Лишение гражданства РФ в 2022 году: основания по конституции, в каких случаях применяется

Решение № 2-1406/2022 2-1406/2020

М-552/2022 М-552/2022 от 25 мая 2022 г. по делу № 2-1406/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Ленинского районного суда г.Н.Новгорода Горохова А.П. при секретаре Зуевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шалашовой Е.В. о признании ее лицом без гражданства

У С Т А Н О В И Л:

Шалашова Е.В. обратилась в суд с заявлением об установлении факта имеющего юридическое значение и просила суд признать ее лицом без гражданства, в связи с фактическим отсутствием заявления о приеме в гражданство РФ и фактическим прекращением существования СССР.

В обоснование своих требований Шалашова Е.В. указала, что на настоящий момент имеет гражданство Российской Федерации. Однако, считает, что гражданство СССР присвоено ей по факту рождения, от своего гражданства она никогда не отказывалась, родилась на территории СССР в гор. Горький, заявление о выходе из гражданства СССР не писала.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона СССР от 01.12.1978 N 8497-IX “О гражданстве СССР” граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами.

Советское социалистическое общенародное государство охраняет права и свободы и обеспечивает равноправие граждан СССР во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию и советские законы, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, быть верным своей социалистической Родине.

Законодательством союзной республики разрешаются вопросы советского гражданства, отнесенные к ее ведению Конституцией СССР, Конституцией союзной республики и настоящим Законом.

Статья 3 настоящего Закона определяет, что Гражданами СССР являются: лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего Закона;

лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с настоящим законом.

По факту рождения ею было приобретено гражданство СССР, и в связи с этим она не может быть лишена каким-либо способом своего гражданства.

Статья 9 настоящего закона устанавливает, что лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.

Статьей 10 определено, что гражданство СССР приобретается:

в результате приема в гражданство СССР;

по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Таким образом заявитель считает, что получение паспорта РФ не означало отказ от гражданства СССР, полученного ею по рождению.

Согласно ст. 16 рассматриваемого закона, гражданство СССР утрачивается:

вследствие выхода из гражданства СССР;

вследствие лишения гражданства СССР;

по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Утрата гражданства СССР влечет за собой утрату гражданства союзной республики.

Кроме того, согласно статье 19, лицо, утратившее гражданство СССР, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР решением Президиума Верховного Совета СССР.

Согласно Постановления ВС СССР от 23.05.1990 N 1519-1 “О порядке введения в действие Закона СССР “О гражданстве СССР”, Закон СССР от 1 декабря 1978 года “О гражданстве СССР” признан утратившим силу.

Кроме того, согласно Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” от 31.05.2002 N 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 11 вышеназванного закона, гражданство Российской Федерации приобретается:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 13 настоящего Федерального закона, подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации имеют право только иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью.

Соответствующего заявления о приеме в гражданство Шалашова Е.В. не подавала в установленном порядке, в связи с чем, не вступала в гражданство РФ.

Однако, в связи с тем, что в результате подписания 8 декабря 1991 г. Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (после переименования Российской Федерацией), Республикой Беларусь и Украиной Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., которое было ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, а также Протокола к Соглашению от 21 декабря 1991 г., которым остальные республики бывшего СССР присоединились к нему, СССР был признан прекратившим свое существование и, следовательно, отсутствует как субъект правоотношений.

В силу положений ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На настоящий момент представляется необходимым Шалашовой Е.В. обратиться с настоящим заявлением о признании её лицом без гражданства, исходя из изложенных правовых норм, устанавливающих, что гражданство РФ ею не приобретено.

Частью 2 определено, что суд рассматривает дела об установлении:

1) родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

факта владения и пользования недвижимым имуществом;

Читайте также:
Зарплата наладчиков станков ЧПУ и другого оборудования в 2022 году

факта несчастного случая;

факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

факта приятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов.

Положениями ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел IV. Особое производство > Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение > Статья 265. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение” target=”_blank”>265 Гражданского процессуального кодекса РФ раскрывается, что суд, устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Статья Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел IV. Особое производство > Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение > Статья 266. Подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение” target=”_blank”>266 ГПК РФ говорит о том, что заявление об установлении факта, имеющего, юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

В силу положений СТ. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел IV. Особое производство > Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение > Статья 268. Решение суда относительно заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение” target=”_blank”>268 ГПК РФ установлено, что решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

В связи с вышеизложенным и на основании положений ГПК РФ, Шалашова Е.В. просит признать себя лицом без гражданства с ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с фактическим отсутствием заявления о приеме в гражданство РФ и фактическим прекращением существования СССР.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МВД Российской Федерации по Нижегородской области.

В судебное заседание Шалашова Е.В. не явилась, от нее имеется заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, от него поступили возражения, согласно которого, Шалашова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет паспорт гражданина РФ и с заявлением по вопросу выхода из российского гражданства не обращалась, в полномочные органы Нижегородской области в установленном порядке не обращалась. Требования Шалашовой Е.В. о признании ее лицом без гражданства являются необоснованными, просит суд оставить заявление Шалашовой без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел IV. Особое производство > Глава 27. Общие положения > Статья 263. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства” target=”_blank”>263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.

Таким образом, по смыслу приведенных норм закона, факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются судом, если соблюдены следующие условия: согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок.

В соответствии со ст. (ред. от 30.12.2020) > “О гражданстве Российской Федерации” > Глава I. Общие положения > Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации” target=”_blank”>10 Федерального закона от 31 мая 2002 г № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.

Согласно поступившего ответа на запрос суда, Шалашова Е.В. добровольно обратилась в полномочные органы Нижегородской области и 31 августа 2004 года УВД Ленинского района г.Н.Новгорода была документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии 2204 №343599 в связи с достижением возраста 14 лет.

По достижению 20-летнего возраста, ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Нижегородской области в Ленинском районе г.Н.Новгорода Шалашова Е.В. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии №. Паспорт имеет статус «Действителен». С заявлением в полномочные органы Нижегородской области в установленном порядке о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации Шалашова Е.В. не обращалась.

Обращаясь с заявлением о признании ее лицом без гражданства Шалашова Е.В. считает, что гражданство РФ ею не приобретено.

Вместе с тем, заявленные Шалашовой Е.В. обстоятельства не влекут возникновение, изменение, прекращение ее личных или имущественных прав, что является одним из необходимых условий установления факта, имеющего юридическое значение. Заявленные Шалашовой Е.В. требования, с учетом требований ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел IV. Особое производство > Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение > Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение” target=”_blank”>264 ГПК РФ не подлежат установлению в качестве фактов, имеющих юридическое значение.

Учитывая вышеизложенное, требования Шалашовой Е.В. о признании ее лицом без гражданства удовлетворению не подлежат.

В удовлетворении заявления Шалашовой Е.В. о признании ее лицом без гражданства отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Лишение гражданства РФ в каких случаях (основания) в 2022 году

Лишение российского гражданства возможно только на добровольной основе, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. На каких основаниях можно лишить человека гражданства России?

Читайте также:
Работа в России для граждан Молдовы в 2022 году: трудоустройство, оформление патента

Законодательная база

Лишение гражданства Российской Федерации регулируется следующими нормативными документами:

Нормативные акты Названия
Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния»
Указ Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 г. года «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»
Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ»
Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г.

На каких основаниях можно лишиться гражданства РФ?

Лишение гражданства РФ осуществляется на следующих основаниях:

  1. Добровольный выход из подданства Российской Федерации.
  2. При переезде для постоянного проживания в другой стране.
  3. Недостоверные сведения, отраженные в заявлении о принятии гражданства РФ.
  4. Документы, предъявленные для оформления гражданства – фальшивые.
  5. Аннулирование решения о выдаче паспорта РФ иностранному гражданину.

Процедура оформления

Оформления прекращения гражданства может протекать:

– по общему порядку.

– по упрощенной схеме.

Оформление по общей схеме

Он подходит для граждан, живущих на территории Российской Федерации. Для этого необходимо:

– подать заявление об отказе, на специальном бланке. Оно должно быть заполнено без ошибок, пробелов. А также необходимо подготовить необходимый комплект документов. Данная процедура занимает много времени.

– если все документы правильно подготовлены и есть основания для прекращения гражданства, то заявка будет удовлетворена. Об этом заявителю будет направлено уведомление, в котором говорится об утрате статуса гражданина.

– паспорта гражданина РФ и российского свидетельства о рождении подлежит возврату.

– заявитель получает справку о лишении статуса гражданина Российской Федерации.

Оформление по упрощенной схеме

Лишение статуса гражданина по упрощенному порядку имеют право:

– Заявители, проживающие в других странах на постоянной основе.

– Дети, родители которых являются гражданами других государств.

При проведении процедуры по упрощенной схеме, необходимо представить следующие документы:

– документ о прекращении действия регистрационного учета заявителя по месту проживания на территории Российской Федерации.

– справку, где указано право на легальное нахождение в другой стране.

Для начала процесса прекращения, необходим перечень справок:

– документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ).

– справка об отсутствии у заявителя задолженности с налоговых органов, она выдается в течение 10 дней с момента подачи запроса. Данный документ является одним из важнейших. При его отсутствии, лишение гражданства РФ не проводится.

– квитанция, подтверждающая оплату пошлины за прекращение российского гражданства. В среднем стоимость услуги составляет 2000 рублей.

– документ, свидетельствующий о предоставлении возможности стать гражданином другого государства. Во многих странах, где не предусмотрено двойное гражданство, обязательное условие – лишение статуса гражданина своей страны, в случае получения их паспорта. При оформлении документов для получения паспорта другого государства, предоставляется свидетельство о прекращении российского гражданства.

– 3 фотографии, размера 30×40 мм.

– при изменение личных данных – Ф.И.О., необходимо предъявить свидетельство о смене личных данных.

К заявлению прикладывают оригиналы и ксерокопии справок.

Куда нужно подавать документы?

После подготовки документов, весь комплект вместе с заявлением подается в ФМС (лично или МФЦ). Если отказ от гражданства Российской Федерации проводится по упрощенной схеме, то заявители обращаются в консульство РФ или дипломатические учреждения. Факт сдачи документов подтверждается справкой, которая выдается уполномоченным органом.

Срок оформления

Данный процесс занимает длительное время:

– при упрощенной схеме проведения процедуры – 6 месяцев,

– при общем порядке – до 1 года.

Причины для отказа в прекращении гражданства РФ

Отказ в прекращении государственной принадлежности к РФ в случае:

– если к отказу от гражданства РФ приложены недействительные документы;

– если имеется задолженность перед налоговым органом;

– у заявителя имеется задолженность перед службой судебных приставов;

– при наличии финансовых обязательства, наложенных судебным органом;

– заявитель, который желает выйти из подданства РФ, имеет непогашенную судимость;

– если заявитель имеет ограничение на пересечение границы РФ.

В данных случаях на заявителя будет наложен запрет на лишение гражданства Российской Федерации. После устранения причин, являющимися основанием для отказа в лишении гражданства РФ, можно повторно обратиться с заявлением.

Верховный суд запретил отбирать российское гражданство, выданное по ошибке

Представьте: лет 20 назад вы вернулись в РФ из страны, входившей в СССР, получили российское гражданство, оформили внутренний и заграничный паспорта. Жили, работали, и вот пришло время менять паспорт — допустим, в 45 лет. А вам в миграционном отделе и говорят: «Мы сделали проверку гражданства по базе и вас не нашли. Потому документы ваши недействительны, вы негражданин, оформляйте подданство с нуля по всем правилам».

Это кажется диким, но именно так сотни людей из-за чиновничьей неразберихи лишались доступа к медицине, работе, пенсиям и к свободному проживанию в РФ. Наконец-то Верховный суд запретил эту практику.

Источник: кассационные определения ВС от 9.08.2019 № 4-КА19-4 , № 77-КА19-3

Как становились гражданами РФ до 1 июля 2002 года

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

  1. Родились в РСФСР.
  2. На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
  3. Не имели иностранного подданства.

Остальные люди до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу новый закон о гражданстве, получали его по рождению, в порядке регистрации, принимали либо восстанавливали. Внутри России за процедуру отвечало МВД, а за ее пределами — МИД. Наличие российского гражданства сначала подтверждалось вкладышем в советский паспорт либо справкой к нему, а потом и привычным внутренним паспортом РФ.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Санкт-Петербург в 2022 году: отзывы и мнения

Кто мог превратиться в негражданина на ровном месте

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Вот пример из судебной практики. Мужчина в 45 лет пришел менять внутренний паспорт. Старый у него изъяли, а новый оформлять отказались: заявили, что прежний документ ему взамен паспорта СССР выдали по ошибке, из-за неопытности чиновницы. Нашлась даже ее объяснительная. Подтвердить факт проживания в РФ на 6 февраля 1992 года нечем: домовая книга утрачена. В итоге суд мужчине в иске отказал.

Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.

Случай из жизни. Мужчина в 45 лет обменял паспорт, а через два года получил заключение из полиции: документ недействителен. Мол, когда этот мужчина получал российский паспорт взамен советского, гражданства РФ он не имел. Данных о регистрации в России на 6.02.1992 нет, записей в базах МВД и МИД — тоже. Правда, в суде все кончилось хорошо, потому что мужчина родился в РСФСР.

Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.

Грустная столичная история. В 2004 году одна женщина стала гражданкой РФ через посольство. Ей выдали загранпаспорт, поскольку внутренние паспорта за рубежом не оформляют. В 2006 году по этому загранпаспорту в Москве ей выписали внутренний паспорт, в 2008 году она зарегистрировала ИП, а позже получила новый загран.

И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

Без гражданства жизнь рушилась: нельзя ни на работу устроиться, ни в поликлинику сходить, ни жить спокойно там, где провел много лет, — ведь у иностранцев и лиц без гражданства свои правила пребывания в РФ.

Что сказал Верховный суд

ВС рассмотрел два эпизода. В первом случае мужчина оформил гражданство РФ в российском посольстве, но документы об этом потерялись, а в базах МВД и МИД сведений о нем не было. В 45 лет он обменял паспорт, а спустя два года ему сообщили, что он, вообще-то , негражданин.

Во второй ситуации женщина получила российское подданство за рубежом вместе с родителями. Потом она вернулась в РФ, оформила один внутренний паспорт, потом, в связи со сменой фамилии, второй и, наконец, третий — в 45 лет. И вдруг после этого всего она получает уведомление из полиции: все неверно, поскольку родителей женщины в базу МИД внесли, а ее саму — нет. Значит, и гражданства РФ у нее нет.

Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.

Во-первых, когда человеку выдают российский паспорт впервые, полиция обязана проверить, есть ли у него гражданство РФ. Если паспорт выдан, человек вправе считать себя полноценным российским гражданином. Тем более он может быть уверен в этом, когда неоднократно обменивал документ, пользовался всеми правами россиянина и исполнял присущие этому обязанности.

Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.

В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.

Пришел менять паспорт или получать загранпаспорт и узнал, что я негражданин. Что делать?

Если вы еще не судились по этому поводу, то нужно обратиться в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД — ГУВМ, в народе его называют паспортным столом. Получите оригинал либо копию заключения по результатам проверки и изучите, что там написано. Если из документа следует, что гражданство вам предоставили по ошибке либо нет отметок в базах о наличии у вас гражданства, смело обжалуйте заключение через портал МВД. Или лично обратитесь с этим в управление ГУВМ по региону.

Если в полиции добиться справедливости не удалось, то дальше дорога одна — в районный суд. Подавать нужно административный иск о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства. В иске помимо прочего обязательно сошлитесь на решения Верховного суда и приведите аргументацию оттуда. Остальные подробности о том, как подать иск, — в отдельной инструкции Т⁠—⁠Ж .

Читайте также:
Двойное гражданство России и США в 2022 году

У нас, конечно, не прецедентное право, но суды обязаны прислушиваться к Верховному суду, если он уже рассмотрел сходное дело. Так что вероятность выиграть суд высокая. После этого отделение ГУВМ обязано будет выдать вам паспорт либо отменить заключение о его недействительности, если документ оставался у вас на руках.

Если вы проиграли в районном или региональном суде и сроки обжалования решения не вышли, используйте аргументацию ВС и ссылки на его решения при обжаловании. Скорее всего, вам улыбнется удача и вы получите новый российский паспорт взамен старого или загранпаспорт.

Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд. Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд. И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.

При смене получении нового паспорта в 20 лет пришлось доказывать, что я гражданин РФ на законных основаниях. Был разговор с начальником паспортного стола, который начался со слов “Мы не можем вам выдать паспорт, у вас нет гражданства РФ”. Мне пришлось рассказывать, где жила я в феврале 1992 (мне было 2 года), где жили мои родители, какое у них было гражданство, предъявлять свидетельство о рождении с вкладышем о российском гражданстве. Родилась в Казахстане в 1990 году, у отца было российское гражданство, у мамы казахстанское. Оказалось, при получении паспорта в 14 лет в базе просто забыли поставить галочку.

Яна, в 1990 году казахского гражданства не могло быть. у всех было гражданство СССР!

Jacek, существовали зачатки гражданства республик, но нормативная база на этот счет была практически нулевая. Гражданами СССР считались все, кто состоит в гражданстве одной из республик. Когда лишали гражданства СССР, то лишением занималась республика (президиум верховного совета соответствующей республики), на территории которой гражданин проживает. То есть юридически было именно гражданство республик, но, по факту, конечно, гражданство было одно – СССР. Формально гражданство определялось по месту постоянного проживания.

Яна, хорошо, что у вас на руках были и другие документы, доказывающие законность гражданства.
Но в любом случае поздравляю.

Яна, О каком российском гражданстве вы говорите, что за детский лепет. Гражданство у всех было одно советское СССР , и оно никуда не исчезло , не растворилось и не улетело на луну . Мы все включая президента граждане СССР !

Моя ситуация! Потерялись записи о прописке с 1991 по 1993 год и при замене паспорта в 45 лет не хотели отдавать новый паспорт. С собой оказалась копия трудовой с первой записью 1992 года, поэтому решили, что без прописки на работу меня не взяли бы. На этом основании паспорт отдали. Но вообще абсурд! 30 лет все было в порядке, паспорт меняла неоднократно, а тут на тебе!

Mariam, вам повезло. В судах, которые я изучил, мелькали такие доводы, но они не помогли людям доказать наличие гражданства.
Одним словом, поздравляю!

А как суд устанавливал личность человека, если у него отобрали паспорт и не выдали новый?

Кек, вероятно, по копиям или другим бумагам с фотографией.
Этого в решениях судов не видно.

А какая аргументация в заключениях у судов когда отбирают гражданство – просто нет подтверждения или отметок? У нас же неопределенность или отсутствие доказательств должно трактоваться в пользу гражданина, нет? Это что же, ниодин адвокат не мог этого донести до судьи и потребовался Верховный.

Александр, да, именно так: нет документального подтверждения и (или) отметок.
То, о чём вы говорите похоже на презумпцию невиновности. Но она действует только в уголовном праве или в делах об административных правонарушениях. Есть и норма НК, по которой все сомнения надо толковать в пользу налогоплательщика.
Однако в законодательстве о гражданстве такой нормы, увы, нет. По сути сейчас её провозгласил ВС.

Антон, В отсутствие законности все равно, есть презумпция не виновности или ее нет. Все в руках суда и его расположения к “виновному” . А его расположение зависит от телефонного права и толщины кошелька обоих сторон. Тут уж как карты лягут!

Александр, Если оно есть ( гражданство ) , а оно есть у каждого , никто не вправе его отобрать , оно существует априори , документ лишь дает возможность увидеть его атрибуты , его представление в форме указанного в нем государства.

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

Родились в РСФСР.
На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
Не имели иностранного подданства.

Это не правда. Мы жили в Севастополе. Паспорта СССР обменяли на украинские только в 1998. В1999 уехали в Европу. И до сих пор не можем получить гражданство РФ(имея все документы доказывающие,что родились ,учились,работали в РСФСР и Севастополе). Главное условие отказ от иностранного гражданства европейского.У нас даже есть укропаспорта (просроченные) с пропиской в Севастополе. Родители граждане России. Никого это не волнует. Мы как и наши репрессированные родители,они политические ,а мы гражданские. Нас без нашего согласия лишили нашего гражданства. Как мне написали из посольства :” Нужно быть выдающимся человеком (Депардье). Всем остальным необходимо отказаться от иностранного гражданства. ” Т е они не принимают документы без этого условия,а о рассмотрении вообще и речи нет. Вот ждём реабилитации,но не знаю- доживём ли?

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Нижний Новгород в 2022 году: уровень жизни, цены на недвижимость в городе

Galina, вы в итоге приняли иностранное гражданство и даже два.
А до 1998 г. пробовали обращаться в российское посольство либо консульство с тем, чтобы получить паспорт гражданина РФ?
К слову, на сегодняшний день старый закон о гражданстве утратил силу, всё решается по новому закону.

Galina, Севастополь был украинским, родились вы в Украине. Если родители ваши или один из них родились в РСФСР то вы гражданка РФ. В России национальность к сожалению не играет роли. В Европе вам выдадут паспорт если вы немец, поляк или грек.

Galina, нам тоже говорят Откажитесь от греческого и получите российское. Это звучит так. Откажитесь от пенсии в 900 евро и получайте пенсию 8 000 рублей.

Galina, Автоматом только врагов расстреливают, а гражданство переходит от родителей с рождением ребенка, и не автоматически , а после волеизъявления человека . Никто из граждан СССР (пОчти никто) не подавал заявление о своем волеизявлении о выходе из гражданства СССР и вступлении в гражданство РФ , это подтверждает МВД, а значит все сохранили гражданство СССР , что и подтверждают паспорта с печатями миграционной службы как временно выехавшим из СССР.

Galina, все так и есть. Вот только от вас требуют не выхода из европейского гражданства, а отказа. А, простите, отказ не равен выходу. Есть только одна программа получения гражданства, где требуют полного выхода – носители русского языка. А процедура отказа – напиши в компетентный орган справку “я, такой-то такойтович, будучи в здравом уме и трезвой памяти отказываюсь от гражданства Франции (например) в связи с желанием получить гражданство РФ”. Только ни одна страна по такой декларации из гражданства не выводит.
Так что не надо устраивать трагедию – ваш вопрос решается за месяц времени максимум.

Консульства РФ в Германии при замене просроченного загранпаспорта требуют сначала пройти проверку наличия/отсутствия гражданства РФ. И вот если эта проверка (за 110 евро) факт наличия гражданства не подтвердила, куда идти? Въезжать в РФ по визе с паспортом другого государства и? Обращаться в суд? Или у МИДа тоже есть электронная приёмная как у МВД?

Natalia, у нас похожая ситуация. Ничего не могу добиться с мая 2018 года. Писала в МИД, ответили что нужно обращаться туда где оформили гражданство, т.е. ГК Россия в Мюнхене. Там ничего не хотят делать, одни отписки.
Сейчас обратилась к адвокату.
У вас что-то решилось?

Natalia, здравствуйте! Как вы разрешили вопрос? Я в такой же ситуации. спасибо заранее!

Юрий, да не за что.

Паспорт гражданина рФ не является документом подтверждающий гражданство РФ, что следует из этого документа. Это документ подтверждает право на нахождении на территории РСФСР.

Напоминаю: Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом. (Действующая Конституция — Основной закон СССР 1977 г.)

Да накласть уже на это эрэфское псевдогражданство кучу россионского миграционного кала. Его не существует. Как и документа его подтверждающего — https://www.drive2.ru/b/453674991368537522/. Как и самой РФ. Есть торговая фирма РФ нарисованная по морскому праву, она же — британская колония с наместником. Есть преступные — антисоветские карательные оккупационные органы для проведения актов геноцида, терроризирования, дебилизации населения и разграбления советского наследия. В так называемом “паспорте РФ” — аусвайсе, пропуске, прямо не говорится о твоём гражданстве РФ, идиот. Там есть только подпись опекуна без его ФИО и указания его должности и ненастоящий штампик не соответствующий ГОСТу самой РФ. Есть подпись с твоим ФИО набранным заглавными буквами, то есть, ты в этой бумажке не человек и не гражданин, а физлицо, бумажный чел., раб, не имеющий никаких прав и свобод, табуретка с инвентарным номером. Филькина грамота, короче. Подделка. Вещдок либерал-фашистского преступления.

Напоминаю: Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом.

* УК РСФСР 1960 года
I. Особо опасные государственные преступления
Статья 64. Измена Родине
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью.

* УК РСФСР. Статья 69. Вредительство
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

* УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Статья 275. Государственная измена
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти .
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Читайте также:
Как оформить приглашение на лечение в Россию в 2022 году: как получить справку иностранному гражданину

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте “д.1” настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

Читайте также:
Частное приглашение для иностранца в Россию: как его оформить самостоятельно в 2022 году

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 83 дополнена пунктом “е.2” в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ “О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
Читайте также:
Уведомление о наличии второго гражданства в России: образец написания заявления в 2022 году

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение).

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона):

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.

По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.

Квоты на приобретение российского гражданства отсутствуют. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России по виду на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается для отдельных категорий иностранных граждан, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.

Заявления по вопросам гражданства лицом, проживающим на территории России, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона:

• наличие законного источника средств к существованию;

• обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства;

• владение русским языком.

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона, если указанные лица:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

Читайте также:
Работа и вакансии в Крыму с проживанием и без него от прямых работодателей в 2022 году

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Причин всего две: юрист объяснила, в каких случаях могут лишить гражданства России

Гражданство ― это правовая связь человека с его страной, и по российскому законодательству лишить гражданства Российской Федерации невозможно. Принцип недопустимости лишения гражданства действует в отношении всех российских граждан, получивших этот статус по праву рождения.

Однако для людей, которые вступили в гражданство РФ в результате установленной процедуры, действуют иные правила. Приобретенный статус можно утратить, если человек нарушает закон. В каких случаях это может произойти? И каковы основания для лишения российского гражданства? Об этом журналисту ФАН рассказала юрист Юлия Холодионова.

Могут ли лишить гражданства гражданина РФ

Вопросы получения и прекращения статуса гражданина определены законодательством. Законом «О гражданстве РФ» закреплена процедура присвоения этого статуса и нормы, согласно которым принятое ранее решение может быть отменено.

«Термин «лишение гражданства» ― понятие скорее просторечное, ― уточняет юрист Юлия Холодионова. ― Законом оно не предусмотрено. В законодательстве есть тождественное понятие «отмена решения о приеме в гражданство». Оно применяется при четко определенных обстоятельствах».

В каких случаях возможно лишение гражданства РФ

Законом предусмотрены две ситуации, которые могут стать основанием для отмены принятого ранее решения.

  1. Предоставление подложных документов.

Законодательством четко определены требования, которым должны соответствовать люди, обращающиеся в миграционные органы для получения статуса гражданина. По закону претендент должен непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет с момента получения вида на жительства. Обязан соблюдать законы и Конституцию страны, должен обладать законными источниками заработка и владеть русским языком.

Для некоторых категорий претендентов установлен упрощенный порядок. Он действует, например, в отношении людей, обладающих особыми достижениями в сферах культуры и науки, которые представляют ценность для нашей страны. Он же применяется в отношении беженцев из других стран или людей, которые обращаются за предоставлением политического убежища.

Упрощенный порядок введен для жителей бывшего Советского Союза, а также людей, которые состоят в браке с гражданином России или чьи совершеннолетние дети обладают этим статусом. Он же применяется в отношении жителей Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии: граждане этих стран, которые хотят жить и работать в России, могут обратиться за получением статуса по упрощенной процедуре.

Однако, несмотря на возможность избежать пятилетнего ожидания и следовать упрощенной процедуре, претендент должен соблюдать ряд требований. Законом запрещено наделять статусом людей, которые:

  • представляют угрозу безопасности страны;
  • участвовали или принимают участие в вооруженных конфликтах, выступая на стороне противника российских миротворческих сил или вооруженных сил России;
  • публично призывают к изменению конституционного строя;
  • предпринимали попытки совершения экстремистских действий;
  • выдворялись за пределы России по причине совершения преступления или признаны нежелательными лицами для пребывания на территории страны;
  • обладают непогашенной судимостью за преступления.

В этих случаях претенденту откажут в присвоении гражданства. А если решение уже принято, но будет установлено, что человек использовал подложные документы, чтобы подтвердить свой статус, законность пребывания на территории страны или скрыть свою личность, оно будет отменено.

«К сожалению, нередки ситуации, когда лица используют подложные документы, — комментирует юрист Юлия Холодионова. — Факт подложности может быть выявлен органами миграционной службы. Недостоверность представленной информации — это нарушение миграционного законодательства и повод для принятия решения об «аннулировании» гражданства».

  1. Отказ от принесения присяги

По закону каждый человек, который приобретает гражданство России, обязан принести присягу. Ее произносят после принятия решения о предоставлении статуса и в присутствии полномочной комиссии. Если человек отказывается принести присягу, это также служит основанием для отмены принятого ранее решения.

Процедура лишения гражданства ― нормы закона

При использовании подложных документов дело передают на рассмотрение в суд. Подложность устанавливается в судебном порядке, и если факт будет подтвержден, решение о присвоении статуса аннулируют.

Другой причиной для отмены решения становится установление судом фактов совершения преступлений. Если человек участвовал или готовился к совершению преступления, а также выступал с призывами к терроризму в социальных сетях или на интернет-форумах, это служит веским основанием для аннулирования приобретенного гражданства РФ.

«Решение суда об аннулировании гражданства не распространяется на близких родственников, — уточняет юрист Юлия Холодионова. — Если факт предоставления подложных документов или призыва к терроризму подтвержден в отношении отца, его дети и супруга, оформившие статус в установленном порядке, не будут лишены гражданства».

В случае несогласия с решением суда оспорить его также можно лишь в судебном порядке. Для этого придется собрать доказательства и в суде подтвердить достоверность документов, предоставленных на рассмотрение миграционной службы. Если сделать это не получится, территорию России придется покинуть. Законом отведены три месяца на добровольный отъезд, после чего в отношении нарушителя применяется процедура принудительной депортации.

Читайте также:
Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2022 году

Как получить вид на жительство после статуса временного убежища

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление не может быть подано в форме электронного документа.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 322-ФЗ)

2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдается свидетельство установленной формы.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2022 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок действия свидетельств о предоставлении временного убежища приостанавливается с 15.03.2022 по 31.12.2022 включительно (Указы Президента РФ от 18.04.2022 N 274, от 15.06.2022 N 364).

Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свидетельство в форме электронного документа не выдается.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 322-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

5. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел временного убежища, если оно:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ)

7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу. – Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: