Страны и территории бывшей Российской империи в начале 20 века: состав и административное устройство

1.Территория Российской империи и административное деление в начале ХХ века. 2.Население. 3.Структура государственного аппарата России в начале XX века. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Явлашкин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” 1.Территория Российской империи и административное деление в начале ХХ века. 2.Население. 3.Структура государственного аппарата России в начале XX века.” — Транскрипт:

1 1.Территория Российской империи и административное деление в начале ХХ века. 2.Население. 3.Структура государственного аппарата России в начале XX века. 4.Сословия в Российской империи. Российская империя на рубеже веков План:

2 Цели: 1.Ознакомиться с : Территорией Российской империи и её административным делением в начале ХХ века. Социальной структурой общества. Структурой государственного аппарата России в начале XX века. Сословиями в Российской империи. 2.Продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

3 Социальная структура – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы. Классы -большие группы людей, различающиеся по: их месту в исторически определенной системе общественного производства, их отношению к средствам производства, их роли в общественной организации труда, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Основные термины и понятия: Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

4 Территория и административное устройство Российской империи. В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили : 1.Прибалтика, 2.Украина, 3.Белоруссия, 4.часть Польши, 5.Финляндия, 6.Бессарабия, 7.Северный Кавказ и Закавказье, 8.Казахстан 9.Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува). По своим размерам – более 22 млн. кв. км (16,8% обитаемой суши) – она занимала второе место в мире, уступая только Британской империи.

5 Население. В 1897 г. была проведена перепись населения. Она зафиксировала, что на территории империи проживало 128,2 млн. человек. По численности населения Россия занимала третье место после Британской империи и Китая. При этом в стране насчитывалось свыше 100 народов; из них нерусские народы составляли 57% населения. Население России и других государств (без их колоний) Страны Население, тыс. чел Страны Население, тыс. чел РоссияРоссия (1911 г.)167003,4 БельгияБельгия (1910 г.) 7516,7 САСШСАСШ (США, 1910 г.) 93402,2 РумынияРумыния (1909 г.) 6866,7 ГерманияГермания (1910 г.)65140,0 Голландия Голландия (1910 г.) 5945,2 ЯпонияЯпония (1911 г.)51591,4 ШвецияШвеция (1910 г.) 5521,9 Австро-Венгрия Австро-Венгрия (1910 г.) 51340,4 БолгарияБолгария (1910 г.) 4329,1 АнглияАнглия (1910 г.)45365,6 Швейцария Швейцария (1910 г.) 3472,0 ФранцияФранция (1908 г.)39267,0ДанияДания (1911 г.)2775,1 ИталияИталия (1911 г.)34686,7 НорвегияНорвегия (1910 г.) 2392,7 Годы Естественный прирост (скорректир.) тыс.чел среднегодовая млн ,7126, ,2133, ,4137, ,0140, ,7142, ,6144, ,5146, ,8149, ,4151, ,6154, ,0153, ,1158, ,9161, ,5164,4

6 Соотношение городского и сельского населения Сельское население империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей человек, в городах жило человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). По соотношению численности городского и сельского населения Россия занимала одно из последних мест в ряду крупнейших государств начала XX века. Соотношение городского и сельского населения в России и некоторых крупнейших странах ( гг.) Страна Городское население в % Сельское население в % Россия15,085,0 Европейская Россия 14,485,6 Привислинские губ. 24,775,3 Кавказ14,585,5 Сибирь11,988,1 Средняя Азия14,585,5 Финляндия15,584,5 Англия и Уэльс78,022,0 Норвегия72,028,0 Германия56,143,9 САСШ (США)41,558,5 Франция41,258,8 Дания38,261,8 Голландия36,963,1 Италия26,473,6 Швеция22,177,9

7 Плотность населения Всё население империи, т.е человек (1913 г.), проживало на пространстве в квадратных вёрст, следовательно на одну квадратную версту приходилось 9,1 человека. Значительная часть жителей сосредотачивалась в городах, если взять только сельское население, то на одну квадратную версту приходилось 7,8 человек. Наиболее плотно-населённым районом империи являлся Привислинский край, где в Петроковской губернии на одну квадратную версту приходилось 190,0 жителей, а наименее плотно-населённым Сибирь, где в Якутии на кв.версту менее 0,1 жителя. Плотность население России и других государств (без колоний). Страна Жителе й на 1 кв. версту Страна Жителей на 1 кв. версту Россия9,1Англия157,9 Европейская Россия 29,6Италия132,2 Привислинские губ. 120,0Германия127,7 Кавказ30,3 Австро- Венгрия 85,6 Сибирь0,9Франция83,1 Средняя Азия3,5Дания20,5 Финляндия11,2Швеция13,6 Бельгия273,1САСШ (США)10,9 Голландия177,2Норвегия8,1

8 млн. чел% Русский язык55,66744,3 Украинский язык22,38117,8 Польский язык7,9316,3 Белорусский язык5,8864,7 Национальный состав Российской империи В Российской империи в 1917 году проживало свыше 100 народов, не считая небольших этнических групп. По данным переписи 1897 г. (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) великороссы составляли 43,4 % населения (80,5 млн чел.), малороссы 18,4 % населения (33,4 млн чел.), белорусы 4 млн чел. Все они официально считались “русскими”, численность которых, таким образом, составляла 117,9 млн чел. Вместе славянские народы (русские, украинцы, белорусы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75% населения империи.

9 Вероисповедный состав населения Российской Империи в % по данным Всеобщей Переписи 1897 г. и Финляндского Ежегодника Район Православные с единоверцами и старообрядцами МусульманеКатолики Протестант ы Иудеи Прочие христиан е Прочие нехристиан е Европейская Россия 83,583,824,653,304,070,240,34 1) Привислинс кие губ. 7,160,0574,324,4614,010,00 Кавказ50,9434,540,470,610,6312,490,32 Сибирь89,972,200,600,280,600,016,34 2) Средняя Азия 9,1890,290,170,120,160,060,02 Финляндия1,9098,000,10 Всего по империи 69,9010,838,914,854,050,960,50 3) 1) В том числе 0,18% буддистов и ламаистов. 2) В том числе 4,30% буддистов и ламаистов. 3) В том числе 0,30% буддистов и ламаистов. Главных религиозных верований в Российской империи было шесть: 1.православное, к которому принадлежат русские, румыны, большая часть картвельцев и небольшая турко-татар и финнов; 2.мусульманское почти вся масса турко-татар и горцы Кавказа; 3.католическое поляки и большая часть литовцев; 4.протестантское финны, германцы и часть литовцев; 5.иудейское евреи 6.армяно-григорианское армяне.

10 Населения России (без Финляндии) по десятилетним возрастным группам в %, по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Район 09 л л л л.4049 л л л. Св. 70 л. и неизвест. Европейская Россия 27,3 21,415,812,49,46,74,42,6 Привислинские губ. 28,2 21,017,412,97,86,53,92,3 Кавказ 30,4 20,116,912,88,55,53,52,3 Сибирь 26,0 20,115,912,810,27,24,73,1 Средняя Азия 24,2 19,318,714,010,56,84,22,3 Всего по империи (без Финляндии) 27,3 21,116,212,69,36,64,32,6 Средняя Азия50,0% Сибирь46,1% в Европейской России44,3% Привислинский край44,1% Кавказ43,7% Статистика трудоспособного населения (20-70 лет) (по регионам)

Читайте также:
Можно ли брать зонт в ручную кладь в самолет в 2022 году

11 Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Район Грамотных на 1000 чел. Грамотных мужчин на 10 грамотных женщин % грамотных в населении, не считая детей до 9 лет % грамотных мужчин, не считая детей до 9 лет Муж.Жен. Обоего пола Европейская Россия Привислинские губ Кавказ Сибирь Средняя Азия Всего по империи (без Финляндии)

12 Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г.

13 Занятость населения Сельское хозяйство75 обрабатывающая промышленность 12 ремёсла и прочие промыслы 10 частная служба4.6 торговля3.8 Основной деятельностью населения Российской империи служило сельское хозяйство, которым было занято около ¾ её жителей. Затем следует: 1.обрабатывающая промышленность, 2.ремёсла и прочие промыслы, которыми было занято около 10%, 3.частная служба (4,6%) 4.торговля (3,8%). В общем этими четырьмя видами деятельности было занято свыше 92,5% населения и на долю остальных приходилось не более 7,5%.

14 Средняя Азия83 Сибирь80 Кавказ79 Привислинский край57 Сельским хозяйством наибольшее число населения было занято в Средней Азии (около 83%), в Сибири (свыше 80%) и на Кавказе (около 79%); наименее же в Привислинском крае 56,6%. Обрабатывающая промышленность, ремёсла и горный промысел наиболее были развиты в Привислинском крае (15,4%) и Европейской России (около 10%), наименее на Кавказе и Средней Азии. То же относится к частной деятельности в Привислинском крае 10,2%, а в Средней Азии 3,1%, и торговле в Привислинском крае 6,7%, а в Сибири 2,1% Средняя Азия2 Европейская Россия10 Кавказ2 Привислинский край16

15 Структура государственного аппарата России в начале XX века. Российская империя была наследственной монархией. “Самодержец всероссийский” обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил, все жители России являлись его подданными. Гербом государства был двуглавый орел с царскими регалиями. Флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: “Боже, царя храни”.

16 Большой Государственный Герб Российской империи (1882) представлял собой следующее: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём. Щит увенчан шлемом Святого великого князя Александра Невского. Намёт чёрный с золотом. Вокруг щита цепь ордена Св. Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червлёная надпись: Съ Нами Богъ! Над сенью позникающая государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке крестом. Полотно государственной хоругви золотое; на ней изображение среднего государственного герба, но без окружающих девяти щитов». Мелкий шрифт. Историческая справка о Большом гербе Российской империи.

17 Структура государственного аппарата Император Правительствующий Сенат Государственный Совет Комитет Министров Святейший Синод Восемь Министерств Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, считавшиеся представителями и наместниками императора на местах и непосредственно подчинявшиеся Министерству внутренних дел. Почти в половине губерний, а также в городах существовали местные органы самоуправления – земские собрания и городские думы. Круг их полномочий был ограничен, деятельность контролировалась губернаторами.

18 Состав населения России (без Финляндии) по сословиям на 1000 человек, по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Район Дворяне и чиновники Духовенств о Почётные граждане и купцы МещанеКрестьянеКазаки Инород цы Прочие Европейская Россия Кавказ Сибирь Средняя Азия Всего по империи (без Финляндии) В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия (“состояния”): 1. дворянство, 2.духовенство, 3.городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) 4.сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное “состояние” и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону. 4. Сословия в Российской империи

20 В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население все более четко разделялось по классовому, т.е. экономическому, признаку. При этом особенностью России являлось одновременное существование основных классов как традиционного (феодального) общества – помещиков и крестьян, так и капиталистического – буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами.

22 В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили : 1.Прибалтика, 2.Украина, 3.Белоруссия, 4.часть Польши, 5.Финляндия, 6.Бессарабия, 7.Северный Кавказ и Закавказье, 8.Казахстан 9.Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува). 1. Какие территории входили в состав Российской империи в начале ХХ века? ? 2. Какова была численность населения России по переписи 1897 года? На территории империи проживало 128,2 млн. человек. 3.Какое количество народов и народностей входило в состав России в начале ХХ века? свыше 100 народов; из них нерусские народы составляли 57% населения. 4. Какое количество населения проживало в городах по данным 1913 г? В городах жило человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). на одну квадратную версту приходилось 9,1 человека. Значительная часть жителей сосредотачивалась в городах, если взять только сельское население, то на одну квадратную версту приходилось 7,8 человек. 5. Что вы можете сказать о плотности населения России? великороссы составляли 43,4 % населения (80,5 млн чел.), малороссы 18,4 % населения (33,4 млн чел.), белорусы 4 млн чел. Все они официально считались “русскими”, численность которых, таким образом, составляла 117,9 млн чел. Вместе славянские народы (русские, украинцы, белорусы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75% населения империи. 6. Кто такие «великороссы», «малороссы», «белорусы»? Какова бала их численность по переписи 1897 г? Продолжите составление вопросов и ответов по теме.

Читайте также:
Аэропорт принцессы Юлианы на острове Сен-Мартен ( Синт-Мартен ): фото и видео

23 Задание на дом: §1 учебника, конспект Составить тесты по теме.

Административно-территориальное устройство национальных областей Российской империи (XIX – начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малиновский Юрий Викторович, Кушнарев Евгений Николаевич

Настоящая статья посвящена вопросам формирования и эволюции различных форм административно-территориального устройства национальных районов российского государства, вошедших в его состав в XIX столетии.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Малиновский Юрий Викторович, Кушнарев Евгений Николаевич

THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ORGANIZATION OF NATIONAL REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX – the beginning of XX centuries)

The present article is devoted to the questions of formation and evolution of various forms of administrative-territorial organization of national regions of the Russian State which have entered into its structure in XIX century.

Текст научной работы на тему «Административно-территориальное устройство национальных областей Российской империи (XIX – начало XX вв. )»

УДК: 911.375.67 (470)

Малиновский Ю.В., Кушнарев Е.Н.

УСТРОЙСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX – начало XX вв.)

Настоящая статья посвящена вопросам формирования и эволюции различных форм административно-территориального устройства национальных районов российского государства, вошедших в его состав в XIX столетии.

Malinovskij U.V., Cand.Hist.Sci., professor, BSPU;

Kushnarev E.N., Cand.Hist.Sci., senior lecturer, FESAU

THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ORGANIZATION OF NATIONAL REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX – the beginning of XX centuries)

The present article is devoted to the questions of formation and evolution of various forms of administrative-territorial organization of national regions of the Russian State which have entered into its structure in XIX century.

На протяжении многих десятилетий с момента образования Русского единого государства и существования Российской империи в стране шло накопление опыта управления ее национально-окраинными областями, их административно-территориальным устройст-

вом. В целом, система политического руководства окраинами имела свои особенности и требовала иных, чем в центральных (так называемых «великорусских») губерниях, методов управления. С одной стороны, традиционными чертами политики государства в отношении инородцев справедливо считалось слабое вмешательство верховных властей в их внутреннюю жизнь, в процессы этнической ассимиляции или сугубо местных традиций самоуправления. Не практиковались в данных районах и методы беспощадного разорения и ограбления, превращавших их в экономический придаток метрополии [1, С.378]. С другой стороны, Россия уже имела почти двухсотлетний опыт более или менее унифицированного, централизованного государственного управления и представляла собой вполне сложившееся унитарное государство с абсолютной монархической властью. XIX в. ознаменовался преобладанием данных акцентов в ее внутренней национальной политике, что было вызвано различными факторами и, в частности, обширностью территории страны, ее евразийской расположенностью в географическом понимании. В указанный период она расширилась на 20%, а население увеличилось в 2 раза. Разрастание территориальных границ государства за счет окраинных, главным образом азиатских регионов, не могло не сказаться на формах управления. В данный период монархическое самовластие в сущности представляло собой

господство полицейского режима, что отражалось в той или иной степени на процессе управления инородцами [2, С.144]. Не случайно, поэтому, что со второй половины XIX в. наблюдается тенденция к постепенному втягиванию окраин в общерусскую систему управления. Задача укрепления единого административно-правового пространства империи становилась для властей одной из основных.

Вошедшая в состав России в 1809 г. после войны со Швецией Финляндия получила статус «Великого княжества Финляндского» и довольно широкую автономию с выборным сеймом, собственной конституцией, правительством, денежной и таможенной системой. (Позднее ей было разрешено иметь и собственную армию.) Русский император принимал титул Великого князя Финляндского, фактически обладая в Финляндии лишь правами конституционного монарха, и назначал генерал-губернатора в качестве наместника. При этом российская администрация в Финляндии обладала довольно ограниченными возможностями для действенного руководства делами княжества. Внутреннее управление осуществлялось финскими властями. В результате Финляндия стала представлять собой скорее особое государство, соединенное с Россией унией, нежели русскую провинцию. В середине XIX в. земли Финляндии делились на восемь губерний: Або-Бьернеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Куопиоскую, Тавастгусскую, Улеаборгскую, Нюландскую, Санк-Михельскую. (В 1907 г. Выборгская губерния была выделена из состава Великого княжества Финляндского и переведена на правах отдельной губернии в состав Российской империи.) С конца столетия царские власти пытались сузить финскую автоно-

мию, но на системе политических учреждений это не отразилось.

По Бухарестскому миру 1812 г. к России присоединяется Бессарабия (территория современной Молдавии). Задачи организации управления данным регионом были разрешены русским правительством на основе союза с молдавским боярством. К 1818 г. было выработано «Положение о Бессарабской области», по которому первоначально сохранялся прежний феодально-аристократический характер политического устройства региона, получившего привилегию управляться «по обычаям земли молдавской». Её управление было поручено Верховному совету из 10 членов под председательством полномочного наместника. Позднее, в 1828 г., издается «Учреждение для управления Бессарабской областью», значительно сократившее автономию края. Урезанный в правах Верховный совет был переименован в областной и получил значение совещательного органа. Должность полномочного наместника заменялась должностью генерал-губернатора. Однако и после 1828 г. основные начала устройства Бессарабской области все еще не вполне приблизились к общеимперскому образцу. Только в 1873 г. область была преобразована в губернию.

Читайте также:
Нужна ли справка из военкомата для получения загранпаспорта в 2022 году

В 1815 г. в состав Российской империи вошла большая часть Варшавского герцогства, которое стало называться Королевством (Царством) Польским. Русский император объявлялся царем польским. Он же назначал для управления краем своего наместника из лиц царского дома. Одновременно была утверждена польская конституция, законодательную власть осуществлял польский сейм, состоящий из двух палат: Сената и Польской избы. Члены Сената назначались царем, а члены Польской избы избирались шляхтой и городскими общинами. Провозглашалась свобода печати и личности, создавался польский корпус в составе российских вооруженных сил. Царство подразделялось на восемь воеводств, а воеводства на поветы. Низшей территориальной единицей была гмина – всесословная волость.

Однако попытка предоставления Царству Польскому широких прав в области местного законодательства оказалась неудачной. В отличие от Финляндии, где население активно пользовалось возможностями автономного статуса, в Польше зрело недовольство утратой государственной самостоятельности, закончившееся восстанием 1830-1831 гг. После его подавления автономия Польши была отменена. Царство Польское объявлялось «неотъемлемой частью» Российской империи, а польская корона – наследственной в русском император-

ском доме; отдельной коронации императора отныне не требовалось. В 1832 г. в Польше проводится реформа управления, по которой сейм упразднялся, а польская армия распускалась. Управление Царством возлагалось на административный совет с наместником императора во главе. Воеводства преобразовывались в губернии, а поветы – в уезды. В начале 50-х гг. здесь имелось пять губерний: Августовская, Варшавская, Плоцкая, Люблинская, Радомская. После подавления нового польского восстания 1863-1864 гг. процесс введения общерусских учреждений ускорился. Наместничество, в известной мере подчеркивавшее особое положение Польши в составе Российской империи, в 1874 г. было заменено Варшавским генерал-губернаторством, а само название «Королевство Польское» в официальном делопроизводстве получало название «Привислен-ского края». Предпринимались активные шаги по культурно-языковому сближению польских губерний с российскими (распространение в крае русского языка и православия, расселение русских людей и др.). Однако искоренить стремление коренного населения к восстановлению политической независимости и национальной государственности не удавалось. В годы Первой мировой войны и в преддверии февральской революции русское правительство стало склоняться к мысли о том, что наиболее целесообразным для польских губерний является создание там самостоятельного государства, которое, находясь под влиянием России, будет служить своеобразным буфером между Россией и Германией.

На территории Прибалтики, включенной в состав России в XVIII в., располагались Виленская, Ковенская, Курляндская, Лифлянд-ская и Эстляндская губернии.

В XIX в. территориально в основном завершилось присоединение к Российской империи Северного Кавказа и Закавказья. Они представляли собой довольно пеструю картину отличающихся друг от друга в социальноэкономическом и культурном отношении областей. Время и форма присоединения этих областей к России были различны, что определяло многообразие форм управления, сложившихся в регионе.

После присоединения в 1801 г. к России Грузия не получила автономного устройства, однако существовавшие здесь социальные порядки фактически не затрагивались. Верховная власть на этой территории поначалу сосредоточивалась в руках главнокомандующего (являвшегося одновременно командиром отдель -ного грузинского корпуса), который вскоре в результате проведенной административной

реформы становится председателем Верховного грузинского правительства. Это правительство и его экспедиции (отделы) заменяли общепринятое в России губернское правление и его палаты (казенную, уголовную, гражданского суда и т.д.). Территория Грузии также делилась на уезды. В городах разрешалось утверждать магистраты. Их комендантами, как правило, являлись русские офицеры. Частым явлением было привлечение к управленческим функциям представителей грузинского дворянства.

Значительная часть современного Азербайджана вошла в состав России в первое десятилетие XIX столетия. По договорам, заключенным царскими властями с ханами карабахским, щекинским, ширванским и талышским, за ними номинально оставалась их прежняя власть и русское управление непосредственно не вводилось. После ликвидации этих ханств в 1819-1826 гг. их основные территории (земли) разделялись на провинции, где вводилось комендантское правление. Комендантами являлись русские офицеры, которые пользовались теми же правами (административнополицейскими, судебными и т.д.), что и прежние ханы. Провинции, в свою очередь, подразделялись на магалы, во главе которых стояли магальные наибы из местных феодалов, принявших российское подданство.

Из присоединенных к России в 1828 г. Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область. Управляющие ею областной начальник и областное правление имели широкие административные, финансовые и судебные функции. Область подразделялась на округа, а округа, как и в соседнем Азербайджане, – на магалы. В округа назначались окружные начальники, а в магалы -наибы (последние из местных армянских дворян). Позднее все Закавказье было подвергнуто губернскому делению. В 50-е гг. оно состояло из Дербентской, Кутаисской, Тифлисской, Шемахинской (впоследствии Бакинской) и Эриванской губерний. В 1860 г. Дербентская губерния преобразуется в Дагестанскую область. В 1868 г. из восточных частей Тифлисской и западных частей Бакинской губерний была сформирована новая Елисаветпольская губерния. В 1878 г. на присоединенных по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг. землях Закавказья создаются Батумская и Карсская области.

Стремление царских властей распространить свое влияние на остальные территории Кавказа встретило упорное сопротивление местных народов, в первую очередь в горных районах Дагестана и Чечни. В 1817 г. началась

длившаяся долгие годы Кавказская война, стоившая России многих сил и жертв. В связи с этим с целью более оперативного и действенного управления военно-политической, административной, финансовой и иными сферами обширного региона по решению царского правительства на Кавказе в 1844 г. утверждается институт наместничества. Каждую губернию возглавил военный губернатор, который также одновременно управлял военными и гражданскими учреждениями. Концентрация крупных вооруженных сил и укрепление военного и административного аппарата позволили сломить сопротивление горцев и завершить завоевание Северного Кавказа к началу 60-х гг. С этого времени самостоятельность кавказской администрации стала постепенно ограничиваться, а сам наместник превращался в обыкновенного командующего войсками в Кавказском военном округе. В 1883 г. кавказское наместничество было упразднено. Главой всей администрации данной территории становится главноначальствующий гражданской частью на Кавказе. Угроза революционного взрыва на Кавказе в начале XX в. вынудила вернуться к старой организационной форме управления и восстановить в 1905 г. в данном регионе наместничество.

Читайте также:
Какие документы нужны для оформления загранпаспорта ребенку до 14 лет в 2022 году

В XIX в. территорию Средней Азии населяли различные народы, одни из которых по преимуществу вели кочевую жизнь скотоводов, другие в значительной части издавна были оседлыми земледельцами. Самостоятельных и устойчивых государственных объединений кочевые среднеазиатские народы (казахи, киргизы, туркмены)к середине столетия не имели. Отдельные их орды (жузы у казахов), племена, роды включались на время в состав среднеазиатских ханств, порою подпадали под власть соседних государств. Оседлые же народы переживали к этому времени стадию более развитого феодализма, создав три государственных объединения Средней Азии – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства.

Административно-территориальное устройство этих территорий после включения их в состав Российской империи, так же как и на Кавказе, имело определенное своеобразие. Уже в процессе присоединения Казахстана (Средний и Малый жузы еще в начале XIX в. признали власть России и всецело находились под русским экономическим влиянием) происходили серьезные изменения его административного деления. После ликвидации ханской власти в Среднем жузе (1819 г.) были созданы 8 округов во главе с окружными приказами. Округа делились на волости во главе с волостными управителями. Низшей административ-

ной единицей был аул, в который входили от 50 до 70 кибиток. Младший жуз в 1824 г. был разделен на 3 части во главе с султанами-правителями. Кроме того, вводились так называемые дистаночные управления. Впоследствии территория Казахстана состояла из Уральской и Тургайской областей, входивших в Оренбургское генерал-губернаторство, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей в составе Степного генерал-губернаторства. В них учреждалось уездное деление. Территория Букеевской Орды (запад Казахстана) включалась в состав Астраханской губернии.

Постепенно султаны и другая наследственная знать несколько утрачивает свое привилегированное положение. Администрация и суд в областях были предоставлены русским чиновникам. Однако низшая администрация (волостные управления и аульные старосты) по-прежнему выбиралась из казахов, но выборы эти происходили под контролем царских властей и направлялись ими. В результате, во главе управления почти всегда оказывалась старая феодально-родовая казахская верхушка.

В 60-80-е гг. в состав Российской империи входит все бывшее Кокандское ханство, а также значительная часть земель Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Присоединенные территории в 1867 г. составили Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Первоначально в него вошли Сыр-Дарьинская и Семиреченская области (с 1882 г. по 1899 г. входила в Степное генерал-губернаторство), позднее Ферганская (1876 г.), Самаркандская (1887 г.) и, наконец, Закаспийская (1899 г.). В 1886 г. генерал-губернаторство преобразуется в Туркестанский край с сохранением прежней системы управления в подчинении военному ведомству. Во главе областей стояли военные губернаторы, имевшие почти неограниченные полномочия в отношении коренного населения. Его представители выполняли некоторые административные функции на уровне местного управления (аксакалы, сельские старшины, мирабы и др.), но фактически все должностные лица, выбранные из феодальных и буржуазных верхов населения, утверждались губернаторами.

В процессе присоединения Средней Азии царское правительство сочло удобным сохранить определенную «автономию» Бухарского эмирата и Хивинского ханства, оставив там феодальных владетелей и некоторые прежние порядки. Однако эта «независимость»

носила во многом формальный характер. Россия имела решающее влияние на политику этих феодальных владений.

Таким образом, мы видим, что в XIX в. в плане административно-территориального устройства политика российских властей, хотя и строилась на попытках использования специфики и разнообразия элементов местных учреждений, все же постепенно сводилась к утверждению в сущности общероссийской системы управления. Она основывалась главным образом на административных, военнополитических методах, стремлении всячески унифицировать систему управления на территории всего государства. Территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы области компактного национального расселения были раздроблены. Так, территории Мордовии и Грузии были разделены между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии – между пятью; эстонцы проживали в Эстляндской, Лиф-ляндской и Санкт-Петербургской губерниях; латыши – в Лифляндской, Курляндской и Витебской; литовцы – в Виленской, Ковенской и Сувалкской [3, С.146]. Подобные примеры могут быть продолжены. Фактически в этом плане административная система царской России выполняла «противоавтономные» функции, противодействуя сепаратистским и национальным движениям. Но, как свидетельствовали события, по мере роста национального самосознания, образования и политической активности практически любые шаги со стороны властей по пути унификации системы регионального управления усиливали на окраинах движение к национальному самоопределению, стремление к созданию единой территории проживания народа, а в отдельных случаях и движение за выход из состава империи. Национальный фактор наряду с другими политическими и экономическим аспектами стал заметным явлением в углубляющемся революционном кризисе, приведшем к распаду Российской империи.

1. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. – М.: 2003. – 480 с.

2. История государственного управления в России. – М.: 2002. – 414 с.

3. Административно-территориальное устройство России. – М.: 2003. – 320 с.

Страны и территории бывшей Российской империи в начале 20 века: состав и административное устройство

Территориальное размежевание к началу 20-х годов. Ко времени окончания гражданской войны на Европейской территории бывшей Российской империи сложились пять самостоятельных буржуазно-демократических республик (Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония) и шесть независимых советских социалистических республик: Российская федеративная республика (РСФСР), Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР.

Еще в декабре 1917 г. советское правительство на основе «Декларации прав народов России» признало государственную независимость Эстонии (7 [20] декабря), Финляндии (18 [31] декабря) и Турецкой Армении (29 декабря [11 января 1918 г.]). В августе 1918 г. был подписан декрет об отказе от всех договоров о разделах Польши (29 августа), в де-кабре 1918 г. – опубликован декрет СНК о независимости Латвии и Литвы (22 декабря). Первоначально в прибалтийских республиках (Эстония, Литва и Латвия) установилась сов. власть: в Эстонии вскоре после Окт. рев-ции в России (Эстляндская трудовая комму-на), в в Латвии и на б.ч. терр. Литвы – в дек. 1918 – янв. 1919. Однако в 1919-29 под на-тиском бурж.-националистич. контррев-ции и белогвардейцев сов. власть в прибалтий-ских республиках пала.

В других частях бывшей Российской империи при поддержке Красной Армии об-разовались формально суверенные советские республики: на Украине в декабре 1917 г. (25 декабря), в Белоруссии в январе 1919 г. (1 января), в Азербайджане в апреле 1920 г. (28 апреля), в Армении в ноябре 1920 г. (29 ноября), в Грузии в феврале 1921 г. (25 фев-раля).

Читайте также:
Документы и срок переоформления загранпаспорта в 2022 году

Особенно сложно этот процесс протекал на Северном Кавказе, так как здесь стал-кивались интересы стран Антанты, стремившихся отторгнуть его от Советской России, и Турции, которая проводила идею отмежевания от России всех мусульман и объединения их в “Северо-Кавказскую Шариатскую монархию” с турецкой ориентацией. В конце 1920 г. к подготовке антисоветского восстания был привлечен внук Шамиля – Саид-бей, кото-рый должен был поднять горцев на “священную войну” против иноверцев и стать има-мом.

В Средней Азии в 1918 г. (18 апреля) была создана Туркестанская советская рес-публика (включала территорию современной Туркмении, Киргизии, юго-восточную часть Казахстана, западные области Узбекистана и часть Таджикистана), на территории современного Узбекистана в 1920 г. образовались Хорезмская (30 июня) и Бухарская (5 октября) народные советские республики, в Центральной Азии – Монгольская и Тувин-ская народные республики. На Дальнем Востоке возникла особая Дальневосточная рес-публика (от озера Байкал до Владивостока), которую называли “буферной”, так как она разделяла районы Сибири, находившиеся под контролем Москвы, и территории, оккупи-рованные японскими и американскими войсками.

На территории Советской Российской республики Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориального государственного устройства. К на-чалу 20-х годов народы, проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую и областную.

Автономия – право самостоят. осуществления гос. власти или управления, предостав-ленное конституцией к.-л. части гос-ва. В нашей стране автономия имеет две формы: рес-публиканскую (полит. автономия – имеет свою конституцию, высшие органы гос. власти, пр-во, Верх. суд) и областную (адм. автономия терр., отличающихся особенностями нац. состава населения и быта).

Республиканскую автономию (АССР) в первые послереволюционные годы имели пять образований: Башкирская АССР, Татарская АССР, Киргизская АССР, Горская АССР и Дагестанская АССР.

Башкирская автономная советская республика была создана в марте 1919 г. (23 марта). В ее состав вошел Южный Урал с его заводами. Весной 1920 г. (27 мая) образо-валась автономная Татарская советская республика, включившаю в себя большую часть бывшей Казанской губернии. Осенью 1920 г. (26 августа) на I съезде Советов Казахстана была создана автономная Киргизская советская республика (на территории Казахстана). В ее состав входили области, где проживали киргизы и казахи (впоследствии они разме-жевались и образовали самостоятельные республики). На Северном Кавказе на I Даге-станском съезде Советов сразу же после окончания гражданской войны были провозгла-шены Горская и Дагестанская АССР (20 января 1921 г.). Особенностью кавказских рес-публик являлся его многоплеменной состав (6 языков и 32 наречия).

Автономию областную в составе РСФСР получили: Чувашская АО (24 июня 1920 г.), Калмыцкая АО, Марийская АО и Вотская, или Удмуртская АО (4 ноября 1920 г.), Коми (зырян) АО (22 августа 1921 г.), Кабардинская АО (1 сентября 1921 г.) и Черкес-ская АО (12 января 1922 г.).

Начальный этап объединения. В годы революции и гражданской войны на большей части Российской империи сохранялось единое духовное и экономическое про-странство. Кроме того, единство между советскими республиками поддерживалось су-ществованием единой Российской компартии во главе с ЦК РКП(б). Компартии незави-симых советских республик работали на правах ее областных организаций и полностью подчинялись Центральному комитету РКП(б).

В начале июля 1919 г. между суверенными советскими республиками (Россий-ской, Украинской, Латвийской и Литовско-Белорусской) был подписан договор об объе-динении для борьбы с антисоветскими силами и мировым империализмом.

Военно-политический союз имел единое военное командование объединенными вооруженными формированиями, единые советы народного хозяйства, наркоматы же-лезнодорожного транспорта, почты и телеграфа, финансов, труда и высшие советы на-родного хозяйства. По сути сложилась конфедерация республик советского типа.

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, обра-зующие ее, делегируют общему центру ограниченные полномочия (обычно лишь дела обороны и внешние сношения), в остальном сохраняют свою независимость.

За период 1919-1921 гг. между РСФСР и независимыми советскими республиками были заключены двусторонние договоры. Эти договоры объединили усилия отдельных республик в области обороны, экономики и внешней торговли, продовольствия, желез-нодорожного и речного транспорта, почты и телеграфа, финансов.

При подготовке к участию в международной конференции в Генуе в феврале 1922 г. между советскими республиками был заключен дипломатический союз: Советская Россия получила полномочия представлять интересы всех советских республик на быв-шей территории Российской империи. Представители республик были включены в со-став российской делегации.

Вскоре, в марте 1922 г. три закавказские советские республики – Грузия, Армения и Азербайджан – заключили между собой договор о военном, политическом и экономи-ческом союзе. Так образовалась Закавказская Советская Федеративная Социалистиче-ская Республика (ЗСФСР).

Таким образом, за первые четыре с половиной послереволюционных года были созданы и успешно развивались четыре независимые советские социалистические рес-публики: Российская Федерация (РСФСР), Украинская ССР, Белорусская ССР и Закав-казская Федерация (ЗСФСР). Самой крупной среди них являлась РСФСР.

Читайте также:
Обязательна ли страховка при выезде за границу для туристов в 2022 году

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) занимала площадь свыше 20 млн. кв. км с населением примерно 100 млн. чел. В нее входило 10 автономных советских социалистических республик (Туркестанская, Та-тарская, Башкирская, Крымская, Киргизская [Казахская], Дагестанская, Якутская, Гор-ская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Коммуна немцев Поволжья) и 11 автоном-ных областей (Чувашская, Марийская, Удмуртская, Коми-Зырянская, Калмыцкая, Ады-гейская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаевская, Бурят-Монгольская, Ойрот-ская). Российская Федерация обладала высокоразвитыми в промышленном отношении районами (Москва, Петроград, центральные губернии, Урал и др.), где была сосредото-чена основная часть рабочего класса страны.

Второй по величине после РСФСР социалистической республикой являлась Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР). Она занимала террито-рию около 460 тыс. кв. км с населением 26,3 млн. чел., из которых 72,5 % были украин-цы. На территории Украины находился ряд крупных индустриальных центров. В районе Донбасса-Криворожья размещалась южная угольно-металлургическая база, дававшая пе-ред Первой мировой войной 78 % каменного угля и 69 % чугуна, производившихся в России. Пролетариат Украины составлял один из крупнейших отрядов рабочего класса Советской страны.

Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР)занимала в 1922 г. территорию около 52 тыс. кв. км с населением в 1,531 млн. чел. и имела в основном сельскохозяйственную специализацию.

Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), как уже отмечено, образовалась в 1922 г. и занимала территорию 190 тыс. кв. км с населением 6,635 тыс. чел. и была также в основном сельскохозяйственным районом страны. В ее состав входили две автономные республики (Абхазская и Аджарская АССР) и одна автономная область (Юго-Осетинская).

Необходимость образования единого государства. Угроза военной интервенции и экономической изоляции советских республик со стороны враждебного империалисти-ческого лагеря требовала прочного единения внешней политики всех республик, всесто-роннего укрепления обороноспособности страны. По итогам гражданской войны было ясно, что выстоять советская власть смогла только общими усилиями всех республик. Изолированное существование республик могло быть только на руку империалистам, стремившимся к закабалению народов России.

Объединение советских республик в едином государственном союзе было необ-ходимо также в интересах успешного осуществления социалистического строительства. Развить производительные силы возможно было только при условии объединения сил и ресурсов всех социалистических республик в единое хозяйственное целое и использова-ния их по общему народно-хозяйственному плану.

Важное значение имело и то обстоятельство, что существовала исторически устоявшаяся специализация различных районов единой страны и исторически сложив-шееся хозяйственное разделение труда между ними. Европейская Россия снабжала Юг и Восток машинами и мануфактурой. Юг и Восток снабжали страну хлопком, Север давал Югу лес, Юг снабжал всю Россию нефтью и каменным углем и т.д.

Творческое сотрудничество было особенно важно для тех народов России, кото-рые в прошлом сильно отстали в своем развитии и которым предстояло совершить ска-чок от докапиталистического состояния к социализму. Они не могли бы успешно строить социалистическую экономику и культуру без помощи со стороны передовых наций, без соединения своих усилий с усилиями всех остальных народов Советской страны.

У советских республик не только была необходимость объединения в едином го-сударственном союзе, но имелись и реальные условия для такого объединения. Эконо-мическую основу его составлял социалистический уклад в народном хозяйстве, который ко времени образования Союза ССР уже играл ведущую роль в экономическом развитии страны. Социалистическая экономика с естественной необходимостью создавала единст-во экономических интересов всех советских народов и хозяйственно сплачивала их.

Важнейшее значение имело существование единой политической силы – Комму-нистической партии, имеющей общую программу, направляющей трудящихся к общей цели.

Переход к мирному социалистическому строительству с особой настоятельностью требовал объединения всех советских республик. План ГОЭЛРО являлся единым хозяй-ственным планом для всех национальных республик и мог быть осуществлен только их совместными усилиями. Необходимо было создать единое плановое хозяйство, единые хозяйственные и планирующие органы для всех республик.

Важную роль в укреплении сотрудничества советских народов сыграли договор-ные отношения независимых республик с РСФСР. Однако эти договорные отношения оказались недостаточными в новых условиях, они не обеспечивали в должной мере единства хозяйственной деятельности, объединения всех сил и средств для решения за-дач социалистического преобразования экономики. Договоры, заключенные в 1920-1921 гг., не предусматривали также создания общефедеративных законодательных и исполни-тельных органов государственной власти.

Все это диктовало необходимость образования единого Советского государства. Уже с конца 1921 г. и в начале 1922 г. усиливается объединительное движение советских республик. В марте 1922 г. Первый Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединенный съезд Советов четырех республик – РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР – и обсудить вопрос о возможности создания единого государственного образования. Такое же решение вскоре вынесли Всеукраинский и Бе-лорусский съезды Советов.

После этого ВЦИК создал правительственную рабочую комиссию Российской Федерации по вопросу подготовки объединения РСФСР с другими советскими респуб-ликами. Председателем комиссии был назначен Лев Борисович Каменев, который в 1922 г. занимал посты председателя Моссовета и заместителя председателя Совета труда и обороны. Комиссия должна была найти форму единого советского многонационального государства. Эта форма была найдена не сразу. Вся подготовительная работа по созда-нию СССР проходила под личным контролем и руководством председателя СНК и СТО Владимира Ильича Ленина.

Территория и население России

Россия 1913 год Статистико-документальный справочник

Российская Академия Наук Институт Российской истории

I. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

К кануну первой мировой войны протяженность Российской империи с севера на юг составляла 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад -10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ измерялась в 64 909,5 верст (69 245 км), из которых на долю первых приходилось 18 639,5 верст (19 941,5 км), на долю океанов и внешних морей – около 46 270 верст (49 360,4 км). Эти данные, а также цифры общей площади страны, исчисленные по топографическим картам еще в конце 80-Х годов XIX века генерал-майором Главного штаба H.A. Стрельбицким (См: Стрельбицкий И.А, Исчисление поверхности Российской империи в общем ее составе в царствование императора Александра III и смежных с Россией азиатских государств. СПб., 1889. С.2-3), с некоторыми последующими уточнениями (См: Юбилейный сборник Центрального Статистического Комитета МВД. СПб., 1913. Разд. II. С.5) использовались во всех дореволюционных изданиях. Дополненные материалами ЦСК МВД, они дают достаточно полное представление о территории, административном делении, размещении городов и населенных пунктов Российской империи.

Читайте также:
Голубой флаг в Турции на пляже и в отеле в 2022 году: что значит

Пространство, административное деление и размещение населенных пунктов Российской империи на 1 января 1914 г.

Губернии, области, округа

Территория (без значительных внутренних вод) в тыс. кв. верст

Число городов

Число посадов

Число других поселений

Число сельских обществ

1

2

3

4

5

6

Европейская Россия

Итого по 51 губ.

4250574,8

63851

51

511599

121837

Привислянские губернии

Итого по 9 губ.

99691,1

105

40850

24823

Кавказ

8. Сухумский округ

12 . Закатальский округ

Итого по Кавказу

412310,8

51

3

12636

3994

Сибирь

542339,1

Итого по Сибири

10996345,5

51

14614

10656

Средняя Азия и степные области

Итого но 9 областям

3410623,7

48

9594

8038

Финляндия

6. Ст. Михельская

Итого по Финляндии

286044,8

38

9988

Всего по Империи

19155587,7

931

54

599281

169348

Без Финляндии

18869545,9

893

54

589293

169348

Источник: Статистический ежегодник России. 1914 г. Издание ЦСК МВД. Пг., 1915. Отдел 1.С. 1-25.

В административном отношении Российская империя была разделена на 99 крупных частей – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов (в Финляндии на приходы – 51). Уезды и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки – 2523 (и 274 леисманства в Финляндии).

Наряду с этим существовали наместничество, особые административные подразделения – генерал-губернаторства, в крупных городах – градоначальства.

Наместничество: Кавказское (губернии, области, округа: Бакинская, Батумская, Дагестанская, Елисаветпольская, Карсская, Кубанская, Кутаисская, Терская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская; Закатальский и Сухумский округа и Бакинское градоначальство).

Генерал-губернаторства:

1. Московское (г.Москва и Московская губерния).

2. Варшавское (9 Привислянских губерний).

3. Киевское (Киевская, Подольская и Волынская губернии).

4. Иркутское (Иркутская, Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области).

5. Приамурское (Амурская, Камчатская, Приморская и Сахалинская обл.)

6. Туркестанское (Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская и Ферганская области).

7. Финляндское (8 финляндских губерний).

8. Военное губернаторство – Кронштадтское

Градоначальства:

С.-Петербургское, Московское, Севастопольское, Керчь-Еникальское, Одесское, Николаевское, Ростовское-на-Дону и Бакинское.

Кроме того, империя подразделялась на ведомственные округа, состоявшие из разного числа губерний и областей: военные (13), судебные (14), учебные (15), почтово-телеграфные (30), округа Министерства путей сообщения (9) и таможенные (9).

В рассматриваемое время в России была проведена лишь одна всеобщая перепись населения (28 января 1897 г.), наиболее адекватно отразившая численность и состав жителей империи. Обычно же Центральный Статистический комитет МВД про изводил учет населения, в основном, путем механического расчета да иных о рождаемости и смертности, представлявшихся губернскими статистическими комитетами. Эти данные, публиковавшиеся в “Статистическом ежегоднике России”, достаточно точно отражали естественный прирост населения, но в неполной мере учитывали миграционные процессы – как внутренние (между различными губерниями, между городом и деревней), так и внешние (эмиграцию и иммиграцию). Если последние, учитывая их сравнительно небольшие масштабы, не оказывали сколько-нибудь заметного влияния на суммарную численность населения, то издержки из-за недоучета фактора внутренней миграции были значительно существенней. С 1906 г. ЦСК МВД пытался скорректировать свои расчеты, вводя поправки на ширившееся переселенческое движение. Но все же практиковавшаяся система подсчета численности населения не позволяла полностью избежать неоднократного учета мигрантов – по месту постоянного жительства (приписки) и места пребывания. В результате данные ЦСК несколько завышали численность населения, и это обстоятельство следует иметь в виду при использовании этих материалов (См: Кабузан В.М. О достоверности учета населения России (1858 – 1917 гг.) // Источниковедение отечественной истории. 1981 г. М., 1982. С.112, 113, 116; Сифман Р.И. Динамика численности населения России за 1897 -1914 гг. // Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. М„ 1977. С.62-82).

В настоящем справочнике приведены данные ЦСК МВД, учитывая, что именно на них базировались официальные материалы и расчеты, используемые в ряде таблиц. Вместе с тем указываются и другие расчетные материалы и попытки скорректировать статистические данные ЦСК.

Численность постоянного населения Российской империи по данным ЦСК МВД в 1897 г. и 1909-1914 гг. (на январь, тыс. человек).

Российская империя (территория и состав до 1917 года)

Российская империя по праву считалась крупнейшей державой мира, включая в свой состав территории, что находятся за пределами влияния нашего современного отечества. Царская Россия собирала земли почти два столетия, максимально расширившись на исходе своего могущества, за пару десятков лет до прихода к власти большевиков. Некоторые регионы особенно выделялись на общем фоне, и как раз о них пойдет речь ниже.

Царство Польское (1815-1916) оказалось одной из самых проблемных провинций Российской империи. И неудивительно, ведь местное население ещё помнило о величии Речи Посполитой, и тяготилось главенством Петербурга. Это недовольство вылилось в два кровавых восстания в 1830-1831 и в 1863-1864 годах, после которых поляки лишились всех национальных привилегий. Ушел в прошлое выборный Сейм, собственное войско, а впоследствии и денежная единица в виде злотого.

В тридцатилетнем промежутке между восстаниями в подвластных России польских землях обращались причудливые монеты, соединившие в себе черты обеих наций. Этот экземпляр достоинством в 5 злотых или ¾ рубля яркий тому пример. Номинал указан на обоих языках, лицевая сторона украшена Малым гербом Российской империи. Польский орел изрядно уменьшен в размерах и помещен на крайний справа геральдический щит. После поражения второго восстания мятежную провинцию полностью перевели на расчеты в рублях.

Читайте также:
Когда лучше покупать авиабилеты в 2022 году: в какое время суток и месяцы самые дешевые билеты на самолет

5 злотых

  • Металл: серебро 0.868;
  • Масса: 15.55 г;
  • Диаметр: 33.3 мм;
  • Гурт: надпись – «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 3 ЗОЛОТНИКА 15 3/4 ДОЛЕЙ»;
  • Монетный двор: Варшава;
  • Год чеканки: 1836.

Обладание Великим княжеством Финляндским казалось российским властителям скорее данью престижу в память о былой победе над Швецией, чем реальной пользой. В ту эпоху никто еще не слышал о развитом государстве в Северной Европе, на месте которого тогда располагалась покрытая тайгой малонаселенная провинция России. Хотя и здесь со временем у царской администрации появились проблемы. Чтобы успокоить патриотические чувства финнов, либерально настроенный Александр II (1855-1881) наделил Сейм в Гельсингфорсе (будущий Хельсинки) реальной властью, а также даровал жителям княжества собственную денежную единицу – финляндскую марку. Показанная ниже монета одной из первых увидела свет. Аверс украшает Малый государственный герб. Обратим внимание: на груди орла расположен геральдический щит с финляндским коронованным львом, держащим в лапе меч. Изображения окружены надписью на местном языке, повествующей о количестве монет 2 марки, которые чеканятся из фунта серебра. Точное соотношение драгоценного металла и лигатуры указано в легенде на гурте.

2 марки

  • Металл: серебро 0.868;
  • Масса: 10.36 г;
  • Диаметр: 27.5 мм;
  • Гурт: надпись – «HOPEATA 83 1/3 OSAA . WASKEA 12 2/3 OSAA»;
  • Монетный двор: Гельсингфорс;
  • Год чеканки: 1865.

Включение Кавказа в состав Российской империи оказалось архисложным делом, на решение которого ушла половина столетия (1817-1864). Ещё в начале XIX века Александру I (1801-1825) присягнули на верность грузины, искавшие покровительства от засилья османов. Но дороги в Закавказье пролегали через земли свободолюбивых горцев, изрядно докучавших своими набегами на обозы. Регулярная армия оказалась в положении медведя, атакуемого пчелами: командование не могло навязать генерального сражения воинственным жителям гор, в котором их ждало бы неминуемое поражение. Те предпочитали вести изнуряющую партизанскую войну среди глубоких ущелий и безлюдных лесов. Зачастую к политическим причинам примешивалась также идея священной войны против христиан, которая на время объединила враждующие кланы. Но никому не дано одолеть малыми силами огромное и могучее государство. В конечном итоге горцев покорили, а имама Шамиля, их духовного предводителя, пленили войска императора. Столь значимую фигуру нельзя было оставлять на Кавказе. Казнить же проповедника означало немедленно развязать новую войну. Поэтому Александр II избрал вариант отправки пленника в почетную ссылку под Калугой с дарованием тому потомственного дворянства и небольшого имения.

Ещё не закончив конфликт на Кавказе, Россия начала экспансию в Средней Азии, чьи отсталые войска все же смогли изрядно навредить императорской армии. Да и санитарные потери среди наших соотечественников были пугающе большими: солдаты гибли от жары и жажды, от воспаления ран в жарком климате и т.д. Походы длились с перерывами с 1853 по 1895 год. Они вывели южную границу империи к самому Афганистану, что вызвало сильное недовольство Лондона, считавшего Центральную Азию областью своих интересов. Позднее Великобритания смирилась с этим и сблизилась с императорской Россией с расчетом сообща противостоять растущей мощи Германии.

Эта банкнота родом из Туркестана, охваченного пламенем Гражданской войны, разразившейся после крушения российской монархии. Часть надписей на купюре выполнена на русском языке, прочее напечатано арабской вязью. На обороте 1000 рублей изображен герб РСФСР, откуда вывод: такие деньги выпускались по воле большевистского правительства.

1000 рублей (аверс)

1000 рублей (реверс)

Русские первопроходцы появились на холодных берегах Аляски ещё в XVII столетии, но официально в состав державы эту землю приняли только во времена Екатерины II (1762-1796). Подданные императрицы отнюдь не стремились перебраться жить в суровый край, который к тому же отделяла от них бескрайняя тайга Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому к воцарению Александра II в русской Америке постоянно проживало около тысячи наших соотечественников, в основном мелких торговцев. Местное население в лице кочевых алеутов было нищим, неспособным платить крупные подати. В 1867 году император-освободитель решил продать неперспективную провинцию Соединённым Штатам за 7 миллионов долларов. Многие до сих пор упрекают его за столь опрометчивый шаг, но тогда эта сделка казалась очень выгодной. Никто ещё не знал о богатых залежах золота в недрах Аляски. Империя сбывала бросовую землю за деньги, на сбор которых с местного населения ушло бы несколько десятилетий. Россия уже располагала бескрайними и безлюдными территориями к востоку от Урала, что требовалось заселить в первую очередь. К тому же, в состав государства бескровно вошли граничащие с Китаем земли Дальнего Востока, где были возведены Хабаровск и Владивосток. Увы, империя не успела получить всех торговых выгод от нового приобретения, ведь эти города очень слабо сообщались с европейской Россией. Строительство знаменитой Транссибирской железнодорожной магистрали завершили только осенью 1916 года, в разгар мировой войны, накануне крушения нашей монархии.

Современная банкнота в 5000 рублей (размер 157х69 мм) посвящена пейзажам Хабаровска. Здесь также почтили память графа Муравьева-Амурского, чей памятник изображен на лицевой стороне купюры. Пехотный генерал, он некогда являлся правой рукой государя в Восточной Сибири, и немало сделал для закрепления за империей земель Дальнего Востока.

5000 рублей (аверс)

5000 рублей (реверс)

Страны и территории бывшей Российской империи в начале 20 века: состав и административное устройство

Бывшие территории Российской империи

Среди крупнейших государств, когда-либо существовавших на карте мира, особого упоминания заслуживает Российская империя.

Её территория была крайне велика и включала в себя внушительное количество стран, многие из которых, со временем, стали независимыми.

Территориальный состав

Разбираясь, какие территории входили в состав Российской империи, целесообразно отметить, что многие земли, являющиеся её частью, на данный момент разделены между различными государствами.

Читайте также:
Как купить невозвратный билет на поезд РЖД в 2022 году: что такой НБ и какая цена

К концу XIX века, общая площадь данного государства составляла 22,4 млн квадратных километров, что является вторым в мире показателем, после Британской империи.

Общее население Российской империи согласно единственной переписи, имевшей место в 1897 году, составляло около 128 млн человек.

При этом большая часть населения была сосредоточена исключительно в европейской части России, в то время как Сибирь и прочие удаленные регионы, отличались крайне малой плотностью населения.

Территориальное деление этой страны предусматривало разбивку площади страны на губернии и области.

Всего на территории государства располагалось 81 губерния и 20 областей, при этом часть из них была объединена в особые административные единицы — генерал-губернаторства.

К таковым относились:

  • Варшавское.
  • Приамурское.
  • Иркутское.
  • Степное.
  • Туркестанское.
  • Финляндское.
  • Киевское.
  • Московское.

Территории Российской империи с 1613 по 1914 год

В дальнейшем, к 1914 году территориальное деление государства было переработано, в результате чего, число губерний сократилось до 78, однако, появилось сразу 2 самостоятельных округа.

Какие страны входили в состав Российской империи

Изучив основные особенности территориально-административного деления данного государства, целесообразно выделить государства, которые полностью или частично входили в состав Российской империи. Прежде всего, это современная территория Российской Федерации, а также ряд других государств:

  • все страны СНГ;
  • государства прибалтийского региона;
  • часть современной Польши;
  • часть территории современной Финляндии;
  • ряд турецких, китайских областей.

Сравнительная численность народов населяющих Российскую Империю

Следует упомянуть, что некоторое время, составной частью Российской империи был американский штат Аляска, который позже был продан Соединённым Штатам Америки.

Территория империи расширялась неравномерно, поскольку вхождению в состав страны новых областей, предшествовали те или иные политические события.

Присоединение территории Финляндии

Территория современной Финляндии стала полноценной частью Российской империи в 1809 году в результате войны со Шведским королевством.

На основании мирного соглашения, которое было подписано между двумя странами, Российская империя обзавелась новыми землями.

Они имели стратегическое значение, поскольку позволяли грамотно организовать защиту города Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий.

Но хотя Финляндия и стала одним из регионов империи, она сохранила внушительную автономию.

Несмотря на то, что государственным строем на тот момент была монархия, Финляндия получила право на собственную законодательную и исполнительную власть.

Помимо автономии, данный регион пользовался собственной валютой, а также имел небольших размеров армию.

На тот момент, подобная область была излюбленным местом отдыха русской интеллигенции, которая собиралась на популярных курортах вроде города Хельсинки.

Финляндия смогла вернуть себе независимость лишь в 1917 году, когда в результате Февральской революции и последующих событий, различные территории империи начали процесс отделения

Присоединение Украины

Часть территории современной Украины также входила в состав Российской империи.

Она была присоединена во времена правления императрицы Екатерины Второй в результате действий которой, была ликвидирована Запорожская Сечь и гетманщина.

Вместе с территориями Украины, Российская Империя получила также часть польского государства, которое на тот момент называлось Речью Посполитой.

Второй этап присоединения расположенных в этом регионе территорий, имел место после завершения русско-турецкой войны, когда в состав империи вошел целый ряд областей:

  • Запорожская.
  • Луганская.
  • Херсонская.
  • Одесская.
  • Днепропетровская.
  • Николаевская.

Левобережная Украина вошла в состав империи в добровольном порядке, поскольку на тот момент подобное решение позволяло избежать притеснений на социальной и религиозной почве со стороны поляков.

Спустя несколько лет, территория Российской империи значительно расширилась за счет Крымского полуострова, который был присоединен в результате удачной военной кампании князя Потемкина.

Присоединение Аляски

Первые попытки Российской империи по колонизации территории современного американского штата Аляска имели место в 1648 году, когда казак Семен Дежнев отправился в экспедицию на Чукотку.

Однако эти попытки не имели серьезного успеха и первые поселенцы на территории данного региона появились лишь к 1732 году.

Активное изучение побережья и заложение ранних поселений на Аляске осуществлялось с 1741 года.

При этом колонисты не были осведомлены о наличии внушительных золотых запасов на территории региона, так как наиболее ценным ресурсом, добываемым здесь, считался пушной зверь.

С целью ускорения процесса освоения подобных территорий, Павел Первый издал указ об учреждении русско-американской компании, которая была наделена нестандартными для такого рода организаций полномочиями.

Аляска на карте

Среди них, упоминания заслуживает возможность:

  • самостоятельного управления регионом;
  • организации собственных вооруженных сил и флота;
  • использования собственного флага.

Колонизация региона сопровождалась взаимодействием с аборигенами — местным индейским населением.

Оно было представлено 2 народами — алеутами и колошами.

Первые были успешно ассимилированы, переняв культурные и религиозные обычаи колонистов, в то время как вторые вступали в открытое противостояние.

Данный регион, который постепенно осваивался колонистами, обладал внушительной площадью, ввиду чего, с целью расширения территорий, им заинтересовались США.

Сокращение количества пушных зверей, которые для Российской империи являлись одним из немногих ценных ресурсов региона, а также небольшое число проживающих на его территории русских колонистов, привело к его продаже.

Аляска была продана Российской империей за 7,2 млн долларов, что закреплено соглашением, подписанным в столице США, городе Вашингтоне.

Большинство экспертов сходится на том, что такая реализация территории была вызвана неспособностью Российской империи освоения столь далеких регионов по причине нехватки человеческих ресурсов.

Распад империи

Николай Второй, будучи единоличным правителем Российской империи, стремился расширить её влияние за счет территорий, расположенных на Дальнем Востоке.

Одним из важнейших государств в азиатском регионе была Япония, которая стала главным соперником Российской империи за влияние в округе.

История территорий, расположенных на Дальнем Востоке

К концу 1903 года, император Николай был прекрасно осведомлен о возможной войне с Японией, однако, каких-либо серьезных приготовлений осуществлено не было.

Читайте также:
Официальный государственный язык Аргентины: на каких национальных диалектах говорят в стране

В результате внезапного нападения со стороны противника, был захвачен Порт-Артур, а также Ляодунский полуостров, что привело к краху кампании по освоению Дальнего Востока.

Наиболее значимым следствием подобного поражения, является революция 1905 года, а также передача на основании Портсмутского мирного договора южной части Сахалина в ведение Японии.

Заключение

Российская империя представляется одним из крупнейших государств, что когда-либо существовали на земле.

Непрерывно расширяясь, а также эффективно ассимилируя захваченные территории, ей длительное время удавалось занимать ключевые позиции на мировой арене.

Однако в результате подобного расширения, государство испытывало острую нехватку человеческих ресурсов, необходимых для освоения новых территорий, что привело к их частичной потере, внутренним волнениям и распаду.

Как оформить доверенность на ребенка от родителей

Доверенность на перевозку ребенка без родителей — документ, удостоверяющий право лица на сопровождение или совершение других действий от имени родителей в интересах ребенка.

Когда нужна доверенность

В современной жизни мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда отправляем детей в поездки и сами не можем их сопровождать: спортивные сборы, путешествия, соревнования, экскурсии и т. д. В момент, когда осуществляется перевозка детей без родителей по России, возникают правоотношения, требующие участия дееспособных лиц, которым предоставлено соответствующее право. В отсутствии родителей в поездке с несовершеннолетними могут находиться близкие родственники либо сопровождающие.

Передвижение по территории Российской Федерации возможно без доверенности. На практике при передвижении без какого-либо оформления возникают вопросы, поэтому рекомендуем сделать доверенность для путешествия ребенка по России без родителей в простой письменной форме. Родственнику или сопровождающему необходимо иметь основной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении. На практике доверенность от родителей на сопровождение ребенка может иметь форму простого письменного согласия. Законом предусматриваются случаи, когда необходимо обязательно в письменной форме согласие на совершение определенных действий:

  • регистрация в гостинице (по п. 21 постановления правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 , лица, сопровождающие несовершеннолетних граждан, должны иметь документы, подтверждающие полномочия и свидетельство о рождении);
  • медицинское вмешательство (по п. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ , согласие предоставляет законный представитель);
  • выезд за границу (ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ устанавливает обязательность нотариального заверения согласия).

В законе не упоминается, что согласие выражается исключительно в виде доверенности, но на практике нередко оформляется так. С точки зрения юридической грамотности, такой документ правильно называть согласие.

Нужна другая доверенность?

В КонсультантПлюс найдете много готовых образцов для организаций и физлиц. Все они проверены экспертами и опробованы в работе. Получите бесплатный доступ на 2 дня и скачайте нужные.

Как оформить

Форма документа законодательно не установлена. К документу применяются общие требования Гражданского кодекса РФ, установленные в ст. 185 – 189 . В тексте указываются:

  • дата выдачи и срок действия (если срок действия не указан, по общим нормам он составляет один год; без указания даты документ недействителен);
  • паспортные сторон (Ф.И.О., серия и номер документа, кем выдан, дата выдачи, адрес регистрации, код подразделения);
  • Ф.И.О. несовершеннолетнего, чьи интересы будут представляться;
  • реквизиты свидетельства о рождении;
  • предмет поручения (перечень прав, наименование организации для представительства. Например, доверенность на тренера от родителей составляется для поездки детей на соревнования и сборы, указывается название мероприятия, даты и место проведения, цель передвижения);
  • подпись и ее расшифровка.

В письме Федеральной нотариальной палаты от 22.07.2016 № 2668/03-16-3 указываются разъяснении об оформлении документа в отношении несовершеннолетних до 14 лет для совершения сделок по распоряжению имуществом: помимо общих положений, определятся объект сделки.

Документ оформляется в простой письменной форме.

на представление интересов несовершеннолетнего

(дата и место совершения прописью)

Я, _______________________________________ (Ф.И.О.), «___»________ ____ года рождения, паспорт серии ______ № ________, выдан «___»________ ____ г. _________________________________, зарегистрированн__ по адресу: _________________________________, являясь законным представителем несовершеннолетнего ______________________________________ (Ф.И.О.), «___»________ ____ года рождения, что подтверждается ____________________________________, уполномочиваю __________________________________________ (Ф.И.О.), «___»________ ____ года рождения, паспорт серии _______ № __________, выдан «___»_____ ___ г. ____________________________, зарегистрированн__ по адресу: ____________________________, быть представителем несовершеннолетнего ____________________________ (Ф.И.О.) в ____________________________________ для ______________________________________________ (предмет поручения).

В связи с чем уполномочиваю представителя от имени несовершеннолетнего _____________________________________ (Ф.И.О.) подавать заявления и другие документы, собирать необходимые справки и документы, расписываться за него и совершать другие действия, связанные с выполнением данного поручения.

Срок действия до «___»________ ____ г.

Полномочия не передаются третьим лицам.

_____________________________________ _ __________________

(фамилия, имя, отчество полностью) (подпись)

Выезд несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации требует согласия законного представителя. В этом случае оформляется не доверенность на ребенка без родителей за границу, а письменное согласие в нотариальной форме. Требование о нотариальной форме установлено ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ и разъясняется в пункте 1 письма Федеральной нотариальной палаты от 27.12.2012 № 2782/06-12. Срок действия согласия устанавливается указанием на конкретную дату или с истечением определенного периода. Вне зависимости от способа перемещения оформляется согласие, поэтому доверенность на перелет ребенка без родителей не составляется. Тариф на оформление устанавливается ст. 333.24 Налогового кодекса РФ . Стоимость оформления складывается из установленного тарифа с учетом услуг правового, технического характера и варьируется в пределах 2000 рублей.

В Российском законодательстве отсутствует отдельный закон о передвижении несовершеннолетних по России без родителей, регулирование осуществляется Гражданским кодексом РФ, постановлением правительства РФ № 111 от 02.03.2005 , постановлением правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 , приказом Минтранса России № 82 от 28.06.2007 .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: