Присоединение Крыма в состав России: что изменилось после воссоединения в 2022-2022 году

Как изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России

В марте 2014 года жизнь в Крыму сильно изменилась. Вместо «жовто-блакитного» в моду вошел российский триколор, постепенно гривны сменились рублями, а столицей стала Москва, а не Киев.

Рассмотрим, как и в какую сторону за 5 лет изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России для простых крымчан с приходом новой страны и новой власти. Ведь, как известно, именно народ меньше всего выигрывает от смены правления. Перемены в Крыму можно оценивать с разных сторон. И посмотрев с каждой можно увидеть свои плюсы и минусы.

Переход в Россию Крым встретил с энтузиазмом. На референдуме за присоединение к ней проголосовало около 97%.

Посмотрим, что изменилось за 5 лет. По результатам опроса, проведенного в нашей группе Вконтакте перед выходом этой статьи, только 43% считают, что их жизнь в российском Крыму улучшилась. 29% считают, что она стала хуже, а еще 28% перемен не заметили. Участие в опросе принял 82 человека.

А теперь копнем глубже и вспомним, как Крым жил до марта 2014 года и сравним с тем, как он живет сейчас.

Плюсы перехода Крыма в Россию

1) Безусловный плюс – мирное небо над головой. Крыму удалось избежать донецко–луганского сценария – хаоса войны, разрушений и смертей.

2) Уверенность в завтрашнем дне. Ведь мы теперь живем в крупном, самодостаточном государстве.

3) Развитие инфраструктуры. На полуострове началось глобальное строительство – дороги, мосты, аэропорты, жилье.

4) Право разговаривать на родном языке и сохранить свою культуру.

5) Сохранение законности и порядка.

Присоединение к России имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. И дело даже не в разжигании межнацио- нальных конфликтов отдельными личностями из-за границы. Или в создании искусстенных проблем для общения и торговли с Украиной. Далеко не для всех переход в Россию улучшил жилищные, материальные или экологические условия.

Минусы присоединения Крыма к России

1. Смена руководства. Раньше мы терпели захваты южнобережных красот украинскими олигархами. Теперь это делают местные «пророссийские» и понаехавшие материковые миллиардеры. В чем это выражается?

Крым еще больше оброс заборами и элитными домами в прибрежной зоне. Достаточно вспомнить окрестности Кастрополя, где закрыли не только территорию, но даже вид на нее с Южнобережного шоссе. Скоро весь ЮБК можно будет увидеть только с гор.

2. Ограниченность и невосполнимость собственных ресурсов. Развитие инфраструктуры идет на фоне полной разрухи, происходившей с развала СССР. А также после событий 2014-2015 годов, когда полуостров лишился света, воды и удобного транспортного сообщения.

В 2015 году Крым пережил энергетический «блэкаут». Проблемы со светом поначалу решили прокладкой энергомоста из Кубани по дну пролива. А затем начали строить свои ТЭЦ (Таврическую и Балаклавскую). В 2019 году они были запущены, обеспечив полную энергетическую независимость Крыма.

Решить проблему с водой после перекрытия Северо-Крымского канала решить не удалось и сейчас. И вряд ли удастся. Предлагались десятки проектов, некоторые из которых поразили бы даже писателей-фантастов.

Напомню, что днепровская вода питала засушливые регионы севера, запада и востока Крыма. С ее уходом началось глобальное бурение и использование скважин, что ведет к их минерализации и увеличению солености воды. В регионе перестали выращивать рисовые культуры, требующие больших запасов воды.

Весь север теперь держится на крупных предприятиях – «КрымСода», «Бром», «Титан». Но в 2018 году нехватка воды привела к высыханию кислотонакопителя около Армянска и большому шуму вокруг этого события.

3) Реформы в самой России.

Уверенность в завтрашнем дне немного улетучивается при взгляде на принимаемые в стране реформы:

• Контроль за интернетом и социальными сетями, по соображениям безопасности, который попутно ограничивает свободу слова и тайну переписки, прописанные в Конституции.

• Свежий закон «Клишаса» – о запрете оскорблений власти.

Главное, чтобы усиление вертикали власти и механизмов контроля не привело к строительству диктатуры.

А теперь рассмотрим жизнь в Крыму после присоединения к России в 2014 году в разрезе конкретных сфер.

Инфраструктура

Самые заметные положительные перемены в Крыму произошли на уровне инфраструктуры. За 5 лет Крым получил:

Новый аэропорт «Симферополь»;

Строится трасса «Таврида».

Теперь рассмотрим эти достижения под другим углом.

Новые дороги почему-то разваливаются через год-два. Да и обилие фур, перевозящих вместо поездов товары и те же самые строительные материалы, создает на асфальте эффект волны.

Открытие моста, как и до этого переправа, создает чрезмерную нагрузку на дорогу до Керчи и огромные пробки, решить которые должна как раз «Таврида». Сезон начинается, вот и посмотрим.

Новый терминал – это хорошо. Наш аэропорт загружен работой, создаются новые рабочие места – прекрасно. В 2013 году им воспользовалось 1 млн 204 тыс. человек. С 2015 года эта цифра постоянно переходит рубеж в 5 млн. Но. Прежде аэропорт был международным. Отсюда летали рейсы в Стамбул, во Франкфурт. Теперь международным он остается только в названии, а чтобы улететь в тот же Стамбул нужно сильно переплачивать и лететь с пересадкой, например, через Москву. Да и стоимость перелетов в Крым из городов России порой даже выше, чем полеты в Турцию (а это уже другая страна)!

Читайте также:
Где быстро заказать и получить справку о несудимости и сделать апостиль в Москве в 2022 году

Экономика

После перехода Крыма в Россию мы еще некоторое время пользовались преимуществами сразу 2 стран. Гривна вышла из обращения только в июне (почти через 3 месяца после референдума). В это время её курс к рублю был выгодным, и мы оказались в плюсе. Недорогие машины из России, рост зарплат и пенсий. У многих (например, медиков, чиновников) появились даже стимулирующие прибавки к зарплате.

В Крым массово стали переезжать с материка, надеясь на выгодные условия жизни и получение дохода, аналогичного курортам Сочи, но в новом регионе. Причем приезжать стали как обеспеченные жители двух столиц, так и многочисленные выходцы из средней Азии.

Но вскоре Украина перекрыла автомобильную и ж/д границы с Крымом, ограничив въезд-выезд людей и доставку товаров на полуостров. Нарушились установившиеся годами рыночные отношения и каналы поставок. Доставка товаров стала возможной только через Керченскую переправу, что усложнило логистику и взвинтило цены.

Как заявляла власть, строительство моста должно решить эту проблему. Но он уже год как построен, а цены не падают. Теперь она же говорит, что проблему высоких цен решит железнодорожный мост. А вы в это верите?

И закрутившийся маховик проблем уже через полгода стал возвращать всё на круги своя. У многих исчезли «стимулирующие» прибавки. Стоимость товаров и услуг стала расти. Из-за наплыва обеспеченных жителей из двух столиц подорожало жилье (и до сих пор цены на недвижимость в Крыму держатся на уровне Москвы).

Самым серьезным даром для Крыма стали западные санкции: все крупные западные фирмы ушли из полуострова (например, Booking). Google закрыл в Крыму доступ к своим сервисам, ненадолго даже переставали работать карты Visa и Mastercard. Мировая общественность за 5 лет почти не признала факт переезда Крыма в Россию.

На место западных брендов могли бы зайти российские фирмы, но этого не произошло. В выборе между возможностью получить новый рынок в Крыму и потерять огромные точки сбыта по всей Европе ожидаемо перевесило второе. Фактически полуостров напоминает СССР в миниатюре, когда ничего западного у нас официально нет, а своё тоже в дефиците.

Прошло уже 5 лет, а на полуострове до сих пор действуют только местные операторы мобильной связи. Нет Сбербанка и Тинькоффа, потому отдыхающим из России приходится пользоваться его крымскими аналогами, о которых на материке никто и не знает. Кстати, в Москве только 2 офиса РНКБ, а в Санкт-Петербурге первый открыли только в 2019 году. Генбанк имеет 2 банкомата в Москве и 1 в Краснодаре. Вдобавок многие крымские банки за 5 лет прогорели или были на грани (тот же Генбанк) и теперь выбор сводится всего к 7 вариантам.

Критические перемены произошли во многих сферах деятельности. Так, почти заглохла IT-сфера в Крыму – многие компании переехали на материк (в Россию или Украину). На полуострове умер профессиональный футбол: вместо 2 клубов в высшей лиге Украины мы получили непризнанный никем чемпионат Крыма.

Западные санкции сильно просадили рубль, который осенью 2014 года за несколько дней подешевел к доллару почти в 2,5 раза – с 30 рублей за доллар до 80. Потом, правда, вырос до 60.

Но реальная покупательская способность крымчан упала вдвое, а ведь цены продолжали расти, ухудшая жизнь в Крыму после присоединения к России.

Сельское хозяйство

После начала «периода засухи» крымские аграрии переориентировались на выращивание новых культур. И в 2017 году был собран рекордный в текущем десятилетии урожай ранних зерновых – 1,733 млн тонн. В 2018 году из-за аномальной засухи этот показатель сократился вдвое. При этом была налажена отправка части зерна в Сирию (примерно четверть урожая).

В 2019 году вновь ожидается хороший урожай.

Транспорт и горючее

После перехода в Россию тысячи крымчан отправились в соседний Краснодарский край за дешевыми (по украинским меркам) машинами. Машин стало больше, а ширина улиц не изменилась. Вдобавок, культура вождения не выросла. Да и отсутствие парковок создаёт дополнительные проблемы.

Как итог, пробки стали привычными, припаркованные на тротуарах и траве машины – тоже. На улицах появились эвакуаторы, насчет пользы которых складывается весьма неоднозначное мнение.

Из-за смены поставщиков и обесценивая рубля изменилась и цена на топливо для машин. В 2015 году бензин А-98 стоил около 38 рублей, но весной 2018 года цены резко выросли и теперь они держатся на уровне 50 рублей (а недавно была и еще выше). Цены на бензин и дизель в Крыму выше, чем в целом по стране. Вдобавок случались и перебои с его поставкой в регион. Содержать машину в Крыму постепенно становится роскошью.

Читайте также:
Рабочая виза в Россию для иностранцев: оформление документов и получение в 2022 году

Рост цен на топливо логично привел к подорожанию проезда (в междугороднем транспорте весной минувшего года он вырос примерно на 30%). Проезд в маршрутках в Симферополе вырос с 2014 года на 7 рублей (на 70%). А зарплаты в регионе так быстро не растут или растут не у всех.

С другой стороны в городах становится все больше крупногабаритных маршруток с исправными тормозами, кондиционерами и опрятными салонами. Растет и культура водителей.

В Севастополе создали возможность оплачивать проезд картами. Но отменили оплату при выходе, бывшую фирменным отличием города-героя.

Крымчане столкнулись с тем, что постоянно растут цены на бензин или проезд, коммунальные платежи (стабильно дважды в год), которые приводят под средние в ЮФО, дорожают продукты и предметы первой необходимости. А ведь многие еще и снимают «драгоценное» жилье.

Прожиточный минимум на полуострове для пенсионеров составляет 8510 рублей, при пенсии в 8560 руб. При этом 85 484 человек все еще получают пенсию меньше минимальной.

Средняя зарплата на полуострове составляет около 29 000 рублей (надо сказать, что значительная часть населения при этом получает оклады ниже 20 000 руб). В Севастополе – чуть выше. Минимальная зарплата – 11 280 руб, всего на 236 рублей выше прожиточного минимума.

На такую зарплату и пенсию довольно трудно жить хорошо.

Туризм

Туристическая сфера – ключевая для полуострова. Ежегодно власти рапортуют об увеличении турпотока. При этом инфраструктура полуострова (его пляжи и курорты) в большинстве своем остаётся изношенной и разрушается на глазах. Например, месяц назад развалился причал в Мисхоре, а ситуация с набережной Алупки и канализацией в Коктебеле уже давно оставляют желать лучшего. Как и соотношение «сервис-цена» по мнению отдыхающих.

На набережных и в городах с приходом России начался снос несанкционированных строений на расстоянии до 100 метров от набережной (хотя многие отели все еще стоят на месте и даже строятся новые). Многие пляжи вновь стали доступными.

Однако лакомые уголки полуострова постоянно закрываются высокими заборами. Так, в 2018 году был закрыт мыс Сарыч, а в 2019 году сократилась доступная простому люду территория на Батилимане.

В городах начали бороться со стихийной торговлей.

Так, в 2017 году, преобразился вид площади Амет-хана Султана в Симферополе.

Особенно приятным стала очистка 2 года назад плато Ай-Петри от стихийных рынков и шалманов.

Хотя выполненный там ремонт превратил вершину в царство плитки и асфальта. А торговцы на плато сохранились, но в намного меньших масштабах.

Частично эти работы проводились в связи с переходом крымских заповедников в федеральное подчинение. Но определение их границ вызывает большие сложности уже несколько лет.

Власть

Характерная особенность крымской власти в том, что после увольнения многие руководители высшего звена оказываются за решеткой по обвинению в коррупции (отличились мэры Красноперекопска, Евпатории, Судака, Ялты, Керчи, Феодосии, Симферополя). А потом мы удивляемся, откуда у нас появляются новые гостиницы в 100-метровой прибрежной охранной зоне, почему проваливается плитка после ремонта в центре города или тратятся чрезмерные суммы на реконструкции, строительные работы и сомнительные услуги.

С другой стороны уже несколько лет проводится Ялтинский международный экономический форум, который помогает привлекать зарубежные инвестиции в разные сферы полуострова.

Так изменилась жизнь в Крыму после присоединения к России. Может мы что-то упустили, но суть сохранилась. И пусть каждый из вас решит, стало ли лучше жить на полуострове.

«Возвращение домой». Как вступление в состав России изменило Крым

К 18 марта 2022 г. Крым уже 6 лет провел в составе России после воссоединения. За это время полуострову пришлось преодолеть целый ряд трудностей, восстанавливать или создавать с нуля многие объекты. Однако жители с уверенностью говорят, что их жизнь налаживается, а опросы ВЦИОМ показали, что 93% крымчан положительно оценивают итоги событий 2014 г. О том, что именно изменилось за эти 6 лет и какие задачи руководству Крыма еще предстоит решить, читайте в статье международного обозревателя Дмитрия Родионова.

Преображение Крыма

18 марта Крым отметил шестую годовщину присоединения к России. Срок ничтожный для истории, но вполне приличный, чтобы ощутить качественные изменения в жизни полуострова, которые крымчане начали ощущать сразу же после смены юрисдикции. Они поистине колоссальны.

Начнем с того, что Крым только после 2014 г. начал развиваться. Украина весь постсоветский период не занималась развитием полуострова, не считая строительства дворцов для элиты на берегу моря. Зато Киев активно ставил своих людей на все руководящие посты, отодвигая местных и занимаясь насильственной украинизацией. Но все это не помогло, и Крым в марте 2014 г. при первой же возможности «сбежал», причем практически без единого выстрела.

Читайте также:
Какие документы нужны для получения ПМЖ в России для граждан Казахстана и Украины в 2022 году

После этого для полуострова была разработана Федеральная целевая программа, превратившая его в одну огромную стройку, которая продолжается и сегодня. Новые дороги, школы, больницы – всего этого крымчане не видели за годы «незалежности».

Сегодня Крым все еще остается в числе отстающих субъектов Федерации, но по-другому и быть не могло, учитывая то удручающее состояние, в котором от Украины досталась экономика полуострова. Тем не менее, она растет быстрее, чем в других регионах, которые Крым стремительно догоняет.

Шесть лет – вроде совсем немного, но все показатели Крыма выросли в разы. Валовый региональный продукт на душу населения вырос с 189439 руб. до 391299 руб., снизился уровень безработицы. Конечно, выросли цены, но вместе с ними – и зарплаты, пенсии, социальные пособия.

За голой статистикой едва ли можно со стороны увидеть реальные качественные изменения. А, между тем, некоторые из них можно не только увидеть, но и потрогать руками и почувствовать результаты их работы.

Стройка века

Самое громкое событие в жизни Крыма после присоединения к России – это, безусловно, Крымский мост. Надо отметить, что проект моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова, не нов: об этом задумывались еще с начала прошлого века, но проект более ста лет оставался лишь мечтой.

В 1944 г. был построен железнодорожный мост протяженностью 4,5 км, однако уже через год он оказался разрушен льдами из-за ошибок в проектировании. Его планировали воссоздать, но послевоенное восстановления страны требовало решения более насущным проблем, и в 1950 г. от проекта отказались в пользу паромной переправы. В дальнейшем строительство моста не раз обсуждалось, но откладывалось из-за отсутствия средств. Уже в наше время к нему вернулись, и в 2013 г. было подписано соответствующее соглашение между Россией и Украиной, однако «майдан» и присоединение Крыма к России вновь отложили проект – казалось бы, в долгий ящик.

Строительство Крымского моста.

Казалось бы, ибо новый статус Крыма, с которым остальная часть страны не имела никакого сухопутного сообщения, поставил вопрос ребром. Уже в феврале 2016 г. началось возведение нового моста, который был построен в рекордные для подобного сооружения сроки: в мае 2018 г. было открыто автомобильное, а в декабре 2019 г. – железнодорожное сообщение. И это на фоне того, как во всем мире к перспективам моста относились крайне скептически, а на Украине и вовсе отрицали даже гипотетическую возможность его постройки. Но «стройка века» завершилась, несмотря ни на что. Оценить ее влияние на экономику полуострова еще только предстоит, но очевидно, что его положительное влияние огромно – мост окончательно закрывает вопрос продуктовой блокады, объявленной Киевом.

Деблокировка

Напомним, продуктовая блокада, призванная кардинально ухудшить благосостояние крымчан (и по иронии судьбы многократно ухудшившая благосостояние соседних с Крымом областей Украины) была не единственной формой давления.

В октябре 2015 г. «меджлисовцы*» и украинские радикалы начали «энергоблокаду», подорвав линии электропередач, подающие электричество на полуостров и вызвав серьезный «блэкаут» (полуостров исторически питался от Запорожской ТЭС и Запорожской АЭС).

Российские власти незамедлительно предприняли меры. В кратчайшие сроки по дну Черного моря был проложен «энергомост», соединяющий полуостров с системой ЕАЭС России, а через полгода он заработал на полную мощность, что позволило Крыму достичь многолетних максимумов энергопотребления.

Разумеется, это было временным решением, и уже осенью-зимой 2018 г. были запущены оперативно построенные собственные крымские мощности – Таврическая и Балаклавская ТЭС, что дало энергосистемам полуострова возможность работать в изолированном режиме, независимо от материка.

Вопрос энергетической безопасности полуострова был решен окончательно. Более того, крымская энергосистема даже начала вырабатывать излишки мощности, передающиеся в энергосистему соседней Кубани. Куда сложнее обстояли дела с «водной блокадой».

Напомним, Северо-Крымский канал, исторически снабжавший полуостров водами Днепра (более 85% процентов потребления) был перекрыт Украиной еще в апреле 2014 г. Крым – регион засушливый, и потому это был особенно болезненный удар, в первую очередь – для сельского хозяйства, но не только. Дошло до аварии на заводе «Титан», когда из-за обмеления кислотонакопителя произошел выброс химических веществ.

Проблема водоснабжения оказалась намного более сложной для Крыма. Ее лишь частично удалось решить за счет использования подземных источников, бурения новых артезианских скважин и расконсервирования скважин, созданных еще в советское время, а также реконструкции водохранилищ, питаемых из горных рек. Действительно, это во многом спасло Крым от настоящей жажды.

Вода в кранах крымчан не исчезла, однако ущерб для сельского хозяйства, особенно на традиционно засушливом севере полуострова, оказался значительным. Каждый год в отдельных районах полуостров приходится вводить чрезвычайное положение.

Окончательного решения проблемы нет. Прорабатываются различные варианты, от подачи воды по водоводу из Краснодарского края и строительства заводов по опреснению морских и очистке сточных вод до возвращения к проекту строительства Крымской АЭС. К сожалению, пока это лишь проекты, хотя недавно в Госдуме обещали решить проблему за пять лет за счет постройки новых и реконструкции уже имеющихся водохранилищ.

Читайте также:
Средняя и минимальная зарплата в Томске и Томской области в 2022-2022 году

Из связанных с этим сохраняющихся проблем стоит отметить изношенность водопроводной системы, которая за весь украинский период не ремонтировалась ни разу. Эта проблема решаема, но не сразу. Замена изношенных труб происходит медленно, но верно, и это тоже результат присоединения Крыма к России. При Украине крымчане об этом и мечтать не могли.

Ремонты и реконструкции

Не ремонтировались при Украине не только трубы. К примеру, в страшное запустение пришла набережная реки Салгир в Симферополе. В последний раз ее ремонтировали в 80‑е гг. В наше время она была отремонтирована в рекордные сроки – буквально за несколько месяцев, при том, что объем работы выполнен просто сумасшедший.

Еще одно тяжелое наследство, доставшееся от Украины, которая, в свою очередь, за все годы независимости так и не научилась обращаться с советскими ресурсами – это дороги. И тут, разумеется, невозможно не упомянуть строящуюся в данный момент автомобильную дорогу федерального значения – трассу «Таврида», которая по замыслу должна пройти через весь полуостров, соединившись с Крымским мостом.

Строительство трассы «Таврида».

Мегапроект, ничего подобного которому в Крыму никогда не было, начали в мае 2017 г., планировали сдать в сентябре 2022 г., однако и тут возникли сложности. Дело в том, что дорогу частично прокладывают с нуля, частично – по участкам старой советской трассы, где, как выяснилось, отсутствует «подушка», а полотно положено прямо на глину.

Сегодня даются более реалистичные сроки сдачи объекта – конец 2022 г., однако и они являются рекордными для столь масштабного проекта. Наверное, тут стоит вспомнить пословицу «тише едешь – дальше будешь». Попытки сдать столь значимые объекты досрочно к какому-нибудь «съезду» обычно сильно бьют по качеству сделанных работ, а значение трассы не только для простых крымчан, но и для отдыхающих, и грузоперевозок (а значит, и для местного бизнеса и экономики полуострова в целом) – колоссальное.

Среди мегапроектов, ставших возможными только после присоединения Крыма к России, нельзя не выделить здание нового аэровокзала симферопольского аэропорта, построенное менее чем за два года. Его ввод в эксплуатацию весной 2018 г. позволил довести число обслуживаемых пассажиров до исторического рекорда – 5,15 млн. Для сравнения, по итогам 2014 г. пассажиропоток составил 2,8 млн, что и так в 2,3 раза превысило цифры предыдущего года – при Украине.

Новый терминал в аэропорту Симферополя.

Туризм и санкции

Последнее наглядно говорит о том, насколько увеличился приток туристов в Крым после присоединения к России. Конечно, из-за санкций, не позволяющих летать в Симферополь авиакомпаниям из других стран, среди них стало меньше иностранцев, но и при Украине большинство составляли именно россияне.

Санкции продолжают накладывать тяжелые отпечатки на жизнь простых крымчан: на полуострове не работают российские сотовые операторы, российские банки. Но и последняя проблема решаема – в частности, благодаря функционированию Российского национального коммерческого банка, который первым из российских банков пришел в Крым и является ключевым финансовым институтом не только республики, но и всего Южного федерального округа.

Как бы то ни было, весь банковский, телекоммуникационный, почтовый и не только функционал, доступный всем гражданам России, в Крыму полностью восстановлен – возможно, не в том объеме, в котором хотелось бы, но в достаточном для того, чтобы ни у кого не появилось сомнения в выборе, сделанном в марте 2014 г. А выросший уровень жизни, возросшее качество и уровень инфраструктуры, коммуникаций и так далее еще более наглядно подчеркивают результаты опросов, которые говорят о том, что крымчане, вернись они на шесть лет назад, поступили бы точно так же.

Дмитрий Родионов, международный обозреватель

* представители запрещенной в России организации

Семь лет вместе. Что изменилось в Крыму после воссоединения с Россией

Вот уже седьмой год 18 марта в самом «молодом» российском регионе отмечается День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 16 марта 2014 года на полуострове прошел референдум, где большинство крымчан проголосовало за будущее в составе РФ.

Как отметил республиканский глава Сергей Аксенов, за это время Крым получил больше, чем за 25 лет в составе Украины. Некоторые украинские СМИ, напротив, пишут об «упадке» буквально во всех сферах жизни полуострова. Но было ли куда падать — большой вопрос: Крым и Севастополь вернулись к России с изношенной транспортной и водопроводной сетью, а бедственное положение всей социальной инфраструктуры поставило на повестку дня федеральных властей срочное развитие «запоздавшего» региона ценой немалых бюджетных средств.

«Политика Сегодня» решила проверить, как на самом деле обстоит дело в Крыму: разобраться в итогах «первой семилетки» помогут не политизированные мнения, а конкретные факты и цифры.

Читайте также:
Зарплата бурильщика нефтяных и газовых скважин в 2022 году

Экономика

Министр экономического развития Максим Решетников 14 марта заявил, что федеральная целевая программа в Крыму реализуется успешно. За 2022 год в регионе освоено более 87 миллиардов рублей, выделенных правительством, а в эксплуатацию введено 67 объектов. Еще 80 миллиардов рублей запланировано отправить в текущем году на крымские нужны — это водоснабжение, дороги, линии связи, социальные учреждения.

«За последние шесть лет экономика Крыма выросла в 2,2 раза, Севастополя — в 2,7», — заявил министр.

Несмотря на сложную политическую обстановку в мире вокруг крымского вопроса, Минэкономразвития России в феврале предложило привлечь инвестиции в Крым с помощью «особых административных районов» в дополнение к свободной экономической зоне (СЭЗ) на полуострове. Зона настолько свободная, что к 2024 году в Крыму планируется открыть казино (если верить Аксенову), строительные работы уже начались.

«В первом квартале [2022 года] коллеги, знаю, приступают уже к работам на объекте», — цитировало Аксенова ТАСС в конце декабря.

По замыслу ялтинских властей, игорная зона в несколько раз увеличит налоговые и социальные поступления в бюджет республики и обеспечит новые рабочие места.

Успешным проект СЭЗ стал не только из-за будущих «азартных» планов: сейчас участниками свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе являются почти 1700 частных компаний и предпринимателей. Они платят пониженные налоги вплоть до нулевой суммы, а тарифы страховых взносов для них уменьшены. Крымские резиденты с 2015 по 2019 год инвестировали в местные проекты 157 миллиардов рублей.

Так или иначе, зарабатывать в Крыму и Севастополе удается, отмечает сенатор Сергей Колбин. По его словам, федеральные целевые программы в регионе выполняются на 93%.

«На сегодняшний момент по федеральной целевой программе возводятся современные школы, детские сады, строятся аэропорты, медицинские центры, возрождается промышленное и сельское хозяйство. То, как развивается сегодня Крым и Севастополь, вызывает уверенность в том, что все те препятствия стоят на сегодняшний день перед нами, будут преодолены. Мы живем в своей стране, говорим на своем родном языке. Кстати, в Крыму три государственных языка — русский, украинский и татарский», — рассказал сенатор в интервью Медиагруппе «Патриот».

Несмотря на трудности, республике удается увеличивать свои доходы — одними дотациями сыт не будешь. Правда, саботаж по инициативе киевских «активистов» и некоторых украинских политиков подрывал стабильную работу крымских предприятий, отмечает Колбин, напоминая об уничтожении линий электропередач в 2015 году и водной блокаде.

«На верфях уже строятся и спускаются на воду военные корабли Министерства обороны РФ, мы решаем вопросы с сельским хозяйством. Конечно, «помощники» подрывают немного данную ситуацию: то свет нам отключат, то воду перекроют. Но, тем не менее, сообща проблемы мы преодолеваем. Транспортная, энергетическая, водная блокада — мы ее преодолели», — заявил сенатор.

Зарплаты

Средняя зарплата крымчан тоже не намекает на «упадок» уровня жизни в теперь уже российском регионе. В марте 2014 года средний заработок жителей республики составлял 11,45 тысячи рублей в месяц. В декабре 2022 года — уже 41,84 тысячи рублей (согласно данным Крымстата).

Министр промышленности Крыма Александр Трянов называет чуть менее оптимистичные цифры. По крайней мере, в промышленной отрасли: средняя зарплата там составляет 36,7 тысячи рублей.

«Полностью погашена задолженность по выплате заработной платы на курируемых министерством промышленных предприятиях. Уровень заработных плат в промышленной отрасли в 2022 году составил 36,7 тысячи рублей, что превышает среднекрымский уровень (33,6 тысячи рублей). За период с 2014 года рост составил более чем 2,8 раза», — рассказал чиновник в интервью Федеральному агентству новостей.

Водоснабжение

Проблему водоснабжения, перекрытого Киевом после воссоединения засушливого региона с РФ, удалось частично решить. Накануне вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о двух новых водоводах в Крыму. Один уже запустили под Севастополем, второй — для подачи воды в Симферополь — на заключительной стадии работ.

Впрочем, это только начало: на реализацию «водной» стратегии с 2022 по 2024 годы правительство направило около 50 миллиардов рублей. Ведется освоение артезианских скважин и очищение речной и озерной воды. Уже шесть лет прокладываются новые трубы, меняются старые. Ведь, как сообщал представитель Республики Крым в Совете Федерации Сергей Цеков, в украинские времена водопроводы в регионе не ремонтировались.

«И северный, и западный Крым долгие годы нахождения на Украине оставались без воды. В населенные пункты вода подавалась плохо. Сейчас в тех регионах вода подается практически круглосуточно, а где-то по графику — в любом случае, ситуация значительно улучшилась», — рассказывал сенатор в комментарии «Политике Сегодня».

А вот политическое положение Украины на международной арене водная блокада Крыма совсем не улучшила, а даже наоборот. Когда украинские власти вернут на полуостров воду, в ООН вопрошали еще в сентябре прошлого года.

Транспорт

Новые транспортные объекты — Крымский мост, трасса «Таврида», симферопольский аэропорт — буквально прорвали транспортную блокаду Крыма, организованную с украинской стороны. Помимо этого была построена трасса Симферополь — Алушта — Ялта и расширены маршруты поездов «Таврида» на 5 направлениях.

«То, что построено сейчас в Севастополе, никогда даже не входило в планы украинских властей. Например, такие знаковые объекты как Крымский мост, трасса “Таврида”. Мы открыли железнодорожное сообщение на полуостров, разгрузили паромную переправу, были построены новые электростанции», — отметил сенатор от Севастополя Колбин.

Любопытно, что конкурс на проектирование нового здания терминала симферопольского аэропорта, не реставрируемого с 1957 года, выиграло архитектурное бюро из Южной Кореи в составе корпорации Samsung.

Читайте также:
Самые богатые города России в 2022-2022 году: рейтинг ТОП-10

Тем временем, организатор блокады Крыма, депутат Верховной рады Мустафа Джемилев, в комментарии турецкому агентству Anadolu выразил сожаление о реакции мира на присоединение Крыма к России. Она должна была быть «очень жесткой, но этого не произошло».

Что изменилось в Крыму за 7 лет после воссоединения с Россией

Сейчас проблема с водой решена, но хватит ли ее во время туристического сезона, когда на полуостров отправятся миллионы отпускников? Это президент сегодня обсудил с министрами, а перед совещанием узнал о реальной ситуации от простых жителей, с которыми поговорил по видеосвязи. Что же беспокоит и что радует – в материале РЕН ТВ.

Запуск новых водоводов в день воссоединения Крыма и Севастополя с Россией – символ продолжения политики восстановления полуострова, вернувшегося в родную гавань в весьма запущенном состоянии. Но за 7 лет во многих сферах совершены настоящие прорывы: Крымский мост, трасса “Таврида”, новый аэропорт Симферополя, энергомост, соединивший линии электропередачи с “большой землей”.

“Мы прорвали энергетическую и транспортную блокаду. Уверен, разберемся и с другими проблемами, в том числе с водой. Сейчас это наиболее острый, первоочередной вопрос для всех крымчан и севастопольцев. Вы знаете, я дал поручение правительству подготовить и начать реализацию Комплексного плана по обеспечению надёжного водоснабжения Республики Крым и города Севастополя. Он рассчитан до 2024 года. И учитывая, что проблема имеет неотложный характер, мы договорились действовать максимально быстро и сразу по нескольким направлениям”, – отметил лидер РФ.

Путин подчеркивает: с самого начала было понятно, что не удастся сделать все и сразу, нужна системная, кропотливая работа. Так, на Комплексный план по водоснабжению государство направит 50 миллиардов рублей. Государство вложится и в развитие инфраструктуры, помощь местному бизнесу, в привлечение инвестиций. Обо всем этом глава государства говорил на совещании по экономическому развитию Крыма и Севастополя, выслушав планы развития. Путин ставит задачу: к 2025 году Крым должен с комфортом и всеми услугами принимать 10 миллионов туристов в год. Сейчас – максимум 8.

“Вы серьезно озвучили цифры, сколько должно быть туристов. Мы считаем, что это абсолютно возможно, для этого мы базовую инфраструктуру уже подготовили и построили, теперь идет работа по развитию как отдельных территорий, так и всей территории Крыма, Севастополя. В дальнейшем, считаю, большее внимание уделять привлечению частных инвестиций. Как вы сказали, задача очень амбициозная стоит, но она возможна. Уверен, что одним из главных драйверов экономики полуострова может стать жилищное строительство”, – заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.

На совещание с министрами президент пришел уже со списком вопросов, которые ему задали за несколько минут до этого, в ходе телемоста с общественностью Крыма и Севастополя. Встреча с ними, по словам Путина, стала для него приятной и полезной традицией.

“Вы сами хорошо знаете, сколько всего еще нужно построить, отреставрировать, привести в порядок, сколько проблем накопилось за предыдущие десятилетия. А многие из них не решались и практически находились в загоне все эти годы. Это касается и водоснабжения, и в целом изношенной, ветхой инфраструктуры. Ничего не складывалось десятилетиями, только выкачивали отсюда ресурсы. Нам нужно быстрее наверстывать время, двигаться вперёд, создавать условия для достойной, комфортной жизни, быта, отдыха людей”, – сказал он.

О том, что Крым действительно за 7 лет стал неотъемлемой частью России, говорит масштаб работы общественных организаций. Движение “Общероссийского народного фронта” помогает инвалидам: колясочнику Дмитрию Вавровичу, обратившемуся со своей проблемой на “прямую линию” с президентом, в подъезде отремонтирован лифт.

“Человеку спуститься вниз в летние месяцы для того, чтобы пройти к морю или заниматься спортом, не было возможности. На данный момент проблема устранена, лифт работает”, – подчеркнула руководитель регионального исполкома ОНФ по Крыму Алла Вертинская.

“Если где-то у чиновников душа зачерствела, то у волонтеров все, вся душа нараспашку. Это чрезвычайно важно для страны, для формирования нашего национального характера. Конечно, будем и дальше волонтерское движение поддерживать по всем направлениям, в том числе и по тому, о котором вы сейчас упомянули”, – отметил Путин.

Не останется в стороне и государство. Одной из “духовных жемчужин” Крыма, заповеднику Херсонес Таврический, Путин пообещал дальнейшую помощь в развитии.

Читайте также:
Зарплата охранника без лицензии в Москве и других городах России в 2022 году: как найти работу от прямых работодателей

“Херсонес имеет для нас определенное, даже сакральное значение. Имею в виду, что именно здесь князь Владимир принял крещение, его дружина приняла крещение и после этого пошло крещение по Руси, это в известной степени колыбель нашего духовного самосознания. Поэтому Херсонес имеет для нас особое значение. Мы, безусловно, будем его развивать, конечно, будем развивать дальше”, – заявил Путин.

Крым традиционно многонационален. Заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов говорит о том, как за эти 7 лет изменилась жизнь крымских татар, на фоне минаретов Большой соборной мечети, строительство которой близится к завершению.

“Все это доказывает нам то, что заявления зарубежных стран, в том числе Украины, о притеснениях по национальному признаку, ущемлению прав мусульман Крыма – все это является неправдой и не соответствует действительности”, – заявил заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов.

“Многое изменилось в жизни крымских татар. Произошло то, о чем мечтать раньше не могли, – крымско-татарский язык получил статус государственного”, – подчеркнул президент.

Крым был всесоюзной, а теперь стал всероссийской здравницей. Десятки тысяч детей ежегодно приезжали на отдых в лагерь “Артек”. Приедут ли летом 2022-го? Из “Артека” Путина просят как можно скорее снять противовирусные ограничения. Путин говорит, что все будет зависеть от успехов массовой вакцинации россиян.

“Конечно, у нас ситуация лучше, чем во многих других странах мира, и в том числе в Европе, где вводятся очень жесткие локдауны в некоторых странах: там улицы пустые, все закрыто. У нас, слава Богу, такого нет, вакцинация идет, и, надеюсь, в самое ближайшее время мы сможем предъявить стране то, что сделано до сих пор в этом направлении, и то, что в ближайшее время нам предстоит сделать. Здесь у нас хорошие перспективы. Исходя из этого мы будем строить летнюю отпускную кампанию. Будем развивать туризм внутренний”, – заявил политик.

То, что все проблемы можно и нужно преодолеть, показали крымские силачи, подняв в прямом эфире конструкцию весом в 900 килограммов. И лучшей метафоры не придумаешь – своя ноша не тянет. И Крым с Севастополем, несмотря на все проблемы и сложности, Россия обязательно “поднимет”.

“Все идет по плану. Тысяча объектов запланирована, из них 400 уже построено”, – произносит Путин в конце совещания.

И эта статистика говорит о том, что наступившая 7 лет назад “крымская весна” обязательно приведет полуостров к расцвету по всем показателям.

Самый длинный мост и культовые объекты: как изменился Крым после воссоединения с Россией

Республика Крым после воссоединения с Россией буквально расцвела. С 2014 года жизнь региона пестрит событиями, масштабными проектами и новыми объектами. За пять с небольшим лет здесь возвели самый длинный в России мост, соединили трассой города от Керчи до Севастополя, а также готовятся открыть уникальный винный парк.

О том, с чего все начиналось семь лет назад, можно прочитать ЗДЕСЬ. А вот как обстоят дела на полуострове сейчас.

Сами крымчане отмечают, что у них прибавилось праздников – теперь календарь пестрит красными датами. Например, День народного единства. Ежегодно он отмечается 4 ноября, а с 2014 года – и в Крыму.

Также там с размахом празднуют День Победы в Великой Отечественной войне и встречают поезд Победы.

Не забывают местные власти и о главном двигателе региона – молодежи. Вместе с подрастающим поколением развивается и Крым. Уже стало традицией проводить молодежные форумы: “Таврида”, “EXTREME Крым”. Также широко известен ялтинский международный экономический форум.

Действительно наш

К достижениям последних лет Республики Крым можно отнести целый перечень событий. Особенно высокую скорость и масштаб набрали работы в дорожно-транспортной сфере. В 2018 году в Крыму открылся международный аэропорт “Симферополь” имени Ивана Айвазовского. В 2022 году его услугами воспользовались 4,63 млн пассажиров.

Про Крымский мост уже слышали, казалось бы, даже на другом конце света. Это самый длинный объект такого рода в России. В мае 2018 года с опережением графика удалось открыть его автомобильную часть. А в декабре 2019-го там запустили железнодорожное движение. Протяжённость моста – 19 км. За 2022 год по нему проехало почти 4,5 млн машин.

Трасса “Таврида” на слуху не только у местных жителей. Четырёхполосная дорога соединила города от Керчи до Севастополя. Движение там открыли в августе 2022 года. Количество объектов, которые построили на “Тавриде”, действительно впечатляет: 93 моста, 18 развязок, 30 надземных пешеходных переходов с лифтами для удобства маломобильных граждан.

А крымская железная дорога преобразилась в декабре 2019 года после открытия ж/д части Крымского моста. Теперь рельсовые пути связывают не только города полуострова, но и ведут в регионы материковой части России.

Бытовые вопросы решали легко

Подача ресурсов энергоснабжения в Крыму быстро вышла на качественно новый уровень. Например, май 2016 года запомнился жителям России запуском энергомоста “Кубань -Крым”. Через него поступает электричество с материковой части РФ к полуострову.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Приморско-Ахтарск в 2022-2022 годах: отзывы переехавших, цены, климат и работа

В декабре 2016 года запустили в работу газопровод “Краснодарский край – Крым”. Его построили в невероятно сжатые сроки: потребовалось всего 11 месяцев, чтобы проложить 358,7 км.

Также с 2018 года на полуострове построили две тепловые электростанции – в Симферополе и Севастополе, начали подавать электричество в Крымскую энергосистему с ТЭЦ в Саках.

В декабре 2022 года открылся новый медицинский центр “Республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко”. Его можно назвать одним из самых современных среди других медучреждений Юга России. Многопрофильный медцентр рассчитан на 774 коечных места и оборудован по последнему слову техники.

Винный парк и обновленные объекты

Духовная и культурная жизнь Крыма тоже преобразилась. В Симферополе стартовало строительство Соборной мечети. В скором времени она станет самым крупным мусульманским молитвенным архитектурным объектом в Восточной Европе.

Кроме строительства новых, в Крыму реконструируют и те здания, что возвели еще в советские времена. Например, училище олимпийского резерва появилось еще в 1989 году, а сейчас подрядчики занимаются реконструкцией объекта. Ученики проявляют себя в таких видах спорта, как футбол, различные виды боевых искусств, легкая и тяжелая атлетика.

Много внимания уделяется сохранению объектов исторического и культурного значения. В 2022 году отреставрировали: дворец “Ласточкино гнездо”, Митридатские “Лестницы Большие и Малые”, обелиск Славы на горе Митридат в Керчи, здание Дворянского собрания.

В 2022 году продолжается реставрация комплекса сооружений Керченской крепости, 8 объектов комплекса “Ханский дворец”, а также комплекса сооружений Воронцовского дворца, Мемориального комплекса “Аджимушкай”, особняка Динцера. Уже заключили контакты на реставрацию зданий Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского, Дачи Стамболи.

Также в 2022 году в Крыму откроется первый в России винный парк. В этом комплексе находятся: гравитационная винодельня, сыроварня, огромный парк с арт-объектами. В парке будет предусмотрена зона дегустации с красивым видом с высоты.

Жительница Самары Мария бывала в украинском Крыму в качестве туриста, а позже ездила в длительную командировку уже в российский и успела оценить разницу. Она рассказала: из очевидных изменений – новый общественный транспорт, дороги и тротуары, детские площадки – все преобразилось. Также, со слов местных жителей, медицина стала куда доступнее, скорые стали ездить лучше, и главное – появилось много рабочих мест на предприятиях.

Вот как видит Крым другая семья, которой тоже есть с чем сравнить:

– Мы были в Крыму и до его присоединения к России. Но после – стали ездить часто, поскольку муж поехал туда работать, а мы чнавещали. Могу сказать, что все преображалось быстро – инфраструктура, дороги, благоустроенность. Мы действительно почувствовали, что Крым – наш.




–>

–>

–>

–>

Семь лет спустя: экономическое преобразование Крыма после воссоединения с Россией

Полуостров Крым прошел семилетний рубеж воссоединения с Россией и демонстрирует впечатляющие изменения, оценил итоги возвращения Крыма в состав РФ для ФБА «Экономика сегодня» крымский политолог Владимир Джаралла.

Происходивший на Украине в 2014 году политический хаос заставил общественность полуострова Крым задуматься о переходе под юрисдикцию Российской Федерации. Во избежание ужесточения беспорядков российские власти совместно с активистами региона организовали проведение референдума, который состоялся 16 марта.

Через два дня, 18 марта, стало известно, что 95,6% севастопольцев и 96,7% крымчан выступили за воссоединение с Россией. Результаты закрепили во время встречи в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главы государства Владимира Путина с крымской делегацией. В этот же день стороны подписали договор о принятии полуострова, в рамках которого Республика Крым и Севастополь стали субъектами федерации.

Этот момент стал переломным для региона, находившегося в плачевном состоянии, до которого его довели украинские власти. Республике требовалось оживление, граждане ждали материальной и моральной поддержки. С 2015 года на полуострове началась активная экономическая деятельность: разрабатывались проекты, закладывались новые инфраструктурные объекты, планировались долгосрочные стройки.

«Возвращение Крыма в состав России стало позитивным и прогрессивным шагом, способствовавшим сохранению мира на полуострове и спасению людей. За счет этого удалось решить многочисленные геополитические и международные задачи развития страны.

Для многих жителей полуострова такой шаг стал, с одной стороны, воплощением мечты, а с другой – началом новой страницы жизни, несомненно лучшей предшествующей ей», – оценил историческое событие Владимир Джаралла.

Благодаря активным действиям местных и федеральных властей удалось нарастить промышленное производство в 2 раза, а 2,5 раза – доходы республиканского бюджета. Сейчас интенсивное развитие наблюдается в судостроительной и винодельческой отраслях.

Увеличилось финансирование образования в 3 раза, культуры – почти в 3,5 раза, а спорта – в 4 раза. Власти приобрели 30 модульных детских садов, более 200 школьных автобусов, построили 20 новых садов и создали более 20 тысяч мест. Сдано в эксплуатацию шесть дошкольных образовательных организаций, и еще четыре на подходе. В настоящее время организованы работы по строительству 19 новых школ, ремонту больниц и поликлиник.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Майкоп в 2022-2022 году: цены на продукты и недвижимость, средние зарплаты в городе

Рывок вперед: как развивается Крым

За несколько лет регион обзавелся многим, но самыми значимыми можно назвать тепловую электростанцию, Крымский мост, федеральную трассу «Таврида», Симферопольский аэропорт.

В 2022 году были введены в эксплуатацию две новые ТЭС: Таврическая и Балаклавская. Мощность обеих станция составляет 470 мегаватт. После того, как в эксплуатацию была введена Таврическая ТЭС, Крым перестал быть энергодефицитным районом. Сегодня полуостров на 100% энергетически автономный регион.

Население полуострова еще помнит, как украинские радикалы подорвали линии электропередач из Украины в Крым, неготовый к блэкауту. Люди спасались за счет систем автономного электропитания, мобильных газотурбинных станций, а также бензиновых и дизельных генераторов.

Благодаря активной помощи российских регионов и федеральной власти наладить в Крыму нормальное электроснабжение удалось достаточно быстро. В декабре 2015 года начала работать первая линия энергомоста от Ростовской АЭС через Кубань, а в мае 2016 года уже работали все четыре линии общей мощностью 800 мегаватт.

«Россия продемонстрировала эффективность системы управления, ставшей актуальной в условиях острого кризиса и быстрого решения задач. Концентрация ресурсов и контроль за ними позволили достичь, казалось бы, невероятных целей – Крымский мост и другие объекты», – подчеркнул эксперт.

Выход Крыма из украинского болота, напоминает политолог Владимир Джаралла, доказывает также строительство аэропорта в Симферополе. В конкурсе на проект обновления терминала, стоявшего без реставраций с 1957 года, одержало победу южнокорейское архитектурное бюро в составе компании Samsung.

Генеральным подрядчиком строительства выступило крымское предприятие «Альфа Констракшн», которое с иностранной компанией приступило к работам. Результатом их деятельности стал новый аэровокзальный комплекс с терминалом и служебными зданиями, площадью более 78 тысяч квадратных метров. Терминал возвели за 22 месяца, благодаря чему первых пассажиров он принял в апреле 2018 года. Здание рассчитано на обслуживание семи-десяти миллионов пассажиров в год.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы в прошлом году полуостров из 90 запланированных объектов получил 67. По остальным на сегодняшний день завершаются юридические процедуры.

РФ нацелена на полную модернизацию инфраструктуры Крыма

На 2022 год запланирован ввод в эксплуатацию 108 объектов на территории Крыма, а 40 – в Симферополе. Общее финансирование, по словам заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова, составит более 55 млрд рублей.

Федеральные и местные власти намерены завершить строительство Нежинского, Просторненского, Новогригорьевского водозаборов, также водозабора на Бельбеке для Севастополя и Бештерек-Зуйского водозабора для Симферополя. Среди прочего запланированы аэровокзальный комплекс в аэропорту Бельбек, рекультивация полигона ТКО в Симферополе, первый этап строительства автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный.

«За семь лет произошло абсолютное инфраструктурное обновление: полуостров получил объекты, которых не было ранее. Новинки взяли на себя огромную нагрузку. Речь идет о трассе «Таврида», симферопольском аэропорте, социально важных строениях, а также переменах, происходящих в транспортных и логистических направлениях», – отметил собеседник агентства.

Преобразование полуострова заметно повысило интерес инвесторов. По предварительным подсчетам руководителя управления федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю Ольги Балдиной, инвестиции, освоенные в 2022 году, составили 221,6 млрд рублей. В период до 2015 года объемы финансовых вливаний не превышали 66,5 млрд.

Политолог подчеркнул, что российские власти внимательно следят за исполнением задач, поставленных перед крымскими руководителями. Высокоразвитое федеральное законодательство России помогает решать вопросы местного самоуправления и межнациональных отношений, что еще раз доказывает изменение жизни на полуострове к лучшему.

Сколько зарабатывает продавец-консультант в России в 2022 году

То, сколько зарабатывает продавец-консультант в России в 2022 году, определяется регионом проживания, местом работы, наличием дополнительных обязанностей у такого работника. Попробуем разобрать все ключевые нюансы подробнее.

От чего зависит зарплата?

Зарплата продавца-консультанта состоит из таких основных составляющих, как:

  1. Основной оклад. Он может начисляться по дням и часам.
  2. Процент от продажи товара.
  3. Бонусы за перевыполнение плана на месяц.

В зависимости от организации, в которой приходится работать продавцу-консультанту, может быть предусмотрено от 1 до всех 3 из указанных в списке вариантов вознаграждения. Есть немало магазинов, где выручка никак не влияет на зарплату продавца. Таким сотрудникам обычно устанавливается оклад. Обычно в наименьшей степени наблюдается зависимость начисляемой зарплаты от мастерства продаж в продуктовых магазинах, пивных, супермаркетах и киосках.

Средние цифры по России

В отечественных регионах зарплаты у продавцов достаточно низкие. Минимальные ставки могут быть порядка 10 тыс. руб. в месяц. Сейчас актуальными стали такие предложения, согласно которым продавцам предлагают трудиться без оклада, получая исключительно процент от объема проданных товаров. Соглашаться на такую вакансию можно только в том случае, если есть убежденность в спросе на данные продукты.

Для справки! В среднем заработная плата по Российской Федерации на текущий момент составляет у продавцов-консультантов 17 тыс. руб.

Характерной особенностью является наличие существенного разброса между наибольшим и наименьшим порогом заработной платы в регионах РФ. Допустим, новосибирцы и жители Перми получают порядка 14-15 тыс. руб. в среднем. Доходы в продуктовых магазинах и торговых точках могут быть немного ниже.

Читайте также:
Правила въезда в Россию для белорусов в 2022 году в связи с коронавирусом: когда откроют сухопутные границы

В среднем по Российской Федерации продавцы-консультанты в Пятерочке зарабатывают от 15-18 тыс. руб., в Магните — от 16 до 18 тыс. руб. Ведь речь идет о гипермаркетах товаров для дома, то в данном случае можно рассчитывать на более привлекательные оплаты труда. К примеру, в сетях магазинов Леруа Мерлен зарплата может составлять в пределах 20-25 тыс. руб.

Почему специалист-консультант получает больше обычного продавца?

Обыкновенные продавцы имеют меньше преимуществ, в сопоставлении с собственными коллегами, имеющими статус консультанта. В стандартной ситуации такой работник выкладывает товар и производит расчеты с клиентами. От продавца-консультанта, в дополнение ко всему этому, требуется еще и обеспечение качественных консультаций. Это означает, что сотрудник должен идеально разбираться в товаре.

На заметку! В случае продавцов-консультантов речь может идти не только о физических товарах, но и услугах. Примером могут быть консультанты по кредитам, торговые агенты, сотрудники страховой.

Разница между зарплатой обычного продавца и продавца-консультанта может составлять от 5 до 10-12 тыс. руб. У продавцов-консультантов, представляющих магазины модной одежды, ставка может составлять от 50-70 тыс. руб., особенно если речь идет о бутике элитных товаров. Примерно такие же зарплаты у продавцов мебели. Больше всего получают продавцы-консультанты элитной недвижимости. Их зарплата нередко превышает 100 тыс. руб. Приблизительно 50 тысяч получают и сотрудники, трудящиеся вахтовым способом.

В случае с продавцами-консультантами мороженого, цветов все зависит от накрутки. Здесь практически всегда имеет место деятельность по контракту с организацией.

В Оренбурге зарплата представителей рассматриваемой специальности в среднем составляет от 15 до 33 тыс. руб. Усредненный уровень зарплаты продавцов в Оренбурге равен 23 тыс. руб. В Красноярске от 20 до 35 тыс. руб., средняя цифра составляет 30 тыс. руб. При наличии опыта работы во Владивостоке можно получать за специальность продавца-консультанта до 55 тыс. руб. в месяц.

Зарплата в СПб

Как и в любом другом городе-миллионнике, здесь установлены более привлекательные зарплаты. Но даже в Санкт-Петербурге иногда можно наткнуться на вакансии, в соответствии с которыми работникам предлагают зарплаты порядка 18 тыс. руб. в месяц. Средняя зарплата у человека, трудящегося в сфере продаж, составляет около 30 тыс. руб.

Большое значение имеет особенность товара. В среднем продавец-консультант магазина мебели в Санкт-Петербурге получает порядка 60 тыс. руб. Продавец одежды может рассчитывать на зарплату от 45 тыс. руб. в месяц.

Зарплаты в Москве

Средний показатель оплата труда по Москве в рассматриваемой профессии составляет 50 тыс. руб. в месяц. Продавец-консультант без опыта работы может рассчитывать на доход порядка 35 тыс. руб. в месяц. Если имеется минимальный опыт работы, составляющий от 1 года и более, можно получать порядка 45 тысяч в месяц. Если речь идет о человеке с хорошей квалификацией и оптимальным уровнем знаний, умеющим находить подход к покупателям, такому сотруднику могут выплачивать от 55 до 70 тыс. руб. в месяц в Москве.

Старший продавец

Сколько будет зарабатывать продавец-консультант в России в 2022 году определяется еще и статусом такого работника. Человек, занимающий эту должность, обычно получает больше своих обычных коллег. Сумма зарплаты может быть различной, в зависимости от объема выполняемой работы и региона проживания. В салонах Мегафона, например, продавец-консультант, занимающий должность старшего по званию, получает 40 тыс. руб.

Основным требованием как для старших продавцов-консультантов, так и для тех, кто занимает младшие звания, является стрессоустойчивость, умение общаться с людьми и ненавязчивость. Кроме того, необходимо отлично разбираться в товаре. Благодаря этому можно будет качественно проконсультировать любого зашедшего в магазин покупателя.

На заметку! Меньше всего получают продавцы, которые работают в магазинах продуктов питания.

Выбирая наиболее выгодное место для работы продавцом-консультантом, следует обратить внимание, является ли оплата труда фиксированной или зависит от проданных товаров.

Если выбран второй вариант, то необходимо узнать, какой является проходимость рассматриваемой торговой точки. Иногда, даже при условии, что магазин находится в мегаполисе, проходимость может желать лучшего. Соответственно, и доходы будут минимальными. Сезонный фактор также является важным. Продавцы-консультанты мороженого, например, получают в летний сезон в среднем около 28 тыс. руб. дохода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: