Незаконное пересечение границы России в 2022 году: штрафы, статья УК РФ, что за это предусмотрено

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы

Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.

В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.

Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.

Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.

«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.

К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.

Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».

После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.

«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.

При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.

«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.

Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.

Наказание за незаконное пересечение границы РФ в 2022 году

В соответствии с федеральным законом № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пересекать российскую границу можно только через оборудованные пункты пропуска. В других местах пересечение границы России будет считаться нелегальным. При пересечении границы иностранные граждане обязаны предоставить определенные документы, удостоверяющие их личность.

Читайте также:
Средняя зарплата инкассатора в Сбербанке в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России в 2022-2022 годах

Процесс пересечения границы выглядит следующим образом:

  • прохождение паспортного контроля;
  • досмотр багажа или груза;
  • декларирование ценностей и денежных средств.

Пересечение границы с помощью визы

Граждане стран, с которыми у России нет соглашений о безвизовом режиме, обязаны делать визу для поездки в Россию. Визы могут быть:

  • туристической;
  • деловой;
  • рабочей;
  • учебной;
  • гостевой;
  • транзитной.

Для получения туристической визы необходимо туристическое приглашение с целью посетить Россию в туристических целях. Максимальный срок пребывания по ней 30 дней. Для получения деловой визы необходимо деловое приглашение, которое оформляется через Федеральную Миграционную Службу и Министерство Иностранных Дел РФ. Сроки, на которые выдается деловая виза, составляют 30, 90, 180, 365 дней. Для получения рабочей визы необходимо рабочее приглашение. У нее нет ограничений по пребыванию. Учебная виза выдается на основании приглашения для обучения в учебном заведении. Гостевая виза оформляется на основании частного приглашения по ходатайству гражданина России, который имеет постоянную прописку на территории России. Максимальный срок пребывания по ней 3 месяца. И наконец, транзитная виза выдается на основании документов, которые подаются в Российское консульство для транзитных целей. Максимальный срок пребывания по ней 72 часа.

Пересечение границы в безвизовом режиме

Безвизовый режим возможен только с теми странами, с которыми у России есть соглашение о безвизовом режиме. При пересечении границы не нужно иметь визу. Существует очень внушительный список стран, с которыми у России безвизовый режим.

Документы необходимые для пересечения российской границы

Документы, необходимые для пересечения границы:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • заполненная миграционная карта;
  • виза (обязательно для граждан тех государств, у которых нет соглашений о безвизовом режиме с Россией).

При пересечении границы необходимо заполнить миграционную карту. Сюда необходимо внести анкетные данные гражданина, а также цель визита на российской земле. Миграционная карта нужна для подтверждения законности нахождения человека на территории России, и ее нужно сдать при выезде из страны. Еще один документ, который нужно заполнить при прохождении через границу это таможенная декларация. В ней содержится информация о человеке и товарах, денежных средствах, ценностях, которые он перевозит. Существуют определенные нормы на перевозку, и если эти нормы больше положенного, то гражданин обязан заполнить таможенную декларацию и уплатить пошлину. При получении визы также необходимо получить полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС). Полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) не нужно приобретать:

  • владельцам служебных и дипломатических паспортов, а также их гостям;
  • иностранцам-госслужащим, которые прибыли в Россию по приглашению федеральных или региональных органов власти;
  • иностранным гостям, которые не должны предоставлять полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) в соответствии с международными договорами.

Пересечение границы на автомобиле

Если вы едите через границу на машине, то необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение международного образца;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • полис страхования гражданской ответственности «зеленая карта».

Запрет на въезд в Россию

Далеко не каждый человек может попасть на территорию России. Существует запретный список для отдельных категорий людей. Отказать во въезде в России могут по следующим причинам:

  • предоставление заведомо ложных сведений;
  • предоставление фальшивых документов;
  • есть судимость за преступления;
  • не предоставили все документы, необходимые для получения визы;
  • недостаточно денежных средств для проживания в России;
  • нежелательное пребывание данного гражданина на территории России;
  • задолженность по налогам или штрафам, неуплаченных на территории России;
  • решение о депортации, выдворении или реадмиссии;
  • нет полиса добровольного медицинского страхования (полис ДМС);
  • был превышен срок временного пребывания в России в предыдущем посещении страны.

Незаконное пересечение границы

Если граждане других государств незаконно пересекли российскую границу, то для них наступает

наступает уголовная ответственность. В статье 322 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за эти нарушения. Человек, незаконно пересекший российскую границу, может получить до пяти лет лишения свободы. Если же кто-то организует массовое пересечение границы, то он может получить до 7 лет лишения свободы.

Если у человека при задержании отсутствовали документы, дающие право на пересечение границы, то его ждет штраф до 200 000 рублей или принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. Если многократно нарушались условия пересечения границы с Россией, то виновнику грозит штраф до 300 000 рублей или принудительные работы лет или лишение свободы на срок до 4 лет, а если это было совершено группой лиц, то до 6 лет. Если границу пересекли граждане России или иностранцы, лица без гражданства, то ответственность у них будет различаться.

Штрафы для граждан России Штрафы для иностранцев, лиц без гражданства
от 2000 до 5000 рублей от 2000 до 5000 рублей (с депортацией)
от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц)
от 400 000 до 800 000 рублей (для юридических лиц)
Читайте также:
Временная и постоянная прописка (регистрация) в России для граждан РФ в 2022 году: где и как сделать регистрацию

Если человек, пересекший границу, относится к лицам, въезд которым на территорию России заведомо запрещен, то он может получить уголовный срок и штраф:

  • штраф в размере до 300 000 рублей, а также депортация;
  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 6 лет для группы лиц

Сюда не относятся ситуации, когда границу пересекают беженцы, люди, с целью получения политического убежища, в результате чрезвычайных ситуаций (аварий, стихийных бедствий и т.д.), либо лица, нуждающиеся в срочной медицинской помощи. К незаконному пересечению границ, не относятся ситуации, когда это было совершенно не умышленно.

Также к ответственности привлекаются российские граждане и иностранцы и лица без гражданства, если:

  • они не предоставили все необходимые документы на границе;
  • незаконно провозят других лиц через границу;
  • перешли границу в неположенном месте;
  • охотятся или рыбачат близко от государственной границы.

Статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции).

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Читайте также:
Медицинская справка в Артек в 2022 году

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

Читайте также:
Граница Калининграда с Польшей и Литвой: правила пересечения, очереди и визовые вопросы в 2022 году

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Читайте также:
Зарплата водителя скорой помощи в Москве и других городах России в 2022-2022 году

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Читайте также:
Работа вахтой и зарплата на севере России у охранников и других в 2022 году

Прокурор разъясняет – Прокуратура Пензенской области

Прокурор разъясняет

  • 25 июня 2022, 16:38

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» одной из задач миграционной политики Российской Федерации является дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Так, законодательством Российской Федерации за противоправные действия в сфере незаконной миграции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Выделяются две основные категории административных правонарушений: в области защиты Государственной границы Российской Федерации и в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Административными правонарушениями в области защиты государственной границы могут быть признаны нарушения установленного порядка управления в этой сфере, посягающие на систему обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, в том числе часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности ( часть 3 статьи 18.1 , часть 2 статьи 18.2 , часть 2 статьи 18.3 , статья 18.5, статья 18.6 КоАП РФ).

В области миграционных отношений выделяются нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил:

– пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от нее до пунктов пропуска и в обратном направлении ( статья 18.1 КоАП РФ);

– въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в ней ( статья 18.2 КоАП РФ);

– въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации , в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации ( статья 18.8 КоАП РФ);

– провоза лиц через Государственную границу Российской Федерации ( статья 18.14 КоАП РФ).

Субъектами указанных правонарушений выступают как физические лица (граждане (должностные лица) Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды), так и юридические лица.

В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение, административное приостановление деятельности.

В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Преступления в сфере миграции относятся к категориям преступления против порядка управления.

Основным составом преступления в сфере миграционных отношений является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации ( статья 322 УК РФ).

Так, указанной нормой установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также пересечение Государственной границы Российской Федерации запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, состав преступления образуют указанные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.

С учетом положений статьи 20 УК РФ ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 16-летнего возраста. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

В статьях 322.2 и ст. 322.3 УК РФ установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

В качестве наказания за данные преступления предусмотрено как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью .

По материалам, предоставленным прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы ​​​​​​.

Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, –

Читайте также:
Документ, подтверждающий гражданство ребенка до 14 лет в 2022 году

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарий к ст. 18.1 КоАП

Государственная граница РФ – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Другими словами – это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”).

Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”). Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, а также создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками (ст. 13 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”). Такая деятельность должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации при соблюдении правил пересечения Государственной границы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.

Читайте также:
Как переехать на ПМЖ на крайний север России в 2022 году

Судебная практика по статье 18.1 КоАП

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны биологических ресурсов Ванинской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 16 июня 2016 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 7 – 15).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения “Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” (далее – ФГБУ “Северное УГМС”, Учреждение) Ершова Р.В. на вступившие в законную силу постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18, решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года, решение судьи Архангельского областного суда от 18 апреля 2019 года и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 17 июня 2019 года, вынесенные в отношении ФГБУ “Северное УГМС” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

общество с ограниченной ответственностью “МВ-Лайн” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2016 N 9862/19-16 федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

общество с ограниченной ответственностью “Земланд Шиппинг” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2015 по делу N 2349/1778-15 Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 450 000 рублей.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” от 11.12.2015 N 9862/2128-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, и решения от 11.01.2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы на оспариваемое постановление,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” от 14.12.2015 N 9862/2127-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, и решения от 11.01.2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы на оспариваемое постановление,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 по делу N 9862/2129-15 федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Крымская рыболовная компания” о признании незаконным и отмене постановления Службы в городе Балаклаве Пограничного управления по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18.02.2016 N 9930-С/114-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

акционерное общество “Авиационная компания Авиашельф” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2016 по делу N ПУ/77-16 Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Читайте также:
Работа в России для беженцев с Донбасса из Украины в 2022 году с проживанием и без него

общество с ограниченной ответственностью “СП-Шиппинг” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области” (далее – управление, административный орган) от 01.04.2016 N 2349/475-16 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде 800 000 рублей штрафа.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Маг-Си Интернешнл” о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 20.01.2016 N 9862/2277-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2022 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2022 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2022 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2022 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2022 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2022 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2022 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2022 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2022 г. по 15 июня 2022 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Согласно новому указу до 30 сентября 2022 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Читайте также:
Двойное гражданство России и США в 2022 году

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2022 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2022 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2022 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2022 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2022 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2022 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2022 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: