Средняя зарплата и налоги в Кыргызстане в 2022-2022 годах

Анализ проекта нового Налогового кодекса Кыргызстана. Что изменилось?

Юридическая компания «Прецедент» подготовила анализ проекта нового Налогового кодекса Кыргызстана. Ниже полный текст:

2 сентября 2022 года на сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики был размещен проект закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» ( далее по тексту – проект/новый кодекс ).

По мнению инициаторов, основной целью и задачей проекта является адаптация налогового законодательства Кыргызской Республики к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствование цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики.

Какие именно нововведения содержит новый кодекс и к каким последствиям это может привести рассмотрим ниже.

  • Ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность

Проект кодекса предусматривает один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности — ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность, признанной налогоплательщиком (статья 78, 84).

Органы налоговой службы имеют право направить в уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы уведомление об ограничении выезда физического лица, имеющего налоговую задолженность, признанную налогоплательщиком, а также руководителя организации, которые имеют налоговую задолженность, признанную налогоплательщиком в размере, превышающем 1000 расчетных показателей, и неисполненных в течение 5 рабочих дней, следующих за датой вручения извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

Полагаем, что данная поправка подлежит исключению по следующим основаниям.

  1. Дискреционные полномочия сотрудников налоговой службы

Согласно формулировке статьи 78 проекта: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, исполнение налогового обязательства и погашение налоговой задолженности могут обеспечиваться следующими способами:

2) банковской гарантией;

3) депозитом налогоплательщика;

4) взысканием налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, за счет наличных денежных средств и/или денежных средств со счетов налогоплательщика и/или третьих лиц;

5) ограничением выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность, признанной налогоплательщиком ».

То есть перечисляются способы обеспечения, которые по своей формулировке могут применяться не постепенно (от наименьшего к наихудшему), а в зависимости от различных факторов и от настроения и отношения сотрудника налоговой службы к конкретному налогоплательщику.

В связи с чем, возникает вполне логичный вопрос, а будут ли все налогоплательщики равны перед нормами Налогового кодекса? Или одни организации, получат более мягкие способы обеспечения исполнения налогового обязательства, а другим ограничат выезд из страны? Не станет ли это одним из коррупционных рисков? Ведь согласно результатам исследования индекса восприятия коррупции, за 2022 год (глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе) проводимый международной неправительственной организацией Transparency International, Кыргызстан находится на 124 месте из 179 стран, что уже говорит о высокой коррумпированности должностных лиц, а возможность применять в отношении бизнеса дополнительные санкции, такие как ограничение выезда, создаст еще более благоприятную среду для коррупции.

Право на свободу передвижения подразумевает право лица выезжать в любую страну по выбору. Применение меры, посредством которой лицу отказывают в выезде, приравнивается к посягательству на права человека. Мера «необходимая в демократическом государстве», включает доказательство того, что предпринятые действия преследовали легитимную цель, и что ограничительные меры были необходимы для выполнения их функции. Инициаторы не указали, каким образом абсолютное ограничение возможности налогоплательщика выехать за пределы страны послужит способом для исполнения налогового обязательства.

Кроме этого, введение данной нормы может повлечь за собой появления номинальных руководителей или частой сменяемости исполнительного органа в организации.

Ограничение конституционного права человека должно производиться в судебном порядке. В целом, Конституция страны допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. При этом вводимые ограничения должны быть соразмерными, а соразмерность должна быть обоснована. Справка-обоснование к проекту не содержит цели и достаточного обоснования для ограничения выезда, что противоречит статье 25 закона «О нормативных правовых актах».

Суд в более 90% случаях принимают решение в пользу налоговой, то есть в пользу государства. Традиционно считается, что спорить с налоговыми органами сложно и неперспективно. Существует мнение среди предпринимателей, что суды чаще всего поддерживают позицию налоговых органов, потому что задача последних заключается в пополнении государственного бюджета.

Налоговое право регулирует специфические отношения. Для того, чтобы разбираться в налоговом законодательстве требуются знания не только налогового законодательство, но и знание международных стандартов финансовой отчетности, основ бухгалтерского и финансового учета и т.д. Но, не все судьи разбираются и понимают налоговые законодательство.

Следовательно, отсутствуют гарантии того, что судебные решения будут приняты квалицированными специалистами, которые могут изучить/понять и вынести справедливое решение по налоговым спорам.

Читайте также:
Поступление в ВУЗ Италии в 2022 году после 11 класса бесплатно на бюджет

Таким образом, ограничение выезда за пределы страны руководителя организации, как один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности не достигает своей законной цели и не отвечает критериям «соразмерности» принимаемой нормы.

Данные ГНС за период 2018 — 7 месяцев 2022 гг. показывают, что более 90 процентов решений судов по заявлениям налогоплательщиков принимаются в пользу бюджета (выигрывают органы налоговой службы).

Рассмотренные дела в судебных органах

2018 2019 2020 7 мес. 2022
кол-во млн.сом кол-во млн.сом кол-во млн.сом кол-во млн.сом
Рассмотренные дела в судебных органах 80,0 6 612,1 83,0 3 313,4 49,0 1 033,4 45,0 7 009,6
Решения судов в пользу НП 7,5% 24,6% 2,4% 0,2% 6,1% 8,3% 13,3% 7,2%
Решения судов в пользу бюджета 92,5% 75,4% 97,6% 99,8% 93,9% 91,7% 86,7% 92,8%
  • Правоохранительная деятельность органов налоговой службы

Новый проект кодекса (статьи 53, 57, 58, 93, 151, 171) предлагает органам налоговой службы осуществлять функции дознания и следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики и законодательством об оперативно-розыскной деятельности по вопросам администрирования и правоприменения налогового законодательства.

Авторы проекта кодекса должны понимать, что налоговая служба, как уполномоченный орган ответственный за сбор и администрирование налогов и страховых взносов будет прямо или косвенно заинтересован в исходе досудебного разрешения дела, что будет противоречить объективному исследованию доказательств.

Более того, наделение налоговой службы статусом и возможностями правоохранительного органа будет означать возобновление деятельности недавно ликвидированной государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (финансовая полиция).

Необходимо напомнить, что финансовая полиция была ликвидирована из-за высокой коррумпированности указанного органа, а также его незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, то есть ликвидированная финансовая полиция в свое время выполняла лишь карательные функции, что приводила к высокой коррумпированности этой службы.

Согласно данным Кабинета министров, в период существования финансовой полиции уровень теневой экономики составлял 130 миллиардов сомов, или 23,6 процента к ВВП, тогда как независимые эксперты отмечают, что доля теневой экономики составляет от 24 до 43 процентов к ВВП, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями своих функций.

Кроме этого, со стороны независимых экспертов и представителей бизнес-сообщества звучат нарекания по поводу деятельности Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями в части коррумпированности указанного органа, а также его незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного, авторам проекта кодекса рекомендуется исключить предлагаемые нормы о наделении налоговой службы статусом правоохранительного органа в виду явной коррупционной составляющей и дублирования функций дискредитировавшей себя и ликвидированной службы финансовой полиции.

  • Увеличение ставок

Увеличение ставок единого налога

Проект нового кодекса предлагает увеличить ставки по упрощенной системе налогообложения (единый налог), а именно для «остальных видов деятельности» (к примеру, сфера услуг) при безналичном расчете с 3% на 5%.

а) 4 процента — в наличной форме;

б) 2 процента — в безналичной форме;

2) для остальных видов деятельности:

а) 6 процентов — в наличной форме;

а) 4 процента — в наличной форме;

б) 3 процента — в безналичной форме;

2) для остальных видов деятельности:

а) 6 процентов — в наличной форме;

При этом хотелось бы отметить, что в справке-обосновании и анализе регулятивного воздействия к проекту нового кодекса, не приводятся никаких аргументов, обоснований для такого повышения, то есть законопроект не содержит основание для увеличения ставок единого налога при безналичном расчете.

Увеличение ставок по налогу с продаж

Проект кодекса предлагает увеличить ставку налога с продаж для сотовых операторов и интернет провайдеров. В обосновании такого увеличения, инициаторы указывают, что это необходимо в целях приведения в соответствие с международной практикой, когда поставка услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) операторами связи Кыргызской Республики абонентам иностранных операторов связи, поставку услуг связи по международному транзитному трафику операторами связи Кыргызской Республики абонентам иностранных операторов связи освобождена от НДС.

В анализе регулятивного воздействия ( далее по тексту – АРВ ) к проекту кодекса указано, что «для покрытия выпадения по НДС от роуминга предлагается увеличить ставку для сотовых операторов до 6% и включить интернет провайдеров. Фактическое поступление НДС на роуминг за 2013-2019 годы от сотовых компаний в среднем в год составляет 450,0 млн. сом, а при ставке налога с продаж для сотовой связи и интернет провайдеров в размере 6% дополнительная сумма налога с продаж составит 450,0 млн. сом ».

То есть инициаторы хотят освободить сотовых операторов и интернет провайдеров от уплаты НДС, но при этом дополнительно увеличивают другой налог для покрытия потери.

2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных:

Читайте также:
Что дает гражданство Румынии россиянину в 2022 году: плюсы и минусы

1) в наличной форме:

а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности;

б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части;

2) в безналичной форме — в размере 0 процентов.

2. Ставка налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, освобожденных от НДС, оплаченных:

1) в наличной форме:

а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности и производственной сферы;

б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части;

2) в безналичной форме — в размере 50 процентов от ставок, указанных в пункте 1 настоящей части.

Принимая во внимание пандемию коронавируса, которая оказала негативное воздействие на экономику Кыргызстана, авторам кодекса следовало учитывать эти последствия и предлагать более стимулирующие налоговые льготы.

В прошлом году Правительство утверждало антикризисные меры по поддержке предпринимателей, в частности, они коснулись освобождением бизнеса от штрафов и пеней, льготное кредитование, приостановление налоговых проверок.

Полагаем, что увеличение ставок не будет «поддержкой» для предпринимателей, а наоборот, бизнес будет вынужден приостановить свою деятельность, а может и вовсе ликвидироваться или начать скрывать реальные доходы, то есть уходить в тень.

В связи с чем, предлагаем оставить ставки единого налога согласно действующей редакции, а в части налога с продаж оставить ставку в размере 5% и дополнительно освободить от НДС сотовых операторов и интернет провайдеров в соответствие с международной практикой, как это указано в АРВ.

  • Соотношение нормативных правовых актов

В пункте 4 статьи 17 проекта кодекса, предлагается наделить профильный комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимать решение о наличии или отсутствии противоречий между нормами кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений.

Необходимо отметить, что закон «О Регламенте Жогорку Кенеша КР» не наделяет профильные комитеты полномочиями «решения о наличии или отсутствии противоречий между нормами кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений».

Кроме того, закон «О нормативных правовых актах» устанавливает, что: «При выявлении пробелов и коллизий в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие их, вносят в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы и коллизии».

Принимая во внимание, что кодекс принимается парламентом, то принятие нормативного правового акта для устранения пробелов и коллизий, относится к компетенции Жогорку Кенеша, а не его профильного комитета.

  • Дополнительная обязанность арендодателя по проверке применения ККМ арендаторами

Проект кодекса содержит норму, обязывающую арендодателей частично исполнять функции налоговой службы, а именно требовать и проверять наличие ККМ у своих арендаторов (статья 126).

Тем самым авторы кодекса, предлагают одних субъектов предпринимательства проверять другим. При этом забывая, что гражданское законодательство устанавливает важность равенства между субъектами предпринимательства и недопустимости установления доминирующего положения одних над другими.

То есть, гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Тогда как проект кодекса, перекладывает обязательства налоговой службы на предпринимателя (административно-правовые отношения), при этом, в случае неисполнение, предприниматель может быть привлечен к ответственности.

  • Установление 10% подоходного налога работнику в Парке высоких технологий

В действующей редакции Налогового кодекса, резидент Парка высоких технологий удерживает и уплачивает с заработной платы наемных работников подоходный налог в размере 5% на каждого наемного работника.

Новый кодекс предлагает удерживать и уплачивать не 5%, а 10%, то есть на общих основаниях.

Парк высоких технологий создан в соответствии с законом КР «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики» который был принят в 2011 году. Инициатива является государственной поддержкой развития индустрии разработки программного обеспечения в республике.

Увеличение ставки подоходного налога, не является инструментом для стимулирования, а наоборот обременяет, а возможно заставит специалистов скрывать свои реальные доходы.

Полагаем, что отсутствуют основания для увеличения ставок подоходного налога для резидентов Парка высоких технологий, предлагаем оставить ставки налогов согласно действующей редакции.

Так ли жестка эта «жесткая экономия»? Экономика Кыргызстана глазами не экономиста

В мае 2022 года в связи с ухудшением экономической ситуации правительство Кыргызстана представило пересмотренный государственный бюджет на 2022 год. Новый бюджет предусматривает падение доходов на 28,4 млрд сомов и сокращение государственных расходов на 8,6 млрд сомов. Брешь в бюджете в размере 27,7 млрд сомов правительство заполнило кредитами международных организаций. (Статья вторая, первая – по ссылке)​.

Спасут ли кредиты государственный бюджет, а именно: содержание государственного аппарата, зарплаты государственных служащих, пенсии, пособия, расходы на образование и здравоохранение? Да, спасут. Спасут ли кредиты экономику, а это, прежде всего, частный сектор, люди, самостоятельно зарабатывающие себе на хлеб? Вряд ли, так как значительная часть кредитов идет на оплату расходов бюджета. Но без спасения частного сектора, чьи налоги пополняют бюджет, государственный бюджет быстро растает.

Читайте также:
Уровень жизни в Новой Зеландии в 2022-2022 годах: образование, цены и средняя зарплата

Тогда же в мае, правительство объявило о режиме «жесткой экономии» государственных расходов. Насколько экономия «жесткая» при том, что государственный аппарат с каждым годом растет? Особенно в условиях июльской вспышки эпидемии коронавируса и повторной волны падения экономики в Кыргызстане. А за дверями – мировой кризис, уже сокративший глобальную экономику на 5,2%, чего не происходило за последние восемьдесят лет, и начало глубокой и длительной рецессии. В условиях кризиса все страны бросили все силы на спасение своей экономики. Страны, зависящие от внешней помощи, будут вынуждены рассчитывать на себя.

Каждой семье и каждому предприятию известно – если нет заработка и падают доходы, нужно, во-первых, сократить расходы, а, во-вторых, думать, как заработать и повысить доходы. Если этого не сделать, то семья останется без дома и пищи, а предприятие – обанкротится.

Также и с государством – если падают государственные доходы, то, во-первых, нужно сократить государственные расходы, а во-вторых, стимулировать рост доходов. Если этого не сделать, население будет беднеть, а государство не сможет оплачивать свои долги и обанкротится. Перспектива устрашающая, но вполне реальная для Кыргызстана, чья экономика на протяжении многих лет серьезно больна. Нужно ли дальше сокращать государственные расходы? Обсудим в этой статье. Есть ли решения для роста доходов? Обсудим в следующей статье.

Для чего нужен государственный бюджет и что в него входит?

(Все цифры, приведенные в настоящей статье по бюджету, получены из Пакета документов по уточненному республиканскому бюджету КР на 2022 год и прогнозу на 2022 и 2022 годы, опубликованному на вебсайте Министерства финансов Кыргызской Республики http://www.minfin.kg/ru/novosti/novosti/glava-gosudarstva-odobril-popravki-v-respublikansk. Для наглядности приведено Приложение 1 из названного Пакета документов с описанием доходов и расходов республиканского бюджета).

Государственный бюджет Кыргызстана (далее – бюджет) нужен для финансирования услуг, предоставляемых государством своим гражданам, то есть услуг государственного и муниципального управления (далее – государственное управление). Сюда входит оплата труда сотрудников государственных и муниципальных учреждений, финансирование расходов на образование и здравоохранение, социальное обеспечение, содержание и создание общественной инфраструктуры (дороги, мосты, водо- и электро – снабжение и другие), оплата долгов по кредитам.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджета пополняются из: налогов (налоги, сборы, таможенные платежи, штрафы и пени); неналоговых доходов (плата за аренду, проценты по выданным займам, пошлины, сборы и платежи); официальных трансфертов (полученные гранты); капитальных доходов (от продажи капитальных активов – земли, недвижимости, оборудования).

Расходы бюджета включают: операционные расходы (оплата труда, покупка товаров и услуг, выплата процентов по полученным займам, субсидиям, грантам, социальные пособия, другие расходы); расходы для осуществления операций с нефинансовыми активами (с движимым и недвижимым имуществом); расходы для осуществления операций с финансовыми активами (с наличными и безналичными деньгами, акциями, денежными обязательствами); расходы для покрытия основной части обязательств (выплата основных сумм по долгам). Сумма операционных расходов и расходов для осуществления операций с нефинансовыми активами образует совокупные расходы бюджета.

Доходы и расходы бюджета 2022 года

В докризисном бюджете на 2022 год доходы планировались в размере 163,7 млрд сомов.В мае 2022 года, после чрезвычайного положения и остановки работы, правительство сократило размер доходов до 135,3 млрд сомов, то есть на 28,4 млрд сомов. Такого радикального сокращения не было за всю историю суверенного Кыргызстана (см. Таблицу 1. Доходы).

Почему сокращены доходы бюджета? Ответ простой – потому что у людей нет работы, нет доходов и не с чего платить налоги. А налоги – основной (до 78%) источник бюджета. В майском (послекризисном) бюджете налоговые поступления уменьшились на 31 млрд сомов, от неналоговых платежей – на 0,4 млрд сомов. В то же время сумма грантов, полученных от международных организаций, выросла на 3 млрд сомов.

Таблица 1. Доходы

Бюджет / Доходы

2019 год

(в млрд сомов)

2022 год

(в млрд сомов)

2022 – пересмотренный в мае (в млрд сомов)

Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2022 году

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2022 году

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

Читайте также:
Депортация и выдворение из Украины иностранных граждан

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Читайте также:
Работа и вакансии в Осло для русских: средняя зарплата в городе в 2022 году

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.

Как могут измениться налоги в 2022 году

Расширение категории плательщиков НДС, отмена некоторых льгот по этому налогу, унификация ставки акцизного налога на бензин, снижение ставок налога за пользование недрами и налога на имущество для юрлиц и другие изменения, которые планируется внести в Налоговый кодекс в 2022 году, — в обзоре «Газеты.uz».

Счетная палата провела экспертизу проекта закона о государственном бюджете Узбекистана и анализ бюджетного послания на 2022 год (PDF).

Государственный аудитор изучил основные направления налоговой и бюджетной политики в предстоящем году и дал свои рекомендации по проекту.

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Акцизный налог

Ставки акцизных налогов планируется индексировать (увеличить) в среднем на 10% с 1 июня 2022 года.

При этом, однако, ставка акциза на импорт табачных изделий (сигареты, сигары) будет снижена на 10% с 1 января 2022 года, а с 1 июня 2022 года на 10% снизится ставка акциза на импорт алкогольных напитков. Но на импорт некоторых отдельных видов табачных изделий (табак для кальяна, табак курительный, трубочный, фасованный табак, нагреваемый табак, никотиновый бестабачный снюс, никотиносодержащая жидкость) ставка будет повышена на уровне 10% (статья 289−1 НК).

Согласно проекту, вводится единая ставка акцизного налога на бензин — вне зависимости от того, местного он производства или импортный. Сейчас акциз для тонны местного бензина Аи-80 равен 240 тысяч сумов за тонну, Аи-90 и выше — 275 тысяч сумов. Импортный бензин облагается ставкой акциза в 5%. Например, если импортный бензин продаётся по 11,3 млн сумов за тонну, то акциз составит 565 тысяч сумов.

Кроме того, намечено отменить акциз на сжиженный газ, который сейчас составляет 30%.

Документом планируется снижение ставки акциза на полиэтиленовые гранулы с 20% до 10%, а также введение акциза на импорт полиэтиленовых гранул. Счётная палата отмечает, что в бюджете это решение никак не обосновано.

Госаудитор рекомендует указать причины снижения ставки акциза на полиэтиленовые гранулы до 10% и введение акциза на импорт, включая производственные мощности в стране, фактические объемы производства, спрос и предложение этой продукции на внутреннем рынке, объёмы экспорта и импорта. Желательно четко указать количество, цены и ожидаемые потребности на внутреннем рынке.

Отметим, что компания «Шуртанский газохимический комплекс», единственным учредителем которой является «Узбекнефтегаз», как производитель полиэтиленовых гранул входит в госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины ) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.
Читайте также:
Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Ставка налога на доходы физлиц сохраняется на уровне 12%, а на доходы, получаемые от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, — 0,1% (было 0%).

Земельные налоги

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2022 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.

Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.

Налог за пользование водными ресурсами

Ставки налога на водопользование (без учёта ставок на орошение земель сельскохозяйственного назначения) будут проиндексированы на уровне инфляции (10%) для предприятий всех отраслей экономики (за исключением промышленных предприятий, электростанций и ЖКХ) и для индивидуальных предпринимателей — в 30%.

Проектом сохраняется ставка налога за пользование водными ресурсами в части объёма воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель, размере 40 сумов за 1 кубометр, в том числе порядок применения коэффициента 1,05 для покрытия стоимости объема воды, поставляемой поставщиками воды, к ставке налога.

для орошения сельскохозяйственных земель составляет 40 сумов, включая применение коэффициента 1,05 для покрытия затрат на доставку поставщиками воды.

Имущественные налоги

Ставку налога на имущество юридических лиц планируется снизить с 2% до 1,5%. Законопроект увеличивает с 0,4% до 0,5% пониженную ставку налога на имущество юрлиц.

Предлагается ввести требование о том, что налоговая база для зданий не может быть ниже минимального значения, установленного в абсолютной величине на 1 квадратный метр в следующих размерах:

  • в Ташкенте — 2,5 млн сумов;
  • в Нукусе и облатных центрах — 1,5 млн сумов;
  • в оставшихся регионах — 1 млн сумов.

Ставки налога на имущество физических лиц индексируются на уровне 10%.

Земельный налог

Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

Социальный налог

Ставка социального налога сохраняется на уровне 25% для бюджетных организаций и 12% для других налогоплательщиков.

Налог с оборота

Базовые ставки налога с оборота сохранены на уровне 2022 года (4%).

Какую зарплату чаще всего получают казахстанцы в 2022 году

Иллюстративное фото: Getty Images / Yevgeniy Sambulov

Читайте также:
Уровень жизни людей, цены и зарплаты в Беларуси в 2022 году – отзывы переселенцев.

Раз в год казахстанские статистики определяют размер заработной платы, более приближенный к реальным показателям, чем среднемесячная зарплата. Данные, актуальные на 2022 год, узнали журналисты Нурфин.

Средняя зарплата

По данным Бюро национальной статистики, в первом полугодии текущего года средняя зарплата в Казахстане составила 241 187 тенге. Но «на руки» получатель такой заработной платы после вычета налогов и взносов получает менее двухсот тысяч – 195 270 тенге.

При этом вышеописанный показатель определяется без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью, работники которых могут получать более низкие зарплаты.

Среди сотрудников всех предприятий в Казахстане, в том числе и малых, средняя зарплата в первом полугодии составила 225 081 тенге. С учетом удержания всех обязательных платежей получается – 182 514 тенге.

Среднюю зарплату считают путем деления суммы окладов всех работающих казахстанцев на их количество. В том числе учитываются представители, как малооплачиваемых, так и высокооплачиваемых должностей.

Медианная зарплата

А медианную зарплату получает работник, расположившийся в середине ряда работающих граждан, условно выстроенных по размеру зарплаты. То есть половина наемных работников страны получает меньше медианной зарплаты, а другая половина больше.

В 2022 году, согласно данным Бюро национальной статистики, медианная зарплата в Казахстане составила 157 863 тенге. «На руки» получателю такой зарплаты перечисляется 129 277 тенге.

К слову, при определении медианной зарплаты в статистику опять же не вошли малые предприятия. А данные были зафиксированы на основе зарплат казахстанских работников, полностью отработавших весь апрель 2022 года.

Иллюстративное фото: Getty Images / freedarst

По сравнению с показателями 2022 года зарплата среднего работающего казахстанца выросла на 10,9% со 142 291 тенге. В 2019 и 2018 году этот показатель составлял 112 195 и 106 253 тенге, соответственно.

Самый высокий медианный оклад в текущем году наблюдается в ряду работников горнодобывающей промышленности и разработки карьеров – 323 371 тенге.

В тройку сфер деятельности с самыми высокими зарплатами также входит финансовая и страховая деятельность – здесь средний работник получает 250 683 тенге, и строительство с медианной зарплатой 232 490 тенге.

Модальная зарплата

И еще один более приближенный к реальности показатель – модальная зарплата. Это наиболее часто встречающая заработная плата среди работников предприятий среднего и крупного бизнеса, полностью проработавших весь апрель текущего года.

Без учета малых предприятий модельная зарплата в Казахстане в 2022 году составила 173 249 тенге. После удержания индивидуального подоходного налога и обязательных взносов ее размер равен 141 463 тенге.

По сравнению с прошлым годом размер самой распространенной зарплаты вырос всего на 2% – в 2022 году модальная зарплата была равна 169 792 тенге.

К слову, этот показатель не отличается планомерным ростом, как средний и медианный виды зарплаты. Он скорее зависит от того, оклады какого уровня были наиболее распространены на тот или иной промежуток времени в средних и крупных предприятиях страны.

Например, в 2019 году модальная зарплата в Казахстане была относительно низкой – 58 034 тенге. Это говорит о том, что в стране было достаточно много низкооплачиваемых сотрудников.

В 2022 году этот показатель достаточно резко вырос, возможно, потому что из-за пандемии коронавируса большинство работников, в том числе и с низкими зарплатами не имели возможность работать, в результате чего их доходы не вошли в статистику.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Страховые взносы с иностранцев в 2022-2022 годах

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Читайте также:
Работа в Ливии для украинцев и русских в 2022 году

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2022–2022 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС.

О правилах уплаты взносов с выплат высококвалифицированных иностранных специалистов читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2022–2022 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев из ЕАЭС составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2022 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2022 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

ВНИМАНИЕ! Временно пребывающим иностранным работникам взносы на ВНиМ рассчитывайте по ставке 1,8%, а ОМС не начисляйте. Беженцам все взносы начисляйте, как и россиянам (Письмо Минтруда от 19.12.2014 N 17-3/В-620). Но убедитесь, что у них действительно статус беженца.

Кроме того у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Если работодатель включен в перечень МСП, то с дохода иностранного работника, превышающего МРОТ, он вправе уплачивать взносы по пониженным ставкам.

Подробнее о пониженных взносах читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2022–2022 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 32 448 руб. в 2022 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 32 448 × 8 = 259 584 руб. в 2022 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма – 8 426 руб. в 2022 году.

Читайте также:
Сезонная работа и вакансии за границей для русских в 2022 году

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2022 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2022 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Как отказаться от гражданства Украины?

Способы, правила, особенности для жителей Крыма

Благодаря изменениям в законодательстве РФ с 2022 года большинству украинцев, как и граждан других стран, для получения российского гражданства нет необходимости отказываться от предыдущего гражданства.

Однако, из этого правила есть исключения: отказ от гражданства Украины необходим тем, кто желает служить в армии России либо в правоохранительных органах, баллотироваться на выборные должности или трудиться на государственной службе. О том, как официально перестать быть украинским подданным – далее.

Как отказаться от украинского гражданства?

В законодательстве Украины такого понятия как «отказ» не существует. Лишиться подданства можно:

  • на добровольной основе – через выход;
  • принудительно – через утрату.

Отдельную категорию составляют граждане Беларуси – они лишаются украинского гражданства на основании международного двустороннего соглашения.

Для добровольного выхода из подданства необходимо подготовить и подать в МИД Украины следующие документы:

  • заявление, заполненное по установленному образцу;
  • загранпаспорт соискателя. Если в нем присутствует отметка о выбытии в Россию на постоянное место жительства – это поможет ускорить процедуру;
  • фотоснимки на матовой бумаге размером 3,5х4,5 см в количестве 4 шт.;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • при необходимости – свидетельства о рождении детей, документ о смене фамилии (имени), справку о наличии другого гражданства, прочие.
Читайте также:
Работа в Ливии для украинцев и русских в 2022 году

Рассмотрение вопроса в МИДе, а затем в Комиссии по вопросам гражданства, длится порядка двух месяцев. После этого документы передаются Президенту, на их основании он издает Указ. Только после того, как этот Указ вступает в силу, добровольный выход из гражданства Украины можно считать завершенным: эта страна перестает считать заявителя своим подданным. До этих пор данное лицо будет считаться гражданином Украины, все его иные гражданства, соответственно, будут признаны незаконными и недействительными.

Важно: с учетом того, что Президент рассматривает подобные ходатайства с определенной периодичностью, общее время ожидания может занять год и более.

Как лишиться гражданства Украины?

Инициатором утраты украинского подданства являются власти. Данная процедура проводится без согласия лица, в отношении которого она инициирована. Основаниями для принудительного лишения гражданства может стать выявление фактов:

  • наличия у лица подданства другого государства;
  • добровольного поступления на воинскую службу в другой стране;
  • незаконного получения подданства Украины.

В последнем случае речь по сути будет идти не об лишении, а об отмене оформления подданства.

Лишение лица украинского гражданства, так же, как и в предыдущем случае, вступает в силу только после публикации соответствующего президентского указа.

Госпошлина с бывшего гражданина в этом случае не взымается.

Обратите внимание: с учетом разных подходов в законодательствах России и Украины правовая коллизия заключается в том, что в России украинец, получивший гражданство РФ, не считается лицом, преступившим закон, а в Украине он автоматически подпадает под лишение гражданства.

Как россиянину подтвердить отсутствие гражданства Украины?

После того, как российский гражданин осуществил добровольный выход либо был принудительно лишен украинского подданства, ему может потребоваться документальное подтверждение этого факта. Таким подтверждением является справка об отсутствии гражданства Украины. Если по месту работы или службы у вас требуют справку о выходе из гражданства Украины – не стоит беспокоиться: это лишь неточность формулировки, на самом деле нужна именно справка об отсутствии подданства.

Получить ее можно как в Украине, в государственной миграционной службе, так и находясь на территории РФ – в консульском учреждении. Как правило, она оформляется и выдается при выходе из подданства. Однако допустимо и отдельное обращение, например, для тех, кто ранее перестал быть украинцем, а справка об этом понадобилась позже.

Отказ от гражданства Украины в Крыму – есть нюансы

В 2014 году крымчане массово выходили из украинского подданства. Те, кто этого не сделал, сегодня могут не инициировать данную процедуру и продолжать жить с двумя гражданствами на территории России – законодательством это не запрещено.

Однако для определенных категорий лиц, о которых мы упоминали в начале статьи, выход нужен в обязательном порядке. Учитывая сложность и длительность процесса, а также необходимость выезда в Украину, российские законодательные власти со своей стороны максимально упростили процедуру.

Сегодня крымчанам, решившим перестать быть украинскими подданными, достаточно:

  • обратиться к любому работающему по лицензии нотариусу, например, по месту жительства. При себе нужно иметь только паспорт гражданина РФ;
  • составить заявление в двух экземплярах, которое нотариус заверит официально. У большинства крымских нотариусов уже имеется готовая форма такого заявления, к которой впоследствии не будет претензий там, куда она предъявляется;
  • один из экземпляров отправить в украинское консульское учреждение в России. Отправлять заявление следует заказным письмом, полученный квиток важно сохранить.

В дальнейшем этот квиток вместе со вторым экземпляром заявления житель Крыма предъявляет в той организации или учреждении, которая это потребует. Данных документов достаточно, чтобы признать лицо осуществившим выход из гражданства.

При этом следует знать, что такие заявления в настоящее время консульством даже не рассматриваются. Поэтому с точки зрения законодательства Украины заявитель продолжает оставаться ее гражданином, а его заявление – никчемным с юридической точки зрения действием. Однако поскольку дальнейшая судьба данного заявления не представляет интереса для миграционного отдела российского МВД, а также для организаций, в которые оно предоставляется, переживать по этому поводу россиянам нет смысла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: