Реадмиссия иностранного гражданина: этапы процедуры и основания

Прокурор разъясняет – Прокуратура Калужской области

Прокурор разъясняет

  • 23 августа 2013, 15:17

С 01. 05. 2012 вступил в силу Федеральный закон от 06. 12. 2011 №400 – ФЗ, предусматривающий особый порядок осуществления депортации иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Указанным Федеральным законом статья 31 Федерального закона от 25. 07. 2002 №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена положениями, согласно которым в случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в ФМС России, которая принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС России, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ России, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы.

При этом исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В связи с внесенными изменениями статьей 18. 8 КоАП РФ установлено дополнительное основание для привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии.

Самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС России, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

23 августа 2013, 15:17

О порядке депортации и реадмиссии иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы

С 01. 05. 2012 вступил в силу Федеральный закон от 06. 12. 2011 №400 – ФЗ, предусматривающий особый порядок осуществления депортации иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Указанным Федеральным законом статья 31 Федерального закона от 25. 07. 2002 №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена положениями, согласно которым в случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в ФМС России, которая принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС России, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ России, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы.

При этом исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В связи с внесенными изменениями статьей 18. 8 КоАП РФ установлено дополнительное основание для привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии.

Самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС России, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15

Реадмиссия: понятие, особенности и виды

Нередко возникают ситуации, когда человек уезжает в другую страну, но из-за определенных обстоятельств ему необходимо вернуться обратно. Данная проблема относится к миграционной политике государств и имеет название «реадмиссия». Процедура направлена на защиту своих граждан, благодаря ей человеку обеспечена сохранность прав и законных интересов. Чтобы подробнее узнать о процессе реадмиссии, рекомендуется изучить ее виды, причины, а также рассмотреть список стран, подписавших соглашение о процедуре.

Что означает реадмиссия в миграционном законодательстве

Проблемы, возникающие из-за массовой миграции граждан в различные страны, связаны с уровнем развития государств. Невозможность заработать достойную сумму на жизнь подвигает людей уехать в более благополучную страну, чтобы там заниматься трудовой деятельностью. С регулировкой нелегальных миграционных потоков хорошо справляется такое понятие как «реадмиссия». Оно подразумевает процедуру приема государством своих граждан, а также иностранцев, которые ранее проживали на территории или временно на ней находились.

Пример такого процесса выглядит так: приезжает нелегальный мигрант, который не имеет соответствующих документов для законного нахождения в стране. После того, как факт его пребывания на территории чужого государства вскрывается, человека высылают обратно в то государство, где он проживал ранее. Миграционное законодательство гарантирует сохранность прав и интересов нелегальных приезжих.

Читайте также:
Средняя зарплата Ленинградской области в 2022-2022 годах

Реадмиссия – принудительное возвращение

Договор государства могут заключить с иными территориями, а потом, согласно ему, принимать обратно как граждан, так и иностранных подданных, проживавших здесь ранее. Реадмиссия может рассматриваться как принудительное возвращение человека на родину, этому предшествует список причин. Сам процесс регулируется специальным положением в законодательстве, этот акт должны обоюдно соблюдать обе стороны подписанного договора.

Принудительно вернуть гражданина на родину может любое государство, участвующее в подписании акта. При этом принудительное выдворение не требует согласия человека, а является административным наказанием за нарушение закона. В таком случае мигрант отправляется в то государство, в котором он проживал ранее, независимо от того, имеет ли он гражданство в указанной стране.

Виды принудительного возвращения в страну проживания

Реадмиссия означает возвращение, она подразделяется на виды:

  • Административное выдворение. Данный процесс является наказанием для мигрантов, которые нарушили закон в период своего пребывания на территории другой страны. Это своеобразная мера административной ответственности за правонарушение. В России данное положение регулируется Кодексом об Административных правонарушениях, процедура заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц за пределы государственной границы. Также может осуществляться добровольное выдворение, но его реализация происходит только под контролем соответствующих органов. Решение о выдворении могут принимать органы пограничного контроля, а также суд.
  • Депортация. Под определением данного понятия подразумевают принудительную высылку иностранного гражданина с территории государства за нарушение или прекращение законных оснований его пребывания в этой стране. Решение о депортации принимается территориальным органом миграционной службы.

Реадмиссия иностранного гражданина схожа с указанными выше понятиями, но имеет отличия. У процедуры существует ряд оснований, которые являются определяющими при оглашении решения.

Причины реадмиссии, отличие от депортации

Существует несколько отличий реадмиссии от депортации, они заключаются в следующем:

  • во время депортации мигрант отправляется в ту страну, гражданином которой он является, а во время процедуры он будет отправлен в то государство, в котором проживал ранее, до переезда на указанную территорию;
  • реадмиссия осуществляется только по соглашению международного образца, тогда как депортация не требует предварительных договоров;
  • депортация может быть оспорена в суде, тогда как реадмиссия является окончательным решением вышестоящих органов и не подлежит обжалованию.

Основными причинами данной процедуры являются незаконный въезд на территорию другой страны, махинации с документами, их подделка, а также незаконное трудоустройство.

Соглашение о реадмиссии: в чем суть

Рассматривая положение соглашения о реадмиссии, стоит отметить, что суть данной процедуры заключается в передаче запрашивающим государством и принятии запрашиваемым государством лиц, чье проживание и пребывание на чужой территории было признано незаконным. Разница между депортацией или административным выдворением в обоюдном участии в процессе двух государств. Например, в России было подписано Соглашение с Европейским Сообществом от 25 мая 2006 года, которое включает основные условия и положения:

  • финансовое обеспечение мигрантов;
  • условия их транзита;
  • правила, по которым можно законно въехать на территорию;
  • способы защиты личных данных;
  • условия определения гражданства.

В Российской Федерации, согласно закону, всем лицам, которые попадают под процесс, обеспечивается сохранность прав и защита интересов, представляемых другим принимаемым государством.

Процесс реадмиссии: действия мигрантов

Все иностранные лица проходят строгий учет, данные каждого человека фиксируются. В процессе реадмиссии из России мигранты заполняют анкеты, указывая личную информацию, а также фотографируются. Весь материал заносится в базу данных, на момент ожидания иностранцам нужно находиться в специальном учреждении.

Если иностранное лицо проявляет агрессию или существует угроза его побега, то мигранта заключают под стражу на время оформления документов и разрешений на выезд с территории РФ. При необходимости субъектам иностранных государств предоставляют услуги медицины, адвоката, а при надобности могут отправить в консульство или посольство той территории, где субъект проживал ранее. До 2016 года процедурой занималась ФМС России, после указанного периода полномочия были переданы органам МВД.

Механизм задержания и передачи иностранных граждан

Поиском лиц занимается подразделение МВД. Во время задержания нелегальных мигрантов их доставляют в учреждение и постанавливают на учет. При этом обязательно происходит фотографирование и процедура дактилоскопии. Помещать мигрантов в специальные учреждения разрешается лишь в том случае, если существует угроза побега иностранного лица с места его проживания, а также при отсутствии документов, удостоверяющих личность.

Механизм передачи мигранта подразумевает перемещение иностранного лица за пределы государственной границы той местности, где он пребывал. Сама передача осуществляется территориальным органом в сфере миграции, с предварительной договоренностью о месте выезда и принятия мигранта другим государством.

Отмена или отсрочка реадмиссии: основания

Процедуру можно отсрочить или отменить. Для отсрочки необходимы следующие условия:

  • мигрант имеет тяжелое заболевание и не является транспортабельным;
  • иностранное лицо осуществляет уход за тяжелобольным родственником на территории страны;
  • мигрант подает документы о предоставлении убежища;
  • проводятся следственные мероприятия по отношению к иностранному лицу;
  • страна назначения переживает природные или другие бедствия, например, землетрясение или эпидемии опасных заболеваний.

Отменить процесс также возможно, но это происходит в редких случаях. Например, когда осуществляется розыск нелегалов, в итоге оказывается, что мигрант умер или пропал без вести. Если же нелегальное лицо предоставляет документы о статусе беженца или решает вопросы своего нахождения на территории государства, реадмиссия также может быть отменена.

Страны, с которыми у России имеются соглашения о реадмиссии

Главное отличие от других видов выдворения из страны – двухстороннее заключение договора. На данный момент Россия подписала соглашение со следующими государствами:

  • Швейцария;
  • Украина;
  • Киргизия;
  • Узбекистан;
  • Дания;
  • Литва;
  • Армения;
  • Турция;
  • Норвегия;
  • Вьетнам;
  • Исландия.
Читайте также:
Самые депрессивные города России: рейтинг 2022-2022 года

Большое значение при составлении договора имеет месторасположение стран, так как многие государства являются основными «поставщиками» нелегальных мигрантов. Благодаря такому соседству количество иностранных лиц постепенно увеличивается, а регулировкой административных нарушений как раз занимается данное соглашение.

Страны, отказавшиеся от подписания соглашений о реадмиссии

Отдельно можно выделить перечень стран без соглашения о реадмиссии. Такие государства не видят ничего плохого в пребывании на своей территории нелегальных иностранных лиц и наоборот, способствуют притоку мигрантов. Посольства таких стран отказываются принимать обратно своих граждан, тем самым способствуя созданию диаспор за рубежом.

Ярким представителем страны, отказавшейся от реадмиссии, является Китай. Государство приняло сознательный отказ по простым причинам: государство стремится к увеличению количества своих граждан за пределами страны. Это объясняется серьезными внутренними проблемами демографического характера, когда на территории наблюдается перенаселение.

Зная, что такое реадмиссия иностранного гражданина, можно сделать вывод о том, что данная процедура является необходимой для многих стран. Она помогает защитить интересы своих граждан и не допустить их депортации в конкретных случаях. Реадмиссия проводится по обоюдному соглашению двух стран и в определенных ситуациях может быть отсрочена или отменена.

Что такое реадмиссия иностранного гражданина?

Низкий уровень жизни в государстве и нехватка рабочих мест толкает граждан на миграцию в поисках лучших условий. Официальное получение вида на жительства или разрешений на работу может быть проблемой, и подобные документы оформляют не все гости. Для принимающей страны нелегальная миграция становится большой проблемой. Реадмиссия — это один из эффективных вариантов борьбы с подобными нарушителями.

Что такое реадмиссия?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Реадмиссия — процедура возвращения человека, который подлежит депортации из страны пребывания, в государство его последнего местонахождения. Попадают под процесс не только те люди, которые являются полноценными гражданами страны. Достаточно факта проживания в государстве, которое должно принять депортируемого.

Реадмиссия является обоюдным процессом и предусматривает соглашение, которое заключается между двумя государствами. В обязательном порядке прописываются все организационные моменты, касающиеся перемещения мигранта и обязательства стран. Российская Федерация заключила подобные соглашения более чем с 30 государствами. В список входят как страны ближайшего зарубежья, так и представители Евросоюза.

Депортация и реадмиссия несколько различаются. В первом случае человек отправляется в страну по месту гражданства. Во втором — нелегальный мигрант или нарушитель законодательства отправляется на территорию государства, из которого он приехал, даже если не обладает гражданством этой страны.

Виды реадмиссии

По данным преамбуле Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранные граждане могут вернуться в страну постоянного (последнего) проживания или гражданства двумя путями:

  • добровольно;
  • принудительно.

Добровольное возвращение мигранта возможно в том случае, если он покидает территорию России в то время, пока не нарушены допустимые сроки его пребывания в стране. Дальнейший взъезд запрещается в том случае, если иностранные гости нарушали законодательство РФ.

Во время принудительного выдворения иностранцы покидают Россию даже в том случае, если не хотят этого. Существует несколько понятий, относящихся к принудительному изгнанию зарубежных граждан:

  • реадмиссия;
  • депортация;
  • административное выдворение.

В отличии от реадмиссии и депортации, административное выдворение является мерой административного наказания. Из страны высылаются только нарушители законодательства. Мигрант отправляется в государство, в котором постоянно проживал или гражданство которого имеет.

Как проходит процесс реадмиссии?

Процедура принудительного выдворения иностранных граждан состоит из нескольких этапов. В отличие от депортации, реадмиссия позволяет не дожидаться ответа от принимающей страны. Это экономит время и материальные средства: нелегал не так долго находится на территории, которую ему предстоит покинуть.

Процедура реадмиссии включает в себя определенные обязательства. Отправляющая сторона обязана подать письменное ходатайство о выдворении человека и предоставить неопровержимые доказательства нарушений миграционного режима. Обосновать придется и данные о том, из какого государства прибыл незаконный мигрант.

Порядок реадмиссии зависит от того, где находится иностранный гражданин. Если он был пойман в области приграничной территории, выдворение будет осуществлено по ускоренной схеме, которая принята правилами пограничной службы ФСБ Российской Федерации. В других случаях передачу нарушителя проводят органы ФМС.

Читайте также:
Зарплата в Ашане в Москве и других городах России в 2022 году

Причины

Согласно законам Российской Федерации, причинами для реадмиссии может послужить одно из следующих оснований:

  • незаконная трудовая деятельность;
  • нелегальный въезд в страну;
  • использование поддельных документов;
  • нахождение в государстве после окончания действия визы.

Любая из этих причин — достаточный повод для задержания человека и запуска процедуры его передачи другому государству.

Окончательное решение о необходимости проведения реадмиссии принимает руководитель ФМС или его заместитель (согласно Закону о правовом положении, ст. 23.2 (1). При задержании иностранного гражданина в пределах пограничной области, решение выносит должностное лицо ФСБ Российской федерации.

Механизм задержания и передачи иностранных граждан

Документы на проблемного гражданина поступают на рассмотрение в ГУВМ МВД Российской Федерации. При наличии достаточных оснований на выдворение необходимо установить местонахождения нарушителя. При задержании человек отправляется в специализированный центр для временного расположения иностранцев.

Сразу после задержания незаконный мигрант проходит процедуры фотографирования и дактилоскопической регистрации. В дальнейшем информация о нем отправляется в центральный банк данных. При необходимости предоставляются услуги адвоката, встреча с консулом, дипломатический представитель или медицинская помощь.

Если гражданин не желает покидать страну или органы правопорядка предполагают, что нелегал может скрыться, размещение в специализированном учреждении является обязательной мерой, позволяющей осуществлять контроль. При этом запрещаются подобные действия в адрес уязвимых групп:

  • родителей-одиночек;
  • семей;
  • недееспособных людей;
  • жертв торговли людьми;
  • несовершеннолетних.

Лицам, попадающим под эти категории, обеспечиваются необходимые для временного проживания условия. Место и время передачи иностранного гражданина оговаривается в соглашении о реадмиссии. Осуществить передачу должен территориальный миграционный орган.

По действующему законодательству не существует критериев, по которым иностранец должен помещаться в специальное учреждение. Решается вопрос в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. Чаще всего размещение продолжается около 48 часов.

Заключение соглашения

Реадмиссия возможна только в том случае, если между государствами было заключено соглашение, которое уже вступило в законную силу. Договор включает в себя:

  • финансовое обеспечение процесса;
  • перечень лиц, которые подлежат реадмиссии;
  • защиту персональных данных иностранного гражданина;
  • доказательную базу необходимости выдворения;
  • условия транзита нарушителя;
  • временные рамки.

В соглашении четко прописываются все нюансы, касающиеся процедуры. Наполнение зависит от договоренностей. Регламенты между разными странами могут различаться.

Условия избежания реадмиссии

Окончательное решение о необходимости реадмиссии по отношению к конкретному гражданину принимают ФМС. В большинстве случаев оно не подлежит обжалованию. При веских основаниях, которые можно подтвердить документально, возможна отсрочка или полная отмена процесса.

Отмена

Реадмиссия иностранного гражданина может быть отменена в следующих случаях:

  • при добровольной отъезде из страны;
  • по причине смерти;
  • при одобрении временного убежища;
  • в случае статуса беженца;
  • при пропаже без вести.

Отсрочки

Временная отсрочка реадмиссии возможна при веских основаниях, подтвержденных документально. Поводами для приостановления процесса могут стать:

  1. Активное участие лица в судебном процессе или следственных действиях.
  2. Тяжелые болезни, при которых выдворение представляет угрозу для здоровья или жизни.
  3. Вовремя поданное ходатайство на предоставление убежища или для получения статуса беженца.
  4. Опасные условия в стране, куда должно вернуться лицо.
  5. Наличие болеющего или погибшего близкого родственника, который был зарегистрирован на территории страны.

Когда основания для отсрочки перестанут действовать, процедура возобновляется.

Заключение

Некоторые страны, пытающиеся повысить численность своих представителей в других странах, могут осознанно отказать в реадмиссии. Посольства отказываются выдавать гражданам своего государства паспорта или свидетельство на возвращение. В таком случае решением дальнейшей судьбы мигранта занимаются органы власти.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Охрана правопорядка

08.09.2016г.

Участие прокурора при рассмотрении административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение

Вопросы реадмиссии регулируются Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», главой 28 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с действующим законодательством депортация – это принудительное и контролируемое перемещение или самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в случае совершения ими административного правонарушения или отсутствия законных оснований пребывания на территории Российской Федерации. Реадмиссия – это передача запрашивающим государством запрашиваемому государству иностранных граждан или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Депортация и реадмиссия осуществляются Российской Федерацией в отношении иностранных граждан государств, с которыми заключены международные договоры о правовой помощи.Например, такое соглашение о реадмиссии заключено 25.05.2006 в г. Сочи между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

Передача или прием иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений .

Читайте также:
Работа и вакансии вахтой на севере для женщин в 2022 году

Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность. (ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 32.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службе России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Порядок производства по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении установлен главой 28 КАС РФ.

Представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, подается Административное исковое заявление рассматривается и разрешается судом в сокращенный 5-дневный срок.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец и гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории.

Реадмиссия: что это, когда и к кому применяется

Миграционная ситуация остается напряженной по всему миру. Нелегальные мигранты готовы тратить десятки тысяч долларов и рисковать жизнью, лишь бы добраться до более благополучных стран. Государства, наоборот, ищут все более эффективные инструменты борьбы с нелегальной миграцией и нелегалами. Одним из таких инструментов является реадмиссия. Сегодня мы подробно разберемся, что собой представляет этот миграционный инструмент, в отношении кого и в каком порядке он применяется, и ответим на множество других вопросов.

  1. Общая информация
  2. Отличия реадмиссии от депортации и выдворения
  3. Причины и основания применения реадмиссии
  4. В какие страны допустимо принудительное возвращение
  5. Межгосударственные соглашения о реадмиссиии
  6. Страны, с которыми подписаны соглашения
  7. Почему страны не хотят подписывать договоры о реадмиссии
  8. Процедура реадмиссии
  9. Особенности реадмиссии детей
  10. Отсрочка или прекращение процедуры
  11. Заключение

Общая информация

Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.

Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов. В этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.

Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны. Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда, которая обязана, в свою очередь, его принять.

При применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.

Параллельно понятие, процесс и содержание реадмиссии урегулированы и внутренним законодательством. Этому, в частности, посвящена глава 5.1 Федерального закона от 25.07.2002 ФЗ №-115 «О правовом положении иностранцев в РФ» (далее – ФЗ № 115). В ней, в частности, подробно описана процедура высылки, применяемые в ее рамках другие процедуры, возможности приостановления и прекращения и другие особенности. Но о них позже.

Важно понимать, что с правовой точки зрения реадмиссия не является мерой ответственности за нелегальное пребывание на территории страны. Это качественно отличает ее от депортации или, например, выдворения.

Читайте также:
Зарплата чиновников в России в 2022 году

Отличия реадмиссии от депортации и выдворения

На первый взгляд, административное выдворение, депортация и реадмиссия представляются понятиями одного порядка. Но это не так, и вот почему:

  1. Выдворение – мера административной ответственности, назначается, как правило, судом, может быть обжалована и предполагает запрет на дальнейший въезд. Реадмиссия же проводится во внесудебном порядке и не предполагает обжалования.
  2. Депортация применяется в отношении лиц, которые имели, но утратили законные основания для пребывания на территории страны. Реадмиссия же предполагает, что у иностранного гражданина изначально не было оснований для законного пребывания.
  3. Депортация и выдворение – категории исключительной компетенции национального законодательства, в отличие от реадмиссии, решение по которой принимается на межгосударственном уровне.
  4. Еще одно отличие депортации от реадмиссии заключается в принимающей стороне. В первой процедуре высылка осуществляется в страну гражданства. Реадмиссовать же, как правило, можно лишь туда, откуда лицо приехало, хотя возможны и исключения.

Причины и основания применения реадмиссии

Внедрение реадмиссии и ее распространение как инструмента межгосударственной миграционной политики обусловлено рядом причин:

  • изначальной предпосылкой возникновения такого института стало стремление государств к организации процесса выявления и принудительного возвращения нелегалов в страны их постоянного проживания таким способом, чтобы обеспечить соблюдение основополагающих прав человека. Межгосударственное регулирование – гарантия их соблюдения;
  • позже, по мере ухудшения ситуации с миграцией в мире, она стала инструментом реализации национального миграционного законодательства и непосредственно защиты границ цивилизованных стран. Наиболее активное распространение она получила среди европейских стран, которые в настоящее время больше всех страдают от нелегальной миграции;
  • параллельно реадмиссию можно рассматривать как инструмент принуждения государства к более жесткому контролю своих границ. Например, соглашение об упрощенном порядке транзита в Калининградскую область было достигнуто между Литвой и Россией только после заключения соглашения о реадмиссии.

Что касается оснований применения этого инструмента, то они обычно оговариваются условиями двустороннего или международного договора. Формулировки в разных документах могут отличаться, но суть обычно одна и та же: реадмиссии подлежат лица, которые не соответствуют или перестали соответствовать правилам въезда из страны, условиям временного пребывания или проживания, установленным законодательством страны их въезда/пребывания/проживания.

В какие страны допустимо принудительное возвращение

Международное законодательство позволяет принудительно возвращать мигрантов лишь в те страны, с которыми высылающая сторона имеет соответствующее соглашение. Без него процесс реадмиссии невозможен даже теоретически, при этом считается, что реадмиссовать мигранта можно лишь в ту страну, из которой он приехал в Россию. И это правильно лишь отчасти. Дело в том, что возможность возвращения иностранца в ту или иную страну оговаривается содержанием межгосударственного договора.

Анализ подписанных РФ соглашений позволяет нам сделать вывод, что принудительное возвращение из РФ осуществляется в страну:

  • из которой иностранец въехал в Россию, имея при этом на момент въезда действительную визу этого государства;
  • из которой иностранец въехал в Россию незаконно, независимо от наличия у него разрешительных документов на пребывание/проживание в этой стране на момент въезда;
  • в которой иностранец имеет вид на жительство или иной разрешительный документ для постоянного проживания или же гражданство, даже если он попал в Россию не из этой страны.

Таким образом, страна, из которой мигрант прибыл незаконно, – лишь один из вариантов, куда российские пограничные службы могут вернуть иностранца. Конечный выбор страны-адресата остается за ними и зависит от конкретной ситуации. При этом наличие документальных доказательств возможности высылки в конкретную страну является обязательным. Но и существование межгосударственного соглашения с конкретным государством остается при этом главным условием реадмиссии.

Межгосударственные соглашения о реадмиссиии

Межгосударственные соглашения о реадмиссии, подписанные Россией, являются единственным основанием, по которому допустимо принудительное возвращение иностранца в этом порядке. Параллельно они являются единственным источником межгосударственного правового регулирования взаимоотношений в этой сфере.

Такими соглашениями устанавливаются:

  • взаимные обязательства стран друг перед другом в рамках реадмиссии;
  • порядок предоставления доказательств наличия основания для принудительного возвращения, в частности порядок представления документов;
  • порядок и сроки подачи соответствующих ходатайств, сроки предоставления решения по ним, в том числе по упрощенной процедуре;
  • порядок отклонения ходатайств;
  • условия передачи и виды транспорта, порядок и процедура транзита, порядок несения расходов по реадмиссии, порядок разрешения межгосударственных споров и так далее.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан. И именно они могут устанавливать те или иные особенности.

Страны, с которыми подписаны соглашения

Перечень стран, с которыми Российская Федерация заключила соответствующие дву- или многосторонние соглашения о реадмиссии, представлен в таблице ниже.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Армавир в 2022-2022 году: отзывы переехавших, цены на продукты и недвижимость, зарплаты, климат

Обращаем внимание, что каждое из указанных соглашений имеет свои особенности. Например, Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС предполагает, что соответствующие исполнительные протоколы принимаются РФ не с самим Союзом, а с каждой страной Евросоюза отдельно. Такие протоколы в частности подписаны между Россией и Швецией, Нидерландами, Мальтой, Австрией, Финляндией, Словацкой Республикой, Францией, Бельгией, Польшей и другими странами.

Есть и другие яркие примеры. В частности, международный договор о реадмиссии между Казахстаном и Россией, согласно которому страны соглашаются на взаимный принудительный возврат не только лиц, которые въехали на территорию стран-подписантов незаконно либо имеют в них право на проживание/пребывание, но и граждан этих стран. Например, если гражданин Казахстана приехал в Россию для натурализации из страны, с которой у РФ нет соглашения, и основания для его пребывания были аннулированы, РФ может запросить его возврат в Казахстан.

В некоторых случаях возможность реализации соглашения определяется отношениями между странами. Например, новый договор между РФ и Украиной действует с 2022 года, однако в силу сложившейся в регионе обстановки и отношений между государствами выполнение достигнутых соглашений крайне затруднительно.

Почему страны не хотят подписывать договоры о реадмиссии

Подписание реадмиссионных соглашений – приоритет лишь для развитых стран, которые стремятся ликвидировать или хотя бы минимизировать нелегальные миграционные потоки. Другие же страны, наоборот, стремятся избежать такого подписания, как правило, это страны исхода нелегалов. Например, несмотря на длительные переговоры, на момент подготовки публикации до сих пор не подписан договор с Таджикистаном. Связано это с массовостью миграционных потоков между странами, ведь большинство депортированных из РФ – таджики.

Второй важный момент – транзит. Страны, через которые пролегают крупные миграционные потоки на пути в более благополучные государства, отказываются принимать таких мигрантов на свою территорию. Впрочем, отказ их принимать может быть предусмотрен и соглашением.

Процедура реадмиссии

Как уже сказано, конкретный порядок осуществления процедуры реадмиссии иностранного гражданина и лица без гражданства с территории РФ регулируется не только международными договорами, но и внутренним законодательством.

Так, в соответствии со ст. 32.2 ФЗ № 115 процедура включает следующие этапы и действия:

  1. Выявление лица, подлежащего реадмиссии. Такими полномочиями наделено лишь ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и его территориальные органы на местах.
  2. Принятие решения по принудительному возвращению иностранца. В соответствии с приказом от 17.02. 2022 МВД № 75, такое решение принимает лишь министр МВД, его заместители, начальник ГУВМ МВД и его заместители, министр МВД субъекта Федерации и его заместители, а также начальник УВМ УМВД в субъекте и его заместители.
  3. Подача в иностранное государство ходатайства о реадмиссии, получение ответа по нему.
  4. При необходимости – помещение иностранного гражданина в специализированное учреждение, где он может находиться без решения суда лишь на протяжении 8 часов, если больше – только по решению суда.
  5. Согласование вопроса передачи иностранца с пограничными органами.
  6. При необходимости – согласование транзита иммигранта через территорию третьей страны.
  7. Непосредственно передача через границу в место назначения и прием лица пограничниками второй стороны.

Законодательство позволяет как обычную, так и ускоренную процедуру возвращения, но она должна быть предусмотрена международным договором. Это позволяет сократить сроки рассмотрения ходатайства, как правило, с обычных 30 суток до 2. Согласно п. 1.1 ст. 32.2 ФЗ № 115, ускоренная процедура применяется в случаях, когда человек задержан пограничниками в приграничной территории.

Особенности реадмиссии детей

Российское законодательство в отношении несовершеннолетних и ряд международных правовых актов (в частности, Конвенция о правах ребенка) определяют некоторые особенности процедуры принудительного возвращения в отношении детей:

  • процедура реадмиссии для несовершеннолетних не может предусматривать их содержание в специализированном учреждении без сопровождения – их можно поместить туда лишь с законными представителями;
  • передавать ребенка без сопровождения в другую страну можно лишь его родителям или иным законным представителям;
  • при принятии решений учитывается правовое положение несовершеннолетних мигрантов, часто не позволяющее реадмиссовать их. А если нельзя вернуть ребенка, высылка его родителей также недопустима – высылать необходимо лишь всю семью вместе.

Отсрочка или прекращение процедуры

В соответствии со ст. 32.4 ФЗ № 115, процедура реадмиссии может быть отсрочена, если:

  • подлежащий высылке мигрант имеет заболевание, которое в случае высылки повлечет угрозу для жизни и здоровья окружающих;
  • у подлежащего высылке мигранта имеется в РФ тяжело болеющий близкий родственник, в том числе в случае его смерти;
  • мигрант подал ходатайство о предоставлении статуса беженца;
  • мигрант участвует в досудебном следствии или судебном процессе или осужден к лишению свободы;
  • возникла чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие или иные обстоятельства непреодолимой силы.

В свою очередь, прекращение процедуры возможно лишь в случае смерти мигранта, признания его умершим или пропавшим без вести, предоставления ему гуманитарного статуса или же его добровольного выезда.

Заключение

Реадмиссия – процедура принудительного возвращения иностранца в страну его пребывания/проживания/нелегального въезда в случае, если основания для его нахождения в России не действуют. Процедура применяется лишь на основании заключенных Россией международных соглашений, которыми и регулируются правила ее применения.

Читайте также:
Как получить гражданство РФ гражданину Грузии в 2022 году

На сегодня у РФ действует 13 таких соглашений. Решение о реадмиссии принимается миграционными органами, а его реализация – при участии Пограничной службы РФ. В исключительных случаях эта процедура может быть приостановлена по ходатайству иностранца.

Что такое реадмиссия иностранного гражданина

  1. Что такое реадмиссия
  2. Особенности терминологии
  3. Причины отказа в подписании договора
  4. Кого не имеют права депортировать
  5. Особенности данного соглашения
  6. Общая информация
  7. Отличия реадмиссии от депортации и выдворения
  8. Ограничительные меры

Что такое реадмиссия

Реадмиссия — процедура возвращения человека, который подлежит депортации из страны пребывания, в государство его последнего местонахождения. Попадают под процесс не только те люди, которые являются полноценными гражданами страны. Достаточно факта проживания в государстве, которое должно принять депортируемого.

Реадмиссия является обоюдным процессом и предусматривает соглашение, которое заключается между двумя государствами. В обязательном порядке прописываются все организационные моменты, касающиеся перемещения мигранта и обязательства стран. Российская Федерация заключила подобные соглашения более чем с 30 государствами. В список входят как страны ближайшего зарубежья, так и представители Евросоюза.

Депортация и реадмиссия несколько различаются. В первом случае человек отправляется в страну по месту гражданства. Во втором — нелегальный мигрант или нарушитель законодательства отправляется на территорию государства, из которого он приехал, даже если не обладает гражданством этой страны.

Особенности терминологии

Что такое реадмиссия становится понятно после перевода термина с английского, который означает прием обратно (назад). Существует в мире еще такое близкое по смыслу понятие, как депортация. Эти два явления имеют отличия в порядке осуществления действий. Нарушители миграционных законов должны знать, что такое реадмиссия, а что называют депортацией. Последнее понятие подразумевает, что людей высылают в страны, в которых они имеют гражданство. Когда гражданина выдворяют из страны согласно процедуре реадмиссии, такое условие может не соблюдаться. Вне зависимости, где их родина, они будут отправлены туда, откуда прибыли. К примеру, узбеки въехали в Россию через Армению, значит, их должен принять Ереван, при условии, что имеется на этот случай договоренность.

Причины отказа в подписании договора

Но нередко у страны, пытающейся выслать нарушивших правила миграции иностранных граждан по условиям реадмиссии, возникают проблемы. Многие правительства целенаправленно не подписывают подобный договор, чтобы искусственно увеличить размеры своей диаспоры на территории другого государства. Такие государства могут отказать в прошении своего гражданина (или иностранного подданного, являющегося транзитным мигрантом) о выдаче временного паспорта или свидетельства на возвращение. Без этих документов нарушители миграционного режима не могут вернуться на родину, и поэтому возникает некий юридический коллапс.

Но как бы там ни было, большинство развитых стран положительно относятся к подобной практике в гражданском процессе, особенно это касается стран ЕС. Соблюдение соглашения о реадмиссии является одним из основных требований для стран Европейского Союза.

Кого не имеют права депортировать

Если у иностранца есть уважительная причина для того, чтобы остаться в РФ, решение о его депортации может быть отменено. В числе веских обстоятельств, позволяющих остаться в стране, можно отметить следующие:

  • наличие у иностранца в России родственников;
  • прохождение иностранцем лечения в РФ, которое нельзя отложить или прервать;
  • наличие супруга и/или детей с российским гражданством, особенно это касается случаев, когда имеются несовершеннолетние дети, иные иждивенцы;
  • наличие патента на осуществление трудовой деятельности и вида на жительство;
  • получение образования на территории РФ.

Если вы думаете над тем, как выехать без депортации из России, и у вас есть хотя бы одна из перечисленных причин для того, чтобы избежать выселения, нужно обратиться в суд с просьбой отменить предписание на депортацию. Сделать это можно в течение 3 месяцев после того, как вы узнали о необходимости выезда из страны и в течение 10 дней после того, как вступило в силу решение суда о принудительном выселении.

Не менее важно знать и то, кого не могут депортировать из России:

  • граждан, ходатайствующих о получении статуса беженца (вплоть до принятия решения по данному заявлению);.
  • граждан, получивших политическое убежище или статус беженцев (вплоть до истечения срока действия данного статуса);
  • утративших гуманитарный статус лиц, если на родине им грозит политическое или иное преследование или имеется угроза для их жизни и здоровья.

В число тех, кто не подлежит депортации из РФ, входят также лица с дипломатическим или консульским иммунитетом.

В вопросах высылки иностранцев с территории России принципиально значение имеет факт определения гражданства приезжих, поскольку выселение должно происходить исключительно в ту страну, гражданином которой является иностранец.

Однако что делать, когда узнать эти сведения невозможно? Могут ли депортировать, если нет паспорта, например? Ответ в этом случае будет зависеть от того, удастся ли выяснить государство гражданской принадлежности или постоянного (преимущественного) проживания данного лица. В такой ситуации после решения о принудительном выселении или административном выдворении гражданин находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) до тех пор, пока не удастся выяснить его принадлежность к той или иной стране. Поскольку четкого положения о том, куда выдворяют лиц без гражданства, в российском законодательстве нет, то могут возникать весьма сложные для решения юридические вопросы, рассматриваемые в Конституционном суде РФ. Один из таких вопросов рассматривался в 2017 году, когда слушалось дело Ноэ Мсхиладзе, 2 года пробывшего в ЦВСИГе из-за отсутствия возможности его выдворения на историческую родину – в Грузию. Как ни странно, у представителей миграционной службы достаточно часто спрашивают, за что могут депортировать из РФ гражданина России. Но все дело в том, что выдворить или депортировать можно только иностранца или лицо без гражданской принадлежности. Для граждан страны такая процедура не предусмотрена юридически, поэтому россияне всегда смогут оставаться в РФ.

Читайте также:
Студенческая учебная виза в Россию для иностранцев: список документов и оформление в 2022 году

Особенности данного соглашения

Стоит иметь в виду, что реадмиссия — обоюдный процесс, этакая обратная сторона договора о двойном гражданстве. Два государства составляют так называемое соглашение о реадмиссии, в котором детально оговаривается каждый аспект данной меры воздействия. Текст соглашения подробно описывает все обоюдные обязательства стран, заключивших договор, а также рабочие и организационные моменты, необходимые для организации принудительного перемещения нарушителей.

Такое соглашение неоднократно было заключено и правительством Российской Федерации. Обычно подобное соглашение заключается с правительством иностранного государства, из которых прибывает наибольшее количество нелегальных мигрантов. Благодаря договору о реадмиссии можно быстро, беспрепятственно и с минимальными затратами выслать из страны каждого иностранного гражданина, который нарушил правила миграционного учета.

  • Литва;
  • Норвегия;
  • Украина;
  • Узбекистан;
  • Дания;
  • Исландия;
  • Вьетнам;
  • Армения;
  • Швейцария.

Подобными вопросами в Российской Федерации занимаются отделения ФМС. Все главные решения по вопросам принудительного перемещения иностранного поданного или апатрида принимает директор ФМС РФ, или же его заместитель – в зависимости от ситуации. Также как и при административном выдворении, перед высылкой нарушителя могут временно изолировать в специальном помещении. Срок подобной изоляции не может превышать двух суток. Приказ о продлении срока можно вынести только в судебном порядке.

Общая информация

Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.

Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов, в этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.

Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны. Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда, которая обязана, в свою очередь, его принять.

При применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.

Параллельно понятие, процесс и содержание реадмиссии урегулированы и внутренним законодательством. Этому, в частности, посвящена глава 5.1 Федерального закона от 25.07.2002 ФЗ №-115 «» (далее – ФЗ № 115). В ней, в частности, подробно описана процедура высылки, применяемые в ее рамках другие процедуры, возможности приостановления и прекращения и другие особенности. Но о них позже.

Важно понимать, что с правовой точки зрения реадмиссия не является мерой ответственности за нелегальное пребывание на территории страны. Это качественно отличает ее от депортации или, например, выдворения

Отличия реадмиссии от депортации и выдворения

На первый взгляд, административное выдворение, депортация и реадмиссия представляются понятиями одного порядка. Но это не так, и вот почему:

  1. Выдворение – мера административной ответственности, назначается, как правило, судом, может быть обжалована и предполагает запрет на дальнейший въезд. Реадмиссия же проводится во внесудебном порядке и не предполагает обжалования.
  2. Депортация применяется в отношении лиц, которые имели, но утратили законные основания для пребывания на территории страны. Реадмиссия же предполагает, что у иностранного гражданина изначально не было оснований для законного пребывания.
  3. Депортация и выдворение – категории исключительной компетенции национального законодательства, в отличие от реадмиссии, решение по которой принимается на межгосударственном уровне.
  4. Еще одно отличие депортации от реадмиссии заключается в принимающей стороне. В первой процедуре высылка осуществляется в страну гражданства. Реадмиссовать же, как правило, можно лишь туда, откуда лицо приехало, хотя возможны и исключения.

Ограничительные меры

Когда граждане проживают не в специальном учреждении, за ними ведется наблюдение и контроль со стороны миграционных органов. Передача на другую территорию осуществляется по договору, предусмотренному для данной процедуры с указанием времени и места ее проведения. Несовершеннолетних граждан высылают с полной уверенностью, что принимающая сторона обеспечит им безопасное существование. Депортация и реадмиссия имеют тесную связь, но это не наказание, а принудительная мера. Действия органов всегда можно обжаловать. Договоренность о реадмиссии между странами должна быть в обязательном порядке, иначе придется депортировать человека в тот регион, гражданином которой он является.

Читайте также:
Минимальная и средняя зарплата в Новороссийске в 2022-2022 году: сколько зарабатывают учителя, врачи, воспитатели

Постановление Совмина РБ от 23.04.2022 № 240 “О применении специальных мер”

Документ полезен? m n

Для обеспечения защиты национальных интересов, с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа и на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2022 г. N 128 “О применении специальных мер” Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров (прилагается).

Постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2022 N 622 действие пункта 2 продлено до 4 мая 2022 г.

2. Установить перечень запрещенных товаров согласно приложению.

3. Для целей настоящего постановления под запрещенными товарами понимаются товары, которые запрещены к ввозу на территорию Республики Беларусь и реализации на территории Республики Беларусь и включены в соответствующий перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2022 N 622 действие пункта 4 продлено до 4 мая 2022 г.

4. Действие настоящего постановления не распространяется на:

ввозимые на территорию Республики Беларусь товары для личного пользования, указанные в пунктах 1 и 3 приложения;

транспортные средства*, зарегистрированные в государствах – членах Евразийского экономического союза, а также временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе для личного пользования;

остатки запрещенных товаров, промаркированных специальными контрольными знаками в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

* Классифицируются кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8703.

5. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1–4 – через десять дней после официального опубликования настоящего постановления;

иные положения настоящего постановления – после его официального опубликования.

Пункты 2 и 4 настоящего постановления действуют в течение шести месяцев.

Первый заместитель
Премьер-министра
Республики Беларусь
Н.Снопков

Приложение
к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
от 23.04.2022 N 240

* Товары определяются исключительно кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и графой “Производители”, краткое наименование товара приведено только для удобства пользования.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке действий в отношении запрещенных товаров

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок действий в отношении запрещенных товаров при применении специальных мер в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 марта 2022 г. N 128.

2. Контроль за ввозом на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров через:

таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) осуществляется таможенными органами;

белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь осуществляется в рамках проведения специальных мероприятий мобильными подразделениями таможенных органов, органов внутренних дел, органов пограничной службы, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, подчиненных ему государственных организаций, органов государственной ветеринарной службы.

3. Контроль за реализацией на территории Республики Беларусь запрещенных товаров осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, подразделениями Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, облисполкомов (Минского горисполкома).

4. В целях выявления запрещенных товаров должностные лица таможенных органов могут проводить таможенный контроль с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих его проведение, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.

В случае выявления при проведении таможенного контроля несоответствия сведений о стране происхождения товаров, указанных в документах о происхождении товара, с информацией, имеющейся на товарах (упаковке, таре, ярлыках, бирках, этикетках), страна происхождения товаров считается неподтвержденной.

5. При выявлении должностными лицами таможенных органов запрещенных товаров, в том числе в случаях, когда страна их происхождения неизвестна либо считается неподтвержденной, должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете ввоза на территорию Республики Беларусь таких товаров.

Решение таможенного органа о запрете ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров оформляется путем проставления на всех экземплярах транспортных (перевозочных), коммерческих документов, сопровождающих данные товары, штампа “Ввоз в Республику Беларусь запрещен” либо внесения записи “Ввоз в Республику Беларусь запрещен”. Такие штамп и запись заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа с указанием даты и времени их проставления (внесения).

6. При перемещении по территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита автомобильными транспортными средствами международной перевозки запрещенных товаров в иные государства – члены ЕАЭС либо государства, не являющиеся государствами – членами ЕАЭС, применяются навигационные устройства (пломбы)*.

7. В случае выявления должностными лицами таможенных органов на территории Республики Беларусь запрещенных товаров, находящихся под таможенным контролем, такие товары подлежат вывозу лицом, во владении которого они находятся, за пределы Республики Беларусь под таможенным контролем.

8. При выявлении на территории Республики Беларусь запрещенных товаров, ввезенных в Республику Беларусь через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь, лицам, во владении которых находятся такие товары, выдается требование по форме согласно приложению 1.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Армавир в 2022-2022 году: отзывы переехавших, цены на продукты и недвижимость, зарплаты, климат

В течение суток с момента выдачи такого требования запрещенные товары подлежат вывозу за пределы территории Республики Беларусь.

9. При выявлении фактов ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров налоговый орган** на основании имеющихся у него сведений направляет в адрес плательщика уведомление*** с указанием на запрет ввоза запрещенных товаров на территорию Республики Беларусь и принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением документов (их копий), подтверждающих вывоз таких товаров за пределы территории Республики Беларусь (далее – подтверждающие документы).

* В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2022 г. N 311 “О применении навигационных устройств (пломб)”.

** По месту постановки на учет плательщика.

*** В порядке, установленном в части первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь.

10. Подтверждающими документами являются:

при вывозе запрещенных товаров за пределы территории Республики Беларусь через таможенную границу ЕАЭС – таможенная декларация и транспортные (перевозочные) документы;

при вывозе запрещенных товаров в государства – члены ЕАЭС – транспортные (перевозочные) документы.

11. В Республике Беларусь контроль за реализацией запрещенных товаров осуществляется в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках, в интернет- магазинах и глобальной компьютерной сети Интернет.

12. Субъекты торговли, во владении которых на дату вступления в силу настоящего Положения находятся остатки запрещенных товаров:

приостанавливают оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами;

в течение пяти рабочих дней проводят инвентаризацию образовавшихся остатков данных товаров (включая инвентаризацию остатков товаров во вскрытой потребительской упаковке с указанием их объема (массы) и оформляют инвентаризационную опись в двух экземплярах. В инвентаризационную опись не включаются остатки товаров с просроченным сроком годности на дату инвентаризации;

не позднее пяти рабочих дней с даты составления инвентаризационной описи представляют два ее экземпляра в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет (далее – инспекция МНС);

в течение 60 календарных дней обеспечивают маркировку остатков таких товаров специальными контрольными знаками согласно приложению 2, которые наносятся на потребительскую упаковку товара;

реализуют остатки данных товаров после их маркировки специальными контрольными знаками;

реализуют или используют остатки данных товаров во вскрытой потребительской упаковке без маркировки их специальными контрольными знаками в течение 60 календарных дней с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности.

13. Инспекция МНС:

в день представления двух экземпляров инвентаризационной описи проставляет на них отметки о дате приема, после чего один экземпляр инвентаризационной описи возвращает субъекту торговли;

в течение пяти рабочих дней после получения инвентаризационной описи направляет ее копию в республиканское унитарное предприятие “Издательство “Белбланкавыд” (далее – РУП “Издательство “Белбланкавыд”).

14. Хранение остатков запрещенных товаров допускается при соблюдении следующих условий:

с даты проведения инвентаризации до момента представления в инспекцию МНС инвентаризационной описи – при наличии в месте нахождения остатков таких товаров инвентаризационной описи либо ее копии, заверенной субъектом торговли;

после представления в инспекцию МНС инвентаризационной описи до маркировки их специальными контрольными знаками – при наличии в месте нахождения остатков данных товаров инвентаризационной описи с отметкой инспекции МНС либо ее копии, заверенной субъектом торговли.

15. Реализация специальных контрольных знаков осуществляется РУП “Издательство “Белбланкавыд” на возмездной основе на основании копии инвентаризационной описи, поступившей из инспекции МНС.

Специальные контрольные знаки являются документами с определенной степенью защиты. Общее количество реализуемых РУП “Издательство “Белбланкавыд” субъекту хозяйствования специальных контрольных знаков не должно превышать количество товара, за исключением товара во вскрытой потребительской упаковке, указанного в инвентаризационной описи.

16. В случае выявления не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров* лицам, во владении которых находятся указанные товары, руководителями государственных органов (организаций)** или уполномоченными ими должностными лицами выдаются требования по формам согласно приложениям 1 и (или) 3.

В течение десяти календарных дней со дня выдачи требования по форме согласно приложению 1 запрещенные товары подлежат вывозу за пределы территории Республики Беларусь.

В случае выявления фактов обращения на территории Республики Беларусь не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров налоговый орган*** на основании имеющихся у него

сведений направляет в адрес плательщика уведомление**** с указанием на запрет обращения таких товаров на территории Республики Беларусь и (или) принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением подтверждающих документов.

* За исключением хранимых и реализуемых в сроки и порядке, установленные в пунктах 12–14 настоящего Положения.

** Указаны в пункте 3 настоящего Положения.

*** По месту постановки на учет плательщика.

**** В порядке, установленном в части первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Приложение 1
к Положению о порядке
действий в отношении
запрещенных товаров

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: