Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622)

Общие положения

Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

Цель миграционной политики

Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

Основные принципы миграционной политики

– комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;

– приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;

– учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

– координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;

– участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

– финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.

Задачи миграционной политики

– совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

– создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

– создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

– создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

– дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

– оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.

Основные направления миграционной политики

– обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий: въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства Российской Федерации;

– совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

– повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;

– развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников;

– обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

– повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;

– расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;

– обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.

– совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;

– обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;

– совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

– повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

– поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан.

Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики

– осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;

– представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;

– обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;

– объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.

Новая концепция регулирования миграции в России

Член-корреспондент РАН, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем Сергей Рязанцев — о новой концепции миграционной политики РФ.

Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Последняя концепция регулирования миграционных процессов была принята еще в 2003 г. и явно не соответствовала времени и потребностям страны. В связи с этим несколько лет назад Федеральная миграционная служба России начала разработку проекта новой концепции миграционной политики страны. Ее вариант был вынесен на обсуждение широкой общественности в 2010-2012 гг. Наконец, 13 июня 2012 г. Президент В.В.Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Насколько новая концепция соответствует демографической ситуации, социально-экономическому развитию страны, практике регулирования миграционных процессов?

Читайте также:
Процедура выход из гражданства Украины в посольстве этой страны в России в 2022 году

Первое. Нужно признать, что новая концепция содержит довольно много прорывных идей, которые помогут России регулировать миграцию в своих национальных интересах. Впервые миграция рассматривается не только как угроза для страны, но и как ресурс для ее развития. Государство признало, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» (пункт 7, раздел II). С приведенными в концепции формулировками трудно не согласиться; хочется верить, что они будут способствовать реальным изменениям в миграционной политике.

Второе. К сожалению, цель миграционной политики России в новой концепции сформулирована недостаточно четко (пункт 21, раздел III). Не может быть целью миграционной политики страны «обеспечение национальной безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения России» (скорее, это может быть целью Концепции национальной безопасности или Концепции социального развития); «стабилизация и увеличение численности постоянного населения» (это в большей степени цель Концепции демографической политики); «содействие обеспечению потребности экономики России в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности его отраслей» (это цель Концепции экономического развития). На мой взгляд, цель миграционной политики должна быть сформулирована более конкретно: «стимулирование внутренней миграции; сокращение эмиграционного оттока населения из России и стимулирование притока нужных для страны категорий иммигрантов на постоянное место жительства, работу и учебу в необходимых параметрах».

Третье. Впервые государство четко заявляет о необходимости развития внутренней миграционной подвижности российского населения: «Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами» (пункт 10, раздел II). Концепция предлагает целый блок направлений, которые позволят стимулировать внутренние миграции. Весьма ценно, что они носят характер снятия административных барьеров по регистрации и оформлению работников, предусматривают экономические инструменты стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья.

Парадоксально, но на фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения, т.е. никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения. В России более 6,3 млн официальных безработных из числа российских граждан, множество молодых людей, пенсионеров и инвалидов, готовых работать в экономике, но при этом не имеющих такой возможности. При этом в Россию было привлечено только на легальной основе 2,5 млн трудовых иммигрантов, оценки незаконной занятости иностранных работников в России самой концепцией определяются в 3-5 млн человек (пункт 12, раздел II).

В настоящее время потоки внутренней миграции кардинально поменяли направление. Главным трендом внутренней миграции стали потоки россиян из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию). Массовый отток российского населения связан с отсутствием программ развития транспортной, жилищной, социальной инфраструктуры в этих районах, заброшенностью небольших городов и сельской местности, натурализацией хозяйства.

Четвертое. Впервые концепция миграционной политики поднимает вопрос интеграции мигрантов в российское общество. В частности, в пункте 17 раздела III признается, что «важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов…». Это вопрос для страны не просто актуален, он становится ключевым с точки зрения безопасности. Привлечение иммигрантов — это только половина дела, вторая часть вопроса — как их интегрировать в социальную и культурную среду, как ликвидировать культурную дистанцию и снизить напряженность в отношениях между местным населением и иммигрантами.

Исследования показывают, что на фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения страны серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов. Основной приток иммигрантов на постоянное место жительства в Россию происходит преимущественно из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. На протяжении 1990-х гг. это была «возвратная миграция» русских и представителей народов России, которые возвращались из бывших республик Закавказья и Средней Азии. Однако за последние годы существенно изменился этнический, образовательный, социальный состав иммигрантов из СНГ. Сокращается доля русских в потоке иммигрантов: в 1995 г. на них приходилось 74%, а в 2007 г. — лишь около 60%.

В потоках трудовой иммиграции преобладают выходцы из Центральной Азии, которые плохо владеют русским языком — даже для объяснения на элементарном уровне целей своего приезда в страну. Снижается уровень образования мигрантов, в трудовую миграцию в странах Центральной Азии все более активно вовлекаются сельские жители и социально незащищенные слои населения. В странах происхождения в трудовую миграцию вовлекаются совсем молодые люди, которые имеют только незаконченное или среднее образование, не имеющие опыта жизни в больших городах, элементарных навыков пребывания в городской среде, культуры поведения в обществе. Их низкий уровень культуры провоцирует негативное отношение к ним со стороны местных жителей.

Инфраструктура интеграции иммигрантов в стране пока практически не развита. В отличие от других стран мира, Россия не имеет в достаточном количестве курсов русского языка, культурно-адаптационных центров, консультационных пунктов, клубов по месту жительства мигрантов и пр.

Пятое. В новой концепции справедливо уделяется внимание учебной иммиграции в Россию. В частности признается, что «слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Образовательная (учебная) миграция — источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан» (пункт 16 раздела III). Документ развивает абсолютно необходимую идею привлечения иностранных студентов в страну, тем более, что в условиях сокращения численности абитуриентов российские университеты уже в ближайшие годы столкнутся с проблемами набора студентов.

Образовательная иммиграция — это один из самых желательных миграционных потоков для страны. Он имеет экономические, геополитические и социально-демографические эффекты. К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, численности высококвалифицированных специалистов, развитие национальной системы образования. При всей значимости учебной миграции в настоящее время пока предпринимаются недостаточные шаги по продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках, не ликвидированы препятствия с точки зрения трудового и миграционного законодательств. До сих пор иностранным студентам официально не разрешается работать в России за пределами своего вуза. Это автоматически выталкивает их в неформальный сегмент рынка труда. Существует много проблем с безопасностью, жилищными условиями.

Читайте также:
Налог на безработных в России в 2022 году: введение нового закона, сколько будут платить

Шестое. Новая концепция декларирует необходимость «создания условий и стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов… для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства» (пункт 24, раздел III). В 2008 г. власти 71 субъекта РФ представили информацию о разработке (доработке) проектов региональных программ переселения. Есть мнение, что программа потерпела крах. Тем не менее, в 2007-2009 гг. в рамках государственной программы в Россию переселились около 9 тыс. человек и еще около 27 тыс. находятся на различных стадиях переселения. Это, конечно, не те масштабы, которые ожидались, но это важный поток мигрантов для России.

Государственная программа заканчивается в 2012 г. Однако прекращать ее нельзя, она жизненно необходима не только России, но и людям, которые все еще хотят вернуться. До сих пор это единственная организованная программа переселения, которая имеет государственное финансирование. Она обеспечила небольшой миграционный прирост, но имела важное политическое значение — Россия стала принимать своих соотечественников (большинство из них русские и представители народов России), которые в советское время, после окончания вузов ехали по направлению государства («распределению») на работу в национальные республики, ставшие независимыми государствами.

Седьмое. Впервые в государственном документе подобного уровня заявлена необходимость привлекать инвесторов и предпринимателей с целью обретения ими постоянного места жительства в РФ. В частности, в концепции записано, что необходимо «создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов» (пункт 24, раздел III). Это предложение — революционно! Еще никогда в России власти не заявляли о возможности предоставления вида на жительства или гражданства при условии инвестирования средств в национальную экономику. К сожалению, это тоже пока только декларация, хотя и очень правильная. Дело за малым — наладить инвестиционный климат, снизить налоги и конечно, отработать миграционные инструменты предоставления вида на жительство и гражданства иностранцам, готовым инвестировать средства в экономику страны.

Рассчитывать на массовый приток бизнесменов из Западной Европы, США, Японии не приходится, но очевидно, что этот канал может быть привлекательным для граждан СНГ, Китая, Вьетнама. Особое значение этот направление миграционной политики имеет для развития Дальнего Востока и Сибири. Новая концепция миграционной политики завершается пунктом 32 раздела VII, который дословно звучит так: «По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока». Может быть, и можно, только необходимы радикальные меры.

Восьмое. Новая концепция уделяет много внимания трудовой иммиграции в Россию. При этом в документе признается, что «система привлечения временных трудовых мигрантов и определение потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании» (пункт 14, раздел II). В пункте 24б раздела III приводится целый комплекс мер совершенствования миграционной политики по этому направлению. Все они нужны и важны. Трудовая иммиграция в Россию необходима, однако остаются вопросы. Например, почему с точки зрения значимости эта задача более приоритетна, чем работа с внутренними мигрантами? Каким образом будут рассчитываться потребности в иностранной рабочей силе? В каких регионах и отраслях необходимы трудовые мигранты?

Следует отметить прогресс российского законодательства в области регулирования трудовой иммиграции. В частности, 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые дали определенные преференции высококвалифицированным специалистам. Власти декларировали также, что намерены минимизировать контакты профессионалов и их работодателей с ФМС. Это изменение соответствует заявленному в новой концепции положению (пункт 8, раздел III концепции). Однако оно работает только для крупных компаний, но не для университетов и научных институтов. Прежде всего, требуется кардинальное изменение отношения государства к финансированию науки.

1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые ввели правовую основу для легализации трудовых мигрантов, работающих у частных лиц. Эта мера стала революционной, поскольку по данным на начало 2012 г. вывела «на свет» около 1 млн иностранных граждан, ранее работавших незаконно в частных домохозяйствах. Доля иностранных трудовых мигрантов среди занятого населения на российском рынке труда оставалась относительно небольшой — всего 3-4%. Однако в некоторых отраслях эта доля была более заметной (например, в строительстве она достигла почти 20%). Иностранные трудовые мигранты по территории России распределяются неравномерно. Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России по-прежнему существует значительный разрыв. Российское государство сейчас скорее фиксирует трудовую иммиграцию, чем управляет ею. В итоге, в России сформировался теневой рынок с фирмами-перекупщиками квот на иностранную рабочую силу. Квота у посреднических фирм стоит 25-30 тыс. рублей, вместо 2 тыс. рублей официальной государственной пошлины.

В новой концепции миграционной политики декларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Между тем, вопрос, сколько временных трудовых мигрантов, каких профессий и из каких стран необходимо привлекать, принципиален. В концепции следовало бы четко прописать сдержанную позицию в отношении приема иностранных трудовых мигрантов на основе прозрачной системы квотирования, когда квоты будут закреплены за конкретными работодателями, без права их перепродажи.

Девятое. К сожалению, в новой концепции слабо отражены проблемы миграционной статистики в России и пути их решения. В пункте 26в раздела V скромно сообщается, что нужно «развивать систему статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований….». На мой взгляд, адекватный учет миграции в России сейчас практически отсутствует. Прежде всего, информация о миграции носит разобщенный характер. Росстат фиксирует миграцию на постоянное место жительства российских граждан, а ФМС — временную трудовую миграцию иностранных граждан и численность иностранцев, получивших российское гражданство и т.д. Прежде всего, нужно создать единую информационную систему учета миграции. Для ее разработки необходимо создать рабочую группу в составе сотрудников заинтересованных ведомств (прежде всего, ФМС, Росстата, МВД, Пограничной службы, Минобрнауки) и ученых в области миграции.

Десятое. Ключевой проблемой для России становится эмиграция. В новой концепции, к сожалению, эта проблема вообще не рассматривается, только сообщается одним предложением в пункте 9 раздела II, что «продолжается эмиграционный отток из страны». Эмигранты также упоминаются только вскользь, в контексте возвратной миграции. Конечно, важно привлекать в Россию иммигрантов, но нельзя ничего не делать с эмиграционным оттоком. Начиная с 1989 г., из России в страны дальнего зарубежья выехало более 1,2 млн человек. Очевидно, что многие россияне не уведомляли государственные службы относительно своего трудоустройства за рубежом, но при этом работали легально. Эмиграция из России в страны дальнего (старого) зарубежья носит характер утечки умов: каждый пятый эмигрант имеет высшее образование.

Читайте также:
Какой налог на посылки из Китая в России и Беларуси в 2022 году

Эмиграционный потенциал среди ученых и высококвалифицированных специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др.

Принятие новой концепции миграционной политики можно считать, безусловно, прогрессивным шагом для России. Главное достижение документа — его идеологическая направленность: «миграция как ресурс развития страны». Наряду с традиционными направлениями впервые поставлены на уровень государственного понимания совершенно новые проблемы, которые миграционная политика России ранее просто не замечала. Прежде всего, это адаптация и интеграция иммигрантов, миграция инвесторов и предпринимателей, образовательная иммиграция. Конечно, концепция миграционной политики является принципиально новым для России документом по своему масштабу и значимости. Вместе с тем, остаются противоречия между концепцией и практикой регулирования миграционных процессов; властям и обществу предстоит еще много работы в этом направлении.

МИГРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ЯНВАРЯ-ФЕВРАЛЯ 2022 Г. Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флоринская Юлия Фридриховна, Мкртчян Никита Владимирович

Миграционный прирост населения России в январе-феврале 2022 г. практически не изменился по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но смог компенсировать только 14,6% потерь от естественной убыли. Численность трудовых мигрантов в России за год сократилась более чем на треть, при этом все в большей степени такая миграция обеспечивается работниками из Средней Азии.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Флоринская Юлия Фридриховна, Мкртчян Никита Владимирович

MIGRATION: MAIN TRENDS IN JANUARY-FEBRUARY 2022

The net migration of the Russian population in January-February 2022 remained virtually unchanged compared to the same period last year, however was able to make up for only 14.6% of the losses from natural population decline. The number of migrant workers in Russia decreased by more than a third over the past year, while more and more such migration is ensured by migrant workers from Central Asia.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ЯНВАРЯ-ФЕВРАЛЯ 2022 Г.»

МИГРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ЯНВАРЯ-ФЕВРАЛЯ 2022 г.

Ю. Ф. ФЛОРИНСКАЯ Н. В. МКРТЧЯН

Миграционный прирост населения России в январе-феврале 2022 г. практически не изменился по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но смог компенсировать только 14,6% потерь от естественной убыли. Численность трудовых мигрантов в России за год сократилась более чем на треть, при этом все в большей степени такая миграция обеспечивается работниками из Средней Азии.

Ключевые слова, миграция, долговременная миграция, временная миграция, трудовые мигранты, разрешения на работу, патенты, пандемия. JEL: Л1, Ж

По имеющейся оперативной информации1 о долговременной миграции, в январе-феврале 2022 г. миграционный прирост населения России составил 26,8 тыс. человек, оставшись примерно на уровне аналогичного периода прошлого года (27,1 тыс.). По сравнению с ним ненамного сократилось как число прибывших (на 4,8%), так и число выбывших (на 6,3%). При этом миграционный прирост со странами СНГ увеличился на 6,7%, а со странами дальнего зарубежья – заметно снизился. Учитывая, что сравнение происходит с месяцами 2022 г., еще не затронутыми ограничениями, введенными во время пандемии СОУЮ-19, видно, что в текущем году пандемия на параметры учтенной долговременной миграции влияет незначительно.

Миграционный прирост увеличился со многими странами СНГ, кроме Украины, Узбекистана и Туркменистана. Миграция с Украиной в последние годы приобретает волнообразный характер – подъемы в отдельные годы, когда эта страна становится основным миграционным донором России, сменяются спадами, когда параметры миграции приходят в обычное состояние.

Поскольку естественная убыль населения России, в том числе под воздействием пандемии, продолжала оставаться экстремально высокой, миграция в первые два месяца 2022 г. компенсировала потери от нее только на 14,6%, т.е. показатель естественной убыли остается примерно на уровне 2022 г. Полагаем, что в текущем году компенсирующая роль миграции возрастет, но до компенсации потерь, близкой к 100%, будет еще очень далеко.

Число внутристрановых перемещений в рассматриваемый период по сравнению с соответствующим временным интервалом прошлого года сократилось на 8,9%. Миграция в пределах России продолжает уменьшаться уже третий год подряд (падение началось в первом квартале 2019 г.). В отличие от предыдущих лет, когда показатель, испытывая незначительные колебания, в целом рос (начиная с 2011 г.), в последние годы проявляется устойчивая тенденция снижения миграционной активности россиян. Это тревожная тенденция, зародившаяся еще до пандемии и, возможно, усилившаяся в связи с введенными ограничениями и масштабным переходом на удаленную работу. Полагаем, что в течение 2022 г. по

Флоринская Юлия Фридриховна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук (Москва), е-таИ: florinskaya-yf@ranepa.ru; Мкртчян Никита Владимирович, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук (Москва), е-тшУ: mkrtchyan-nv@ranepa.ru

1 К настоящему моменту Росстат опубликовал данные только за январь-февраль 2022 г. Ведомство в последнее время сдвигает сроки предоставления информации, перенося публикацию данных на более поздние даты.

сравнению с прошлым годом падение прекратится, но все равно сложившаяся здесь ситуация будет означать очень существенное снижение внутристрановой мобильности.

Сокращение активности в долговременной миграции, судя по данным ОРС («Обследование рабочей силы»)2, не компенсируется ростом временной трудовой миграции россиян: в 2019 г. она увеличилась только на 0,3%, тогда как в 2017-2018 гг. ее рост достигал почти 3%.

До начала пандемии, в 2019 г., число иностранных граждан, пребывавших на территории России со всеми целями, колебалось в пределах от 9,6 до 11,2 млн человек. В течение 2022 г., в связи с полным закрытием границ для въезда и выезда, положение кардинально изменилось и общая численность иностранцев в России сократилась с 10,3 млн человек в конце января 2022 г. до 7,1 млн к концу года. В 2022 г., ввиду отсутствия заметных подвижек в процессе восстановления нормального транспортного сообщения с основными миграционными донорами России, иностранное присутствие в стране продолжало сокращаться, и

на 1 апреля 2022 г. численность иностранных граждан составила 5,54 млн. Лишь в апреле -вероятно, вследствие частичного открытия авиасообщения с Узбекистаном и Таджикистаном – начался небольшой рост показателя, и на 1 мая численность иностранцев в стране увеличилась до 5,66 млн. (См. рисунок.)

Читайте также:
Работа и вакансии на Чукотке вахтовым методом в 2022 году

По-прежнему 86% из всех пребывающих в России иностранцев – граждане стран СНГ, их доля почти не меняется в последние годы. Наиболее массово на территории нашей страны представлены граждане стран Средней Азии и Украины, при этом численность граждан Украины почти сравнялась с численностью граждан Киргизии. (См. табл. 1.)

По сравнению с прошлогодними данными на начало мая, когда численность граждан из основных стран СНГ еще не успела значительно сократиться, иностранцев из СНГ стало на 39% меньше (по сравнению с 1 мая 2019 г. – на 42%). Больше всего снизилась численность граждан Украины и Молдавии – на 53 и 51% соответственно (по сравнению с 2019 г. – на 61 и 58%); меньше всего – численность граждан Киргизии – на 18% (на 13%), Армении – на 22% (на 29%), Таджикистана – на 35% (на 36%).

Пребывание иностранных граждан на территории России в 2013-2022 гг. (на конец месяца), млн человек

. 2013 г. —•— 2014 г. -2015 г.—-2016 г. 2017 г.

Источник: ФМС, ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ.

! По данным Росстата, полученным по запросу.

С весны 2022 г. в три раза уменьшилась численность граждан стран ЕС – так низко она еще ни разу не опускалась за последнее десятилетие. При этом число граждан таких стран, как Испания, Италия, Франция, сократилось более чем в пять раз. (См. табл. 2.) Если анализировать цели пребывания, то в наибольшей степени упало число туристов, а также пребывающих с коммерческими и туристическими целями (на 74-78%); в наименьшей степени сократилось число работающих по найму (на 36%); пребывающих со служебными целями стало даже на 2% больше.

Численность трудовых мигрантов (указавших цель при въезде в Россию – «работа по найму») на 1 мая 2022 г. составила 2,68 млн

человек, три четверти из них – это граждане стран Средней Азии. По сравнению с той же датой 2022 г. численность трудовых мигрантов сократилась на 35% (по сравнению с 1 мая 2019 г. – на 38%). Самое большое сокращение коснулось контингента работников из Украины и Молдовы – на 58 и 52% соответственно; трудовых мигрантов из Азербайджана стало на 49% меньше, из Казахстана и Узбекистана – на 42%, из Таджикистана – на 37%. Менее всего сокращение затронуло поток трудовых мигрантов из Армении и Киргизии – их стало соответственно на 17 и 18% меньше.

Из всех находившихся в России трудовых мигрантов 1,03 млн обладали действительными документами для работы (разрешениями

Пребывание иностранных граждан из СНГ на территории России на дату, 2014-2022 гг., человек

На 04.05.14 На 01.05.16 На 01.05.18 На 01.05.19 На 01.05.20 На 01.05.21

СНГ – всего 8411 364 8283 040 8097 966 8342 219 7976 554 4883 851

Азербайджан 600 096 483 830 605 341 636 957 701 614 299 081

Армения 491 501 490 850 492 349 488 260 446 403 347 680

Белоруссия 404 218 704 297 613 983 648 523 659 418 562 961

Казахстан 559 379 553 491 455 462 479 588 466464 263 491

Киргизия 539108 561 756 639 706 713 001 757 652 623 043

Молдавия 562 939 489 694 376 079 320115 270 082 132 875

Таджикистан 1137 939 947 251 1084153 1255165 1242629 809166

Узбекистан 2509 998 1726198 1926 345 2099 835 2046189 1190 634

Украина 1606186 2325 673 1904 548 1700 775 1386103 654 920

Источник: данные ФМС и ГУВМ МВД РФ.

Пребывание иностранных граждан из некоторых стран ЕС и США в России на дату, 20142022 гг., человек

На 04.05.14 На 01.05.16 На 01.05.18 На 01.05.19 На 01.05.20 На 01.05.21

ЕС в целом 1166 725 441 855 379 721 377 881 687 921 226133

Германия 348 266 91 410 87159 84 360 138196 40 576

Испания 76 669 12 043 12 721 12 602 29 652 5597

Италия 75 429 24516 21 610 20 762 42 347 8203

Великобритания 177 840 28 646 18151 15 397 27 615 8513

Финляндия 105 989 80 006 61 038 46 239 87 349 46 561

Франция 65 701 26 449 24193 26 012 58 556 10131

США 219 667 42 628 35 231 32 550 53 651 23149

Источник: данные ФМС и ГУВМ МВД РФ.

Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в России в январе-марте 2014-2022 гг., человек

2014г. 2016г. 2018г. 2019г. 2022г. 2022 г.

Разрешения на работу для иностранных граждан* 257 996 22 855 21 005 22 974 15 508 13 304

Разрешения на работу для квалифицированных специалистов* 10177 2501 2898 3196 1665 953

Разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов 6730 4531 4900 7165 5651 7678

Патенты** 434436 280 628 341 369 363 891 420 332 224 233

Итого 692432 303 483 362 374 386 865 435 840 237 537

* – С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.

** – С 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических,

так и у юридических лиц.

Источник: данные ФМС и ГУВМ МВД РФ.

на работу или патентами), а 913 тыс. имели право работать без таких документов (мигранты из стран ЕАЭС). Таким образом, около 72% трудовых мигрантов имели право легально выйти на российский рынок труда.

В связи с неоднократным продлением Указа Президента РФ о сроках действия разрешительных документов для мигрантов, уже находившихся на территории России3, и отсутствием значимого притока новых иностранных работников число вновь оформляемых документов в 2022 г. резко сократилось. На конец первого квартала текущего года по сравнению с той же датой предыдущего было

оформлено на 47% меньше патентов и на 14% меньше РНР (разрешений на работу). (См. табл. 3.)

За первый квартал 2022 г. в региональные бюджеты поступило 8,91 млрд руб. за оплаченные трудовыми мигрантами патенты (в 2022 г. за тот же период – 13,86 млрд руб., в 2019 г. – 11,29 млрд руб.). Подавляющее большинство платежей вносят мигранты из двух стран Средней Азии. Так, именно гражданами Узбекистана и Таджикистана в 2022 г. получено 93% патентов; на долю граждан Молдавии пришелся 1% полученных патентов, граждан Украины – 3%. ■

Читайте также:
Сколько сигарет можно ввозить и вывозить из России в 2022 году: правила провоза табачной продукции

Migration: Main Trends in January-February 2022

Yulia F. Florinskaya — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Geographic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: florinskaya-yf@ranepa.ru Nikita V. Mkrtchyan — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Geographic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: mkrtchyan-nv@ranepa.ru

The net migration of the Russian population in January-February 2022 remained virtually unchanged compared to the same period last year, however was able to make up for only 14.6% of the losses from natural population decline. The number of migrant workers in Russia decreased by more than a third over the past year, while more and more such migration is ensured by migrant workers from Central Asia.

Key words, migration, long-term migration, temporary migration, migrant workers, work permit, patents,

С чем связан дефицит трудовых мигрантов в России вы 2022 году. Изменения в миграционном законодательстве

Новый 2022 год для многих принес перемены, в том числе для трудовых мигрантов. Дефицита в них ранее не наблюдалось, но сегодня все наоборот – на рынке не хватает неквалифицированной рабочей силы. Куда исчезли трудовые мигранты и что ждет оставшихся в России в 2022 году?

  • ‍♂️ Дефицит трудовых мигрантов в России
    • Могут ли места иностранных рабочих занять россияне
  • Новшества для мигрантов в 2022 году
    • Единая электронная виза
    • Приостановка течения сроков действия документов
    • Изменения в приеме иностранцев на работу
    • Сокращение квот на РВП
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

🤷‍♂️ Дефицит трудовых мигрантов в России

Трудно сказать, сколько мигрантов занято в российской экономике. Не помогает даже официальная статистика. Дело здесь в особенности подсчета, который ориентируется на миграционный учет, а цифры там дублируются. Например, если мигрант за год въехал в Россию два раза, то миграционная служба зафиксирует, что это два человека, хотя по факту – один.

Другая проблема – нелегалы, которые не оформляют документы, не платят налоги и не включены в статистику. По примерным подсчетам, в России около 8 миллионов неквалифицированных иностранных рабочих.

Дефицита в мигрантах никогда не наблюдалось – наоборот, казалось, что их вокруг слишком много. Все изменилось в 2022 году с эпидемией коронавируса. На сегодняшний день в России наблюдается недостаток иностранных рабочих. Этому есть две причины.

Первая причина – весной 2022 года были закрыты границы, фактически прекратилось авиа- и железнодорожное сообщение. Летом власти согласовали вывозные рейсы, в том числе в среднеазиатские страны, и многие мигранты поспешили вернуться на родину. Для многих из них в России просто не стало работы: частный бизнес закрылся или начал выживать, как мог, сокращая штат – первыми убрали неквалифицированных работников. Кто-то поспешил уехать, понимая, что, в противном случае, возвращение на родину затянется на неопределенный срок.

Вторая причина – из-за тех же закрытых границ Россия недополучила мигрантов, которые обычно приезжали летом на сезонные работы.

Дефицит возник из-за того, что уехавшие теперь не могут вернуться обратно, а некоторым стало некуда возвращаться – рабочие места закрылись. Чтобы мигранты вернулись, нужны как минимум экономическая база и свободное перемещение через границы.

Могут ли места иностранных рабочих занять россияне

Россияне вряд ли смогут полноценно заменить мигрантов – во всяком случае в ближайшее время. Даже при дефиците трудовой силы за некоторые виды работ россияне браться просто не хотят – например, за тяжелый неавтоматизированный труд или за работу в цехах. Традиционно высокий показатель иностранных работников был именно в этих сферах.

Связано это как с зарплатами (низкими или же не оправдывающими ожидания россиян), так и с тяжелыми, вредными условиями труда.

Если бы россияне массово устраивались на работу, которую выполняют мигранты, в стране не было бы нужды в таком количестве работников из-за рубежа.

👇 Новшества для мигрантов в 2022 году

Миграционное законодательство в новом году претерпело изменения. Разберемся, какие новшества ждут мигрантов, и к чему они приведут на практике.

Единая электронная виза

Согласно Федеральному закону от 31.07.2022 №305, с 1 января 2022 года вводится единая электронная виза в Россию. Она действительна для 52 стран, с которыми у России установлен визовый режим – список этих государств регламентирован Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2022 №2571-р. Для граждан государств, которым для въезда в Россию изначально не требовались визы, все остается без изменений.

Предполагается, что введение электронных виз поможет развитию туризма и привлечет инвестиции. Но мигрантов это тоже касается – такая электронная виза действует по всей России, срок пребывания по ней составляет 16 дней, а оформить ее можно для гостевых или деловых поездок.

Для оформления визы не нужно ни приглашения, ни документов, подтверждающих цель поездки, а подать заявку можно онлайн через сайт Консульского департамента МИД.

Приостановка течения сроков действия документов

Изменения касаются правового положения иностранных граждан, которые оказались в непростой ситуации из-за эпидемии коронавируса. Согласно Указу Президента РФ от 15.12.2022 №791, до 15 июня 2022 года приостанавливается течение сроков действия документов, которые истекали в период с 15 марта 2022 года по 15 июня 2022 года.

К таковым документам относятся:

  • визы;
  • разрешение на временное пребывание;
  • вид на жительство;
  • свидетельства участников госпрограммы по переселению;
  • удостоверения беженцев;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в России;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцами.

Проще говоря, если срок действия одного из вышеуказанных документов истекает ранее 15 июня 2022 года, то он будет продлен до этой даты.

Изменения не касаются граждан и обладателей вида на жительство (ВНЖ) государств, с которыми у России открыто регулярное транспортное сообщение.

Изменения в приеме иностранцев на работу

В порядке приема иностранных граждан на работу в 2022 году случилось несколько важных изменений. Согласно Приказу МВД России от 10.12.2022 №856, вводится новый регламент постановки иностранцев на миграционный учет. Если иностранный гражданин проживает на территории работодателя, то и регистрировать его обязан работодатель. К примеру, иностранец проживает в помещении, которое принадлежит работодателю. В таком случае наниматель обязан сам подать документы в МВД для постановки работника на миграционный учет.

Еще одно изменение действует с прошлого – 2022 – года. Согласно Приказу Минздрава РФ от 15.06.2022 №581н, для всех иностранных граждан, прибывающих в Россию для трудоустройства, обязательно тестирование на наличие коронавируса. Без прохождения теста нельзя будет получить патент или оформить разрешение на работу. При положительном тесте в выдаче разрешения на работу будет отказано.

Читайте также:
Гражданство РФ для жителей Приднестровья в 2022 году

Последнее изменение коснулось не непосредственно мигрантов, а их работодателей. Согласно Приказу МВД России от 30.07.2022 №536, в 2022 году работодатели должны заполнять бланки о трудовом найме мигрантов, об увольнении мигрантов и о трудоустройстве мигрантов в специализированную организацию по новой форме. Актуальные формы приведены в вышеуказанном Приказе МВД.

Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина с 1 января 2022 года работодатель обязан отчитываться по-новому, иначе миграционный отдел откажет в приеме отчетности.

Сокращение квот на РВП

Многие мигранты несколько лет пытаются получить квоту на разрешение на временное проживание (РВП) в РФ, но в 2022 году сделать им это будет еще сложнее.

Сейчас действует Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2022 №2883-р. Согласно документу, количество квот сокращено в полтора раза. Если в 2022 году квот было 60 000 штук, то в 2022 году – всего лишь 39 000 штук. То есть по всей России шанс получить квоту будет только у 39 тысяч иностранных граждан. Понятно, что это только усилит конкуренцию и сделает ситуацию еще более напряженной.

Нужно отметить, что количество квот плавно уменьшается с каждым годом, а между тем есть люди, для которых квота на РВП – это единственный шанс «зацепиться» в России.

Таким образом, нельзя сказать, что миграционное законодательство в России становится мягче. В 2022 году для мигрантов будет ряд послаблений, но в каких-то аспектах ситуация только ужесточится.

Россия для граждан или для мигрантов? Новая концепция вызвала ещё больше вопросов

Вышел президентский перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Предлагается скорректировать миграционный режим и реформировать процесс получения гражданства Российской Федерации.

Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.

Миграция законная и тем более незаконная порождает неизбежную напряжённость в русском обществе в силу её многочисленности, бесконтрольности со стороны властей и инокультурности стереотипов поведения приезжающих.

В немалой степени мигранты способствуют росту преступности в России, в основном в области всевозможного насилия, наркоторговли и ухода от налогов.

Вести с “миграционного фронта”

Вот только несколько иллюстраций по текущему марту.

Таблица: Телеканал “Царьград”

Список этот может быть продолжен, к сожалению, почти до бесконечности. Проблема перезрела и требует своего разрешения со стороны властей.

Мигранты уходят в “тень”

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – “формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации” – отдал целый ряд поручений.

Мигранты стараются избежать сложностей официального оформления на работу. Фото: Александр Авилов/АГН “Москва”

В документе обозначены несколько проблем: “существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. “, “иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом “в тень” (нелегальная трудовая миграция) либо путём приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)”, преступный миграционный элемент уходит от запрета на въезд “путём получения иностранными гражданами новых удостоверяющих личность национальных документов с изменёнными персональными данными”.

Никакие частичные улучшения не способны изменить в целом плачевной и опасной ситуации с бесконтрольной миграцией.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции. Предполагаемое создание особых “благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре“, безусловно, положительный момент. Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

В России предполагается отказаться от разрешения на временное проживание как от отдельного института. Именно этот миграционный статус даёт возможность массового уклонения мигрантов от получения разрешения на трудовую деятельность, а для русских является дополнительной ступенью, на которой с них взымаются деньги и бесконечные документы. Статус “привилегированных” мигрантов, у которых есть вид на жительство, уходит в прошлое. Их сейчас более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, почти 70 тысяч из Азербайджана, около 80 тысяч из Армении, более 30 тысяч из Белоруссии и т.д.

Основным миграционным статусом станет вид на жительство (постоянное проживание). Основные требования: регистрация в единой государственной информационной системе, отсутствие опасных заболеваний, знание русского языка, соблюдение законов РФ и проживание на её территории.

Три вида приема в гражданство

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, “близким нам в социокультурном отношении” (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии “позитивных социальных связей” в РФ (родственники), “уязвимого положения” (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только “экономические” (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы “об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России”, если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, “решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации”.

Будут усовершенствованы механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2022 года вводится единая электронная виза.

Читайте также:
Полигон ТБО Лесная Серпухов: видео со свалки опасных отходов

Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции. Теперь предприниматели должны будут “зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе”. Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут “нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина”.

То есть, если, конечно, за этим будут строго следить, граждане РФ будут иметь первоочередное право на эту работу. А потом, если таковые не найдутся, то могут нанимать иностранца. Язык документа, кстати, весьма корявый, неточный и так и просится на дополнительное уточнение.

В поручениях есть позитивная фраза об установлении “защитных мер, среди которых выделяются количественные и качественные ограничения на привлечение иностранных граждан, в том числе самозанятых (по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям)”. Но расшифровать её в полном объёме пока не представляется возможным. Как будут выглядеть в реальности эти “защитные меры”? Это пока остаётся весьма туманным…

Усовершенствованы будут и механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере. Так право на постоянное проживание и гражданство России будет теперь предоставляться “прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре”. Прямо как с государствообразующим народом в Конституции. Понятно, что подразумеваются русские, но открыто это сказать пока не решаются. Надо бы отправить эти поручения в Конституционный суд, пусть он скажет откровенно, что имеются в виду русские…

Предполагается расширить использование биометрических персональных данных при пропуске через государственную границу России. Интересно в связи с этим введение института “соглашения о лояльности”, принятия иностранцами на себя обязательств (например, неучастие в политической деятельности), нарушение которых повлечёт утрату права на проживание в России. Введение особого миграционного статуса “контролируемое пребывание”, предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.).

Очень вовремя был скорректирован институт запрета на въезд в России. Особенно в отношении категорий иностранных граждан при возникновении эпидемий в иностранном государстве. Это в ситуации распространения коронавируса позволило нашему государству закрыть страну для въезда представителей разных государств, в этом смысле неблагополучных. Теперь в отношении иностранных граждан, у которых выявлены опасные заболевания, можно вводить меры принудительной изоляции.

Поручения, сформулированные президентом, могут отчасти решить наиболее острые проявления проблем миграции. Конечно, если соответствующие органы безопасности будут их выполнять. Но снижение миграционных потоков они не сильно скорректируют. И это останется огромной нерешённой проблемой. Нужно двигаться дальше по сокращению иностранных потоков и поставить законную трудовую миграцию под жёсткий контроль государства.

Какие угрозы несет России неконтролируемая миграция

Очевидными представляется и те, и другие. В плюсах – прежде всего – значение иностранной рабочей силы для поддержки экономического роста, в минусах – в первую очередь – полицейские сводки, топовые строки которых прочно заняты совершившими различные преступления (в том числе – экстремистские) гостями страны. Что перевешивает?

Миграция и связанные с ней вот эти плюсы и минусы – серьезная проблема всех развитых стран. И Россия здесь – не исключение. Хотя, по крайней мере, до недавних пор считалось, что если сравнивать, то дела у нас в этой области не очень плохи. Но так ли это сейчас, когда после ослабления антиковидных препонов поток иностранцев, разными путями прибывающих в Россию значительно возрос? Об этом корреспондент “РГ” поговорил с известным криминологом, президентом российской секции Международной полицейской ассоциации, доктором юридических наук, генерал-лейтенантом Юрием Ждановым.

Юрий Николаевич, давайте начнем, как говорят, с начала. Сколько, по вашим данным, находится сейчас в России иностранцев?

Юрий Жданов: За январь – июль в России осуществлено 6 475 509 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Откуда эти гости?

Юрий Жданов: По итогам полугодия две трети поставленных на учет прибыли из Средней Азии: из Узбекистана – 1 869 275, из Таджикистана – 1 073 313, Киргизии – 464 339, Казахстана 225 880.

Они уже получили работу?

Юрий Жданов: Не все. В полтора раза увеличилось количество разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства – 44 488 разрешений. Из них высококвалифицированным специалистам – 25 699, квалифицированным специалистам – 3053. Оформлено 1 115 729 патентов. Количество действительных патентов на конец отчетного периода составило 1 438 730.

По данным МВД России, на миграционный учет было поставлено 265 056 иностранцев, прибывших к нам на учебу. И это не считая 800 тысяч детей мигрантов, которые учатся в школах.

Давайте посчитаем. Итак, из примерно 6,5 миллиона легальных мигрантов, 2 миллиона 356 тысяч зарегистрированы в связи с трудовой деятельностью, еще около 300 тысяч – студенты. А чем заняты остальные почти 4 миллиона человек, официально прошедших регистрацию и поставленных на миграционный учет?

Юрий Жданов: В том-то и вопрос, что точно об этом никто не знает.

А ведь есть еще и нелегальные мигранты. Сколько таких?

Юрий Жданов: По оперативным данным МВД России, в 2022 году число незаконных мигрантов колебалось в пределах 800 тысяч – 1 миллиона человек. В основном это приезжие из стран СНГ.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, минимальное количество нелегальных мигрантов в России сегодня колеблется в пределах 2,5 миллиона человек. А по данным председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10-12 миллионов. Есть основания считать, что многие из них не смогли или не захотели покинуть Россию в период пандемии.

Но ведь нелегалов выявляют и высылают?

Юрий Жданов: Если вас это утешит, то, по данным МВД России, по итогам семи месяцев направлено 113 833 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Россию. Сравните с 10 миллионами возможных нелегалов.

Насколько серьезно наличие такого их количества?

Юрий Жданов: Даже минимальная оценка в 1 миллион нелегальных мигрантов для 146 миллионов населения России – внушительная цифра, вызывающая тревогу о внутренней стабильности и безопасности.

Для сравнения: 2 миллиона незаконных мигрантов в 2022 году для 332-миллионного населения США, и 1,8-3,9 миллиона незаконных мигрантов для 447-миллионного населения Евросоюза, вызывают серьезную озабоченность их правительств. Там призывают не переходить “красную черту”, угрожающую национальной безопасности государств, заморозить практику открытых границ, проекты миграционной лояльности и ужесточить миграционное законодательство.

Читайте также:
Зарплата директора, продавца, кассира и других сотрудников в магазине Пятерочка в Москве и других городах России в 2022-2022 годах

На самом ли деле существует угроза? Или все сильно преувеличено?

Юрий Жданов: Скорее – преуменьшено. Ведь мы можем говорить только о зарегистрированных преступлениях, совершенных мигрантами. А сколько латентных?

Кстати, сколько преступлений совершают мигранты?

Юрий Жданов: По итогам 2022 года количество преступлений и административных правонарушений, связанных с миграцией и мигрантами, составляет более 100 тысяч в год. И это в условиях значительных ограничений, обусловленных развитием пандемии COVID-19.

Звучит слишком обтекаемо. Что они натворили, кроме незаконного пребывания у нас?

Юрий Жданов: Мигранты образуют этнические организованные преступные группировки для совершения общеуголовных преступлений. В частности – совершения хищений, нападений на россиян, в том числе – причинение тяжкого вреда здоровью, убийств. Самая яркая цифра: в прошлом году была пресечена деятельность почти 240 этнических ОПГ, к уголовной ответственности привлечено 45 национальных “авторитетов”, занимающих высшее положение в преступной иерархии. В отношении 8 из них принято решение о нежелательности пребывания в России.

Сколько уголовных преступлений на счету таких “гостей”?

Юрий Жданов: По данным МВД России, в январе – июле иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено 21,7 тысячи преступлений, что на 5,4 процента больше, чем за аналогичный период 2022 года. Присутствует весь уголовный комплект: разбои, убийства, грабежи, кражи, изнасилования, мошенничества. Это из общего количества в 100 тысяч всех “околомиграционных” преступлений. Больше всего таких преступлений зарегистрировано в Центральном, Приволжском, Сибирском, Уральском, Южном федеральных округах.

А как насчет экстремистских преступлений?

Юрий Жданов: Ну как же без этого в такой компании! По данным МВД России, в январе – июле всего зарегистрировано 1450 преступлений террористического характера. Это больше на 2,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Еще 687 преступлений экстремистской направленности, а это уже больше на 31,1 процента. Конечно, в этих преступлениях участвуют не только мигранты.

А массовые драки? Они, конечно, случались и раньше. Но не так же часто, как этим летом! Это что – какое-то новое явление?

Юрий Жданов: Похоже, да. Фиксируется всплеск публичных массовых конфликтов мигрантов, вызывающих большой общественный резонанс. Так, только за последние три летних месяца практически еженедельно, а в августе – почти ежедневно происходили массовые нарушения общественного порядка, в основном драки. Не буду приводить статистику, она на слуху.

Кто и с кем дерется?

Юрий Жданов: В основном все массовые драки мигрантов происходили с участием граждан среднеазиатских государств – Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. И только несколько – с участием жителей северокавказских республик России, в основном – из Дагестана и Чечни. Дрались вблизи рабочих мест или мест проживания мигрантов из Средней Азии.

Драки были спонтанными?

Юрий Жданов: В том-то и дело, что нет. Организаторы этих “мероприятий” специально заранее обсуждали место, время и состав участников конфликтов. Мобилизация представителей диаспор для участия в драке происходила в социальных сетях, особенно через WhatsАpp. И почти половина задержанных полицией – мигранты-нелегалы. Их легче всего мобилизовать на что-то незаконное – им нечего терять.

Почему это происходит именно сейчас, а не зимой или весной?

Юрий Жданов: Так уж совпало, что до срока истечения миграционного моратория – 30 сентября – еще есть время для легализации своего правового статуса. Независимые эксперты среди причин участившихся драк в мигрантской среде называют перераспределение рабочих мест, конкуренцию между вновь прибывшими трудовыми мигрантами, соглашающимися на любые условия труда. Классическая ситуация со штрейкбрехерами, почти по Марксу.

Но ведь один мораторий уже был – до 15 июня. И массовых драк тогда не наблюдалось.

Юрий Жданов: Вот это и настораживает.

Вы хотите сказать, что сейчас кому-то очень выгодно организовать в России регулярные массовые драки мигрантов?

Юрий Жданов: Во всяком случае, очень на это похоже. Полагаю, что эти драки – один из элементов программы действий манипуляторов и провокаторов. В результате активизируются радикально настроенные исламисты (запрещены в РФ), особенно в мигрантской среде на территории России.

Именно это соответствует теории “управляемого хаоса”, разработанного в ЦРУ. Этот хаос американцам очень нужен в России, особенно после их панического бегства из Афганистана. Правда, они почему-то не понимают (может, образования не хватает?), что хаос, он потому-то и хаос, что управлять им нельзя. А вот прекратить – можно.

Управляемый хаос – это что?

Юрий Жданов: В нашем случае, если очень коротко, – трансформация драк мигрантов в массовые уличные беспорядки и погромы, в которых участвуют уже и остальные граждане. Сценарии могут быть самые разные. Скажем, для начала – вооруженное сопротивление местных жителей гастарбайтерам-погромщикам на фоне якобы бездействия полиции и Росгвардии. Подчеркну – якобы бездействия. Ведь и такое “сопротивление” можно спровоцировать или организовать, лишь бы пролилась кровь, не важно – чья. А там уже можно использовать и социальное недовольство.

Что, на ваш взгляд, надо делать?

Юрий Жданов: Надо сворачивать излишне либеральную миграционную политику “открытых дверей”. И ужесточать миграционное законодательство. Причем – срочно.

Почему – срочно?

Юрий Жданов: Считаю, надо успеть отреагировать на возможные осложнения ситуации после 30 сентября, когда закончится “миграционный мораторий”.

Что это за ужесточающие законопроекты?

Юрий Жданов: Прежде всего – законопроект, который МВД инициировало еще 1 марта – “Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”. Его принятие – если оно произойдет – планируется с 1 января 2024 года.

В частности, там такие предложения. От желающих к нам приехать потребуется: оформление единого документа – электронной ID-карты личности мигранта; оформление электронных въездных виз; дактилоскопия отпечатков пальцев иностранных граждан; регистрация на портале госуслуг; постановка на учет в реестр иностранных работников; введение реестра недобросовестных приглашающих лиц; реестр работодателей, приглашающих трудовых мигрантов; недопуск в страну иностранных граждан без подписания “соглашения о лояльности”, которое предполагает отказ от участия в несанкционированных собраниях, митингах и пикетах.

Так это минимум от того, что требует от всех въезжающих колыбель демократии – США.

Юрий Жданов: Есть еще кое-что. Устанавливаются три миграционных режима пребывания или проживания в России для иностранцев. Во-первых, режим краткосрочного пребывания – не более девяноста дней суммарно в течение календарного года. Во-вторых, режим долгосрочного пребывания – свыше девяноста дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на постоянное проживание. В-третьих, постоянное проживание, то есть бессрочно. Для получения разрешения на постоянное проживание вводятся общий и упрощенный порядок его получения.

Но это, по сути, либерализация легализации мигрантов.

Читайте также:
Зарплата директора школы в Москве и других городах России в 2022-2022 годах

Юрий Жданов: Есть и ужесточение. В законопроекте вместо двух самостоятельных понятий “административное выдворение” и “депортация” вводится обобщающее понятие “высылка”. Для нас так проще избавляться от нежеланных гостей. Это – система мер государственного принудительного воздействия, заключающегося в удалении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.

Как это должно работать?

Юрий Жданов: Предполагается, что высылку будет назначать суд как вид административного наказания. Но иностранца могут выслать и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти во внесудебном порядке в иных, установленных проектом федерального закона, случаях.

Своевременный законопроект. Так в чем проблема?

Юрий Жданов: Проблема в сроках. Такой закон нужен уже сегодня. Считаю, что с учетом ситуации вводить его надо с 1 января следующего года.

Постоянная регистрация и прописка граждан РФ и иностранцев по месту жительства в 2022 году

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2022 г. N 744 “О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации”

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2014, N 34, ст. 4667; 2016, N 7, ст. 982; 2017, N 1, ст. 195; N 23, ст. 3330).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением пункта 5 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 июля 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 2022 г. N 744

Изменения,
которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Регистрация по месту пребывания и по месту жительства производится в любом органе регистрационного учета в пределах муниципального района, городского округа по выбору гражданина, для городов федерального значения – в любом органе регистрационного учета в пределах города федерального значения по выбору гражданина.”.

2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, в том числе в форме электронных документов, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.”.

3. В абзацах шестом и девятом пункта 9 слова “не позднее 8 рабочих дней” заменить словами “не позднее 6 рабочих дней”.

4. В пункте 11 слова “в 3-дневный срок со дня обращения граждан” заменить словами “не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан,”.

5. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. Органы регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета (при подаче заявления о регистрации по месту пребывания через Единый портал). Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания законных представителей производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором – четвертом пункта 10 настоящих Правил.”.

6. В абзаце седьмом пункта 16 слова “не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления” заменить словами “не позднее 6 рабочих дней со дня подачи им заявления”.

7. Абзац первый пункта 17 изложить в следующей редакции:

“17. Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан, передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с формами федерального статистического наблюдения в органы регистрационного учета.”.

8. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

“18. Органы регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста. По желанию законного представителя свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту жительства, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя на Едином портале.

В случае поступления документов в порядке, предусмотренном абзацем восьмым пункта 16 настоящих Правил, отметка в паспорте гражданина производится в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Читайте также:
Депортация украинцев из России в 2022 году

Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства законных представителей производится независимо от согласия нанимателя жилого помещения и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, наймодателя, собственников жилого помещения.”.

9. Пункты 28 и 29 изложить в следующей редакции:

“28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”, дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность законных представителей, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации).

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13 2 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем заявления о регистрации по месту жительства.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал, в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой. По желанию законного представителя свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть выдано органом регистрационного учета законному представителю либо направлено по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту жительства, либо направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя, подавшего заявление о регистрации по месту жительства, на Едином портале.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”, дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей или близких родственников, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации).

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13 2 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем или близким родственником заявления о регистрации по месту пребывания.

Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал, в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой. По желанию законного представителя или близкого родственника свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть выдано органом регистрационного учета законному представителю или близкому родственнику либо направлено по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя или близкого родственника, подавшего заявление о регистрации по месту пребывания, на Едином портале.”.

10. В пункте 42 слова “адресных листков прибытия и форм статистического учета” заменить словами “форм федерального статистического наблюдения”.

11. В абзаце первом пункта 47 слова “адресных листков убытия и форм статистического учета” заменить словами “форм федерального статистического наблюдения”.

Обзор документа

Правительство скорректировало правила регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Услуги по регистрации должны предоставляться на основе принципа экстерриториальности. Граждане смогут выбрать любой орган учета в пределах городского округа или муниципального района, а в случае с городами федерального значения – любое профильное подразделение на их территории.

Сокращены сроки регистрации.

Свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено в т. ч. через Единый портал госуслуг.

Свидетельство о постоянной или временной прописке ребенка можно будет получить в т. ч. по почте или через Единый портал. Сама процедура регистрации несовершеннолетнего займет не более 6 рабочих дней с даты подачи заявления. Последнее также можно будет направить через портал.

Закреплено, что несовершеннолетние дети регистрируются по месту жительства законных представителей независимо от согласия нанимателя жилого помещения и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, наймодателя, собственников жилого помещения.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением отдельных положений, которые применяются с 1 июля 2022 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: