Как изменятся налоговые ставки в 2022 году
Минфин опубликовал законопроект, касающийся основных направлений налоговой политики на 2022 год.
Согласно законопроекту, на 2022 год предусматривается сохранение основных налоговых ставок по НДС (15/%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации – 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).
Для обеспечения прямого действия Налогового кодекса предусматривается включение в него ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.
Акцизный налог
Запланировано выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их индексации с 1 апреля 2022 года). В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2022 года.
При этом ставки на алкогольную продукцию, включая пивную продукцию, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа в среднем на 7,5%:
• с 1 февраля 2022 года (с учетом отказа их индексации в 2022 году);
• с 1 сентября 2022 года.
По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, что позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства:
• пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.);
• электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.).
Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.
Земельный налог
Устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе регионов республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%.
«Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (в сумах) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях», – говорится в документе.
Конкретный размер налоговых ставок будет определяться хокимиятами на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.
С отменой единого земельного налога (с 1 января 2022 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога, исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.
Для установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, проект предусматривает распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена и для земель сельскохозяйственного назначения.
Налог за пользование водными ресурсами
Ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели. Это влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели для исчисления налога.
Налоговые ставки по этому налогу индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапно довести их до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.
Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2022 года для предприятий коммунального обслуживания.
В части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб.м.
НДС
Предусматривается расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пивную продукцию, а также рынков и торговых комплексов.
«Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог», – говорится в законопроекте.
В условиях коронавирусной пандемии указом президента было предусмотрено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2022 года плательщики НДС, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.
Законопроектом также предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного или подлежащего уплате по фактически полученным товарам (услугам), независимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий.
Социальный налог
Для упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц. В частности, социальный налог в сумме не менее 1 размера БРВ в год для исчисления трудового стажа уплачивают:
• ученики школы «Уста-шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
• граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора;
• граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Узбекистана.
Для этих категорий плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.
Налог на имущество
Предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2% до 0,4% и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.
Пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2022 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Эта мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.
Налог за пользование недрами
По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.
С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
Что изменится в налогообложении в 2022 году
Минфин опубликовал пресс-релиз к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2022 год». Подробнее – в обзоре buxgalter.uz :
Налоговые ставки
В 2022 году предусматривается сохранение основных налоговых ставок:
- НДС – 15%;
- налог на прибыль – 15%, для отдельных категорий налогоплательщиков – 20%;
- НДФЛ – 12%;
- налог на имущество юридических лиц – 2%;
- земельный налог за земли сельхозназначения – 0,95%;
- социальный налог: хозсубъекты – 12%, бюджетные организации – 25%;
- налог с оборота, базовая ставка – 4%.
В состав НК войдут ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также – отдельные нормы, связанные с применением этих ставок.
Акцизный налог
По акцизам предусматривается выравнивание ставок при импорте и производстве. Разные ставки при импорте и производстве сохранятся только на алкогольную продукцию, табачные изделия и готовый сахар.
Ставки налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются с 1 февраля:
- на алкогольную (включая пиво) и табачную продукцию – в 2 этапа: с 1 февраля 2022 года – с учетом отказа от индексации в 2022 году и с 1 сентября 2022 года – в среднем на 7,5%;
- на бензин марки АИ-80 – на 20% (опережающими темпами) для выравнивания ставок акцизного налога в 2022 году вне зависимости от октанового числа;
- на дизтопливо, дизтопливо ЭКО и моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 20%.
По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Среди них – пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т. д.), электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.) и другие товарные позиции.
Для юрлиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.
Ввоз сахара белого без вкусоароматических или красящих добавок на территорию Узбекистана предлагается облагать по ставке 20%. При этом ввоз сахара-сырца акцизным налогом не облагается.
НДС
Законопроект предусматривает расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки. В их число должны войти:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
По действующим правилам с 1 апреля по 31 декабря 2022 года плательщики НДС с оборотом по реализации товаров (услуг) не более 1 млрд сумов в месяц, применяющие ЭСФ, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе (№ УП-5978 от 3.04.2022 г.). Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, предусмотрев ее как постоянную в Налоговом кодексе.
Законопроект предусматривает возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), вне зависимости от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать предприятия, экспортирующие товары на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Сегодня применение нулевой ставки при экспорте товаров обусловлено наличием выписки банка, подтверждающей оплату экспортируемых товаров (п. 5 части первой ст. 266 НК ).
НДФЛ и соцналог
В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельных категорий физлиц. В частности, самозанятые граждане, ученики школы «Уста-шогирд» в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Республики Узбекистан, уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 БРВ в год для исчисления трудового стажа. Для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.
Налог на имущество и земельный налог с юридических лиц
Законопроект увеличивает с 0,2% до 0,4% пониженную ставку налога на имущество юрлиц и понижающий коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога с юридических лиц по отдельным объектам и земельным участкам, – с 0,1 до 0,25. Это позволит поэтапно довести размер пониженной ставки до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.
Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога введены с 1 января 2022 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
По земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения по регионам республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%. На их основании органы государственной власти на местах будут определять конкретный размер налоговых ставок с применением повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от экономического развития и престижности района.
Плодоовощеводческие сельхозпредприятия с 2022 года возвращаются к исчислению земельного налога исходя из нормативной стоимости сельхозугодий. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит установить единый порядок налогообложения земель данной категории.
Налог за пользование водными ресурсами
По налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются исходя из категорий налогоплательщиков и целей использования воды. Предусматривается, что налогоплательщики для исчисления налога будут ввести раздельный учет объемов водных ресурсов, используемых на различные цели.
Налоговые ставки индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапное доведение ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.
Для предприятий коммунального обслуживания ставки налога за пользование водными ресурсами сохраняются на уровне 2022 года.
По воде, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб. м.
Налог за пользование недрами
Унифицируются ставки налога по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно – из русел рек.
В рамках мониторинга и анализа эффективности норм НК в новой редакции разрабатывается отдельный законопроект – с поправками в НК исходя из предложений специалистов министерств и ведомств, экспертов и налоговых консультантов.
Налоговый комитет подготовил обзор изменений в 2022 году
Государственный налоговый комитет назвал главные изменения в Налоговом кодексе. Изменения опубликованы на сайте ГНК.
Начиная с 1 января 2022 года
Общая часть Налогового кодекса
1. Налоговые ставки по всем видам налогов теперь устанавливаются Налоговым кодексом.
При этом ставки акцизного налога могут пересматриваться решениями Президента Республики Узбекистан в течение года исходя из динамики цен и объема реализации продукции, в том числе при импорте (статья 72 НК).
Ранее: в 2022 году ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц в фиксированной сумме устанавливались Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан.
Кроме того, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей вправе устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах (статья 75 НК).
Изменения по Особенной части Налогового кодекса
Во-первых, по налогу на добавленную стоимость:
1. В целях расширения круга предприятий плательщиков НДС и предотвращения разрыва цепочки НДС независимо от объема выручки признаются плательщиками НДС:
– стационарные торговые точки по продаже алкоголя, включая пиво;
– рынки и торговые комплексы.
2. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.
3. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).
Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.
Ранее: Налоговые льготы распространялись только на услуги пассажирских перевозок по единым тарифам. Тарифы установленные местными органами власти не рассматривались в качестве единого тарифа.
Во-вторых, по акцизному налогу:
Как уже упоминалось выше ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289 1 – 289 3 ).
Еще одно изменение акцизного налога – натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам, исключаются из объекта акцизного налога.
В третьих, по налогу на прибыль:
Ранее в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2022 года № УП-5978 налогоплательщики были вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.
Указанная норма также теперь внесена в Налоговый кодекс.
В четвертых, по налогу на доходы физических лиц:
Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:
– налоговые ставки для данной категории налогоплательщиков устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2022 году;
– налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами – индивидуальными предпринимателями – у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.
В пятых, по социальному налогу:
Налогообложение физических лиц в размере не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится следующим образом:
а) на добровольной основе:
– гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами Республики Узбекистан, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими
б) в обязательном порядке:
– учениками школы «Уста – шогирд» – в период их работы до достижения двадцати пяти лет;
– дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица – на добровольной основе.
Срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.
В шестых, по налогу с оборота:
Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, налоговая ставка снижена с 25 до 13 процентов.
В седьмых, по налогу на имущество:
cтавка налога на имущество сохранена на уровне 2%
Пониженная налоговая ставка для юридических лиц, установленная в отношении таких объектов, как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, объекты недвижимого имущества, по которым принято решение Кабинета Министров об их консервации, увеличилась с 0,2% до 0,4%.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки по налогу на имущество, действовавшие в 2022 году, в 1,15 раза.
При этом в 2022 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2022 год, более чем на 30 %.
Отменена налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23 процента к налоговой базе.
Данная норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.
В восьмых, по земельному налогу:
1. Упразднен порядок исчисления базовой ставки земельного налога для плодоовощных сельскохозяйственных предприятий и дехканских хозяйств на основе поправочных коэффициентов с учетом качественных характеристик (баллов-бонитет) земельного участка.
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2,0;
Кенгаши народных депутатов районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3,0 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Кенгашами народных депутатов областей, а для города Ташкента – к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом Кенгаши народных депутатов районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 гектара, расположенных в туристских зонах республики.
Налоговые ставки на 2022 год Кенгаши народных депутатов районов и городов представляют в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Расширяется перечень земельных участков, в отношении которых законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, за счет включения в него земельных участков, занятых неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы.
Налоговые льготы по земельному налогу на эти земельные участки не распространяются.
В девятых, по налогу за пользование водными ресурсами:
1. Налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом, с учетом их индексации на 15 %, а для отдельных отраслей экономики – на 30 %.
В десятых, по налогу за пользование недрами:
Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5 %, но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых:
– песок строительный, песчано-гравийная смесь;
– песчаники, щебень строительный (карбонатные породы);
– щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).
Прочие и изменения:
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2022 года № ПП-4938 «О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» в налоговое законодательство внесены следующие изменения:
1. Отменяется с 1 января 2022 года для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, проведение ежегодной обязательной переоценки основных фондов.
2. Продлен срок применения нулевой ставки таможенной пошлины при ввозе на территорию Республики Узбекистан 20 видов товаров (за исключением белого и прочего сахара).
3. Для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат»
и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» налоговые ставки по золоту, серебру, палладию и меди устанавливаются в размере 15 процентов
Внесенные в налоговое законодательство изменения послужат увеличению налоговых поступлений за счет большей возможности развития свободной предпринимательской деятельности в нашей стране.
НДС при экспорте в 2022 году
Возмещение НДС при экспорте товаров — это стандартный алгоритм налогового вычета, практически полностью переведенный в электронную форму. Налогоплательщикам не нужно сдавать бумажные копии документов, достаточно предоставить электронные декларации и реестры. От применения нулевой ставки разрешено отказаться.
НДС при вывозе товаров из России
Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. Экспортные товары и материалы не продаются российским потребителям, поэтому государство возвращает ранее уплаченный производителем налог. В качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Все первичные документы, подтверждающие экспорт товаров, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в статье 165 Налогового кодекса РФ. Подтверждающие документы налогоплательщики и агенты предоставляют в электронном формате, обоснованность положений закреплена в приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
Налоговый учет и отчетность по НДС при экспорте
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:
- если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
- если не подтверждена — лист 6 декларации;
- лист 5 используется редко.
В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Особенности для стран ЕАЭС
Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2022 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Ставка налога для экспортеров
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2022 году:
- оригинал или копия внешнеторгового контракта;
- таможенная декларация;
- копии транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободная таможенная зона;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
Право на отказ
С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.
Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20% или 10% теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Для применения этой льготы фирме придется собирать документы для подтверждения 0 ставки при экспорте и предоставлять их в ФНС.
В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Организации хитрили, старались купить документы по НДС, проводили часть экспортных операций по обычной ставке 10% или 20% (18% до 2022 г.), но что-то оформляли под 0%. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.
Налоговая база НДС при вывозе товаров
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на вывоз из РФ определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров ( п. 1 ст. 154 НК РФ).
Обратите внимание, что налоговую базу следует определять исключительно в российских рублях. Если договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля Центробанка России на дату отгрузки товара.
А вот момент определения налоговой базы по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при вывозе товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:
- Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
- Если документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.
Для сделок с компаньонами в ЕАЭС учитывайте, что действует срок подтверждения 0 ставки НДС при экспорте, — 180 дней с момента осуществления отгрузки. Это влияет на определение базы налогообложения. НДС по ставке 0% с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.
Возмещение, возврат или вычет НДС при экспорте
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
Пошаговая инструкция подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:
- Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
- Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
- Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).
Как подтвердить 0 ставку НДС при экспорте в другие государства — направить в ИФНС:
- Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
- Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
- Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.
Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.
Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.
Пример НДС при экспорте в ЕАЭС
Разберем конкретный пример экспорта в Казахстан:
Российское ООО «Весна» приобрело товары на сумму 2 400 000 руб., включая НДС 20% — 400 000 руб. НДС к вычету при покупке продукции не принимался.
Эти товары ООО «Весна» перепродает по договору экспорта в Казахстан. Поставка иностранному контрагенту выполняется на условиях предоплаты, сумма сделки — 2 850 000 руб. Нулевая ставка по НДС при экспорте компания подтвердила в срок. В учете это отражено следующим образом:
Отражено поступление основной партии товарной продукции для последующей перепродажи в Казахстан
В учете отражен входящий налог с покупки товаров
Отражено поступление 100% предоплаты от казахстанского партнера
В учете отражена выручка по сделке
Произведена отгрузка товарной продукции на экспорт иностранному покупателю
Списана себестоимость товаров, реализованных иностранному покупателю
Налог на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для вывоза, принят к вычету
Обратите внимание, что принять к вычету НДС в этой ситуации следует только после того, как осуществлен вывоз продукции в Казахстан, и нулевая ставка налога подтверждена документально.
НДС в Узбекистане в 2022 году
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2022 г. N 03-07-14/12808 О применении НДС при оказании российским налогоплательщикам рекламных услуг хозяйствующими субъектами государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС
Вопрос: Интересует налогообложение НДС при оказании рекламных услуг резидентами Таджикистана и Узбекистана резиденту РФ. Эти страны не являются членами ЕАЭС, соответственно не руководствуются нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов.
В Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 г. “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал” и Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 г. “Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества” не упомянут налог НДС.
Возможно, существуют другие двусторонние документы, на основании которых взимание НДС будет происходить только в одной стране, а не в обеих?
Конкретная ситуация: Заказчик – компания – резидент РФ, Исполнитель – компания – резидент Таджикистана (второй договор с компанией резидентов Узбекистана). Резидент другой страны оказывает услуги по размещению наружной рекламы на рекламных конструкциях.
Согласно Налоговому кодексу Таджикистана местом оказания услуг является территория Таджикистана, соответственно, возникает НДС на территории этой страны.
Согласно НК РФ местом оказания услуг является территория РФ, что также обязывает исчислить и уплатить НДС в Российской Федерации. Кто в этом случае уплачивает НДС? Возникает ли у резидента РФ обязанность по удержанию НДС 20% в качестве налогового агента?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российским налогоплательщикам рекламных услуг хозяйствующими субъектами государств, не являющихся государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, регулируется статьей 148 Кодекса.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации рекламных признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность в Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации рекламных услуг, оказываемых российским налогоплательщикам хозяйствующими субъектами государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В связи с этим российские налогоплательщики, приобретающие указанные услуги, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов, независимо от того, в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость в соответствии с законодательством государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Местом реализации рекламных услуг, оказываемых российским налогоплательщикам иностранными хозяйствующими субъектами, признается Россия. Российские налогоплательщики, приобретающие указанные услуги, исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов.
Основные изменения по налогообложению в 2022 году: обзор от ГНК
В Государственном налоговом комитете представили обзор основных изменений по налогообложению в 2022 году.
1. Налоговые послабления в период коронавирусной пандемии
Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2022 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.
Так, с 1 января 2022 года:
– для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;
– налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.
Наряду с этим, в 2022 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.
2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.
3. Акцизный налог
Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.
Ставка акцизного налога по услугам мобильной связи снижена с 25 до 15 процентов.
4. Налог на прибыль
Начиная с 1 января 2022 года, устанавливается порядок, согласно которому:
– имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации;
– при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается;
– стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.
При этом стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2022 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.
5. Налог на доходы физических лиц
Введен порядок, согласно которому налог на доходы с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами – индивидуальными предпринимателями – у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.
При этом упраздняется порядок, согласно которому физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации о совокупном годовом.
6. Социальный налог
Самозанятые граждане, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей, для получения одного года трудового стажа должны будут уплачивать социальный налог в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины.
7. Налог на имущество юридических лиц
Применяемая к некоторым объектам налогообложения пониженная ставка налога на имущество юридических лиц увеличивается с 0,2 до 0,4 процентов.
8. Налог на имущество физических лиц
Машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, включается в объект налогообложения налогом на имущество физических лиц
9. Земельный налог
Для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств, вводится порядок уплаты земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
К землям, занятым неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы будут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок и отмены налоговых льгот по земельному налогу.
Увеличен понижающий коэффициент к ставкам земельного налога с 0,1 до 0,25, применяемый в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
10. Налог за пользование водными ресурсами
Устанавливается порядок, согласно которому:
– рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, налоговую базу определяют исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и обратно сбрасываемой в эти водные объекты, за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть;
– при отсутствии средств учета водных ресурсов и невозможности определения фактического объема используемых водных ресурсов
в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства, налоговая база определяется по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления.
– вводится понижающий коэффициент в размере 0,7 к ставке налога, установленной для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.
– налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим налоговым ставкам.
11. Налог за пользование недрами
Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5 процентов,
но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых: песок строительный, песчано-гравийная смесь, песчаники, щебень строительный (карбонатные породы), щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).
13. Налоговые льготы
1. Уточняется порядок применения налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, в частности:
– льгота, предусмотренная по услугам пассажирского транспорта, будет применяться к услугам городского пассажирского транспорта и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), по которым тариф, устанавливается органами государственной власти на местах;
– льгота, предусмотренная по товарам (услугам), приобретаемым за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, будет применяться, если их освобождение предусмотрено законом;
2. Из объекта налогообложения акцизным налогом исключаются натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.
3. Земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации, исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц.
4. Земельные участки, на которых внедрена водосберегающая технология орошения любого вида, не облагаются земельным налогом с юридических лиц.
5. Водные ресурсы, используемые из коллекторно-дренажных сетей, исключаются из объекта налогообложения налогом за пользование водными ресурсами.
6. Отменяются некоторые налоговые льготы, предоставленные АКИБ «Ипотека банк», Народному банку и Микрокредитбанку.
Гражданство Литвы — инструкция по получению в 2022 году
Литва расположена в северо-восточной части Европы, входит в состав ЕС с 2004 года. Членство в Евросоюзе положительно влияет на экономическое развитие страны. Для одних гражданство прибалтийского государства – улучшение качества жизни, возможность путешествовать по европейским странам, учиться и работать; для других – воссоединение с семьей или открытие бизнеса, а кто-то просто желает вернуться на родину.
Литва на карте
Литовское гражданство. Основная информация
Лица, которым выдан литовский паспорт, становятся полноправными гражданами Литвы на всю жизнь, пока сами не откажутся от гражданства либо их не лишат его. Последнее осуществляют в особо тяжелых случаях, таких как преступление, иные грубые нарушения законодательства в пользу другой страны.
Основания для получения гражданства Литвы
Оформлять запрос на получение литовского гражданства вправе лица, которые длительный период живут в стране, либо желают восстановить утраченное гражданство, или воссоединиться с семьей, проживающей в Литве. Можно выделить 7 путей, как стать гражданином этой гостеприимной страны.
Натурализация
Гражданином Литвы может стать любой человек, который:
- прожил в государстве минимум 10 лет (для супругов литовских граждан – 7 лет, для тех, кто возвращает гражданство – 5 лет);
- обладает ВНЖ и легально работает на территории страны;
- сдал экзамен по литовскому языку, подтвердил знание законов и конституционных основ державы, отказался
- от гражданства своей страны;
- не имеет проблем с законом.
При соответствии лица всем перечисленным требованиям, можно ходатайствовать о получении гражданства.
Воссоединение семьи и брак
Иностранные граждане, которые вступили в брак с литовцем, могут запрашивать гражданство после 7 лет семейной жизни.
В течение 7 лет супругу не разрешается выезжать из страны больше, чем на полгода.
Семилетний период обязательного совместного проживания снижается до 5 лет, если супруг или супруга являются бывшими ссыльными, политзаключенными или родственниками таковых. Также на преждевременное рассмотрение документов на гражданство имеют право супруги, состоявшие не менее года в браке с литовцем, который умер.
Литовский паспорт
По рождению
В соответствии с законодательством страны, гражданами Литвы становятся дети, которые:
- Родились на территории литовского государства или за пределами его, и оба родителя либо один из них являются гражданами Литвы;
- Усыновленные (удочеренные) местными жителями. А также дети, являющиеся гражданами Республики, которых усыновили или удочерили жители другой страны, сохраняют свой статус;
- Родились на территории государства, но родители без гражданства проживают в стране на законном основании;
- Брошены родителями.
Дети иностранных лиц, рожденные после получения гражданства их родителями, также становятся литовцами по праву рождения.
Работа, бизнес в Литве
Для бизнесменов и нанятых на работу лиц литовским законодательством предусмотрена выдача ВНЖ. После ежегодного продления ВНЖ в течение 5 лет бизнесмен или работник имеют право ходатайствовать о получении ПМЖ, затем гражданства Литовской Республики.
По происхождению
Нужно осознавать, что литовское происхождение и литовское гражданство – разные понятия. Литовское гражданство может иметь лицо любой национальности.
Литовское происхождение – значит оба или один из родителей, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка человека были подданными Литвы, и он сам также считает себя литовцем.
В этом случае присвоение литовского гражданства возможно в упрощенном порядке, а именно – не выдвигается условие длительного проживания в стране.
Вильнюс, Литва
Восстановление гражданства
Правительство прибалтийского государства предусматривает восстановление гражданства для тех лиц, которые являлись гражданами Литвы до 15 июня 1940 года – признанная официальная дата советской оккупации и потеря независимости страны.
Если эти лица, или их потомки, были депортированы, репрессированы либо вынуждены выехать из страны из-за непринятия действующего политического режима до 11 марта 1990 года, они имеют право восстановить литовское гражданство. Таких лиц также не касается требование длительного проживания на территории государства.
В исключительных случаях
Этот способ приемлем только для тех граждан, которые имеют особые заслуги перед страной, владеют литовским языком, ведут образ жизни, показывающий высокую интеграцию в общество Литвы.
Решение о присвоении гражданства в исключительных случаях принимает только действующий Президент Республики Литвы.
Процесс получения литовского гражданства в 2022 году
Чтобы принятое решение о получении гражданства прибалтийской страны воплотить в жизнь, нужно выполнить установленные правительством ряд действий, требований и правил.
Требования для претендента на гражданство
Литовским законодательством не предусмотрено каких-либо особых требований к кандидату. Любой человек может стать гражданином страны, если он не совершал тяжких уголовных преступлений.
Получение ВНЖ и ПМЖ
Литовцы выдают мигрантам временный вид на жительство (ВНЖ) на таких основаниях:
- наличие собственного бизнеса на территории Литвы либо трудоустройство в местные компании;
- воссоединение с проживающими в Республике родственниками или бракосочетание с литовцем;
- получение образования;
- необходимость в получении медицинской помощи;
- беженство;
- оформление опекунства над несовершеннолетним гражданином Литвы.
Документ действителен 12 месяцев. Предусмотрена возможность ежегодной пролонгации. После 5-летнего срока проживания в стране по ВНЖ разрешено запрашивать постоянный вид на жительство (ПМЖ). Затем после проживания необходимого периода времени (от 5 до 10 лет) по ПМЖ, можно претендовать на литовское гражданство.
Сбор и подача документов
Жители Литвы подают документы непосредственно в Департамент миграции РЛ, лица, проживающие за границей – в диппредставительства Литвы, расположенные на территории страны (для тех, кто запускает процедуру восстановления гражданства).
Полный список необходимых документов, с учетом способа получения гражданства, такой:
- Заполненный специальный бланк – запрос на получение гражданства. Содержание бумаги разнится в зависимости от способа, с помощью которого претендент желает получить литовский паспорт;
- Действующее удостоверение личности – заграничный паспорт;
- Разрешение на постоянное место жительства;
- Подтверждение отсутствия судимости;
- Письменный отказ от действующего гражданства, если нет права на получение двойного гражданства;
- Бумаги о подтверждении значимого вклада в развитие страны (при получении гражданства в исключительных случаях), также рекомендательные письма литовцев;
- Документы, доказывающие литовское происхождение: паспорта, свидетельства о рождении или смерти кровных родственников (для обретения гражданства по происхождению);
- Свидетельство о браке (для тех, кто получает гражданство в связи с проживанием в семейном союзе с литовцем);
- Информация о постоянном источнике дохода и доказательства длительного проживания в стране (при получении гражданства способом натурализации).
Если какой-либо документ составлен на другом языке, требуется официальный перевод на литовский язык.
Экзамен на знание языка и Конституции Литвы в обязательном порядке сдают те лица, которые получают гражданство путем натурализации, воссоединения семьи, или бракосочетания.
Присягу приносят все лица, пожелавшие получить литовский паспорт, без исключения и независимо от способа получения гражданства.
Сроки получения гражданства
Ходатайства по вопросам гражданства обычно рассматриваются в течение полугода (если избран путь натурализации, тогда вынесение решения может затянуться). В случае положительного исхода, Президентом Республики издается Декрет о предоставлении гражданства. После вступления документа в силу, новый гражданин обязан принять присягу. Только после этого он становится полноправным гражданином Республики Литва.
Затраты
Госпошлина за рассмотрение документов о восстановлении гражданства составляет 41 евро, в упрощенном порядке – 50 евро, путем натурализации или в порядке исключения – 51 евро.
Можно ли в Литве иметь двойное гражданство?
Нет. Правительство страны не предоставляет такую привилегию для жителей России, Украины и Белоруссии.
В Литовской Республике для россиян двойное гражданство запрещено. Претендентам следует отказаться от российского гражданства в пользу литовского.
Это требование не относится к гражданам ЕС – им разрешено иметь гражданство родной страны и литовское одновременно.
Основные причины отказа в получении литовского гражданства
При выполнении всех условий литовцы редко отказывают в получении гражданства. Подобное может случится при наличии грубейших нарушений законодательства, правил предоставления документов и прочее, таких как:
- совершение преступлений, других противозаконных действий против литовского государства на международном уровне;
- наличие судимости;
- ложное предоставление информации о себе;
- невыполнение правил получения гражданства, прописанных в законодательстве (например, недостаточный период проживания в стране), или предоставление неполного пакета документов.
При отсутствии перечисленных моментов, законопослушный претендент на получение гражданства без сложностей станет обладателем литовского паспорта.
Напоследок, посмотрите видео с канала “Sergej Griffits” об опыте получения гражданства Литвы: