Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в 2022 году

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в 2022 году

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 февраля 2022 года N 27-01-25/6679

[О порядке перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования]

В связи с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 22 января 2022 г. N А26-02-4513511-СО1 Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В связи с созданием и началом функционирования Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) положения Таможенного кодекса Российской Федерации утратили силу и не применяются.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международном почтовом отправлении либо иным способом.

Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов, установлены приложением N 1 к Решению N 107 в зависимости от категории перемещаемого товара и способа его ввоза.

В случае превышения указанных норм в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единым ставкам, установленным таблицей 1 приложения N 2 к Решению N 107.

Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен приложением N 3 к Решению N 107.

Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом на основании положений пункта 4 статьи 256 ТК ЕАЭС исходя из:

1. Заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2. Характера и количества товаров;

3. Частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес.

Кроме того, в приложении N 6 к Решению Совета ЕЭК содержится перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования.

В отношении товаров, не признанных товарами для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС и Решения Совета ЕЭК не применяются.

В соответствии с ТК ЕАЭС товары, не отнесенные к товарам для личного пользования, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, установленных ТК ЕАЭС.

Порядок применения таможенных пошлин, налогов зависит от избранной декларантом таможенной процедуры.

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат уплате таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы в порядке, установленном разделом II ТК ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Вместе с тем необходимо отметить, что расширять льготы на товары для личного пользования в связи с существующими рисками уклонения от уплаты платежей при ввозе товаров, фактически предназначенных к коммерческому обороту под видом предназначенных для личного пользования, нецелесообразно.

Одновременно сообщаем, что вопросы, связанные с внесением изменений в документы, составляющие право ЕАЭС, относятся к компетенции единого постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза – Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).

Порядок взаимодействия с ЕЭК, в том числе при подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в правовые акты, составляющие право ЕАЭС, определен Положением о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с ЕЭК, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 1126.

В соответствии с пунктом 5 указанного положения координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.Золкин

Посольство Российской Федерации в Королевстве Испания

Консульство

  • ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
  • Режим въезда граждан в Испанию
  • Информация об Испании
  • Адрес и время работы Консульского отдела
  • Выездное консульское обслуживание
  • Запись на приём в Консульский отдел
  • Российские консульские учреждения в Испании
  • Консульский учёт
  • Русскоязычные адвокаты и юридические фирмы в Испании
  • О системе TAX FREE в России
  • Визовые вопросы
  • О выезде несовершеннолетних за рубеж
  • О миграционной карте
  • Паспортные вопросы
  • Свидетельство на возвращение в Россию
  • Вопросы нотариата
  • Справки о брачной правоспособности
  • Истребование документов
  • Вопросы ЗАГС
  • Вопросы гражданства
  • Порядок подачи уведомлений об ином гражданстве
  • О признании проживающих за рубежом совершеннолетних росграждан недееспособными и об установлении над ними опеки
  • Образцы переводов документов
  • О медицинском страховании граждан России при выезде за рубеж
  • Пенсионные вопросы
  • Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников
  • О механизме передачи росграждан, осужденных к лишению свободы в Испании, для дальнейшего отбывания наказания в Российскую Федерацию
  • О материнском капитале
  • Тарифные вопросы
  • Об информационном сервисе ФТС России
  • Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
  • О представлении документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
  • Об экстренной помощи туристам
  • О ввозе лекарственных средств на территорию РФ
  • О правилах внутреннего распорядка в пенитенциарных учреждениях Испании
  • Информация о вывозных рейсах
Читайте также:
Виза в Россию для граждан Ирана в 2022 году

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулируется главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение Совета ЕЭК). Регулировавшее данные вопросы ранее Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июля 2010 г. (далее – Соглашение от 18 июля 2018 г.) утратило силу.

В соответствии с пунктом 6 приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018. г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства- члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства- члена ЕАЭС;

авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства- члена ЕАЭС (по утратившему силу Соглашению от 18 июля 2010 г. этот срок составлял 6 месяцев).

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 “Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

30 ноября 2001 г.

ГАРАНТ:

О реализации настоящего постановления см. распоряжение ГТК РФ от 13 сентября 1999 г. N 01-14/1076

На основании статьи 109 Таможенного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

2. Государственному таможенному комитету Российской Федерации установить подробные правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров физическими лицами.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 808 “О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 30, ст.3660), за исключением абзаца первого подпункта “б” и подпункта “в” пункта 6 указанного постановления, которые утрачивают силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

ГАРАНТ:

О реализации пункта 3 настоящего постановления см.:

приказ ГТК РФ от 15 декабря 1999 г. N 870,

письмо ГТК РФ от 1 октября 1999 г. N 07-10/25595

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

Положение
о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783)

С изменениями и дополнениями от:

30 ноября 2001 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

Читайте также:
Документ, подтверждающий гражданство ребенка до 14 лет в 2022 году

В случаях, установленных настоящим Положением, товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаются физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке.

Упрощенный, льготный порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации включает в себя полное или частичное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов, установление единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также неприменение к товарам мер экономической политики.

ГАРАНТ:

Приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 815 утверждены Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации

См. Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденные приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 814

Предназначение товаров устанавливается таможенными органами Российской Федерации исходя из характера, количества и частоты перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются не в целях личного пользования или потребления физическим лицом либо членами его семьи.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830, в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

2. В настоящем Положении следующие понятия означают:

“автомобили” – легковые автомобили, классифицируемые в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

“новые автомобили” – автомобили, с момента выпуска которых прошло 3 года и менее, независимо от величины пробега.

Иные понятия в настоящем Положении используются в значениях, установленных в таможенном законодательстве Российской Федерации.

3. Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить при следовании через таможенную границу Российской Федерации товары (за исключением автомобилей), общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США включительно и общий вес которых не превышает 50 килограммов включительно.

Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, срок непрерывного временного пребывания которых в иностранных государствах составляет более 6 месяцев, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары (за исключением автомобилей), общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 5000 долларов США включительно.

4. В случае ввоза физическими лицами при следовании через таможенную границу Российской Федерации товаров (за исключением автомобилей), общая стоимость и/или общий вес которых превышает размеры, установленные пунктом 3 настоящего Положения, но не более стоимости, эквивалентной 10000 долларов США, и общим весом не более 200 килограммов, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за килограмм.

В случае ввоза физическими лицами товаров (за исключением автомобилей), общая стоимость которых в эквивалентном выражении превышает 10000 долларов США и/или общий вес которых превышает 200 килограммов, меры экономической политики не применяются. В отношении указанных товаров применяются общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

В отношении товара (за исключением автомобилей), который в соответствии с законодательством Российской Федерации признается неделимой вещью, стоимость которого в эквивалентном выражении превышает 10000 долларов США и/или общий вес которого превышает 200 килограммов, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости этого товара.

5. В случае если ввоз товаров, указанных в пункте 3 и абзацах первом и третьем пункта 4 настоящего Положения, осуществляется физическим лицом не при следовании через таможенную границу Российской Федерации, а иным способом (включая пересылку в адрес лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации), меры экономической политики не применяются. В отношении указанных товаров применяются общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

6. Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары (за исключением автомобилей), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации.

7. Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары, общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 100 долларов США включительно, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

В случае получения физическим лицом товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, общая стоимость которых в эквивалентном выражении превышает 100 долларов США, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров.

Читайте также:
Как получить гражданство России украинцу в 2022 году

8. Подакцизные товары (за исключением автомобилей) и товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения при их ввозе, могут ввозиться и пересылаться в международных почтовых отправлениях без взимания таможенных пошлин и налогов в количестве, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, вне зависимости от категории лиц, перемещающих их через таможенную границу Российской Федерации.

В случае ввоза таких товаров сверх установленного количества упрощенный, льготный порядок, предусмотренный настоящим Положением, не применяется.

9. Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары (за исключением автомобилей), необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации в течение срока их временного пребывания. Такие товары не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных товаров взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с пунктами 4, 7, 8 и 18 настоящего Положения.

10. В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей (за исключением новых автомобилей) вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В отношении автомобилей (за исключением новых автомобилей) вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. сантиметров, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1,4 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

11. В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации новых автомобилей, страной происхождения которых является иностранное государство, взимается совокупный таможенный платеж, эквивалентный сумме таможенных пошлин и налогов.

В отношении новых автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

12. Автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами:

а) постоянно проживающими в Российской Федерации, – в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории и находящихся в собственности данных лиц либо членов их семей по состоянию на 31 декабря 1991 г.;

б) признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, – в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или другое государство – участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

13. Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. Такие автомобили не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае, если автомобили не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных автомобилей взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения.

Временный ввоз автомобилей физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, без уплаты таможенных пошлин и налогов не допускается.

ГАРАНТ:

См. также Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 517

14. В случае ввоза физическими лицами с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации автомобилей, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги взимаются в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения вне зависимости от целей, обстоятельств и срока ввоза таких автомобилей.

Физические лица, постоянно проживающие в Калининградской области, могут временно, на срок не более 2 месяцев, ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации автомобили, ранее ввезенные на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированные на территории Калининградской области, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей. Такие автомобили не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам за пределами Калининградской области. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае, если автомобили не ввозятся обратно на территорию Калининградской области по истечении установленного срока, в отношении таких автомобилей взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Калининград в 2022-2022 году: отзывы переехавших, цены на продукты, недвижимость, районы города
ГАРАНТ:

Об обеспечении уплаты таможенных платежей физическими лицами, проживающими в Калининградской области см. распоряжение ГТК РФ от 5 апреля 1999 г. N 01-14/1256

15. Применение единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренные пунктами 10, 11 и 14 настоящего Положения, распространяются только на случаи ввоза физическим лицом одного автомобиля при следовании через таможенную границу Российской Федерации. В случае пересылки автомобилей, а также в случае ввоза более одного автомобиля при следовании через таможенную границу Российской Федерации упрощенный, льготный порядок перемещения товаров, установленный настоящим Положением, не применяется.

16. Физические лица могут вывозить в упрощенном, льготном порядке товары, стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 10000 долларов США, и/или один автомобиль без уплаты таможенных пошлин и налогов.

В случае вывоза физическими лицами в упрощенном, льготном порядке товаров и автомобилей возврат уплаченных сумм пошлин и налогов не производится.

17. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут временно вывозить в упрощенном, льготном порядке товары и/или автомобили, зарегистрированные на территории Российской Федерации, необходимые этим лицам для личного пользования в стране временного пребывания в течение их временного выезда. При временном вывозе товаров и автомобилей и их обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины и налоги не взимаются.

18. При перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, а также во всех иных случаях ввоза и вывоза товаров и автомобилей, не предусмотренных настоящим Положением, либо в случае отказа физического лица от применения упрощенного, льготного порядка применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать особенности таможенного оформления таких товаров и автомобилей.

ГАРАНТ:

См. письмо ГТК РФ от 5 апреля 2000 г. N 06-11/8849

19. Для исчисления сумм таможенных пошлин и налогов таможенная стоимость товаров и автомобилей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, определяется в упрощенном порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

20. Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов лиц, признанных беженцами и вынужденными переселенцами, а также переселяющихся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой России и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 “Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации”

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 16 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3751

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2004 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2003 г. N 357

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2002 г. N 643

Изменения вступают в силу по истечении месяца со дня официального опубликования указанного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

2. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

3. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

Читайте также:
Таможенные пошлины на ввоз импортного автомобиля из Германии в 2017 году

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

4. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Судебная практика и законодательство — Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

В силу статей 150, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и декларированию.

Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

3. Начальникам таможенных органов обеспечить в первоочередном порядке совершение таможенных операций в отношении товаров, необходимых для целей, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в соответствии с пунктом 4 статьи 150 и (или) статьей 178 ТК ТС.

В целях совершенствования таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию автомобильным транспортом, на основании Протокола между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур, подписанного 18 сентября 2008 г. в г. Москве, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 1539-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4978) (далее – Протокол), и статей 94, 109, 150, 159, 179, 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) приказываю:

В соответствии со статьями 150 и 178 Кодекса прошу обеспечить первоочередной порядок помещения данной категории товаров под заявленную таможенную процедуру.

советник таможенной службы

Таможенный кодекс таможенного союза исходит из единства для всех лиц (как физических, так и юридических) оснований права на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза (статья 150). Основополагающим требованием является требование о декларировании перемещаемого товара. Для физических лиц, везущих товар для личного пользования, оно закреплено в статье 355 данного Кодекса; для юридических лиц – в его статье 65 и главе 27.

В целях совершенствования таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию автомобильным транспортом, на основании Протокола между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур, подписанного 18 сентября 2008 г. в г. Москве, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 1539-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4978) (далее – Протокол), и статей 94, 109, 150, 159, 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) приказываю:

В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении в первоочередном порядке таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, на основании пункта 4 статьи 150 и статьи 178 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), части 4 статьи 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2013, N 14, ст. 1656) приказываю:

статьи 150, в соответствии с которой товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза; при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза (пункт 3);

Читайте также:
Какие документы нужны для получения вид на жительство в России в 2022 году: полный список

пункт 3 не применяется. Применяются соответствующие положения пункта 1 статьи 94 ТК ТС, за исключением случаев вывоза из РФ в государства – члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 года были установлены ставки вывозных таможенных пошлин.

2. Осуществлять таможенные операции и таможенный контроль при прибытии/убытии продукции морского промысла должностными лицами таможенных органов, в регионе деятельности которых находится место ввоза/вывоза с таможенной территории Таможенного союза продукции морского промысла, в первоочередном порядке на основании пункта 4 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза”) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее – Кодекс) в срок, не превышающий трех часов рабочего времени с момента начала проведения государственного контроля, в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184, с использованием документов и сведений, представляемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159, 163 Кодекса, а также документов и сведений, полученных при проведении государственного контроля.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств – членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте также:
Где и как встать на миграционный учет в Москве и других городах России в 2022 году

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

18. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 153. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу

1. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

2. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Статья 154. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные

Товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении них таможенных операций рассматриваются также, как если бы они были ввезены на таможенную территорию таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Статья 155. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами

1. Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы, с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

3. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары.

Требования таможни

Таможней принято считать государственный орган, который обеспечивает соблюдение установленного законодательством порядка перемещения транспортных средств, товаров и иных вещей через государственную границу. Помимо соблюдения порядка перемещения, таможня контролирует прохождение иных таможенных процедур, уплату ввозных пошлин, оформление ввозимых вещей.

На территории России данные функции исполняет Федеральная таможенная служба (ФТС). Как следует из информации на официальном сайте, в ее подчинении находится 65 таможен и свыше 400 таможенных постов.

  • регистрации и ведению реестров лиц, функционирующих в области таможенного дела;
  • определению правил и проведению таможенного оформления и контроля;
  • классификации ввозимых товаров, определению их происхождения и таможенной стоимости;
  • противодействию преступлениям и правонарушениям на таможне;
  • взиманию таможенных пошлин и сборов и так далее.

Контролируя ввоз и вывоз имущества через границу, служащие ФТС имеют право проводить досмотр вещей и проверять необходимые документы.

Документы при пересечении таможни

Для прохождения государственной границы гражданам необходимо предъявить служащим таможенной службы документы. Конкретный пакет, безусловно, будет зависеть от личности путешественника, ввозимых им товаров, (суммы ввозимых средств, конкретные наименования и так далее) их стоимости и классификации.

  • документы, удостоверяющие личность: загранпаспорт, паспорт, водительские права (при пересечении границы на автомобиле), свидетельство о рождении (для детей) и так далее;
  • документы, подтверждающие законное представительство интересов несовершеннолетних: акт об усыновлении, свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие цену ввозимых вещей и право собственности на них;
  • транспортные накладные и иные перевозочные документы;
  • документальное подтверждение наличия таможенных льгот на ввозимый багаж;
  • документы, подтверждающие факт личного пользования ввозимым транспортным средством и так далее.

Обратим внимание, что данный список не является исчерпывающим: в зависимости от особенностей конкретной ситуации служащие таможенных органов могут потребовать и иные документы, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, действующим на начало 2022 года.

Товары беспошлинного перемещения

Россия, в силу Соглашения, подписанного между ней, Беларусью и Казахстаном от 18.06. 2022 , является членом Таможенного союза (ТС), поэтому и перемещение товаров через ее границы регулируется законодательством ТС. Обратим внимание, что указанное Соглашение утратит силу после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕЭС, однако на начало 2022 года продолжает действовать.

Читайте также:
Экологически чистые города России в 2022 году: список и рейтинг Топ-10

Им, в частности, определяются основные критерии, по которым разрешается ввоз и вывоз предметов, определяются перечни запрещенных или ограниченных предметов, устанавливаются нормы провоза алкоголя через границу, допустимые объемы наличных средств, случаи, когда необходимо уплачивать обязательные пошлины и сборы. Разберемся, что конкретно можно ввозить.

Так, согласно ч. 1 ст. 12 Соглашения, главным условием беспошлинного (без необходимости уплачивать пошлины и сборы) ввоза является ввоз вещей для личного пользования и вхождение их в перечень, утвержденный Приложениями №№ 3 и 4 к Соглашению.

Стоит отметить, что предельное количество и цена ввозимых товаров могут отличаться в зависимости от способа их перемещения (сопровождаемый багаж, международная пересылка почтой, доставление транспортной компанией и так далее).

  • алмазы;
  • отопительные котлы для центрального отопления;
  • солярии;
  • двигатели внутреннего сгорания;
  • тракторы и прицепы для автомобилей;
  • медицинская мебель, парикмахерские кресла;
  • аппаратура для фотолабораторий.

Вывоз

Что касается вывоза, то тут действуют несколько иные правила. Так, следуя разделу 4 Приложения № 3 к Соглашению, какие-либо ограничения для вывоза установлены лишь в случае вывоза драгметаллов и камней на сумму более 25 000 $. Ограничение снимается для драгметаллов и камней, ранее ввезенных на территорию стран ТС, независимо от того, кем они были ввезены.

Вывоз наличных денег за границу осуществляется по тем же правилам, что и ввоз. То есть, ст. 4 договора, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 51 от 05.07. 2022 , беспошлинный вывоз возможен лишь в случае, если гражданин вывозит менее 10 000 $ в эквиваленте.

Пройдите социологический опрос!

[yop_poll подлежит декларированию

В случае соблюдения всех вышеуказанных предельных сумм, эквивалентов и объемов, закон не требует прохождения таможенного декларирования. Если же предельные показатели превышены, граждане и иностранцы при ввозе товаров, даже если перевозят для личного использования, обязаны вносить их в таможенную декларацию.

  • вещи личного использования, транспортируемые перевозчиком по адресу гражданина или транспортируемые в несопровождаемом багаже;
  • вещи личного использования, к которым могут применяться запреты и ограничения;
  • транспортные средства, кроме зарегистрированных в ТС;
  • культурные и исторические ценности, признанные таковыми на государственном уровне;
  • вещи сопровождаемого багажа, если его владелец перевозит несопровождаемый багаж, и так далее.

Процедура декларирования

Порядок декларирования ввозимых вещей определен ст. 8 Соглашения и главой 27 Таможенного кодекса ТС.

  1. Заполнение таможенной декларации. Форма и порядок заполнения утверждены решением Комиссии ТС № 287 от 18.06. 2022 . Бланк декларации можно получить в специальных пунктах пропуска или найти в интернете и распечатать самостоятельно. Ниже представлен пример заполненной декларации.
  2. Предоставление сотрудникам ФТС декларации и документов, на основании которых она заполнена. Это могут быть правоустанавливающие документы на вещи, договоры аренды, доверенности, чеки и так далее.
  3. Предъявление задекларированных товаров сотрудникам ФТС.
  4. Уплата таможенных платежей или предъявление документов, подтверждающих их уплату.
  5. Соблюдение правил использования вещей, находящихся в таможенной процедуре.
  6. Иные процедуры и выполнение требований, предусмотренных таможенным законодательством.

Согласно ст. 196 ТК ТС, не позже чем через один рабочий день после регистрации декларации, задекларированные вещи должны быть выпущены с таможни.

В случае нарушения установленного порядка прохождения процедуры декларирования, в выпуске имущества декларанту может быть отказано.

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем Запрещенные и ограниченные товары

Стоит отметить, что далеко не все вещи, даже при условии соблюдения вышеуказанных пределов, могут свободно перемещаться через государственную границу. В частности, Приложением № 2 к Соглашению определяется перечень веществ, вещей в определенном количестве и иных объектов, ввоз которых запрещен или ограничен.

Далее мы постараемся ответить, сколько спиртного можно провозить через границу и что нужно для перевозки ограниченных в обороте товаров. Начнем с ограничений.

Что ограничено

Товары, ввоз которых ограничен в соответствии со ст. 4 Соглашения, могут перемещаться через границу с РФ при условии наличия соответствующего разрешения. То есть, например, определенные виды оружия могут быть ввезены лишь при наличии разрешения из правоохранительных органов.

К числу товаров, подпадающих под ограничения, относят:

Наименование вещи, ограниченной в перемещении Форма перемещения через границу
Шифровальные машины В любой форме
Наркотические, психотропные вещества являющиеся лекарством, при условии наличия у декларанта документов, подтверждающих лечение В любой форме при личном перемещении
Служебное и гражданское оружие В любой форме при личном перемещении
Радиоаппаратура, ограниченная для ввоза на территорию ТС При ввозе в любой форме
Коллекционные предметы, ограниченные в перемещении по ТС При вывозе в любой форме
Исчезающие виды флоры и фауны При вывозе в любой форме
Архивные документы При вывозе в любой форме
Культурные и исторические ценности При вывозе в любой форме, кроме почты

Что запрещено

Теперь предлагаем разобраться, что запрещено перемещать через границу РФ, независимо от количества и стоимости. В число таких вещей, согласно разделу I Приложения № 2, входят:

Наименование вещей, запрещенных для перемещения Форма перемещения через границу
Печатная, аудио и видеоинформация, запрещенная для распространения на территории ТС (например, экстремистского характера) В любой форме
Служебное и гражданское оружие, если его перемещение по ТС запрещено В любой форме
Опасные отходы и ядовитые вещества В любой форме
Наркотики и психотропные вещества, кроме случаев их лекарственного применения В любой форме
Человеческие органы, ткани, кровь и так далее В любой форме
Металлолом, в отношении которого установлены ограничения При вывозе в любой форме
Необработанные драгметаллы и камни При вывозе в любой форме
Дикие живые животные и некоторые дикорастущие растения (за исключением трофеев) более 3 штук При вывозе в любой форме
Орудия добычи водных биоресурсов При ввозе в любой форме
Спирт и алкоголь более 5 л При ввозе в любой форме
Табачные изделия более установленного предела (200 сигарет и так далее) При ввозе в любой форме
Алкоголь, табак, оружие При ввозе почтовой службой
Живые животные (кроме пчел, пиявок, шелковичных червей), растения, семена При ввозе почтовой службой
Культурные и исторические ценности При ввозе почтовой службой
Наркотики, психотропные препараты, лекарства При ввозе почтовой службой

Обратим внимание тех, кого интересует, какие лекарства можно провозить через границу. Учитывая все вышесказанное, без ограничений (кроме как почтовым отправлением) могут ввозиться/вывозиться любые лекарства, не являющиеся наркотическими или психотропными. Однако даже такие препараты могут быть ввезены при наличии подтверждающих болезнь и документов и рецепта.

Возвращаясь к общим запретам: ввоз на территорию РФ запрещенных предметов может угрожать как административной, так и уголовной ответственностью. Так, согласно ст. 16.3 КоАП, за такие действия может быть наложен штраф в размере 1-2,5 тыс.

рублей с конфискацией запрещенных предметов. В более тяжких случаях, согласно ст. 226.1 УК, может быть назначено наказание в виде 7 лет тюрьмы и штрафа в качестве дополнительного наказания.

НДС при импорте из Казахстана в Россию

  • Особые правила ввоза в Россию: для кого они и в чем их суть
  • Состав формируемой при ввозе из ЕАЭС отчетности
  • Особенности включения ввозного ЕАЭС-НДС в вычеты
  • Итоги

Особые правила ввоза в Россию: для кого они и в чем их суть

Правила, применяемые при начислении НДС по товару, ввозимому на территорию России, определяет факт наличия/отсутствия таможни на границе. Из большинства стран мира импорт в РФ идет через таможню, налог начисляется на ней в момент ввоза. Процедуры расчета и уплаты такого налога подчинены таможенному законодательству. Налог, соответственно, платится в адрес таможни.

Однако между несколькими странами, ранее входившими в СССР, таможня упразднена. Сами эти страны объединены в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и в отношении вопросов перемещения товаров через их границы следуют единым правилам взаимодействия, изложенным в Договоре о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014).

Членами союза являются:

  • Россия;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Киргизия.

Таким образом, Казахстан входит в состав ЕАЭС, а это означает, что в части вопросов начисления и уплаты НДС при ввозе в РФ из него будут применяться правила этого союза. Суть этих правил сводится к следующему:

  • НДС придется считать самому импортеру и платить его в налоговый орган, поскольку таможни нет.
  • Момент определения налоговой базы увязывается не с самим событием ввоза, а с фактом принятия ввезенного товара к учету или наступлением срока очередного платежа, если имеет место лизинговая сделка (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Налоговая база складывается из стоимости ввезенного товара, отраженной в сопроводительной документации, и акцизов (если товар ими облагается). Стоимость, указанную в инвалюте, пересчитывают по курсу на дату принятия товара к учету или на дату платежа, отраженную в договоре лизинга (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Возникает свой набор отчетных форм, становящийся обязательным к представлению в ИФНС по итогам каждого месяца, в котором осуществлялся ввоз.
  • Для подачи отчета и уплаты налога действует особый срок, определяемый как 20-е число месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортируемых товаров (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для России возможно его смещение на более позднюю дату, отвечающую ближайшему буднему дню, если день окончания срока совпал с выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При расчете налога применяют обычные для РФ ставки (20% либо 10%), учитывая, что в отношении ряда перемещаемых товаров возможно освобождение от налогообложения. Перечень оснований для освобождения содержит ст. 150 НК РФ. Кроме того, не облагаются НДС товары, приобретенные у российского поставщика, но доставляемые покупателю по территории страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895), а также давальческое сырье (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Следовать вышеприведенным правилам должны даже лица, не являющиеся плательщиками НДС (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС), т. е. применяющие спецрежим или освобождаемые от уплаты налога по ст. 145 НК РФ.

В каких случаях не нужно платить НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Состав формируемой при ввозе из ЕАЭС отчетности

Создаваемую при импорте из стран ЕАЭС отчетность отличает (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • появление уникальной для этой ситуации формы отчета — заявления о ввозе товаров (утверждено протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009);
  • применение налоговой декларации особой формы КНД 1151088 (утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@);
  • возникновение обязанности вместе с заявлением и декларацией подать документы, подтверждающие осуществление уплаты налога и сведения, внесенные в заявление как в части данных о поставщике, так и в отношении исчисления НДС.

Конкретный набор подтверждающих документов зависит от условий, в которых выполняется поставка. Как правило, среди них оказываются договор (поставки или посреднический) и товаросопроводительные документы. Может иметь место счет-фактура и информационное сообщение, содержащее сведения о третьем участнике договора, если такой участник есть.

Все документы, образующие отчетность по ЕАЭС-НДС, допускается передавать в налоговый орган как в бумажном виде (подтверждающие — в заверенных копиях), так и в электронном. Заявление, сформированное на бумаге, надлежит оформить в четырех экземплярах, два из которых после появления на них отметки ИФНС следует направить иностранному поставщику.

Заполнить декларацию по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Особенности включения ввозного ЕАЭС-НДС в вычеты

ЕАЭС-НДС можно включать в состав вычетов, уменьшающих обычный налог, начисленный к уплате по реализации на территории РФ. Однако для осуществления этой операции недостаточно будет соблюдения обычного набора требований, содержащихся в ст. 171 (п. 2) и ст. 172 (п. 1) НК РФ:

  • товар отражен в учете;
  • дальнейшим его предназначением является использование в операциях, облагаемых НДС;
  • налог уплачен.

Дополнительно необходимо иметь принятые налоговым органом (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

  • заявление о ввозе;
  • декларацию по форме КНД 1151088.

При составлении обычной отчетности по НДС за квартал, в котором выполнены все эти условия, подлежащую вычету сумму ЕАЭС-НДС отражают в строке 160 раздела 3 квартальной декларации, составленной по форме КНД 1151001.

Несмотря на наличие обязанности платить ввозной налог и отчитываться по нему, вычетами по ЕАЭС-НДС не смогут воспользоваться спецрежимники и лица, освобождаемые от уплаты налога по ст. 145 НК РФ, т. к. они не начисляют НДС в части продаж, осуществляемых на территории России.

Итоги

В части вопросов начисления, отчетности и уплаты НДС при импорте из Казахстана следует руководствоваться правилами, содержащимися в Договоре о ЕАЭС, поскольку Казахстан является членом этого союза. Установленные для ЕАЭС-НДС правила в сравнении с применяемыми при ввозе из иных стран имеют ряд особенностей:

  • налог надо начислять самому импортеру и платить его в налоговый орган, соблюдая особые правила при определении налоговой базы;
  • необходимо создавать дополнительные отчетные документы (заявление о ввозе и налоговую декларацию специальной формы), наличие которых становится обязательным условием для принятия ввозного налога к вычету;
  • для платежей по налогу и представления в ИФНС отчетности действуют свои сроки, отличающиеся от установленных для обычного НДС.

Обязаны платить ЕАЭС-налог и отчитываться по нему также лица, не являющиеся плательщиками обычного НДС (спецрежимники и те, кто освобождается по ст. 145 НК РФ). Однако правом на включение его сумм в вычеты они воспользоваться не могут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: