Казахстан входит в состав России или нет в 2022 году

Список стран СНГ в 2022 году

В СНГ входит 11 республик бывшего Союза. Стать ее членом может любое государство, разделяющее цели и принципы содружества и принимающее на себя обязательства. За 28 лет существования организацию покинула добровольно только одна Грузия, однако не исключено, что в скором времени к ней присоединиться Украина.

Что это такое?

СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.

Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.

На 2022 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.

Список стран на 2019 год

  1. Россия;
  2. Казахстан;
  3. Беларусь;
  4. Таджикистан;
  5. Узбекистан;
  6. Армения;
  7. Кыргызстан;
  8. Азербайджан;
  9. Молдова;
  10. Украина;
  11. Туркменистан (ассоциированный член).

Карта стран СНГ

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Украина официально не является государством-членом Содружества. У этой страны статус участника и основателя СНГ.

Кто хотел вступить в содружество

В 2008 году о своем желании вступить в СНГ заявил Афганистан, но процедура так и не была завершена. Нет информации и о ее начале. Зато страна активно участвовала в заседании Совета межпарламентской ассамблеи стран-членов Содружества.

Планы вступления озвучивали также главы стран:

  • Республика Татарстан;
  • Чеченская Республика Ичкерия;
  • Приднестровье;
  • Республика Абхазия;
  • Южная Осетия.

О присоединении к зоне свободной торговле СНГ ведутся переговоры со Вьетнамом и Новой Зеландией (об этом есть информация на сайте Содружества).

Зачем существует содружество

Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

Цели объединения

Цели создания СНГ указаны в его Уставе.

К ним относится:

  • сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
  • развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
  • сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров внутри объединения.

Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.

Перспективы содружества

В стратегии экономического развития СНГ на период до 2022 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.

Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.

Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).

Читайте также:
Нужна ли транзитная виза при пересадке в аэропорту Дубаи в 2022 году

Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).

В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2019 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).

Заключение

В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом. Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.

Новое в блогах

Сообщество «Политика»

Казахстан вернется на свое законное историческое место в состав России.

Придет время. Восторжествует справ едливость. Казахстан вернется на свое законное историческое место в состав России. Будет одна общая страна. После того, как Казахстан вернется в состав России, уже больше никто никому не скажет слова о том “Чемодан-вокзал-Россия” ибо это и будет Россия. Казахстан это Россия.

России обрубили санкциями путь на Запад. Россия разворачивается на 180 градусов. И пойдет на Кавказ и на Среднюю Азию. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Казахстан + Российская Федерация = 90% территории и 95% полезных ископаемых от 1991 года. Еще в 2013 году это лишь казалось только романтической мечтой. Теперь это неизбежная объективная историческая реальность.

США вбили сильный клин между Россией и Европой. А теперь они подталкивают Россию к поглощению Туркестана. Россия хочет по мирному присоединить свои исконные территории.
США же хочет раскачать через конфликт. Третьего не дано. Я за мир.

Россия имеет полное право претендовать на Казахстан. Ибо то, что 23 года назад стало называться Казахстаном есть исконно русская земля и неотъемлемая часть России, Русского мира. Но, Кремль хочет сделать все мирно. Это важно понять всем. Мирно. Без крови. Ибо России нужен нормально функционирующий Казахстан, а не развалины, которые придется восстанавливать еще 10-15 лет.

Я догадываюсь, что у Кремля есть два сценария. 1) Весь Казахстан. Мирно; 2) план Б. Только часть. Как Донбасс. Я за план А. Я против плана Б. США тоже заинтересованы в том, чтобы Россия поглотила Казахстан. Но только через план Б. План А категорически не устраивает Вашингтон.

Планы России. Это добровольно. Мирно. В виде аншлюса присоединить Казахстан. Весь. Без единого выстрела. Чтобы была одна общая, хорошая страна. Чтобы всем было хорошо. Но если не удастся реализовать план А. То России придется пойти на план Б. Это только часть. И немирным путем. Вынужденно.

Внутри России многие, очень многие не хотят брать Казахстан целиком. Потому, что им часть казахов, которые русофобы там даром не нужны. Но официальная часть России заточена на целиком. Дело не в Путине. Дело конечно в нем. Но он выражает интересы своего народа и элит своего государства. Его к этому давно подталкивают. Казахстан не нужно кормить. Это немаловажно.

В возвращении Казахстана в состав России заинтересована не только Россия, но и США. Но Россия хочет получить Казахстан целым и невредимым. А США хочет передать России Казахстан в виде руин, как на Донбассе и посеять взаимную обиду ненависть между казахами и русскими на долгие годы. США не желает, чтобы Китай поглотил Казахстан. И в этой части США заинтересована не меньше России. А возможно и больше. Но США не хочет усиления России. США хочет, чтобы Россия тратила усилия и время на восстановление разрушенного Казахстана. Вместо того, чтобы идти и развиваться дальше. Наука, технологии, прочее.

Я не считаю США империей зла, но у нее есть свои интересы. А именно, чтобы Россия не была поглощена Евросоюзом ни Китаем. Чтобы Россия была в натянутых отношениях с Европой и с Китаем. Вот чего хочет США. Если ЕС поглотит Россию. Или Китай поглотит Россию. То получится монстр которым не сможет управлять США. Для США выгодно, чтобы была управляемая Европа, управляемая Россия и управляемый Китай. А также управляемая Япония.

Вбить большой клин между Европой и Россией Вашингтону удалось. Проведена филигранная работа. На протяжении полугода мы все были свидетелями. Теперь осталось вбить клин между Китаем и Россией. Для этого нужно развязать приграничный конфликт. Но между Россией и Китаем не удастся. Но если создать зону нестабильности в виде Казахстана то результат будет. Если присоединение Казахстана к России осуществляется мирным путем, то используется технология Mergers and Acquisitions, M&A. То есть обязательства дальше выполняются, но уже объединенным государством.

Читайте также:
Очереди при пересечении границы Калининграда и Беларуси с Польшей

У Китая в приоритете номер 1 это Тайвань. Любыми способами. В том числе и военным. Китайская экспансия в Россию и в том числе в Среднюю Азию рассматривается только в экономическом, социо-культурном формате. Медленно, но верно. На десятилетия. США не хочет, чтобы Китай поглотил Россию. Даже экономически. Не Россия не хочет, а США не хочет этого. Ибо если Китай поглотит Россию, то получится сверхгигант, абсолютно неуправляемый и неподконтрольный.

Последние 10 лет все шло к тому, что Европа медленно но верно поглощала Россию. Имеется ввиду экономически, социо-культурно и т.п. В России товары на полках были европейские. Россияне ездили отдыхать в Европу. Обучение в Европе. Шла интеграция. А в это время Китай поедал Туркестан. Также медленно, но верно. Если не вмешаться третьей стороне, то могло получиться уже на три игрока, а два в Евразии. ЕС и Китай.

Сейчас ситуация дошла до взаимных санкций ЕС и Россия. Не односторонние, а взаимные. Никогда за всю историю подобного не было. Сейчас Россия будет с утроенной скоростью поглощать Казахстан. Ибо на Западе вбит клин. Еще года полтора два назад страны ЕС отказывались размещать у себя ПРО. Теперь они сами просят усилить воинский контингент НАТО у себя. Страны восточной Европы.

ЕС – 16 трлн. РФ – 2,5 трлн. Китай – 8 трлн. долларов США ВВП в год. У США ВВП 16 трлн.у.е. Также как у ЕС. В случае, если ЕС поглощает Россию. То получается не 16+2,5=18,5. Это в математике так. Реально будет 25, а может быть и все 30 трлн.у.е/год. В случае если Китай поглощает Россию. То будет не 8+2,5=11,5. А будет 20 трлн.у.е./год ВВП. Это такой синергетический эффект происходит от слияния.

Тогда как у США, повторюсь только 16 трлн.у.е. А у ЕС или у Китая будет в полтора раза больше. И тогда США теряет пальму первенства. Да, если бы только дело было бы в пальме первенства, США теряет стратегическую инициативу и нити управления. Если Россия восстановится в прежних границах. Да хотя бы заберет Украину, Беларусь и Казахстан, то в лучшем случае ВВП вырастет до 4 трлн.у.е. в год. И то не сразу. Тогда как ЕС это 16. А Китай это 8. Вот и думайте сами, кому выгодно, чтобы Россия расширилась? В этом заинтересован Вашингтон.

Конечно в военном плане, потенциал, мощь России велика. И влияние увеличивается когда есть война. Или напряженность. В мирное затишье, этот фактор снижается. И в расчет берется как наиглавнейшее это ВВП и культурная экспансия. Как мы знаем у России всегда была трудность с культурной экспансией. С ВВП мы существенно уступаем Китаю и ЕС. Вот сейчас, в военное время, у России отчасти и наступает час иск, то есть минута славы.

США не является врагом России, как многим кажется. Более того Кремль и ГосДеп по многим вопросам стратегические партнеры, разыгрывая ту или иную комбинацию, находясь в роли доброго и злого полицейского. Например по Ближнему Востоку. Когда многие русофобы истошно верят, что вот вот, завтра, на следующей неделе, в текущем квартале или через пару тройка лет РФ распадется на несколько десятков государств, то это заблуждение.

В сохранении и укреплении России Вашингтон заинтересован и прилагает усилия порой намного больше чем сама Москва. Распад и поглощение России Китаем или Евросоюзом абсолютно и никак не отвечает геостратегическим интересам Соединенных Штатов Америки. Как то тихо и незаметно прошло событие, что во время международного спектакля «Битва за Крым» или «Крым наш», Белый Дом фактически втихаря через карманный ООН передал под российскую юрисдикцию всю акваторию Охотского моря, а это ни много ни мало, по площади аж 20*Крым. Теперь туда уже с позапрошлого месяца вход рыболовным китайским и японским судам строго воспрещен.

Для обывателей, Америка это зло, а Россия добро. Для посвященных, Б.Обама один из самых близких и надежных внешних друзей Путина В.В. Просто зачастую народ той или иной местности не понимает, когда его вежливо и аргументированно упрашивают, уговаривают по хорошему. Вот приходится качать и раскачивать ситуацию с двух и более сторон, чтобы среднестатистический человек прошел семь кругов ада, получил стресс, шок, потерял все, переосмыслил вечные ценности и расставил правильно приоритеты, поставив на первый план жизнь и здоровье себя и родных и близких. И только тогда жители той или иной страны, того или иного региона проголосуют на референдуме так как надо и примут решение объединиться и воссоединиться по заранее составленному несколько лет назад плану.

Список стран, входящих в Евразийский экономический союз

В конце мая 2014 года был подписан документ, согласно которому был создан таможенный союз – объединение страны, обладающих отдельной правоспособностью в рамках подписанного договора. Целью создания было решение отдельных вопросов.

Читайте также:
Нужна ли виза во Вьетнам для белорусов в 2022 году

  1. Как создавался: история, предпосылки
  2. Структурные составляющие ЕАЭС
  3. Кто является членами
  4. Поставленные цели и достигаемые перспективы
  5. Флаг таможенного союза
  6. Существует ли единый орган. регулирующий работу ЕАЭС
  7. Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС
  8. Преимущества участия
  9. Налогообложение в ЕАЭС
  10. Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
  11. Как применяются нормы таможенного соглашения
  12. Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС
  13. Краткие выводы

Как создавался: история, предпосылки

Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.

Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.

Структурные составляющие ЕАЭС

Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.

Кто является членами

Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:

  • Россия – с 01.07.2010 года.
  • Казахстан – с 01.07.2010 года
  • Беларусь – с 06.07.2010 года.
  • Армения – с 10.10.2014 года.
  • Кыргызстан – с 23.12.2014 года.

Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.

Поставленные цели и достигаемые перспективы

Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:

  • общая межгосударственная интеграция, модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание таких условий, чтобы они давали возможность экономического роста каждому государству – участнику;
  • повышение жизненного уровня населения каждой державы, входящей в объединение.

Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:

  • полное устранение барьеров, которые мешают свободно обороту товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами – участниками;
  • создание единого рынка энергоресурсов.

К 2030 году планируется:

  • обеспечить устойчивость экономик на микроуровнях;
  • создание благоприятных условий для роста деловой активности национального населения, роста инвестиционной привлекательности каждой страны;
  • применение инновационных методов развития и модернизации экономик;
  • развитие транзитного потенциала;
  • развитие кадрового потенциала;
  • развитие и реализация внешнеторгового потенциала;
  • межрегиональное и пограничное сотрудничество.

Флаг таможенного союза

Официального флага у Евразийского объединения стран не существует, но было разработано несколько рисунков. Сегодня предпочтение отдаётся классическому рисунку – прямоугольное полотнище глубокого ярко фиолетового цвета. В левой верхнем углу располагается восьмиконечная звезда золотого цвета.

Существует ли единый орган. регулирующий работу ЕАЭС

Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:

  • Высший Евразийский Экономический Совет – это наднациональный орган, в состав которого входят главы государств – участников. Каждый проходит заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся экономического развития стран союза ЕАЭС. Принятые общим голосованием решения должны выполняться всеми членами. Также здесь решаются структурные вопросы.
  • Евразийская комиссия по экономике. Работает постоянно, выполняет регулирующие функции. Решает общие вопросы, а также те, что касаются регулирования на таможне и международной торговли. Разрабатывает меры, регулирует, обеспечивает условия для нормального развития стран – участников.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС

Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:

  • Молдавия – выступает в роли наблюдателя с 2018 года.
  • Вьетнам – входит в ЗСТ с 2015 года.
  • Сербия – входит в ЗСТ с 2019 года.
  • Иран – ратифицировал в 2018 году соглашение о ЗСТ на некоторое время.
  • Китай – ратифицировал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 2018 году.
  • Куба – подписан Меморандум о взаимопонимании в 2018 году.
  • Египет – в 2015 году подал заявку на вступление ЕАЭС.
  • Таиланд – с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Монголия — с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Индия — с 2017 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Сингапур – 01.10.2019 года подписано соглашение о создании ЗСТ.

Преимущества участия

Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:

  • Рынок – почти 176 млн человек.
  • ВВП — 2 411 млрд $.
  • Лидер по добыче газа в мире – 20,9% мирового рынка.
  • Лидер по добыче нефти в мире – 14,6% от мировой доли.
  • 6 место в мире по добыче угля – 5,8%.
  • 3 место в мире по выработке электроэнергии.
  • Производство стали находится на 5 месте – 4,5%.
  • 2 место по производству минеральный удобрений.
  • Лидирующие позиции в сельском хозяйстве.
Читайте также:
Нужна ли виза в Венгрию для россиян в 2022 году – оформление и получение ее самостоятельно

Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.

Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.

Ниже представлен список распределения долей таможенных пошлин (показатель приводится в процентом соотношении к общей сумме):

  • Россия – 85,9%.
  • Казахстан – 7,1%
  • Беларусь – 4,59%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Из списка видно, что именно 3 страны, которые стали первыми участницами (и зачинщицами) образования ТС, имеют больше прочих преимуществ по таможенным пошлинам. Без выплаты пошлин можно реализовать автомобили, выпущенные в одной из держав Союза.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.

Как применяются нормы таможенного соглашения

Не стоит категорично относится к созданию ТС. Некоторые эксперты считают, что создавать его не нужно было. Но есть и достигнутые результаты:

  • Упрощена бюрократическая система ввоза и вывоза товаров через границы ТС.
  • Качество товаров стало значительно лучше, благодаря межгосударственной конкуренции.
  • Увеличен товарооборот.
  • Граждане государств – участников могут свободно работать в любом государстве ЕАЭС.

Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС

Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?

Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?

Если председатель Союза? Если да, то кто?

Что такое принцип «четырёх свобод», который желают к 2025 году реализовать державы – участники?

Краткие выводы

  • Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
  • Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
  • Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
  • В 2022 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
  • Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  • До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.

Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.

Читайте также:
Виза в Израиль для россиян в 2022 году: нужна ли она, правила въезда в страну

Перешли границы Как фраза о советском прошлом может поссорить Россию и Казахстан

На фоне мировых событий конца 2022 года почти незамеченной осталась локальная ссора между Россией и Казахстаном. Поводом стало высказывание российского депутата о советском прошлом среднеазиатского государства, которое (государство) он назвал «подарком СССР» всем казахам. Эта фраза спровоцировала настоящий международный скандал, в ходе которого проявились опасные тенденции, развивающиеся в казахской политике. Специально для «Ленты.ру» политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович проанализировал ситуацию и объяснил, почему сейчас совсем не время для резких заявлений на тему казахстанской истории.

Не очень давняя история

— Казахстана просто не существовало, северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза, — заявил в одном из эфиров программы «Большая игра» на российском телевидении депутат Вячеслав Никонов.

Реакция не заставила себя ждать. Замминистра иностранных дел Марат Сыздыков заявил, что Нур-Султан ожидает «адекватную оценку» подобных высказываний и принятия мер. В официальном заявлении ведомства говорится, что подобные «провокационные выпады» наносят серьезный ущерб союзническим отношениям России и Казахстана.

Материалы по теме

Цена стабильности

Опасные соседи

Вроде бы все понятно, типичная история об оскорблении национальной гордости. Но этот инцидент выглядит довольно странно, если учесть, что сказанное Никоновым по смыслу вполне совпадает с официальной позицией казахстанского руководства и даже с некоторыми принципами законодательства среднеазиатской республики.

Вера в древность собственного государства радует любое общество, даря ощущение стабильности. В Казахстане бытуют разные представления об предшественниках современного государства. В этом смысле упоминают и Золотую Орду, в особенности так называемое Казахское ханство, 550-летие которого даже праздновалось в республике в 2015 году. Но, к сожалению, нет полной ясности, кем же были те древние казахи. Некоторые исследователи указывают, что слово «казах» означало «вольный» или «кочевник». Известно, что под этим названием фигурировали в свое время, например, кумыки.

Возможно, поэтому Нурсултан Назарбаев, первый президент Казахстана, имеющий титул Лидера Нации, многократно отрицал наличие каких-либо древних корней у современного Казахстана как государственного образования. «У Казахстана, у казахов никогда не было границы. В очерченных сегодняшних границах не было государственности никогда», — сказал он в эфире национального телевидения 24 августа 2005 года. «Никогда казахского государства не было, поскольку оно не имело границ», — еще одно похожее заявление, сделанное на съезде животноводов в Алма-Ате в 2011 году.

Более того, Назарбаев неоднократно подчеркивал, что республика — государство молодое, и предлагал отсчитывать его историю и вовсе с развала Советского Союза. «Американской истории уже 250 лет, и до сих пор развиваются. А нам всего 25 лет», — отметил он в выступлении на избирательном участке 20 марта 2016 года.

Казахстан — молодое государство. Наше большое преимущество заключено в том, что отношения Казахстана с другими странами развиваются с чистого листа

Возможно, кто-то посчитает, что ни Никонов, ни Назарбаев просто совершенно не разбираются в истории казахской государственности. Но в ситуации с российским депутатом МИД республики фактически противоречит Лидеру Нации, поэтому вмешательство дипломатов в этот академический спор выглядит преувеличенно резким.

Дар советского прошлого

Казахстан в современных границах действительно появился совсем недавно. До 1925 года эта территория была частью Киргизской автономной ССР со столицей в Оренбурге, которая, в свою очередь, была частью Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в составе СССР.

В эту автономию вошел и ряд уездов бывшей Омской губернии Российской империи, которые сейчас составляют современную Северо-Казахстанскую область, — и здесь, кстати, Никонов ошибся, говоря, что Северный Казахстан не был заселен казахами. Просто их было меньшинство.

Затем была создана Казакская (Казахская) автономная ССР в составе РСФСР. Ее границы и административное деление были окончательно определены решением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 31 января 1935 года. Статус отдельной союзной республики Казахстан получил по решению Всесоюзного съезда советов от 5 декабря 1936 года. То есть по сути границы современного Казахстана действительно определила советская власть.

Более того, этот факт даже зафиксирован в основополагающих актах республики, а именно в законе «О государственной независимости республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, подписанном лично Назарбаевым. Документ фиксирует неприкосновенность республиканских границ и основывается на Конституции Казахстана 1978 года. Статья 72 этой Конституции гласит, что границы Казахстана определяются соглашениями с соседними республиками Союза, «которые подлежат утверждению Союзом ССР». И это юридическая база, на которой строится все дальнейшее определение границ Казахстана, признанных ООН и принятых в самой республике.

Постсоветская Россия официально признала казахстанскую границу в рамках договоров о дружбе от 16 июля 1992 года и госгранице от 18 января 2005 года. По договору о коллективной безопасности Россия также берет на себя обязательства по защите и сохранению суверенитета и целостности Казахстана в этих зафиксированных границах.

Читайте также:
Правила въезда в Китай для россиян в 2022 году: когда откроют границу

До недавнего демарша МИД Казахстана никто в республике не ставил эти исторические факты под сомнение и не возмущался по поводу того, что по сути именно руководство СССР определило нынешние границы республики. Поэтому есть основания полагать, что реальных претензий к российскому депутату у Нур-Султана нет, и причины такой реакции лежат в политике внутренней, а не внешней.

Внутренние колебания

10 января 2022 года в Казахстане пройдут парламентские выборы. Бессменно правящая партия «Нур Отан» заявляет о росте собственного рейтинга, но альтернативные опросы в стране практически запрещены, и объявленные результаты вызывают вопросы. Казахстанские и российские политологи же сообщают об общественном недовольстве в Казахстане. Рост протестных настроений фактически признал даже действующий президент Касым-Жомарт Токаев.

Бездействие в борьбе с коррупцией приводит к нарастанию у граждан протестных настроений и правового нигилизма

Этими настроениями, разумеется, пользуется оппозиция, готовясь к срыву голосования. Казахстанские националисты, составляющие ядро оппозиции и наиболее активную ее часть, заранее объявили, что не признают любые результаты выборов, и обещали начать акции протеста по стране в день голосования. Судя по арестам наиболее радикальных активистов, к этим угрозам власти относятся достаточно серьезно.

Материалы по теме

«Это болезненно для России»

Спокойствия не добавляет и избрание Джозефа Байдена на пост президента США, который давно высказывается в поддержку смены правящих режимов в странах СНГ, чтобы давить на Москву. «Демократическая трансформация в соседних с Россией странах послужит сильным примером против московского клептократического и авторитарного режима и лишит легитимности его представителей в долгосрочной перспективе», — писал ныне избранный американский лидер в 2018 году в нашумевшей статье «Как противостоять Кремлю: защищая демократию от ее врагов», написанной в соавторстве с бывшим помощником заместителя министра обороны США Майклом Карпентером для журнала Foreign Affairs.

В этих условиях в Казахстане пытаются заигрывать с проамериканскими и националистическими группами. В партийный список «Нур Отан», например, включен известный националист Айдос Сарым — автор скандального меморандума о признании голода 1930-х годов «геноцидом казахов» и один из лидеров проамериканской партии «Жана Казахстан», которого принимали в Госдепе и Совбезе США.

Нагнетание истерии вокруг заявления российского депутата Никонова можно расценить как сигнал националистам и Западу. Радикалам демонстрируется борьба с посягательствами на национальную гордость, а США получают сигнал о том, что и действующий режим может дистанцироваться от Москвы. Однако националисты уже заявили, что их не устроят никакие компромиссы.

Политолог-националист Досым Сатпаев в соцсетях разгромил МИД страны за вялую, по его мнению, реакцию на заявление о советском «подарке». «В любом случае это лишь первый шаг к тому, чтобы начать защищать свой суверенитет. Следующим шагом должен быть выход Казахстана из ЕАЭС, а потом приостановление своего участия в ОДКБ», — заявил он. И, по мнению активиста, при нынешнем руководстве это просто невозможно.

«В стране наступил управленческий хаос и кризис доверия власти… Ситуация чем-то схожа с той, что была перед развалом Советского Союза. Страна уже не будет прежней, как бы ни старалась власть, и ее преемственность политических привычек не будет вечной. Транзит общественного сознания уже начался», — пригрозил позже тот же Сатпаев в интервью «Би-би-си».

Удобная мишень

Такие заявления выглядят не слишком грозно, если вспомнить, что прозападные националисты составляют в Казахстане меньшинство и у них довольно скромная аудитория. Почти две трети населения республики придерживаются пророссийских взглядов, больше половины считают, что контакты с Вашингтоном надо сократить или вовсе прервать.

Более того — пророссийский электорат обычно поддерживает власть, так как Казахстан входит в ЕАЭС и ОДКБ, и, несмотря на неприятные инциденты, обычно сотрудничает с Россией на условиях взаимной выгоды. Но нужно понимать, что националистическая часть населения республики и политической элиты настроена более агрессивно, чем пророссийское большинство. Националисты не хотят уговаривать своих оппонентов изменить точку зрения, они стремятся к подавлению. И власть начинает транслировать эти настроения во внутреннюю политику.

Арестован активист Ермек Тайчибеков за призывы к объединению с Россией и критику национальной политики Казахстана. Приговорены к различным тюремным срокам Евгений Вдовиченко и Иван Дубовский, ездившие в Донбасс, чтобы поддержать ДНР и ЛНР.

Жительницу Алма-Аты Салтанат Ташимову избили в автобусе за то, что она заговорила с водителем на русском. Мало того, после разбирательства суд приговорил ее к штрафу за участие в драке, а после процесса она стала получать угрозы в социальных сетях.

Националисты ведут кампанию за лишение русского языка официального статуса в Казахстане, но власти не оказывают им какого-либо систематического и публичного противодействия. Один из русскоязычных жителей Казахстана в личной беседе рассказывает, что уже избегает высказываться в соцсетях о политике. Активным блогерам грозят уголовные дела и нападения радикалов, угрозы и расправы становятся нормой, а на выступления националистов власти никак не реагируют.

Читайте также:
Визовый центр США в Москве и других городах России в 2022 году

Нам говорить нельзя. А карманным нацикам можно. И не только карманным

Почему раньше эти инциденты не были на слуху? В обычных обстоятельствах их заслоняет позитив в отношениях двух стран. Этим летом, например, президент Токаев объявил об изменении политики относительно русского языка и повышении его роли в школах и вузах.

Но теперь МИД Казахстана своим резким заявлением, которое ожидаемо спровоцировало антироссийские настроения, дает повод российской стороне обратиться к проблемным аспектам межгосударственных отношений. Достаточно напомнить, например, военные биолаборатории США в Казахстане, которые уже давно вызывают беспокойство России, но до сих пор не закрыты, несмотря на обещания казахских властей. И такое напоминание перед грядущими выборами едва ли воодушевит пророссийски настроенное большинство на поддержку действующей власти.

Возможно ли присоединение Казахстана к России?

01 февраля 2019, 01:02 5139 0 Автор: Золотая Орда

Автор:
Золотая Орда

картинка из открытых источников

В Казахстане, который, как казалось, все больше отдаляется от Москвы, вдруг заговорили о возможности создания союзного государства с Россией, а также едва ли не о вхождении в ее состав.

В местной прессе все чаще публикуются материалы, в которых отмечается, что в случае отказа Минска от объединения с Российской Федерацией, подобное предложение может быть рассмотрено Астаной.

Следует отметить, что в экспертных кругах в самой России сегодня ведется активная дискуссия по поводу возможной экспансии Россией соседней Беларуси, что якобы может обеспечить Путину сохранение власти в стране даже после окончания его нынешнего президентского срока в 2024 году.

Как утверждает известный казахстанский аналитик Бауржан Толегенов, «если Россия добьется максимальной интеграции с Беларусью в рамках Союзного государства, то это политическое объединение может положить начало переформатированию ЕАЭС в совершенно новое объединение.

Вероятнее всего, со следующим таким предложением Москва обратится к Астане, причем, момент предложения, как и в случае с Минском, будет выбран максимально удачно – Казахстан в скором времени вступает не только в электоральный цикл, но и будет готовиться к транзиту власти.

И если Минску в обмен на «союз» была предложена нефть, то в случае с Астаной речь может идти о гарантиях преемственности.

«ЕАЭС и большая геополитика»

Разумеется, на фоне подобных предположений, активизация казахстанской прессы в деле обсуждения перспектив вхождения страны в состав России видится вполне логичной. Эксперты, к слову, высказывают по этому поводу самые разные мнения.

Так, известный российский политолог и эксперт по безопасности и обороне Григорий Трофимчук рассказал одному из изданий, что ЕАЭС становится все сложнее уклоняться от политических процессов, которые возникают в актуальной на сегодня геополитике.

Евразийский экономический союз создавался в одних политических условиях, а свою фактическую работу начал только в 2015 году, когда многое в мире сильно изменилось, считает эксперт.

По словам Трофимчука, сейчас внешняя ситуация стала значительно сложнее, поэтому формат союзного государства с участием Казахстана может быть реализован лишь в теории.

«Проблема в том, что на Россию сегодня навешивают целый комплекс проблем, попутно обвиняя ее в ползучей экспансии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после Беларуси, которую Москва якобы пытается поглотить, такая же тема активизировалась и в Казахстане. Все это запущено специально. Вопрос в этом случае заключается в том, сможет ли Россия обеспечить и Беларусь, и Казахстан. Ответ на него однозначен: нет», – утверждает политолог.

Если подобное и произойдет, то уже спустя несколько месяцев из этих поглощенных территорий в Москву придет настолько сильная негативная реакция, что сможет быстро положить всему конец. И не просто положить конец, а открыть прямую дорогу для казахстанских и белорусских националистов.

«Больше похоже на фантастику»

Несколько иного мнения придерживается казахстанский коллега Трофимчука Султанбек Султангалиев. По его словам, в условиях небывалого и катастрофического для Москвы падения рейтингов власти Кремль нуждается в эффективных мерах по исправлению сложившейся ситуации.

В социальной и экономической сферах все, что было можно, уже реализовано. А поскольку федеральный бюджет ограничен и стратегические денежные запасы исчерпываются, ждать каких-то шагов в этом направлении нет никакого смысла. В результате, считает эксперт, у Кремля остается только одно направление – внешняя политика.

Сирийская авантюра больше не дает серьезного пропагандистского эффекта, потому как эта тема слишком отдалена от чувств и чаяний обычных россиян. Да и ситуация в Донбассе начинает вызывать в российском обществе немало справедливых нареканий и даже жесткой критики.

Критикуют ее даже представители левых политических сил и симпатизирующая им часть российского общества.

«Кремль остро нуждается в новом Крыме. Ситуация с возможным воссоединением с Беларусью, идеально подходит для того, чтобы подтолкнуть саму Россию к новому патриотическому подъему и добиться роста рейтингов президента Путина с последующим сохранением его у власти уже в роли главы нового Союзного государства. Разумеется, что для реализации этого сценария Москве придется дать Лукашенко и установленному им режиму определенные гарантии», – считает политолог.

По словам Султангалиева, решение этого вопроса будет зависеть не только от личных пожеланий Лукашенко, но и от того, какие настроения сформируются в белорусском обществе и местных элитах. Тем более, отмечает эксперт, без проведения общенационального референдума решить вопрос о воссоединении с РФ Минску не удастся.

Читайте также:
Узбекистан открыл границы для россиян и иностранных туристов в 2022 году

Что же до Казахстана, то его, считает Султангалиев, в данной ситуации просто притягивают за уши. Прежде всего, Казахстан не является членом Союзного государства, а входит лишь в состав ЕАЭС. А это, по его мнению, дает ровно столько же поводов говорить о вхождении Казахстана в состав КНР – ведь страна входит в состав ШОС.

Кроме того, казахстанская элита, утверждает эксперт, никогда не согласится на подобные шаги в силу наличия в ее рядах серьезных опасений по поводу бесконтрольного вхождения в страну могущественных российских олигархов. Более того, политический режим в стране чувствует себя более чем уверенно, а потому не испытывает никакой нужды в покровительстве со стороны Кремля.

Не стоит забывать и о казахстанском народе, который непременно выступит против принятия подобных решений, опасаясь утратить независимость и суверенитет.

Наконец, если такая трансформация Казахстана действительно произойдет, это вызовет негативную реакцию не только со стороны стран Запада, но и со стороны соседнего Китая, тем более, что у Пекина есть многомиллиардные интересы, завязанные на природные богатства Казахстана.

«И если фактическое воссоединение Беларуси и Российской Федерации в рамках единого Союзного государства может быть реализовано на практике, то в отношении Казахстана подобный сценарий можно считать несбыточным и фантастическим», – подытожил Султангалиев.

Почему Казахстан не остался в составе России, а стал полноправной частью СССР – историк

Согласно историческим документам, первым казахским государственным образованием со времен ханства Жанибека и Керея стала Автономная Киргизская Советская Социалистическая Республика – национальная автономия в составе только что образованной РСФСР, административным центром которой объявили Оренбург.

Она была провозглашена в 1920 году, а через пять лет переименована в Казакскую (да, именно так) с одновременным переездом столицы в Кызыл-Орду. Тут же к ней были присоединены этнически казахские регионы Туркестана.

И только перед самым началом масштабных репрессий, в 1936 году, Казахстан получил статус союзной республики. Почему это произошло именно в том году, а не ровно 100 лет назад? Эти и другие вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz адресовал известному казахстанскому историку Болату АСАНОВУ.

– Каково было экономическое и политическое положение казахского народа ровно сто лет назад?

– Подошла к концу Гражданская война на территории современного Казахстана со всеми вытекающими последствиями, и повсеместно устанавливалась Советская власть.

– Некоторые историки считают, что КазССР могла образоваться в составе Советского Союза еще в 1920 году. Ваше мнение?

– Вряд ли. Первым казахским государственным образованием в новейшей истории стала Туркестанская Автономия (28 ноября (по старому стилю) 1917 года – 22 февраля 1918 года), которую возглавили сначала Мухамеджан Тынышпаев, а затем, через несколько дней, Мустафа Чокаев. После разгрома ее советскими воинскими формированиями 30 апреля 1918 года была создана Туркестанская АССР в составе РСФСР. Таким образом, Автономная Киргизская ССР в составе РСФСР, образованная 26 августа 1920 года, стала уже третьей по счету. И здесь возникает вопрос: почему Туркестанская АССР и Автономная Киргизская ССР существовали по отдельности, как бы продолжая традицию административного деления царской России по принципу губернского, а не национального?

Этот вопрос был в центре внимания властей обоих субъектов. Так, например, С. Пестковский, председатель Кирревкома, докладывал в Москву в феврале 1920 года: «… Мы сошлись с Фрунзе в одном – нужно всех киргиз присоединить к Туркестану, ревком в Ташкент, а остальных туземцев Туркестана объединить в одно управление с киргизами… С исключением из состава ревкома Тунганчина, Бекмухамедова, Букейханова, с введением туда новых сил положение в ревкоме улучшилось. Байтурсунов остался пока в одиночестве, фракция коммунистов захватила в своих руках дела в ревкоме, и дело начинает налаживаться… Как известно, что так называемая Алаш-Орда во главе с Досмухамедовым перешла на сторону Советской власти, оказав существенную помощь в деле ликвидации Уральского фронта. Теперь их вожаков ожидаем в Оренбурге. Они, конечно, надеются, что некоторые из них попадут в Кирревком. После совещания с М. Фрунзе решили мы лидеров их направить в Москву для «переговоров» (слово неразборчиво), дабы таким образом пока не усилить в ревкоме байтурсуновского течения. Там продержите их до решения вопроса о переброске ревкома в Ташкент» (РГАСПИ. Ф17. О.12.Д.247 (микрофильм), цит. по Ашимбаев Д., Хлюпин В., «Казахстан: история власти», Алматы, Credos, 2008, с. 188).

Здесь также представляется уместным процитировать еще один документ из вышеуказанной книги: «21 января 1920 г. КВРК принял решение о роспуске и разоружении «Алаш-Орды» с «включением в свой состав некоторых ее членов» (в состав КРВК уже входил А. Байтурсынов)… Некоторое время часть актива «Алаш» продолжала действовать в подполье. В феврале 1920 г. представители «Алаш» в Бухаре (М. Ауэзов и др.) подписали разработанную А. Валиди программу общетуркестанской национальной партии (с августа 1921 г. – «Федерация национально-демократических объединений мусульман Средней Азии «Джамиат»). Делегаты «Алаш» участвовали в нелегальном Самаркандском съезде (5-7 сентября 1921 г.), на котором была провозглашена «Национальная Федерация Туркестана» (союз суверенных демократических республик) во главе с А. Валиди и Ташкентском съезде (18-20 сентября 1922 г.), на котором «Федерация» была переименована в «Национальный союз Туркестана», а «Алаш-Орда» в «Северный Туркестан».

Читайте также:
Рабочая виза в Польшу для украинцев в 2022 году: нужна ли, сколько стоит

Что касается Башкирии, то предложенное выдающимся башкирским государственным деятелем А. Валиди объединение башкир и казахов в одно государственное образование не получило одобрения на совещании в декабре 1919 года в Москве.

– Почему, на ваш взгляд, этого не произошло?

– С учетом того, что казахи, согласно переписи населения Российской империи 1897 года, были шестой нацией по численности в империи после русских, украинцев, белорусов, поляков и евреев, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Туркестанский и Степной края были преимущественно населены казахами, – эти обстоятельства выделяли казахскую национальность на общем фоне и почему-то не давали наркому по делам национальностей покоя.

– Считаете ли вы, что для развития казахской государственности лучше было бы, если бы КазССР образовалась 100 лет назад или же именно так, как произошло, то есть в 1936 году?

– Конечно же, образуйся КазССР в 1920 году, то, во-первых, мы стали бы соучредителями СССР, а это главное, и, следовательно, мы бы избежали потери своих исконных территорий вместе с проживавшим там казахским населением, которые были отчуждены от нас в 1924-1925 годах. И, наконец, в декабре 1991 года в Беловежской пуще вопрос о денонсации Союзного договора от 1922 года не мог бы быть решен без участия и согласия представителя Казахской Советской Социалистической Республики. Здесь я хотел бы добавить, что если бы всем автономиям дали статус союзных республик на момент подписания Союзного договора от 1922 года, то даже технически распад СССР стал бы вряд ли возможен в 1991 году. Но это все из области фантастики. Так что распад Советского Союза стал возможен не только благодаря C. Шушкевичу, Л. Кравчуку, Б. Ельцину, но также И.В. Сталину, его национальной политике, породившей сам механизм распада.

Турция прекращает принимать сертификаты о вакцинации «ЭпиВакКороной» и «КовиВаком»?

Вечером 15 сентября на сайтах крупных туроператоров по Турции обновилась информация о правилах въезда российских туристов на территорию этой страны. Согласно этим данным, Турция с 14 сентября принимает без тестов только туристов с сертификатами о вакцинации «Спутником V» и переболевших.

Такая информация, в частности, присутствует на сайтах туроператоров ANEX Tour и PEGAS Touristik.

«Начиная с 14.09.2022 Турецкая Республика принимает из российских вакцин только «Спутник V» (при этом последняя доза должна быть сделана как минимум за 14 дней до прибытия). Туристы с другими российскими вакцинами, которые летят на отдых 14.09.2022 и позднее, должны иметь при себе отрицательный результат ПЦР-теста (сделанного не ранее чем за 72 часа до прибытия в Турцию) или результат теста на антиген (сделанного не ранее, чем за 48 часов). Сертификат вакцинации должен быть на английском языке, с указанием данных заграничного паспорта (проставляются автоматически, если внести эти данные в Госуслуги), а также с QR-кодом», – пояснили «Вестнику АТОР» в пресс-службе ANEXTour.

Там пояснили, что основываются на данных от авиаперевозчика. Согласно этой информации, уточнили в ANEXTour, для въезда на территорию Турецкой Республики по сертификату вакцинации турист должен быть вакцинирован одной из вакцин, признанных ВОЗ или Турцией (из российских – только «Спутник V»).

Напомним, что ранее резонанс вызвала информация о том, что Турция (вероятно, так как официального подтверждения не получено) отказалась признавать сертификаты о прививке однокомпонентной российской вакциной «Спутник Лайт».

Теперь получается, что и российским туристам, привитым двухкомпонентными «ЭпиВакКороной» и «КовиВаком» («вакцина Чумакова») также придется делать ПЦР-тест для посадки на борт самолета, следующего в Турцию, их сертификаты более не будут признаваться.

В отсутствие официальных публичных документов, скорее всего, такой вывод был сделан партнерами туроператоров (перевозчиками либо принимающими сторонами) исходя из текста все того же циркуляра МВД Турции от 3 сентября 2022 года, на основании которого на рейсах ряда авиакомпаний прекратили принимать сертификаты вакцинации «Спутником Лайт». Согласно этому же документу ПЦР-тесты не требуются более детям до 12 лет (ранее было до 6 лет).

В циркуляре МВД Турции действительно говорится о том, что от предоставления тестов освобождены те иностранцы, которые «получили не менее двух доз (или одна доза вакцины Johnson & Johnson) двухкомпонентных вакцин, одобренных Всемирной Организацией Здравоохранения или же Турцией для экстренного использования, при этом должно пройти не менее 14 дней после последней дозы».

Читайте также:
Стоимость визы в Великобританию в 2022 году: цена консульского визового сбора

Соответственно, так как «ЭпиВакКорона», «КовиВак» и «Спутник Лайт» к числу одобренных не относятся, остается только «Спутник V», единственная вакцина из всех российских, хотя и не признанная ВОЗ, но зато официально разрешенная Турцией для экстренного применения на своей территории. Отметим, что «Вестник АТОР» еще 10 сентября говорил о возможности такой трактовки циркуляра МВД.

Все же требования к вакцинам дословно повторены и на сайте посольства России в Турции в информационном сообщении от 3 сентября, и на сайте национального перевозчика Турции – авиакомпании Turkish Airlines.

СТРАННОСТИ ТРЕБУЮЩИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО РАЗЪЯСНЕНИЯ

Есть, однако, множество странностей, нуждающихся во внятном объяснении. Во-первых, туристам и агентам непонятно, с какой же именно даты «прекращают действие» сертификаты вакцин «КовиВак» и «ЭпиВакКорона» для въезда в Турцию.

Ни в одном из упомянутых выше официальных документов нет даты «14 сентября», с которой должны быть действительны эти меры (как следует из информации на сайте ANEX Tour). На сайте Coral Travel про 14 сентября тоже говорится – но только как про дату непринятия сертификатов «Спутника Лайт». При этом указано, что все остальные вакцины РФ принимаются.

На сайте Turkish Airlines говорится о дате 4 сентября, как дате вступления в силу правил «только вакцинах, одобренных ВОЗ или Минздравом Турции» (логично, циркуляр МВД ведь был 3 сентября). Конкретные российские вакцины не упоминаются.

Но на сайте туроператора PEGAS Touristik написано, что «сертификаты о вакцинации препаратами «ЭпиВакКорона» и «КовиВак» не принимаются к перевозке а/к Nordwind и Pegas Fly с 20.09.21». В рассылке туроператора TUI фигурирует дата 16.09, а в рассылке туроператора «Интурист» – 15.09. В «Интуристе» также подтвердили, что для посещения Турции без ПЦР турист должен иметь двухкомпонентную вакцину, одобренную ВОЗ или Турцией (а это только «Спутник V»).

Так все же, с какой даты не принимаются все российские вакцины, кроме «Спутника V»? С 4, с 14 или все же только с 20 сентября? И почему, если есть некий единый турецкий официальный документ с датой вступления новых правил в силу, то у разных компаний даты разные?

Во-вторых, на сайте российского национального перевозчика, компании «Аэрофлот», актуальные требования для пассажиров, следующих в Турцию, звучат сейчас так: «От предъявления отрицательного результата теста на COVID-19 освобождены … предъявившие сертификат стандартного государственного образца о вакцинации против COVID-19 (в т.ч российскими вакцинами), завершенной не менее чем за 14 дней до прибытия в Турцию».

Странно, что национальный перевозчик РФ, которого об изменении правил въезда должны были уведомить в первую очередь, об изменениях не знает. Не знают об изменениях и туроператоры Coral Travel и TEZ Tour.

В-третьих, на сайте Посольства Турции в России до сих пор (текст информационного сообщения от 09 сентября) требования к вакцинам изложены в следующей редакции: «..не будет запрашиваться справка с отрицательным результатом ПЦР-теста у тех, кто предоставит выданные официальными властями Российской Федерации документы о вакцинации, проведенной не менее чем за 14 дней до въезда».

Здесь, как видим, нет ни намека на то, что какие-то российские вакцины не принимаются – и это совпадает со сделанными ранее заявлениями со стороны Турции (а именно Министерства культуры и туризма и МИД Турции).

Напомним, что ранее в июне 2022 года в посольстве Турции в Москве сообщали о том, что для въезда в Турцию из РФ можно использовать сертификат любой из признанных в России вакцин. Эту же самую информацию «Интерфаксу» независимо подтвердили в министерстве культуры и туризма Турции. Наконец, 30 июня министр иностранных дел Турции г-н Мевлют Чавушоглу еще раз подтвердил этот же тезис в ходе совместной пресс-конференции с Сергеем Лавровым в Анталье.

«От тех (российских туристов), которые полностью привились, мы принимаем документы по любой вакцине, которую используют в России», – сказал, в частности, г-н Чавушоглу.

Очевидно, что ситуация с признанием или непризнанием определенных российских вакцин требует официального прояснения позиции турецкой стороны со стороны Посольства России в Турции: состояние неопределенности не дает многим туристам возможности решить вопрос о поездке в Турцию.

Ассоциация туроператоров (АТОР) направила официальный запрос от имени Ассоциации в Посольство Турецкой Республики по данному вопросу и ожидает ответа или соответствующей оперативной публикации на сайте дипломатического представительства.

Редакция “Вестника АТОР”

ВНИМАНИЕ:

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в “Академии АТОР”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: