Налоги в СССР на бездетность, доход, холостяков, плодовые деревья и другие сборы

Налоги на физлиц в РИ и СССР

Тема данной статьи, заданная названием, практически бездонная, ведь всем известна способность государства изобретать налоги. Но здесь все будет очень сжато и коротко, а за подробностями милости просим в “источники”.

В середине 19 века основной груз налогов несли крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство, казаки и еще ряд категорий были освобождены от уплаты налогов. Подушная подать составляла в среднем по империи 95 коп. с человека в год, однако к ней присоединялись целый ряд дополнительных налогов: земский сбор, натуральные повинности, налог на соль, рекрутские сборы, сборы на удовлетворение общественных и мирских надобностей, питейный налог и т.д. В итоге общая сумма налогов увеличивалась примерно до 4,55 руб. в год, а иногда и больше.Тяжелым грузом для крестьян стали выкупные платежи, составлявшие во 2-й половине 19 века большую часть их расходов на уплату налогов. По форме они являлись погашением (с процентами) выданной казной ссуды за выкуп земли у помещиков. Объем выкупных платежей составлял 6-7 руб. в год. В конце века из-за роста недоимок правительство несколько раз частично списывало долги крестьян по выкупным платежам. Выкупные платежи были полностью отменены, а недоимки списаны с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В 1863 подушная подать с мещан была фактически заменена налогом на недвижимость, который составлял 0,2% стоимости недвижимости в год. В 90-х годах в результате реформ С.Ю.Витте основное бремя налогов было переведено с физлиц на предпринимателей. Поземельный налог был значительно снижен, а в 1898 подушная подать была отменена окончательно по всей стране. По данным на 1909 год, государственный поземельный налог на крестьянские земли составлял в среднем 13 копеек с десятины, земские сборы — 60 копеек с десятины, мирские и страховые сборы — 40 копеек с десятины.Уровень прямого обложения плательщиков земельного налога в России в 1913 году (в % к доходу). С частных владельцев земли: госналог – 1, местные налоги – 6, всего – 7. С крестьян землепользователей: госналог – 1, местные налоги – 13, всего – 14. С владельцев городской недвижимости: госналог – 5, местные налоги – 11,7, всего – 16,7.

В 1913г. средний заработок рабочего составлял 37 рублей в месяц. Распределялся он у мужчины-холостяка примерно следующим образом:

Расходы на питание — 16,79 руб.

Аренда жилья — 5,43руб.

Одежда — 5,52 руб.

Гигиена тела — 1,55 руб.

Посылка денег — 1,20 руб.

Духовные и общие потребности — 1,70 руб.

Врачебная помощь — 0,61 руб.

Табак и алкоголь — 2,04 руб.

Сборы и налоги — 0,03 руб.

Прочие расходы — 1,47 руб.

По данным доктора исторических наук Петрова Ю.А., в целом российские рабочие на рубеже ХIХ-ХХ вв. на уплату прямых налогов расходовали всего 0,5% годового бюджета.

Любопытно сравнить уровень налогообложения в РИ с развитыми странами. В 1912г. налогов на душу населения в рублях платили в России – 11,23; в Германии – 27,38; Англии – 48,54; Франции – 41,60.

Для налогообложения граждан в СССР с 1922 существовал подоходно-имущественный налог, с 1924г. переименованный в подоходный. Шкала подоходного налога в СССР изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной. Кроме прямого подоходного налога существовали косвенные: акцизы; патентная и судебная пошлины; патентный, прописочный, канцелярский , гербовый сборы. В 1930 эти сборы заменили госпошлиной. Кроме подоходного граждане периодически выплачивали разные сборы (фактические налоги): сбор на коллективизацию, покупка гособлигаций и т.п.

Налоги на крестьян: с 1923 крестьян выплачивали единый сельхозналог, в начале 30-х его размер составлял примерно 15-30 руб. с личного хозяйства колозника, а с единоличников – в несколько раз больше. С 1935 ставка с/х налога стала прогрессивной и значительно росла. Если в 1940 году в денежном выражении валовый сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году – ужк 8,3 млрд. рублей. С 1939г. этот налог исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д. В 1950 и 1951 гг. правительство повысило ставки налога с посевов зерновых культур на приусадебных хозяйствах, а в 1952 г. сельхозналог был повышен еще на 15,6 %. После смерти Сталина размеры сельхозналога и других видов налогов на крестьян были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили около трети от уровня 1951 года. Кроме сельхозналога крестьяне периодически выплачивали еще ряд фактических налогов: так называемое “самообложение”, культналог, страховые платежи и принудительная покупка гособлигаций.

Кроме денежных налогов советские крестьяне были обложены еще и натуральным налогом, размер которого также постоянно увеличивался. Например, если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники – в 2 раза больше), то в 1948 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами – мясом, маслом и т.п. Примерная норма обязательных бесплатных поставок с личного хозяйства до 1949 г.: 40 кг мяса, 280 л молока, 100 шт. яиц с хозяйства, картошки с 0,4 га – 350 кг, и т.д. Нормы варьировались в зависимости от региона.

Читайте также:
Эмиграция в Коста-Рику: как уехать на ПМЖ и получить гражданство в 2022 году

Отдельным абзацем придется рассмотреть налог на садовые растения на приусадебных участках крестьян, потому что с этим вопросом в рунете кошмарная неразбериха. Одни этот налог валят на Сталина, другие на Хрущева. Рассмотрим факты. Уже с 1939 года плодовые деревья попадали под налогообложение, так как включались в общую доходность хозяйства, исходя из которой начислялся денежный сельхозналог. Однако непосредственно сами растения стали облагать денежным налогом с 1948 года. В этом году был на 30 % увеличен сельхозналог, а также обложили денежным налогом личный скот, посевы, фруктовые деревья и ягодные кусты. За 1 крупное плодовое дерево государство брало примерно 100 рублей, за куст – 5 рублей. Ставки, как обычно, разнились в зависимости от региона. Вот тогда крестьяне и начали вырубать яблони. Данный налог был отменен в 1954.

С 1972 на доход менее 70 рублей у совграждан налога не было. При доходе от 71 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб. У бухгалтеров была специальная таблица подоходных налогов. При зарплате от 92 до 100 руб. – 7,12 руб. + 12% с суммы, превышающей установленную. Выше 101 руб. – 8,20 руб. +13%. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы. Налог за бездетность составлял 6%, этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет.

5 странных налогов СССР, о которых мы не знали

Налоги граждан в современной России поражают своим разнообразием и объемом, и многие с умилением вспоминают советские времена, когда их было не так много. Но, если обратиться к документам, во времена СССР тоже все было не так безоблачно, и люди были вынуждены платить некоторые откровенно странные налоги, которые сейчас вызывают недоумение.

На бездетность

С 1941 мужчины и женщины в СССР вынуждены были платить налог на бездетность. Причем мужчины в детородном возрасте от 20 до 50 лет были в более невыгодном положении. Они облагались налогом при отсутствии у них детей, независимо от того, находились ли они в браке или нет. Женщины же в возрасте от 20 до 45 лет платили только в том случае, если были в бездетном браке.

Отчисления государству составляли 6% от заработной платы. Меньшую сумму нужно было платить тем, кто получал менее 91 руб. ежемесячно. Не облагался налогом на бездетность заработок в сумме менее 70 руб.

Начиная с 1949 года, годовая выплата государству составляла:

  • для бездетных жителей сельской местности – 150 руб.;
  • для семей с одним ребенком – 50 руб.;
  • для родителей, воспитывающих двоих детей -25 руб. в год

Освобождались от налога:

  • те, кто по состоянию здоровья не могли выносить/родить ребенка;
  • родители, чьи дети погибли, пропали без вести на фронте.

Налогом также не облагались семьи, усыновившие или удочерившие ребенка.

Налог на бездетность был отменен с момента распада СССР. В России пытались его вернуть, но тщетно.

На яблони

Налог на посадки плодовых деревьев, в том числе и яблони, впервые был введен в 30-х годах. Он распространялся на частные подворья. С годами отчисления в казну государства только росли. Точная сумма зависела от республики Советского Союза.

Увеличение налога (11%) на яблони произошло и при Н. Хрущеве, который аргументировал его повышением трудовой дисциплины и пополнением государственной казны.

Однако такая инициатива не привела к хорошему. Плодовые деревья массово вырубались, несмотря на то, что уничтожение садов каралось штрафом.

На велосипеды

Помимо всего прочего, с 20-х годов в СССР начал вводится налог на транспорт. И отчисления в казну государства касались не только автомобилей, гужевых повозок, но и велосипедов.

Согласно законодательству, велосипед считался транспортным средством. Его владельцу выдавались правила езды, присваивался уникальный номерной знак.

Владелец велосипеда обязан был оплачивать налог за езду по городу. Размер пошлин составлял 50 коп.

На тунеядство

В 60-х годах в СССР был издан указ, которым предписывалась борьба с тунеядством. Она представляла собой комплекс мер для устранения трудовой незанятости населения. Тунеядцам грозила статья. Их приравнивали к вредителям, преступникам, которые не приносят пользу стране, а лишь мешают ее процветанию. Тунеядцем считался гражданин, который не работает более 4 месяцев.

Активно снимались агитационные ролики и фильмы с участием известных советских актеров, где клеймились тунеядцы, распространялись агитплакаты.

В Советском Союзе должны были работать все, в том числе и женщины. Исключением выступали матери в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

На зрелища

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 года устанавливался налог на зрелища, в том числе на:

  • концерты;
  • спектакли;
  • массовые гулянья;
  • спортивные соревнования;
  • танцевальные вечера;
  • выставки.

Причем сумма отчислений составляла от 5 до 55 % валового сбора предприятий и организаций.

Сегодня, к счастью, таких видов налогообложения не существует. Но во времена СССР люди обязаны были их платить.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Читайте также:
Уровень жизни, средние зарплаты и система образования в Аргентине в 2022-2022 годах

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Читайте также:
Повышение пенсии в Узбекистане в 2022 году

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.
Читайте также:
Работа и вакансии на Мальте для русских и украинцев в 2022 году

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.
Читайте также:
Уровень жизни, цены на продукты, бензин и недвижимость в Латвии в 2022-2022 годах

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Читайте также:
Цена  и стоимость 1 литра бензина в Армении в 2022 году: поездка на машине и пересечение границы

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Налог на холостяков

Готовясь к очередному судебному заседанию, я перелопачивал нормативно-правовую базу, изучал судебную практику и вот на какой наткнулся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

Им было установлено, что налогом облагаются одинокие и семейные, не имеющие детей, граждане: мужчины в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 до 45 лет.

Освобождались от обложения налогом:

– военнослужащие и их жены;

– учащиеся средних и высших учебных заведений мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет;

Читайте также:
Регистрация россиян и других иностранных граждан в Беларуси в 2022 году

– лица обоего пола, если им или их супругам по состоянию здоровья, в соответствии с решением врачебной комиссии, противопоказано деторождение.

Сумма налога была следующая:

– с рабочих и служащих при месячном заработке до 150 руб. — в размере 5 руб. в месяц;

– с рабочих и служащих при месячном заработке свыше 150 руб. — в размере 5% заработка;

– с литераторов и работников искусства – 5% их заработной платы;

– с граждан, привлекаемых к обложению подоходным налогом, – 5% их дохода;

– с граждан, входящих в состав хозяйств колхозников и единоличных крестьянских хозяйств, — в размере 100 руб. в год;

– с граждан, не привлекаемых к обложению подоходным налогом и не входящих в состав облагаемых сельхозналогом хозяйств, — в размере 60 руб. в год.

В дальнейшем был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать – героиня» и учреждении ордена «Материнская Слава» и медали «Медаль материнства», который вносил уточнения в Налог на холостяков.

В преамбуле данного Указа прописано, для каких целей он издан, – это забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи. В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства.

Четвертая глава Указа посвящена как раз Налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.

Привожу его содержание:

Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет.

Налог взимать в следующих размерах:

а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей – 6% от их дохода.

б) с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей – 150 рублей в год, при наличии одного ребенка – 50 рублей, при наличии двух детей – 25 рублей в год;

Освободить от обложения налогом:

а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;

б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;

в) жен военнослужащих, указанных в пунктах “а” и “б” настоящей статьи;

е) учащихся средних и высших учебных заведений – мужчин и женщин в возрасте до 25 лет;

ж) инвалидов I и II групп инвалидности;

з) Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней.

Последнее изменение к данному Указу датировано от 13.08.1984.

Представляете, как долго в нашей стране существовал данный налог?!

Налог на холостяков, это сейчас кажется чем-то необычным.

Но в то время, в начале ужасной и страшной войны, это было оправдано.

Помимо моральной пропаганды, руководство нашей страны «рублем» способствовало заключению брака между мужчиной и женщиной.

Нашей стране нужны были люди! Ведь ни для кого не секрет, что любая война сеет смерть на земле, тем более та, которая была с 1941-1945 г. Демографической ямы, после окончания войны, нужно было избежать.

Вводя Налог на холостяков, не только решалась задача с численностью населения, но и моральная составляющая ее часть.

Государство стремилось отношения мужчины и женщины «узаконить», чтобы избежать множества внебрачных отношений.

Вот такая есть страничка истории в нормативно-правовой базе нашего государства.

Налог на бездетность: как стимулировали рождаемость в СССР и что ждет Россию?

Поборы действовали на протяжении полувека и значительно ударили по населению как в финансовом, так и в моральном плане. Для чего вводили налог и есть ли позитивные итоги, разбираемся в материале

Люди, которые родились в СССР, хорошо помнят, что в то время действовал налог на бездетность. Да-да, вы не ослышались. Сейчас это кажется довольно диким, но тем не менее обсуждения введения налога не прекращаются и в наше время.

Суть налога

Официальное название налога на бездетность — «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». Ввели его в 1941 году, спустя пять месяцев с начала Великой Отечественной войны. Считается, что основная причина нового побора именно военные действия, ведь из-за этого значительно сокращалась численность республик.

При этом от налога страдали больше всего мужчины: причина в том, что представители сильного пола, у которых не было детей, обязаны уплачивать ежемесячный налог, даже если мужчина не женат. На женщин налог распространялся в том случае, если они замужние, но не имели детей.

Размер побора был дифференцирован и зависел от ежемесячного заработка: для граждан, чей ежемесячный доход составлял более 91 рублей, ставка составляла 6%. Ставка снижалась для работающих граждан, получавших доход от 71 до 90 рублей, они платили 5%. Полностью освобождались от уплаты работающие с доходом менее 70 рублей. Интересно то, что работники творческих профессий, независимо от дохода, платили по самой верхней границе, то есть 6%.

Читайте также:
Образец заполнения заявления о выходе из гражданства Украины в 2022 году

Возраст плательщиков был четко установлен. В соответствии с законом, бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять проценты от зарплаты государству. Эта сумма автоматически вычиталась из выплат.

Налог начинался взиматься, как только сотрудник достигал определенного возраста, или его единственный ребенок умирал. А после рождения или усыновления ребенка сбор прекращали вычитать из заработной платы.

В Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Для них введены специальные льготы. Например, если сотрудник предоставляет справку о том, что по состоянию здоровья он не может иметь детей, налог разрешалось не уплачивать. Льготы в виде уменьшенной ставки или полного освобождения полагались:

  • учащимся вузов до 25 лет;
  • героям СССР;
  • орденоносцам;
  • военнослужащим и членам их семьи;
  • родителям, чьи дети погибли или считались пропавшими во Второй мировой войне.

Согласно новой поправке, которая внесена лишь в 80-е годы, от налога освободили лиц, только что вступивших в брак. Освобождение действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

Если ребенок рождался вне брака, то от уплаты освобождали только мать. Отец не облагался налогом, если имелось совместное заявление родителей в ЗАГСе, или вопрос решался в судебном порядке.

49-летний кировчанин Евгений Н. рассказал свою историю. Он платил налог почти три месяца, и связано это с различными отсрочками:

— В 1991 году вернулся из армии, тогда мне было 20 лет. После прихода давали отсрочку на три месяца — налог не вычитался. За это время я устроился на работу. Однако три месяца налог все же пришлось платить, а затем женился.

Чтобы налог не вычитали из зарплаты, нужно было предоставить свидетельство о браке в бухгалтерию по месту работы. После этого вновь дали отсрочку, но уже на год. Если в течение года жена на рожает или не беременеет — платить приходилось снова. Однако спустя девять месяцев со дня свадьбы у нас родился ребенок, а затем и второй.

Евгений поделился, что в то время налог не «давил» на кошелек. А сейчас кировчанин поддерживает идею возобновить подобную меру уже в России. Одновременно с этим большинство граждан негативно относились к таким поборам.

Отмена налога на бездетность в СССР

С момента введения и до отмены действия побора его ставка была неизменной. Незначительно изменялась лишь суть. Население выплачивало налог вплоть до самого распада Советского Союза.

С 1990 года правительство планировало уменьшить ставки налога для населения, чья заработная плата была менее 150 рублей. Решено также не облагать налогом мужчин, которые не имели детей, но состояли в браке. Полностью решено отменить налог в 1993 году. Но из-за развала СССР это произошло раньше.

Конечно, сравнивать рождаемость в СССР/РСФСР с рождаемостью в нынешней России не совсем корректно, ведь это разные страны по режиму, укладу, преобладающему возрасту и другим особенностям. Тем не менее, мы запросили информацию у Кировстата по рождаемости, начиная с 1941 года. Данные за период с 1940 по 1980 годы взяты из историко-статистического сборника «Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность».

Динамику рождаемости на территории Кировской области приведем ниже:

  • в 1940 году родилось 79,2 тысяч детей;
  • 1941 год — 76,7 тысяч детей;
  • 1942 год — 48,4 тысяч детей;
  • 1943 год — 19,6 тысяч детей;
  • 1944 год — 19,4 тысяч детей;
  • 1945 год — 25,4 тысяч детей;
  • 1950 год — 52,4 тысяч детей;
  • 1960 год — 42,7 тысяч детей;
  • 1970 год — 22 тысяч детей;
  • 1980 год — 25,8 тысяч детей;
  • 1990 год — 21, 5 тысяч детей;
  • 1991 год — 19 тысяч детей.

После распада СССР и до 2000 в регионе наблюдается явная тенденция снижения рождаемости:

  • в 1992 году родилось 16,7 тысяч детей;
  • 1993 год — 14,4 тысяч детей;
  • 1994 год — 13,9 тысяч детей;
  • 1995 год — 13,3 тысяч детей;
  • 1996 год — 12,5 тысяч детей;
  • 1997 год — 12,4 тысяч детей;
  • 1998 год — 12,9 тысяч детей;
  • 1999 год — 12,2 тысяч детей;
  • 2000 год — 12, 6 тысяч детей.

За последние три года число новорожденных примерно на одном уровне с числом рожденных в 90-е годы: 2017 году родилось 13,7 тысяч детей, в 2018 году — 12,6 тысяч, в 2019 году — 11,2 тысяч человек.

Результаты действия налога

Конечно, поборы на бездетных сильно критиковались. Но результаты оказались более чем ощутимые. Так, по открытым данным, со дня принятия налога и до 1991 года население СССР увеличилось с 195 миллионов до 294. При этом с момента, когда налог отменили в 1992 году, население уменьшилось (с 1992 до 2019 года) на 146 миллионов. Поэтому налог выполнил свою задачу, которая была актуальна особенно в послевоенное время.

Фото: Яндекс. Картинки

Есть ли будущее у налога на бездетность?

В современной России периодически возникают инициативы в поддержку возрождения налога на бездетность. Причина тому — рост уровня смертности и падение рождаемости. В результате этого происходит снижение численности населения.

Читайте также:
Налог на выигрыш в лотерею и в казино в США в 2022 году

С аналогичным предложением в этом году выступила председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. Она предложила взимать 300-500 рублей ежемесячно и с мужчин, и с женщин, не имеющих детей. Однако в Минфине рассматривать такую возможность отказались. По данным экспертов, это не жизнеспособная инициатива, так как противоречит основам Конституции, которая подразумевает свободу выбора человека.

Аналогичное мнение и у специалистов в области демографии. Они уверены, что необходимого результата налог не принесет, а наоборот, он может усугубить непростую ситуацию.

Доцент кафедры государственного и муниципального управления ВятГУ, специалист по вопросам демографии Константин Чернышев:

— Идея с налогом на бездетность не новая, такой налог был введен во времена сталинизма и со временем отменен. Однако люди самостоятельно и осознанно принимают решение стать родителями. Государство лишь должно создавать для этого условия.

Многие благополучные семьи или одинокие люди не имеют детей, например, из-за проблем со здоровьем или по экономическим причинам. Последняя категория еще больше отдалится от планов по продолжению рода.

Честно говоря, беспокоит тенденция увеличения налогов. Вероятно потенциальный налог на бездетность приведет к увеличению доходной части бюджета, из которой, наверняка, будут финансироваться и социально-демографические программы. Но примерно в такой же степени как средства, собранные от транспортного налога, акцизов на бензин, табак и прочее (налоги тоже имеющие свои объекты налогообложения), расходуются на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры или создание условий для здорового образа жизни.

Я отношусь к введению такого налога настороженно. Уверен, что народные избранники все взвесят и не будут вводить данный налог в нашей стране. Для повышения рождаемости лучше перенимать успешный советский опыт: обеспечение детей местами в детских садах, повышение доступности услуг здравоохранения, в том числе развитие репродуктивной медицины. Что касается роста численности населения России, то улучшить демографическую ситуацию без разумного привлечения мигрантов из-за пределов страны не получится.

Поборы с россиян еще в 2013 году предлагал ввести протоиерей Дмитрий Смирнов. Благодаря мере он планировал обеспечивать многодетные семьи. Однако наши власти возможность введения подобного налога отвергли. Так, в 2017 году премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что эта «тема закрыта»: «Никаких планов по введению такого закона и такого налога не существует, так что и мужчины, и женщины в этом смысле могут успокоиться».

Напомним, что в России применяются всяческие попытки стимулировать рост рождаемости, в том числе введение материнского капитала. Так, с 2022 года маткапитал можно получить даже при рождении первого ребенка. Затем доплаты полагаются как на второго, так и на третьего малыша. Известно, что в депутатской среде уже не впервые обсуждаются варианты использования маткапитала, например, на покупку автомобиля или траты на личное подсобное хозяйство, на лечение. Но пока этот вопрос остается открытым.

От себя добавим, что в современных реалиях налог на бездетность выглядит более чем дискриминационным. Противоречива сама суть: иметь детей вне зависимости от желания, уровня доходов, социального и экономического статуса, жилплощади и прочих условий.

А как вы относитесь к возобновлению ранее существовавших мер? Поделитесь вашим мнением.

США и союзники создали новый блок против Китая

Союз против Китая

США, Великобритания и Австралия в среду, 15 сентября, создали оборонный альянс AUKUS (Australia, United Kingdom, United States). Его появление было скреплено совместной видеоконференцией лидеров трех стран.

«Сегодня мы объединяем наши страны в партнерство следующего поколения, построенное на сильном фундаменте доверия», — начал конференцию премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. В основе альянса такие общие подходы, как уважение к свободе, человеческому достоинству, верховенству права, независимости суверенных государств, перечислил он. Мир становится все сложнее, особенно Индо-Тихоокеанский регион, продолжил Моррисон. Чтобы противостоять связанным с этим рискам, и нужен AUKUS — новое трехстороннее партнерство по безопасности, которое должно сделать регион более безопасным, сказал австралийский премьер.

Аббревиатура AUKUS звучит странно, но она хороша, так как обозначает партнерство, которое позволит странам противостоять угрозам XXI века, как они делали это в предыдущем веке, сказал президент США Джо Байден. «Соединенные Штаты, Австралия и Великобритания уже давно являются верными партнерами, а сегодня мы стали еще ближе», — сказал он. «Все мы признаем императив обеспечения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе в долгосрочной перспективе», — продолжал Байден.

Из предыдущих многочисленных ремарок официальных лиц трех стран следует, что основной угрозой в регионе они считают Китай. При этом премьер Великобритании Борис Джонсон в четверг в парламенте настаивал, что противодействие Пекину не является целью альянса. «Считаю важным пояснить палате общин, что партнерство AUKUS не задумывалось в целях противостояния какой-либо другой стране», — ответил он на вопрос, является ли создание союза ответом на усиление военной мощи Китая.

Однако Китай видит в созданном союзе угрозу. Представитель посольства КНР в США призвал участников тройственного пакта «избавиться от менталитета времен холодной войны и идеологических предрассудков».

Созданный трехсторонний союз направлен против Китая, уверен генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. «Задача состоит в том, чтобы не дать Китаю взять под контроль основные морские транспортные пути в акваториях Тихого и Индийского океанов. Это продолжение той линии, которая ведется США в рамках других организаций, таких как QUAD, предусматривающей четырехстороннее сотрудничество США, Индии, Австралии и Японии», — отметил он. По мнению эксперта, противодействие России не является основной целью нового союза трех стран, поскольку ее военно-морская активность в Тихом и в Индийском океанах ниже китайской. Кортунов также напомнил, что у Китая были сложности в отношениях с Австралией, и Пекин вводил санкции против Канберры. Кортунов не исключает, что такая политика будет продолжена.

Читайте также:
Эмиграция в Коста-Рику: как уехать на ПМЖ и получить гражданство в 2022 году

Войдя в AUKUS, Австралия положила конец политике баланса между США и Китаем, пишет The New York Times. Это переломный момент, показывающий, как Австралия видит себя в регионе и будущее региона, цитирует газета Ричарда Моуда, старшего научного сотрудника Asia Society Policy Institute. Таким образом, стало ясно, что правительство Скотта Моррисона сделало вывод из ухудшающейся ситуации с безопасностью в регионе и роста военной мощи Китая.

Еще один союз

24 сентября Джо Байден примет в Вашингтоне премьер-министров Австралии, Индии и Японии. Они проведут первый очный саммит лидеров стран, участвующих в четырехстороннем диалоге по безопасности (QUAD). Этот альянс также задуман для сдерживания Китая.

Союз в ущерб Франции

Первым крупным проектом нового альянса станет оснащение австралийского флота атомными подводными лодками, объявил Моррисон, при том что Австралия не является ядерной державой. В ближайшие полтора года три страны должны будут определить, как лучше будет реализовать этот проект. Построить субмарины правительство Австралии намерено в Аделаиде, в тесном партнерстве с США и Великобританией, уточнил австралийский премьер.

«Лишь небольшая группа стран обладает атомными подводными лодками, и для любой страны приобретение этого огромного потенциала является важным решением», — подчеркнул британский премьер Джонсон. Почти вся его речь, посвященная объявлению о союзе, касалась подводного проекта. «Это будет один из самых технически сложных проектов в мире, рассчитанный на десятилетия и требующий самых передовых технологий. Он будет опираться на опыт, накопленный Великобританией на протяжении нескольких поколений, начиная с момента запуска первой атомной подводной лодки Королевского флота более 60 лет назад», — сказал Джонсон.

Лондон намерен сыграть центральную роль в реализации проекта. По словам Джонсона, это позволит создать сотни рабочих мест в Соединенном Королевстве. Вооружены подлодки будут конвенциональным оружием, а не ядерным, обратил внимание Байден на конференции. Он также сообщил о своем поручении американским военным начать тщательную проработку проекта.

Объявление о том, что строить подлодки для Австралии будут США и Великобритания, вызвало бурю негодования во Франции. Именно она в 2016 году выиграла австралийский тендер на строительство подлодок стоимостью $38,5 млрд. Другим претендентом на контракт была Япония. О выборе в качестве подрядной организации французской компании DCNS (позднее была переименована в Naval Group) сообщил пять лет назад премьер Австралии Малькольм Тернбулл. Строить их также планировалось в Аделаиде. Подлодки французского дизайна должны были заменить построенные в 1990-е субмарины класса Collins. Как отмечает Bloomberg, за прошедшее время стоимость контракта на 12 подлодок возросла до $66 млрд.

«Это удар в спину. У нас были доверительные отношения с Австралией, и это доверие было предано», — заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. По его словам, он был очень разгневан произошедшим, тем более что несколько дней назад говорил с австралийским коллегой и тот даже не намекнул на грядущие события.

Объявление о новом союзе стало сюрпризом для всего Евросоюза. «На самом деле ЕС не был проинформирован об этом проекте или инициативе. Мы сейчас находимся в контакте с этими партнерами, чтобы получить дополнительную информацию», — сказал представитель службы внешних связей ЕС Петер Стано.

Отступать Франция не собирается. Как сказал Ле Дриан, «история не закончена». «У нас есть межгосударственное соглашение, которое было подписано с большой помпой в 2019 году, с четкими обязательствами, четкими пунктами. Как они собираются из него выходить? Им придется нам объяснить», — заявил министр. Он также отметил, что США проигнорировали интересы Франции. Хотя Байден на пресс-конференции в среду Францию упомянул. «Франция уже имеет значительное присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и является ключевым партнером и союзником в укреплении безопасности и процветании региона. Соединенные Штаты надеются на тесное сотрудничество с Францией и другими ключевыми странами по мере нашего продвижения вперед», — сказал президент США.

Однако французских политиков это не устроило. «Мы должны задать себе вопрос по поводу позиции некоторых наших союзников, которые ведут себя скорее как противники, нежели как лояльные конкуренты», — цитирует телеканал BFM слова председателя комиссии французского сената по международным делам и обороне Кристиана Камбона. На новостях о разрыве сделки с Францией на 4,6% выросли акции британского производителя двигателей для атомных подлодок Rolls-Royce Holdings Plc, сообщил Bloomberg. Акции BAE Systems, крупнейшего европейского производителя противолодочных субмарин и британских стратегических атомных подводных лодок типа «Дредноут», также выросли на 1,8%.

Андрей Кортунов считает, что решение Австралии сотрудничать с США и Великобританией в строительстве новых атомных подлодок в целом повлечет за собой существенный пересмотр ее внешнеполитической стратегии и военных закупок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: