени выпускник получает звание «магистра» и диплом в соответствии со специальностью. Отдельно следует сказать, что большая часть вступительных экзаменов на данное направление осуществляется на узбекском языке.

Магистратура в Узбекистане

Если не принимать в расчёт дошкольное и среднее образование, а учитывать только высшие заведения, можно сделать заключение о том, что в Узбекистане действуют 3 категории организаций, занимающихся подготовкой специализированных кадров:

  • Университет – использует программу стандартного высшего образования, построенного на широком спектре.
  • Академия – осуществляет реализацию педагогической программы высшего или постинститутского образования, связанного с отдельными научными отраслями и направлениями.
  • Институт – реализует образовательные программы высшего образования или послевузовской программы, связанной с подготовкой к трудоустройству в определённом направлении и уровне в категории конкретной отрасли знаний.

Полезно! В период реформирования образования в Узбекистане произошли кардинальные изменения не только в программах и характеристике обучения. Они коснулись преподавателей и учителей. За это время приняли участие в переподготовке и повысили свою квалификацию 8 600 человек, работающих в высших заведениях. На сегодняшний момент почти 50% ректоров имеют учебную степень или звание.

Новые направления обучения в вузах Узбекистана – краткая информация на видео.

Изменение системы

После получения независимости образовательная система была существенно реформирована. На первый план ставятся забота о подрастающем поколении, духовное, нравственное и физическое развитие детей в школах. Руководство провело огромную работу, чтобы заложить в молодое поколение основы профессионального навыка ещё на базе старших классов средней школы. Было приняты следующие нормативы:

  • Закон «Об образовании».
  • «Национальная программа для подготовки кадров».
  • «Государственный образовательный стандарт».

Помимо этого, более десяти постановлений от президента, Кабмина и Министерства образования страны. Процедура реформирования закончилась в 2009 году, в это время были ликвидированы 10 и 11 классы средней школы, а вместо них построено более 1 500 современных лицеев и колледжей, а также была выполнена подготовка для современных условий в 64 университетах и институтах.

Высшие учебные заведения Узбекистана

При подробном анализе произошедших изменений, касающихся переквалификации заведений, сложилась тенденция преимущественной подготовки выпускников с высшим техническим образованием. Из всего количества учреждений к данной категории относятся 14 крупнейших вузов. Кроме этого, программы высшего образование специализируются в таких направлениях:

  • гуманитарное – 15
  • экономическое – 3.
  • медицинское – 6.
  • специализированные по отрасли – 13.
  • педагогическое – 6.
Читайте также:
Работа и вакансии в Японии для русских девушек и мужчин в 2022 году

Также в Узбекистане действует Филиал Российской экономической академии и Ташкентский филиал Московского государственного университета.

Интересно! Несмотря на то, что гуманитарных учреждений больше, чем технических, количество абитуриентов, изучающих последнее направление, больше, поэтому и занимают они лидирующую позицию.

О новостях в системе образования Узбекистана узнаете из видео.

Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги с контактными данными: адреса, ориентиры, номера телефонов, режим работы и другая информация в нашем справочнике Golden Pages

На этой странице Вашему вниманию представлен наиболее полный список компаний и организаций Узбекистана занимающихся этим видом деятельности (Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги) на территории Республики Узбекистан.

Компания Golden Pages прилагает все усилия (вот уже более 18-ти лет) для постоянного обновления информации (телефоны, адреса, режим работы, сайты, электронная почта и т.п.) о существующих в этой рубрике организациях и внесении новых, однако не может гарантировать, что учтены и внесены абсолютно все компании и организации, занимающиеся этим видом деятельности в Узбекистане, а также, что их контактные данные в текущий период времени верны.

Информация о компаниях была проверенной и достоверной на момент размещения их на сайте www.goldenpages.uz. В настоящий момент информация о некоторых организациях (адрес, телефон, местонахождение или виды деятельности) могла измениться по независящим от справочника Golden Pages – Uzbekistan причинам. Список компаний и организаций постоянно пополняется и расширяется. Также на регулярной основе уточняются их контактные данные и другая информация.

Если Вы заметили неточности в размещенной информации о какой-либо организации и/или компании в рубрике Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги, то просим Вас сообщить нам об этом по электронной почте (info@gp.uz) или телефону (+998) 78-140-09-09. Приобращении к нам по электронной почте, пожалуйста, пришлите ссылку на страницу, где была найдена неточность и какие данные нужно исправить. В теме письма укажите “неточность на сайте”. После проверки Вашей информации контактные данные о компании/организации, а также, ее виды деятельности будут обновлены на сайте в самое ближайшее время. Заранее благодарим за сотрудничество!

Также обращаемся к владельцам и сотрудникам компаний и организаций, занимающихся тем же видом деятельности, что и представленных в рубрике Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги. Если Вы заинтересованы в бесплатной рекламе Вашего бизнеса, то сайт справочного бизнес-каталога компаний и предприятий Узбекистана GOLDENPAGES.UZ станет для Вас настоящим подспорьем в Вашем деле. Регистрация и размещение в нашей справочной системе (сайт, круглосуточная телефонная справочная – 78-140-09-09 и печатная версия справочника Golden Pages) у нас абсолютно бесплатно! Все, что от Вас нужно – это желание сообщить о Ваших товарах и услугах не только клиентам из Узбекистана, но также и из других стран. Добавьте Вашу компанию/организацию прямо сейчас в справочный каталог компаний и организаций Узбекистана! Скачайте нашу информационную анкету в формате MS WORD (200 Кб), заполните ее максимально точно и подробно, и отправьте нам любым удобным для Вас способом (факс, e-mail, обычная почта или принести нам лично) и мы приложим все усилия, чтобы Ваша компания отобразилась как можно скорее и была доступна Вашим клиентам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Чуть ниже представлена статистика посещаемости этого вида деятельности (рубрики). Статистика является открытой и общедоступной. В связи с тем, что сайт был полностью обновлен 06.07.11 г., то отсчет статистики ведется с этой даты. Предыдущие значения были обнулены и текущей статистикой не учитываются.

Статистика просмотров рубрики: Дистанционное обучение, онлайн обучение в Ташкенте в Узбекистане – услуги
Статистика за текущий месяц (июль 2022 г) 32
Статистика за прошлый месяц (июнь 2022 г.) 142
Статистика за прошлые 3 месяца (июнь – апрель) 424
Статистика за год (июнь 20221 – июль 2022) 2598
Статистика за весь период (с 06.07.2011) 23923

Уровни обучения

Подберем профиль среднего профессионального, высшего первой или второй ступени.

Приоритеты образования в Узбекистане. Обзор реформ

О том, что было сделано в системе образования за последние годы, в статье Виктора Абатурова.

В экономической лексике десятилетие назад не случайно появился термин «экономика знаний». Это свидетельствует о кардинальном значении для развития современной экономики высокой компетенции работников, чего невозможно добиться без качественного образования. В современном мире качество образования уже стало одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики.

Именно поэтому в принятой в начале нового этапа реформ в Узбекистане в феврале 2017 года «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2022 годах» одним из приоритетов является «продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда». Вопросы развития повышения конкурентоспособности образования страны на национальном и международном рынках труда также вошли в Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.

До начала нового этапа реформ дошкольному образованию в Узбекистане не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась в 2017 году, когда было создано Министерство дошкольного образования (МДО). Если ранее охват детей этой формой обучения составлял всего 27%, то к концу 2019 года он уже увеличился до 44,5%. За этот период число государственных дошкольных учреждений (ДОУ) увеличилось в 1,5 раза (с 4940 до 7500), а частных ДОУ — в 3 раза (с 269 до 783). Если в 2017 году в системе дошкольного образования работала 51 тысяча педагогов, то к концу 2019-го — более 80 тысяч.

Большое внимание уделялось подготовке кадров для дошкольного образования. С целью более качественной подготовки специалистов 97 педагогических колледжей полностью перешли под юрисдикцию МДО. Во всех педагогических вузах были увеличены квоты по дошкольному образованию. В 2019 году впервые был открыт факультет вечернего образования Ташкентского государственного педагогического университета. Специалистов по дошкольному образованию стали готовить на факультете дошкольного образования в филиале Университета Пучон в Ташкенте. При МДО открыт Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В целях организации здорового и безопасного питания в детских садах созданы условия для закупки продуктов питания для воспитанников ДОУ напрямую у предприятий-производителей, в пилотном порядке запущена организация питания с применением кейтеринга.

В Узбекистане создана развитая школьная инфраструктура, позволившая осуществить полный охват детей всеобщим начальным и средним образованием. Валовой коэффициент охвата всеобщим начальным и средним образованием сохранился на уровне 99%.

В ходе реформ в среднем образовании в школах восстановили обучение в 10-11 классах. Доля преподавателей с высшим образованием в общеобразовательных школах превысила 80%, что можно рассматривать как показатель качества образования. Реформа образования сопровождалась увеличением зарплат учителей средних школ, которые повышались в три этапа и в итоге выросли в среднем на 50%. В ходе реформы были также упразднены 4 академических лицея, учебная и материальная база которых не отвечала современным требованиям. А 54 лицея, расположенные вдали от вузов и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи.

Вместе с тем в мире все шире внедряются новые инновационные технологии научно-технического образования. В Узбекистане создаются предпосылки и условия для перехода к подобным технологиям преподавания, что отражено в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Важное значение в этом направлении имеет создание системы президентских школ, куда отбираются одаренные дети, окончившие четвертый класс по результатам тестирования. Президентские школы уже действуют в Ташкенте, Намангане, Нукусе и Хиве, в этом году открываются школы в Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане, а в 2022 году будут открыты в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.

Создаются специализированные образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, постановлениями Президента в Ташкенте образованы школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Действуют и частные специализированные школы. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education, где преподаются курсы робототехники, начального программирования и «интернета вещей». А в 2017 году открыта частная школа Artel global school, ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Здесь также преподается робототехника, 3D-моделирование и программирование.

Реформы в профессиональном образовании проводятся на основании Указа Президента «О дополнительных мерах усовершенствования системы профессионального образования», принятого 6 сентября 2019 года. Согласно этому указу, внедряется новая система непрерывного профессионального образования: начальное, среднее и среднее специальное профессиональное образование. Для взрослого населения и безработных граждан организуются центры профессионального обучения.

В настоящее время в области профессионального образования создана сеть образовательных учреждений, состоящая из 340 профессионально-технических школ, 147 колледжей и 143 техникумов, подготовка кадров в которых должна осуществляться на основе образовательных программ, соответствующих 3, 4 и 5 уровням Международной стандартной классификации образования 2011.

Профессионально-технические школы обеспечивают профессиональное образование для выпускников 9-х классов. Большая часть времени обучения здесь уделяется практическим занятиям. Обучение ориентировано на области семейного бизнеса, строительство, услуги, животноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство и т.д.

Колледжи обеспечивают подготовку специалистов, имеющих как минимум общее среднее образование, в форме дневного, вечернего и заочного обучения с продолжительностью до двух лет. На выпускников колледжей крупные потенциальные работодатели создают портфель заказов, исходя из текущей и будущей потребности в работниках, что гарантирует трудоустройство выпускников.

Выпускникам техникумов, успешно окончившим образовательные программы, предоставляется право продолжения учебы со 2-го курса соответствующих направлений образования бакалавриата высших образовательных учреждений без вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования. Таким образом, представляется возможность продолжить обучение и улучшать свои профессиональные знания и навыки.

20 апреля 2017 года Постановлением Президента утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2022 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования.

Был изменен порядок приема в вузы, экзамены стали проходить с 1 по 15 августа, а их результаты стали публиковаться на следующий день. Отменено тестирование при поступлении в вузы по творческим направлениям. С сентября 2017 года учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав сократилась в пользу ведения научно-исследовательской работы. Восстановлена заочная форма обучения. Зарплаты преподавателей вузов возросли вдвое.

Повысилась самостоятельность вузов. Начиная с 2018/2019 учебного года, ведущие высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам.

В рамках реформирования сферы образования пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами, модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с международными системами, такими как PISA, TIMSS и PIRLS.

В сотрудничестве с международными рейтинговыми агентствами QS, THE разработаны индикаторы оценки качества образования для определения национального рейтинга вузов страны, и уже третий год объявляются их результаты. Для международного признания документов об образовании начата работа над их соответствием требованиям Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). В 2022 году Узбекистан вступил в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатель.

8 октября 2019 года вышел Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до 2030 года», которым предусмотрены поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования, постепенный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, которая должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждений в 2023 году, в 57% — в 2025 году и в 85% — в 2030 году. Вместе с тем, переход на эту систему уже начался. Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) поэтапно осуществляет переход на кредитную систему образования с 2018/2019 учебного года. В том же направлении начали работу национальный, юридический университеты, Университет востоковедения и Ташкентская медицинская академия.

Коронавирусная инфекция и связанные с нею карантинные ограничения сильно повлияли на сферу образования. С одной стороны, карантинные ограничения привели к сбоям в непрерывности образовательных процессов, с другой — стали катализатором, ускорившим развитие дистанционного обучения.

Первый случай заражения коронавирусом в Узбекистане был выявлен 15 марта, а уже с 16 марта решением Специальной республиканской комиссии на трехнедельный карантин были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения. Около 80 тысячам студентов, обучавшимся в Ташкенте из других регионов страны, для возвращения домой были предоставлены скидки на транспортные услуги в 50%.

В домашних условиях карантина находилось около 8,4 млн. учащихся, около 6 млн. человек из которых являлись учениками общеобразовательных школ. Для обеспечения непрерывного образовательного процесса были организованы различные виды дистанционного обучения. В частности, Министерство народного образования подготовило телевещание уроков для всех классов в соответствие с учебной программой. На официальном телеграм-канале министерства UZEDU и канале в видеохостинге YouTube стали публиковаться расписание и непосредственные записи ТВ-уроков для всех классов.

Также оперативно Министерство высшего и среднего специального образования сформировало онлайн-ресурсы по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где стали размещаться материалы для самообразования. При этом продолжился процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам на сайте «Инновацион кутубхона».

Из пакетов принятых из-за пандемии коронавируса мер многие касались вопросов образования. Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ был предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Гарантировалась своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Принятые меры позволили решить три главных вопроса, связанных с закрытием образовательных учреждений. Первый — присмотр за учащимися дошкольных и общеобразовательных учреждений, второй — финансовое обеспечение во время карантина и третий — возможность продолжения образовательного процесса на дистанционной основе.

Вместе с тем в образовательной сфере Узбекистана продолжают сохраняться проблемы, которые нуждаются в решении.

Несмотря на динамичный рост дошкольного образования до пандемии (очевидно, что карантинные ограничения замедлили рост показателей этого сектора, которые по итогам года могут оказаться ниже, чем в прошлом году), продолжает оставаться низким охват детей, по сравнению с соседними странами, где показатель охвата находится выше 70% против 44,5% в Узбекистане. После преодоления пандемии будет ощущаться нехватка соответствующих учреждений.

До сих пор остаются школы, в которых дети обучаются в две смены. Это свидетельствует о том, что существующие мощности образовательных учреждений меньше имеющихся в них потребностей. При динамичном темпе строительства новых жилых массивов в городах и районах необходимо обеспечить и не менее масштабное строительство новых школ, а также обеспечивать их компьютерными классами, современным оборудованием, включая лаборатории, и высокоскоростным доступом к сети интернет.

Невзирая на растущий интерес к получению высшего образования и увеличение квот на поступление, сохраняется низким охват населения студенческого возраста системой высшего образования, всего 15%. Далеко не всегда отвечают современным требованиям учебные планы вузов, впрочем, как и качество подготовки абитуриентов. По оценкам экспертов Министерства высшего и среднего специального образования, критически важным является то, что самые низкие результаты показывали абитуриенты, желающие овладеть техническими специальностями, стремящиеся работать в технологически интенсивной среде, где пробелы в школьных знаниях никак не могут быть восполнены вузовской программой. Это потверждается также данными представительства ЮНИСЕФ о качестве образования в Узбекистане.

Несмотря на то, что в условиях коронавирусных ограничений в Узбекистане стали стремительно развиваться различные виды дистанционного образования, этому процессу продолжает препятствовать ряд важных моментов. Пользователи сталкиваются с рядом общих проблем — различиями в доступности каналов связи, недостатком оборудования и программного обеспечения, низким качеством телекоммуникационных услуг. Согласно данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций за март 2022 года, в общем рейтинге по скорости интернета среди 176 стран Республика Узбекистан занимает 96-ю строчку, а по скорости мобильного интернета — 133-е место. Кроме того, по данным информационного портала Datareportal, в 2022 году только 55% населения (18,34 млн. человек) пользуются интернетом. При этом даже те, кто имеет доступ к интернету, не всегда способны оплатить его стоимость. Так, согласно анализу экспертов из Picodi.com в декабре 2019 года, Узбекистан занял 11-е место среди 62 стран по средней стоимости интернета за 100 мегабит в секунду (м/с). Так, в Узбекистане стоимость 100 м/с составляет 51 доллар, в соседнем Казахстане — 11 долларов, а в Кыргызстане — 34 доллара. Широкое внедрение онлайн-образования во время пандемии в Узбекистане дало серьезный импульс развитию сектора, но продолжает существовать необходимость в дополнительных мерах для повышения качества предоставляемых интернет-услуг.

Резюмируя, можно констатировать, что за четыре года нового этапа реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены серьезные основы для вывода их на качественно новый уровень, отвечающий современным международным требованиям. Но многие имеющиеся проблемы до сих пор не решены.

Сфера образования достаточно «консервативная» с точки зрения реформирования области ввиду того, что объективно готовит кадры, воспитывает людей для жизни в будущем. Для подготовки нового поколения к жизни требуются два десятилетия, и за три или пять лет эту проблему не решить. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах требуются грамотные абитуриенты. Для успешного овладения школьными, все более сложными программами образования необходимы развитие способностей у детей и их качественная подготовка в дошкольных учреждениях.

В ходе проводимых в Узбекистане образовательных реформ основной упор стал делаться на выявление и развитие талантов у молодежи. Но развивать таланты необходимо с детского сада и со школьной скамьи, чему существовавшая ранее недостаточно эффективная система школьного и дошкольного образования не способствовала. Свидетельство тому — низкий уровень подготовки абитуриентов.

В связи с этим реформы в образовании являются наиболее эффективными при комплексном подходе и гармонизации реформирования секторов и различных этапов образования. Поэтому на передний план реформ выступает необходимость формирования целостной системы образования, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными и научными учреждениями.

НДС в странах мира

После принятия решения правительством России о поднятии НДС на 2% становится интересно: какой размер НДС в странах мира. Для более полной картины мы проанализируем, как это влияет на уровень благосостояния их граждан.

Но прежде чем анализировать ставку НДС в странах мира, напомним, что налог на добавленную стоимость это плата в бюджет государства за работу, услугу или товар. Он берётся на всех стадиях производства или реализации продукции, поступая ранее основного налога на прибыль.

Какой НДС в разных странах мира

Ставка НДС как никакой другой налог соотносится с достатком жителей. Потому что чем дороже товар, тем менее часто или вообще никогда его будет покупать небогатый гражданин. Все страны по-разному вводили в действие данный сбор, кто-то раньше (Средневековая Англия), кто-то позже (Российская империя во время 1 мировой войны).

Топ 10 стран с самой высокой ставкой НДС

  1. Венгрия. Занимает 1 по величине место в мире – 27%.
  2. Швеция, Дания и Норвегия. Эти скандинавские страны имеют 25% налога.
  3. Исландия. ставка НДС в этой стране мира – 24.5%.
  4. Финляндия и Греция – 24%.
  5. Польша, Португалия, Ирландия, Уругвай – 23%.
  6. Словения, Хорватия, Италия – 22%.
  7. Латвия, Литва, Чехия, Аргентина, Бельгия и Испания –21%.
  8. Россия, Австрия, Молдавия, Армения, Украина, Албания, Болгария, Эстония, Франция, Словакия, Великобритания, Узбекистан – 20% .
  9. Германия, Кипр, Румыния, Чили – 19%.
  10. Мальта – 18%.

Топ 5 стран с самой низкой ставкой НДС

  1. Острова Джерси – 3% (территория Великобритании, однако де-факто не подчиняется правительству. По сути международная оффшорная территория).
  2. Малайзия, Сингапур, Панама – 5%.
  3. Доминикана – 6%.
  4. Таиланд – 7%.
  5. Швейцария, Япония – 8% (У Швейцарии есть налоговые скидки на некоторые важные товары – до 2.5%).
  6. В США, Канаде НДС нет.

Обычно повышение уровня НДС в мире связывают с желанием получить налоги там, где «цветёт» теневой бизнес. Не хотят заплатить напрямую с доходов, тогда заплатят косвенно с покупаемых товаров. Хотя именно в России власти всячески говорят о поощрениях при «обелении» как индивидуальных предпринимателей, так и крупных игроков.

Ставки различных налогов в странах Европы

Высокая добавленная стоимость в Скандинавии также объяснима. Эти страны достаточно большие по населению и площади, по сравнению с той же Швейцарией, чтобы устанавливать уж слишком маленькие поборы. Но и достаточно богаты, чтобы заставить граждан платить за потребление дорогих услуг и товаров. В целом в Европе средняя ставка находится в пределах 20-22 процентов. Низкий НДС же вводят или страны-оффшоры, или же малоразвитые, например аграрные. Там, где цепь производитель-покупатель очень короткая, и увеличивать сборы означает провоцировать население на недовольство. Это видно на примере африканских стран и в Южной Америке.

Во многих государствах действует низкие ставки налога на некоторые виды услуг и товаров.

  • Австрия – десятипроцентная ставка на сельскохозяйственную продукцию, услуги в сфере развлечений и туризма.
  • Чехия – льготная ставка для столовых.
  • Швеция – на общественный транспорт.
  • Бельгия – на уголь.
  • Япония – скидка на детское питание и социально важные продукты.
  • В России облагается 10%, а не 18% налогом продукты питания, книги, 0% лекарства, медицинская техника, детское питание.
  • Во Франции повышенный налог (33%) на одежду из натурального меха, табачные изделия и алкоголь. 10% и ниже на медикаменты и продукты.

Повышение означает стремление наполнить бюджет деньгами – в период кризиса все средства хороши. особенно учитывая декларируемую страной политику заботы о бюджетниках и пенсионерах. Да и для этой категории граждан сохранены льготные ставки НДС, прежде всего на предметы первой необходимости. Так что повышения цен они не почувствуют. Но люди среднего класса, наиболее активно участвующие в финансовых транзакциях, ответят на это экономией. Сократят до минимума покупки, что только замедлит темпы производства. А это приведёт к сокращению отчислений от них в бюджет и новому витку кризиса. Такой вот порочный круг. А производство только-только начало показывать относительный рост, пусть и малый.

Однако некоторые, прежде всего провластные, эксперты прочат «стабильность цен на все социально важные товары», поддержку бизнесу, сохранение низкий уровень инфляции. У них есть вполне логичные аргументы: дополнительные деньги в бюджет, увеличение, а не уменьшение «серой» бухгалтерии. Например, говорят они, в республике Татарстан, Челябинской области перечисляют только 20% от расчётной суммы всех сборов. Кто окажется правым покажет только время.

НДС в других странах мира и уровень жизни

Уровень жизни граждан какого-либо государства понятие довольно относительное, а иногда даже философское. Но всё же создан показатель, более менее правильно её демонстрирующий – индекс качества стран. Он складывается из самых разных показателей, иногда довольно неожиданных:

  1. Предполагаемая продолжительность жизни человека.
  2. Число официальных разводов на тысячу человек.
  3. Значение вовлечённости граждан в религиозные и общественные организации.
  4. ВВП на душу населения.
  5. Уровень стабильности государства и внутренней безопасности.
  6. Тип климатических условий.
  7. Уровень безработицы.
  8. Оценка уровня гражданских свобод (по шкале от 1 до 7).
  9. Равенство мужского и женского пола. Результат – частное от средней заработной платы мужчины на среднюю заработную плату женщины в стране.

Таблица сравнения НДС и качества жизни

Мы сравнили НДС и место страны в рейтинге индекса качества жизни на 2022 год. Всё это свели в одну таблицу. Всего в рейтинг вошли 80 образований. У других было недостаточно точных данных для анализа и включения в рейтинг или же у них слишком маленькое население.

Страна Место в рейтинге НДС
Швейцария 1 (оценка 8.22/10) 8%
Германия 2 19%
Норвегия 3 25%
Швеция 4 25%
Дания 5 25%
Сингапур 7 5%
Финляндия 12 24%
Ирландия 13 23%
Австрия 14 20%
Бельгия 16 21%
Италия 21 22%
Кипр 23 19%
Япония 25 8%
Франция 26 20%
Великобритания 27 20%
Чехия 28 21%
Польша 33 23%
Венгрия 46 27%
Таиланд 50 7%
Литва 57 21%
Болгария 61 20%
Российская Федерация 72 20%
Украина 78 20%
Нигерия 80 (4.74/10) 5%

Заключение

Анализируя данные, можно придти к выводу, что НДС никак не влияет на уровень благосостояния страны в целом. У Швейцарии он составляет всего 8%, однако она – первая в рейтинге. Но и наоборот, у Германии, Норвегии и Швеции самые высокий уровень среди всех государств мира, но они также находятся в топе. При этом низкий НДС не всегда обеспечивается и попадание в топ (Япония с 8% на 25 месте), как впрочем и высокий (Венгрия – 27% НДС, 46 место; Литва – 21% НДС, 57 место; Россия – пока ещё 18%, место в рейтинге – 72).

Резюмируя: чем более развита экономика, тем больше страна находит возможностей для ведения комфортной социальной политики. Например позволяет жителям не платить налоги с не очень больших (по европейским меркам) зарплат. Впрочем, и тут не обходится без исключений (в Норвегии, Ирландии, Дании ставка НДС и подоходный налог достаточно высоки, при этом они в верхушке индекса благосостояния). Ясно одно – взимание денег с граждан никак не влияют на уровень жизни в государстве в целом, по крайне мере, в наш век.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: