Справочная информация: “Размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации” (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
РАЗМЕРЫ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по состоянию на 01.11.2021)
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это законодательно установленный минимум оплаты труда в месяц.
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (статья 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
С 1 января 2022 года МРОТ в РФ – 12792 руб. (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
Минимальная заработная плата – наименьшая величина оплаты труда работника, допустимая в определенном субъекте РФ.
В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.
В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Размер минимальной заработной платы, руб.
в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города
Московское трехстороннее соглашение на 2019 – 2022 годы от 19.09.2018
Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 20.07.2022 N 64
19650 (при этом тарифная ставка рабочего 1-го разряда, оклад (должностной оклад) работника не должны быть менее 14300 руб.)
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2022 год от 30.04.2022 N 355/21-С
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2022 год от 24.12.2022 N 6/С-20
Республика Адыгея (Адыгея)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 26.04.2021
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
в размере, равном МРОТ (12792), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Региональное соглашение “О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия” от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
1) для некоммерческих организаций;
2) для республиканских государственных учреждений и муниципальных учреждений;
3) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2022 – 2022 годы (Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2022 N 1)
для внебюджетной сферы – в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики за II квартал предыдущего года
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Карачаево-Черкесской Республике от 29.12.2020
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
для работников, работающих на территории Республики Крым, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики Крым и местных бюджетов – в размере не ниже МРОТ
Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Крым на 2022 – 2023 годы от 30.04.2021
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
в размере не ниже МРОТ (12792) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике за III квартал предыдущего года
Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2022 – 2022 годы от 30.04.2020
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
для государственных и муниципальных учреждений Республики – в размере МРОТ
Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 30.12.2020
для работников Республики, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики и местных бюджетов
в размере МРОТ (12792), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку, к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 26.03.2021
12792 (с учетом районного коэффициента 14710,8 руб.)
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 16.02.2022 N АБ-434/3
в размере МРОТ (12792) с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике
Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Хакасия от 05.03.2019
Соглашение “О минимальной заработной плате в Чеченской Республике” от 30.12.2020
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
для работников бюджетной сферы, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, работников предприятий и организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские организации инвалидов, работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для работников, трудоустроенных в рамках социального контракта, – в размере МРОТ
Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2019 – 2022 годы от 17.12.2018
для работников внебюджетной сферы (без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, иных компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами)
в размере не ниже МРОТ (12792) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях
Трехстороннее соглашение на 2018 – 2022 годы от 01.08.2018 N 40-Д/СГ-2
для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории края, с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате
Региональное соглашение “О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2022 год” от 25.12.2020
для работников, работающих на территории края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального, краевого и муниципальных бюджетов, – в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2022 – 2023 год (Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2017 N 7-3)
Какой МРОТ с 1 января 2022 года по регионам России
Что такое МРОТ
МРОТ – это аббревиатура, образованная от сочетания «минимальный размер оплаты труда».
Оплата работы складывается из оклада, компенсаций и доплат. МРОТ подразумевает под собой тот унифицированный минимум денежных средств, который работодатель должен платить своему сотруднику.
МРОТ также влияет на расчет размера налогов, штрафов и иных платежей – тех, которые считают по законодательству РФ в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда. Также он влияет на размер некоторых социальных выплат: по безработице, больничному, пенсии и т. п.
Как было раньше
С января 2022 года размер минимальной оплаты труда составляет 12 130 рублей.
Согласно закону, заработная плата сотрудников не должна быть менее МРОТ и отраслевых минимумов. При нарушении этого правила фирма обязана выплатить штраф в размере до 50 000 рублей.
Обращаясь к ТК РФ, заметим следующее: с 2002 года вступил в силу закон о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума. Однако обратим внимание на дополнение, которое гласит: повышение МРОТ должно быть установлено отдельным федеральным законом. Отметим, что он появился в 2017 году, а до его появления были лишь заявления о намерениях повышения федерального МРОТ до прожиточного минимума.
Что с 2022 года
Перейдем к изменениям, которые нас ждут в 2022 году.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.12.2022 № 473-ФЗ, меняющий порядок определения МРОТ. Теперь определяющий показатель для расчета МРОТ с 2022 года не прожиточный минимум, а медианная зарплата по стране.
Вычисляет значение медианы для корректировки МРОТ Росстат. В 2022 году МРОТ составляет 42% от вычисленной Росстатом величины – 12 792 руб.
При этом привязка МРОТ к различным видам пособий, социальных выплат и минимально допустимой зарплате сохранилась.
Заработная плата с 2022 года
При качественном выполнении своих трудовых обязанностей в течение месяца работник должен получить заработную плату не менее МРОТ. Есть 3 его значения:
- федеральный;
- региональный;
- отраслевой МРОТ.
На федеральном уровне (РФ) заработная плата сотруднику с января 2022 года должна быть не менее 12 792 рублей.
Если вы – работодатель, то у вас есть 2 способа, как повысить заработную плату сотруднику, следуя новому МРОТ с 01.01.2021:
- Руководитель может повысить оклад. Для этого необходимо издать новый приказ о повышении, изменить трудовые договоры и другие документы с указанием размера оклада.
- Менее трудоемкий способ – ввести доплату. Так, в локальных актах необходимо лишь установить размер этой доплаты, поскольку к минимальной оплате труда относится не оклад, а вся заработная плата суммарно – оклад и иные дополнительные выплаты.
Рекомендуем использовать второй метод, так как здесь достаточно единожды установить доплату до МРОТ в локальных актах.
Таким образом, когда сотрудник, учитывая суммарное рабочее время, проработал все дни своего графика за месяц, он получит сумму не менее МРОТ. Если же его заработная плата соответствует или больше установленного минимума оплаты труда, необходимости в доплате нет.
Районный коэффициент
Помимо основной заработной платы с учетом ТК РФ и МРОТ, существует районный коэффициент – прибавка к заработной плате сотрудника. Он рассчитывается, основываясь на климатических условиях и сфере деятельности (т. е. отрасли производства).
Так, например, сотрудники Крайнего Севера помимо основной заработной платы, которая тоже должна быть не менее МРОТ, получают дополнительную прибавку к зарплате – так называемые «северные».
При расчете зарплаты таким работникам надо применять МРОТ, увеличенный на положенную надбавку.
МРОТ с 2022 года по основным регионам России
Далее поговорим про региональный МРОТ, который могут установить субъекты РФ по региональным соглашениям. Он не должен быть менее федерального МРОТ согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ.
Ниже приведена таблица, с который рекомендуем ознакомиться. Поясним, что приведенные ниже данные основаны на проекте Минтруда о медианной зарплате, который превратился в Закон № 473-ФЗ. На конец 2022 года официальных данных об изменении региональных законов и соглашений о МРОТ не было.
Новый МРОТ в 2022 году и обновляемая Таблица по регионам
Власти постоянно устанавливают новый МРОТ в России.
Наверное, они думают, что новый МРОТ способен вернуть утрачиваемую лояльность граждан.
В любом случае, соотечественникам иногда нужно узнавать:
Какой новый МРОТ действует сейчас?
Здесь покажу бесплатный инструмент с обновляемой информацией о минимальном размере оплаты труда.
Чтобы легко использовать инструмент нужно различать 2 понятия:
- МРОТ – минимальный размер оплаты труда,
- МЗП – минимальная заработная плата.
В чем разница между ними?
Новый МРОТ с 1 января 2022 года составляет 12792 рублей.
МРОТ устанавливают на федеральном уровне.
Он действует на всей территории РФ.
Однако региональные власти могут устанавливать свой МРОТ, который действует на территории субъекта РФ.
Региональный МРОТ называют – минимальная заработная плата МЗП.
Минимальная заработная плата не может быть меньше МРОТ.
Иными словами, региональные власти могут устанавливать в регионе минимальный размер оплаты МЗП выше, чем федеральный МРОТ.
В субъектах РФ, где установлена МЗП, она заменяет федеральный МРОТ.
Некоторые губернаторы устанавливают МЗП, но не все.
Теперь переходим к инструменту, который покажет
как узнать новый МРОТ на текущую дату за 2 минуты онлайн?
Для этой цели используем систему КонсультантПлюс.
Кнопку с ссылкой на инструмент найдете внизу статьи.
Под заголовком инструмента будет указана дата актуальности информации.
На момент написания статьи
система показывала МРОТ с 1 октября 2022 года.
Специалисты КонсультантПлюс обновляют справочную информацию по мере изменения.
Поэтому в любой момент времени вы получите актуальные сведения по своему региону.
Прокрутите страницу системы до Таблицы МРОТ по регионам.
Таблица состоит из 3-х граф:
- субъект РФ,
- размер минимальной заработной платы в рублях,
- основание (акт, которым установлен МРОТ или МЗП).
Прокрутите таблицу до субъекта РФ, по которому хотите узнать новый МРОТ.
Во второй графе найдете сумму МРОТ или МЗП, которая действует в регионе.
В третьей графе указан документ, которым в регионе установлен новый МРОТ.
Для примера возьмем Москву.
Новый МРОТ в Москве.
Москвичи, как всегда, впереди России всей.
МРОТ в Москве составляет 20361,00 рублей. При этом федеральный МРОТ равен 12130,00 рублей.
Как видно на скриншоте, новый МРОТ в столице равен прожиточному минимуму трудоспособного населения Москвы.
Контрастно с Москвой выглядят Челябинская и Ярославская области:
- в Челябинской области действует федеральный МРОТ в размере 12130,00 рублей,
- Ярославская область установила МЗП, но в таком же размере как федеральный МРОТ.
Об установлении в Ярославской области минимальной заработной платы, вместо МРОТ, свидетельствует 3-я графа.
В частности, в ней указано Региональное соглашение о минимальной заработной плате на 2018 — 2022 годы от 29.12.2017.
Данное соглашение заменяет МРОТ на МЗП в области, но размер у них одинаков.
Для справки.
Уведомление о начале строительства объекта ИЖС или садового дома формируют за 3 минуты самостоятельно онлайн.
Таблица МРОТ по регионам
Информация таблицы взята из Справочной системы КонсультантПлюс.
МРОТ с 1 октября 2022 года.
Ссылка на информацию, содержащую новый МРОТ на текущую дату найдете под Таблицей.
Республика Адыгея (Адыгея)
Республика Бурятия
в объеме минимального размера оплаты труда:
1) для некоммерческих организаций;
2) для республиканских государственных учреждений и муниципальных учреждений;
Республика Крым
для государственных и муниципальных учреждений Республики — в размере МРОТ
Республика Хакасия
для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории края, с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате
Хабаровский край
в размере МРОТ:
1) для государственных и муниципальных учреждений области;
2) для некоммерческих организаций;
3) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов;
Воронежская область
в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, но не ниже МРОТ (12130)
Костромская область
12800 (при этом тарифная ставка рабочего (работника) 1 разряда, оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника не должна быть менее 9940 руб.)
Псковская область
1) для работников государственных учреждений области и государственных унитарных предприятий области;
2) работников муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципальных образований области;
3) работников, работающих на территории области в социально ориентированных некоммерческих организациях;
4) работников, работающих на территории области в организациях потребительской кооперации;
5) работников, работающих на территории области у субъектов малого предпринимательства;
для работников организаций внебюджетной сферы, индивидуальных предпринимателей — в размере не ниже 1,2 МРОТ
для работников, работающих на территории области, за исключением работников организаций, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов
для работников внебюджетной сферы
в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города
Чукотский автономный округ
Кликните, чтобы узнать какой МРОТ актуальный на сегодняшнюю дату.
Желаю достойной жизни с доходами 10-кратно превышающими любой МРОТ.
Если было полезно, поделитесь с другими в социальной сети.
Для сведения.
Земельный участок от администрации получают 2-мя способами:
- на аукционе,
- без торгов.
Готовый алгоритм действий в пошаговой инструкции по получению земельного участка.
Какой МРОТ действует в Амурской области в 2022 году
Бесплатная консультация юриста!
Минимальный размер оплаты труда – это один из важнейших показателей, определяющих уровень развития экономики страны. Если говорить в целом, то МРОТ является нижней планкой заработной платы неквалифицированного работника. Платить меньше минимального размера оплаты труда работодатель просто не имеет права, поскольку в ином случае он может быть привлечен к ответственности – административной, и даже уголовной.
Следует отметить, что в нашей стране есть два вида МРОТ:
Размер первого устанавливается правительством РФ. В частности, с января 2022 года на территории РФ установлен МРОТ в размере 9 489 рублей. Соответствующий закон (номер 421-ФЗ от 28 декабря 2012 года) ранее был подписан главой государства. При этом стоит напомнить, что до этого минимальный размер оплаты труда, установленный федеральными властями, составлял 7 800 рублей. Как видим, увеличение довольно существенное – более чем 1,5 тысячи. Аналогичным образом начали повышать МРОТ и многие регионы России, например, Амурская область. В данном регионе также было принято решение об увеличении минимального уровня оплаты труда.
МРОТ, установленный в Амурской области с 1 января 2022 года
Давайте рассмотрим, как именно повысили минимальную зарплату в этом регионе. Для начала следует напомнить, что с 1 июля 2017 года в регионе также вырос МРОТ – до 7 800 рублей. По сравнению с предыдущим значением, минимальный размер оплаты труда увеличился на 4 процента. Основой для этого стало решение правительства РФ о повышении прожиточного минимума.
Следует отметить, что для повышения регионального МРОТ одного лишь желания местных органов власти недостаточно. Чтобы принять соответствующее решение, нужно консолидированное соглашение. В частности, в Амурской области для этого была созвана трехсторонняя комиссия, а которую вошли представители от правительства, профсоюзы и крупнейшие работодатели. В итоге было утверждено соглашение, на основании которого размер МРОТ в регионе, начиная с 1 января 2022 года, увеличивался до 9 489 рублей. Как видим, данное значение аналогично федеральному. При этом представители областной власти отметили, что на повышение зарплат из регионального бюджета будет выделено более 1 миллиарда рублей. Впрочем, иного варианта здесь просто не было. Ведь законодательство запрещает ситуацию, когда региональный МРОТ меньше федерального. Поэтому данный шаг можно назвать вполне логичным.
Вместе с тем названная цифра – это базовое значение. Все дело в том, что в южных районах Амурской области действуют более высокие показатели МРОТ – 15 172 рубля.
Разница с базовым показателем здесь весьма существенна. Но это еще не все. В качестве примера давайте приведем данные по некоторым районам (в тысячах рублей):
• Зейский, Селемджинский, Тындинский – 20,850;
• Магдагачинский, Шимановский – 16,131;
• Сковородинский – 17,080.
В мае 2022 года МРОТ должен сравняться с прожиточным минимумом. В этой связи хотелось бы отметить еще один важный момент, также касающийся роста минимального размера оплаты труда. В мае 2022 года данный показатель должен сравняться с прожиточным минимумом. Об этом ранее публично заявил президент страны в ходе рабочей поездки в Тверскую область. Напомним, что ранее в Минтруда РФ планировали несколько иной график достижения паритета между МРОТ и прожиточным минимумом. В частности, ведомство готовилось с 1 мая 2022 года довести разницу между ними до 15 процентов. Ну а равными показатели МРОТ и прожиточного минимума должны были стать в 2022 году. Однако власти решили ускорить данный процесс. Соответственно, паритета можно ждать уже в мае 2022 года.
Между тем экономисты опасаются, что из-за повышения минимального размера оплаты труда многие предприниматели способны принять решение об уходе в тень. Некоторые просто не смогут потянуть повышение заработных плат, и вынужденно пойдут на нарушение закона. С другой стороны, для бюджета последствия от роста МРОТ будут незначительными. Зато такой шаг должен быть положительно воспринят работниками предприятий, на которых официально выплачивают только «минималку», тогда как оставшуюся часть зарплаты люди получают в конвертах.
С такими методами «оптимизации налогообложения» нужно бороться, причем самым решительным образом. Это прекрасно понимают и в правительстве РФ, и в соответствующих министерствах. Поэтому более быстрое уравнивание МРОТ и прожиточного минимума в целом принесет позитивный эффект. Если же говорить о конкретных цифрах, то с 1 мая размер РФ по стране в целом должен вырасти до 11 163 рублей. Такой же базовый показатель будет и у рассматривавшейся нами Амурской области, за исключением некоторых ее районов. При этом у регионов, как известно, есть право увеличивать данную цифру. Не стоит также забывать о надбавках и повышающих коэффициентах.
15.11.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости
15.11.2022 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) осенью 2022 года и с 1 января 2022 года – читайте НИЖЕ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2022 годы” прописана необходимость 2022 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2022-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2022 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.
— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru
Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2022 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2022-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.
Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.
Зарплаты учителей должны отличаться
На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.
Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.
Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2022 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года
КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2022 ГОДУ
Индексация зарплат с 1 октября 2022 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.
Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.
Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.
Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?
Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2022 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2022 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Новый МРОТ с 1 января 2022 года: размер, таблица по регионам
В СФ заявили, что размер МРОТ по новой методике расчета составит 13 394 рубля в 2022 году
Размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России по новой методике расчета на основе медианного дохода в 2022 году составит 13 394 рубля, сообщил первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
«Если говорить о тех прогнозных показателях, которые заложены в бюджетном процессе, то расчет МРОТ на 2022 год составит 12 792 рубля, прогноз в 2022 году — 13 394 рубля, в 2023 году — 14 176 рублей. Все прогнозы по МРОТ основываются на прогнозируемых темпах экономического развития», — сказал Рязанский.
МРОТ С 1 января 2022 года МРОТ будет увеличен во всех 85 регионах РФ.
Как изменится минимальный размер оплаты труда, смотрите в нашей таблице.
× МРОТ в России в 2022 году: изменения и свежие новости
Минимальная зарплата с 1 января участвует в расчете зарплаты, пособий и больничных. От размера МРОТ зависит расчет зарплаты. Нужно иметь ввиду, что есть федеральный МРОТ, который устанавливает Госдума федеральным законом, и региональный МРОТ.
Региональный МРОТ устанавливается регионом РФ, если она превышает федеральный, то в данном регионе работодатель должен применять региональный МРОТ. В местностях, где установлены районный коэффициенты, минимальная зарплата корректируется на эти коэффициенты.
После повышения МРОТ нужно проиндексировать зарплату работников, которая стала ниже минималки. Это государственная гарантия по оплате труда.
Федеральный МРОТ в России в 2022 году
Минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2022 года уже известен. МРОТ может вырасти на 4,7%. Об этом сообщила 31 марта вице-премьер РФ Татьяна Голикова. При этом член Правительства подчеркнула, что данные являются предварительными. Увеличение ставки будет зависеть от общей экономической ситуации. «Мы предусмотрели сейчас в бюджете на 2022−2023 годы увеличение минимального размера оплаты труда на, соответственно, 4,7% и 5,8%», — заявила Голикова.
МРОТ сейчас составляет 13 394 руб. При увеличении этого числа на 4,7%.
Итого новый МРОТ с 1 января 2022 года составит 13 394 руб.
При этом на руки работник получит на 13% меньше. Эти 13% — НДФЛ, который входит в минимальную зарплату.
Размер МРОТ по всем регионам РФ: таблица с 1 января 2022 года
Ниже представлена таблица по областям РФ с учетом федеральной минимальной заработной платы и последних новостей по регионам РФ. Еще раз подчеркнем, что данные предварительные. Но бизнес может ориентироваться на данную таблицу при планировании бюджета, так как мы опираемся на МРОТ, размер которого в виде проекта анонсировало Правительство РФ. Поэтому вы можете прямо сейчас узнать, какой МРОТ будет действовать в вашем субъекте РФ и сколько платить работникам с учетом нового закона. Расчет МРОТ представлен ниже.
Регион МРОТ в регионе в 2022 году
Документ Алтайский край 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2022 год
Амурская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ Архангельская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Астраханская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Белгородская область 13 394 руб. Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (По соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 13 394 руб.)
Брянская область для организаций бюджетного сектора экономики — 13 394 руб.; для организаций внебюджетного сектора экономики — 13 392 руб. Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области о минимальной заработной плате на территории Брянской области от 25.12.2020
Владимирская область 13 394 руб. Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы во Владимирской области от 30 июня 2016 г. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (По соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 13 394 руб.)
Волгоградская область 13 394 руб. Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 5 июля 2016 г. № С-272/15 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Вологодская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Воронежская область 13 394 руб. Соглашение объединений работодателей Воронежской области Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ В соглашении сказано, что зарплат не может быть меньше федерального МРОТ
Еврейская автономная область 13 394 руб. Соглашение о минимальной заработной плате в Еврейской автономной области размер минимальной заработной платы в Еврейской автономной области с учетом региональных особенностей, в том числе особых климатических условий, установлен в сумме 12000 руб. для всех работников
Забайкальский край 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Региональное соглашение правительства Забайкальского края, Федерации профсоюзов Забайкальского края, Объединения работодателей Забайкальского края от 17 октября 2012 г. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (По соглашению МРОТ для отдельных категорий установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 13 394 руб.)
Ивановская область 13 394 руб. Соглашение по регулированию социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (По соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 13 394 руб.)
Иркутская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января
Кабардино-Балкарская Республика 13 394 руб. 13 394 руб. для внебюджетной сферы Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2020
Калининградская область 13 394 руб. для коммерческих фирм 13 394 руб. — для бюджетников Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области
Калужская область 13 394 руб. Калужское областное Трехстороннее соглашение между Территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области В соглашении сказано, что зарплата должна быть не ниже федерального МРОТ.
Камчатский край 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Карачаево-Черкесская Республика 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Кемеровская область (Кузбасс) 22 140 руб. для внебюджетного сектора 14 760,2 руб. для бюджетников (коэффициенты районные включены) Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019-2022 гг от 17.01.2019
Кировская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Костромская область 13 394 руб. + коэффициенты и надбавки Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области В соглашении сказано, что зарплата должна быть не ниже федерального МРОТ.
Краснодарский край 13 394 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае с учетом решения Краснодарской краевой комиссии от 07 12 2022 № 6-2
Красноярский край 13 394 руб., увеличенный на районный коэффициент В регионе сумма разнится с учётом районного коэффициента. Поэтому в южных и центральных районах края МРОТ составляет 20 468 руб., а для жителей Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района — 33 260 руб. Постановление Конституционного суда № 38-П от 7 декабря 2017 года
Курганская область 13 394 руб., увеличенный на районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями Соглашение о размере минимальной заработной плате в Курганской области от 22 01 2022 № 1/20 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Курская область 13 394 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Курской области
Ленинградская область 13 394 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области от 24 12 2022
Липецкая область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ Магаданская область 13 394 руб., увеличенный на районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями Решение Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Москва 20 589 руб. Московское трехстороннее соглашение на между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на 2019-2022 гг Постановление Правительства Москвы от 15.12.2022 № 2207-ПП
Московская область 15 000 руб. Для бюджетников — 13 394 руб. Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области
Мурманская область 13 394 руб. + северные надбавки Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области отменено по решению Конституционного суда. Суд поставил, что в Мурманской области зарплата не может быть меньше федерального МРОТ с учетом всех северных надбавок
Ненецкий автономный округ 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Нижегородская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ Новгородская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ, Соглашение с трехстороннее от 02 11 2022
Новосибирская область 13 394 руб. x районный коэффициент Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области от 03 12 2019 № 5/2
Омская область 13 394 руб. для бюджетников 13 377 руб. для коммерческих Данная сумма корректируются на районный коэффициент Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области от 03 12 2022 № 70-рс Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Оренбургская область 13 394 руб. + коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ Орловская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Пензенская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Пермский край 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Приморский край 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Псковская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Адыгея 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Алтай 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Башкортостан 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Бурятия 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ Республика Дагестан 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Ингушетия 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Калмыкия 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Карелия 13 394 руб. x районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Коми 13 394 руб. + районный коэффициенты Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Крым 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Марий Эл 13 394 руб. Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2019-2022 годы Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Мордовия 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Саха (Якутия) 13 394 руб. + районный коэффициент + надбавки, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 кв Республиканское (региональное) соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)» от 30 04 2022
Республика Северная Осетия – Алания 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Республика Татарстан 13 394 руб. для бюджетников для 14 000 руб. коммерческих Соглашение о МРОТ республики Татарстан от 19 06 2019 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Тыва 13 394 руб. + районные коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Хакасия 13 394 руб. + районные коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г.№ 82-ФЗ
Ростовская область 13 394 руб. для бюджетников 15 350 руб. для коммерческих
Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской от 21.11.2019 № 13 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Рязанская область 13 394 руб. для бюджетников 13 200 руб. для коммерческих Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области от 21.12.2022 № 124-1
Самарская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Санкт-Петербург 19 000 руб. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 14 300 руб. (13 3941 руб. для бюджетников). Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге от 27.12.2019 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Саратовская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Сахалинская область 13 394 руб. + районные коэффициенты и надбавки Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Свердловская область 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Севастополь 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Смоленская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ставропольский край 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тамбовская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тверская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Томская область 13 394 руб. + районные коэффициенты и надбавки С надбавками минимальный размер оплаты труда в новом году в Томске составит 16 тысяч 630 рублей, а, например, в Стрежевом – 28 тысяч 142 рубля. 13 394 рубля. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в
Томской области Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тульская область 14 100 руб. для коммерческих 13 394 руб. для бюджетников Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ Региональное соглашение от 3 апреля 2019 г
Тюменская область 13 394 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера. Региональное соглашение от 15 11 2019 г Удмуртская Республика 13 394 руб. + районный коэффициент Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ульяновская область 13 394 руб. для бюджетников 14 800 руб. для коммерческих Дополнительное соглашение к Региональному соглашению между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 11.12.2022 № 107-дп
Хабаровский край 13 394 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра 13 394 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.12.2019 № 670-рп Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Челябинская область 13 394 руб. + районный коэффициент Региональное соглашения о величине минимальной заработной платы для внебюджетного сектора экономики Челябинской области
Чеченская Республика 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Чувашская Республика 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Чукотский автономный округ 13 394 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ямало-Ненецкий автономный округ 13 394 руб. + надбавки и коэффициенты, но не менее 17 511 руб. Региональное соглашение правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Некоммерческой организации от 27.12.2017
Ярославская область 13 394 руб. Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Какие регионы заявлены в таблице
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ; Татарстан, Крым, Башкортостан.
Налогообложение недвижимости, проданной за рубежом
За рубежом (Словения и Болгария) продана недвижимость, там же уплачены все необходимые налоги. Недвижимость в собственности пять лет. Нужно ли в России платить налог с дохода 13% от продажи этой недвижимости? Или нужно доплачивать разницу между уплатой суммы налога за рубежом и в России? Как отвечают на этот вопрос Соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией?
Согласно п. 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом в названном кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Соответственно, не исключается и имущество, находящееся за рубежом.
Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ для целей указанной главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход физических лиц – налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Нерезиденты Российской Федерации уплачивают налог с дохода в бюджет Российской Федерации, полученный от источников в Российской Федерации. Таким образом, нерезиденты не являются налогоплательщиками в Российской Федерации в части дохода, полученного за пределами Российской Федерации.
Понятие налогового резидента Российской Федерации прямо не связано с гражданством или видом на жительство, местом работы, местом нахождения имущества или ведения бизнеса и т.п., а определяется фактически проведенным на территории России количеством дней. В силу п. 2 ст. 207 НК РФ по общему правилу, т.е. если иное не предусмотрено НК РФ, налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому гражданин России, постоянно проживающий за рубежом (более 183 дней в течение указанного периода), не является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем на него не распространяется налоговый режим, установленный НК РФ в части налогов на доходы, полученные за рубежом, в том числе от продажи зарубежной недвижимости.
В отношении налоговых резидентов Российской Федерации при продаже недвижимости действуют особенности, установленные ст. 217.1 НК РФ, связанные с давностью владения. По общему правилу в случае владения недвижимым имуществом не менее пяти лет со дня его приобретения доход от его продажи освобождается от налогообложения (п. 2, 4 ст. 217.1 НК РФ). В особых случаях этот срок составляет три года (п. 3 ст. 217.1 НК РФ).
Налоговая ставка, применимая к продаже недвижимости в отношении налогового резидента Российской Федерации, установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При исчислении суммы налога по указанной ставке в качестве налоговой базы принимается денежное выражение суммы полученного дохода, вырученной от продажи недвижимости, подлежащего налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ), в том числе имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на строительство или приобретение иной (новой) жилой недвижимости в Российской Федерации, включая земельные участки для жилищного строительства, но не более 2 млн руб., или в размере дохода от продажи самой жилой недвижимости, но не более 1 млн руб.
Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Причем в данном случае вид и целевое назначение этого имущества не имеют значения.
Как следует из вышеприведенного положения, место нахождения приобретенного имущества для целей его применения значения также не имеет. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 20.09.2017 № 03-04-06/60671.
Исходя из положений пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами Российской Федерации, самостоятельно осуществляют исчисление, декларирование и уплату налога на такие доходы исходя из сумм таких доходов.
Порядок получения в Российской Федерации зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, для целей применения НДФЛ внутри страны установлен ст. 232 НК РФ.
В указанной норме предусмотрено, что в целях получения такого зачета налогоплательщику надлежит представить в налоговые органы России декларацию с отражением соответствующего дохода и приложить документы, подтверждающие получение в иностранном государстве этого дохода и уплату им там же налога, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства.
Между тем, следует иметь в виду, что согласно общему правилу, выраженному в п. 1 ст. 232 НК РФ, фактически уплаченные физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Таким образом, для выяснения такой возможности следует обращаться к соответствующим международным договорам при их наличии.
В ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 № 48-ФЗ, вступило в силу 8 декабря 1995 г.), определяющей метод устранения двойного налогообложения, устанавливается: «Если лицо с постоянным местопребываниям в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на доход или имущество, подлежащая уплате в этом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами».
Таким образом, указанным межправительственным соглашением допускается зачет, предусмотренный ст. 232 НК РФ, но на сумму не более, чем подлежащую уплате в соответствующем Государстве. Иными словами, если налог с дохода, уплаченный в Болгарии, меньше суммы налога, рассчитанного по ставке, действующей в России (13%), то в бюджет Российской Федерации причитается уплатить разницу; если такой налог, уплаченный в Болгарии больше, чем рассчитанный по российским правилам, то зачету подлежит сумма налога в пределах рассчитанного, разницы не возникает и, соответственно, необходимость в уплате каких-либо сумм налога в России отсутствует, к возврату на территории Болгарии также никаких сумм налогов не причитается.
Аналогичный метод устранения двойного налогообложения в отношении доходов, полученных в Словении резидентами России, изложен в ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения от 29.09.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 № 39-ФЗ, вступила в силу 20 апреля 1997 г.).
Вместе с тем при возникновении какой-либо разницы, причитающейся к уплате в бюджет Российской Федерации в связи с продажей недвижимости в указанных государствах по причине более низкого налогообложения полученного дохода на их территории, не следует игнорировать вышеуказанные нормы НК РФ, касающиеся как давности приобретения указанной иностранной недвижимости, так и затрат на ее приобретение, поскольку их действие кодексом не исключается в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.
Таким образом, исходя из контекста поставленного вопроса, поскольку за рубежом были уплачены все налоги с продажи недвижимости, то сумма налога в России с учетом зачета уплаченного за рубежом составит положительную разницу, причитающуюся к уплате, лишь в том случае, если сумма налога, рассчитанная и уплаченная по правилам иностранного государства, меньше, чем причиталось бы в России. Однако в таком случае следует исходить из того, что с момента приобретения недвижимости истек необходимый для освобождения от уплаты налога пятилетний срок владения. Если указанный срок не истек, следует воспользоваться возможностью учесть при определении налоговой базы фактически понесенные и документально подтвержденные затраты на ее приобретение.