Существует ли лекарство от аэрофобии
Аэрофобией, то есть боязнью полетов, страдают почти 30% населения Земли старше 25 лет. Среди них 10% ни разу в жизни не поднялись в воздух, так как страх не давал им это сделать. Такие люди очень страдают, не имея возможности сделать карьеру, если их работа связана с перелетами, а также путешествовать в далекие страны. А ведь в наше время авиация является самым быстрым, часто используемым и удобным видом транспорта.
Подробнее об аэрофобии
Человек летать не может, таковым уж он создан природой или богом, но всегда мечтал об этом. С момента изобретения воздушного шара, а потом самолета такая возможность у него, наконец, появилась: сейчас можно полететь куда угодно. Но, вместе с этим, у некоторых гомо сапиенс развился неконтролируемый страх полета в специально приспособленном для этого устройстве.
Вообще-то, любой человек, в силу инстинкта самосохранения, боится ранее неизвестного и опасного. Такое беспокойство обычно возникает перед первым в жизни полетом. Находясь в самолете, авиапассажир испытывает дискомфорт, организм реагирует на нестандартную обстановку и разницу давления головной или ушной болью, подташниванием. Тревожно становится, когда лайнер трясет при попадании в зону турбулентности или он проваливается в воздушную яму. Такое волнение – это защитная реакция организма, которая со временем проходит или ей не придается большого значения.
Другое дело, если страх летать иррациональный, необъяснимый, взлет и посадка, да и сам полет для аэрофоба «смерти подобны». Его пугает звук работы двигателя, уборки и выпуска шасси, механизации крыла и все описанное выше. Он нервничает, потеет, потирает ладони, теребит волосы, бурно реагирует на все, что происходит на борту, часто пытается заглушить страх, напиваясь перед полетом или затеивая скандалы.
Такая боязнь, буквально паническая, возникает от навязчивого страха смерти и неспособности держать ситуацию под контролем. Аэрофоб испытывает непреодолимый ужас, так как твердо уверен: самолет может упасть, так как всеми процессами руководит не он сам и от него зависит ничего.
Развиться аэрофобия может у человека, в прошлом попавшего в реальную опасную ситуацию, возникшую в полете. Впрочем, она может быть и мнимой, надуманной. Подвержены такому расстройству люди состоявшиеся, интеллигентные, с сильным характером, но с тревожным типом мышления. Они боятся доверить свою жизнь кому-то другому, так как привыкли сами за себя отвечать, контролировать все происходящее. Такие индивиды не понимают сути работы систем воздушного судна и процессов, которые обеспечивают его безопасность.
Иногда аэрофобия сопровождается страхом замкнутого пространства и высоты (клаустрофобией и акрофобией соответственно). В этом случае она является симптомом этих психологических проблем.
Проявления аэрофобии
Признаки боязни летать на самолете проявляются до полета и во время него.
Нервничать человек начинает еще за несколько дней до планируемой даты вылета. Такое состояние выражается в следующем:
- раздражительность и агрессия либо подавленность, уход «в себя»;
- поиск в интернете информации о давних и «свежих» авиакатастрофах накручивает «градус» страха;
- отказ от полета до или после регистрации.
В Германии, кстати, с пониманием относятся к такой проблеме: некоторые авиакомпании при наличии соответствующей справки у человека, отказывающегося от полета, не взимают некоторую сумму, обычную при возврате билета.
Уже находясь на борту самолета, который даже еще и не взлетел, аэрофоб начинает задыхаться, сердцебиение учащается. Далее могут спазмироваться мышцы, протестует желудочно-кишечный тракт, течет пот. Возможна паническая атака при крене судна, воздушной яме, механическом шуме. Любое передвижение членов экипажа (бортпроводников) по салону вызывает подозрительность и перепалку с ними, истерику.
Могут быть и другие физические и психические проявления. К примеру, считается, что довольно частые неадекватное поведение пассажиров (драки, скандалы) провоцируют именно аэрофобия. Так что это расстройство отравляет жизнь не только тем, кто им страдает (особенно если их работа сопряжена с частыми перелетами), но и другим людям. Оно также несет угрозу безопасности воздушного лайнера и, как следствие жизни всем особам, в нем находящимся.
Методы лечения
Терпеть аэрофобию нельзя, а приспособиться к ней просто невозможно. Она не только создает дискомфорт, но и, усугубляясь, будет наносить удары, с каждым разом более значительные, на физическое и психическое состояние человека. Поэтому нужно незамедлительно обращаться к психологу.
Для лечения патологии применяют фармакологические препараты и корригирующую психотерапию.
Таблетки от аэрофобии
Существует ли какое-то действенное, эффективное средство от боязни полетов? Обычно в качестве лекарств прописывают седативные (успокаивающие) препараты. Каждое средство подбирается специалистом индивидуально. Это могут быть как таблетки, так и валерьяновые капли или настойка пустырника. Возможны анксиолитики – ослабляющие страх препараты.
Если у пациента имеется проблема с вестибулярным аппаратом (его укачивает), то существуют антигистаминные средства, блокирующие этот процесс: «Аэрон» и др.
Самолечение в этом случае недопустимо: каждый препарат и его дозировку назначает только врач. Это позволит избежать негативных последствий от побочных эффектов и непереносимости компонентов, аллергии.
Кроме того, специалисты не советуют вообще принимать сильнодействующие препараты от стресса, так как они в условиях полета могут подействовать непредсказуемо. В качестве успокаивающих средств рекомендуются гомеопатические, не вызывающие привыкания.
Многие аэрофобы считают, что, приняв таблетку, которая действует быстро, они тут же забудут о тревожности и могут свободно отправляться в путь на воздушном лайнере. Но это придется делать каждый раз, перед тем, как подняться на борт. И проблема, в общем, никуда не денется, а будет так и преследовать всю жизнь!
«Волшебная таблетка» не способна избавить от страха. Она лишь на некоторое время устранит его симптомы. Но вот мозг аэрофоба запомнит, что подавлять пугающую ситуацию пришлось с помощью препарата, который позволил перенести «опасный, очень страшный, рискованный» полет.
Организм все равно перенес стресс, который будет нарастать при последующем перелете. И в один «прекрасный» день никакое средство уже не справится со страхом. Именно поэтому необходимо вмешательство специалиста, который поможет пациенту найти причины фобии и поменять мышление на позитивное.
Помощь психолога
Прежде всего, больному необходимо признать наличие проблемы – без этого аэрофобию вылечить не удастся. Далее в работу вступает психолог, который ищет источник иррационального страха и учит расслабляться, пользуясь такими методиками:
- когнитивно-поведенческая терапия;
- техника экспозиции;
- гипноз.
Опытного специалиста в Москве можно найти в Городском Психоэндокринологическом Центре. При его совместной работе с осознающим свое расстройство и желающим излечиться пациентом не понадобится много времени, чтобы избавиться от аэрофобии – достаточно несколько непродолжительных сеансов.
Сейчас в разных странах существуют Центры по борьбе с аэрофобией (в России тоже таковые есть). В них приходят люди разных возрастов. Там, среди прочих способов, применяется летный стимулятор – копия реального самолета в полном размере.
Клиенты изучают матчасть, сами садятся за штурвал, имитируя взлет и посадку в определенных погодных условиях и времени суток. Это дает им возможность полностью разобраться, что происходит на борту, почему возникают звуки, которые их так пугают, а в зоне турбулентности самолет трясет, узнать о множестве стандартных ситуаций, совершенно неопасных. Все это дает отличный терапевтический эффект.
Советы экспертов
Вот одиннадцать рекомендаций, как действовать аэрофобам, которые дают специалисты вышеупомянутых центров:
- Сведите возможность стресса до минимума. Вот что нужно сделать для этого. Перед рейсом нужно обязательно выспаться. Регистрацию лучше пройти дома онлайн, распечатав посадочные талоны. Лучше не брать с собой большой багаж – с ним придется выстоять очередь на взвешивание, лучше обойтись ручной кладью. Выберите самый комфортный способ приехать в аэропорт.
- Важно выбрать удобные места в самолете, где не будут чувствоваться развороты и встряски. В Boeing 737–800 это с 12 по 18 ряды, Airbus A320 – с 8 по 15. В любом случае не садитесь в хвост – там заведомо будет укачивать.
- Одеваться в дорогу надо удобно, никаких застегнутых воротов и затянутых галстуков – одежда и обувь должны быть комфортными. Часы с тугим и ремешком, узкие браслеты, кольца целесообразно не надевать.
- Захватить специальную подушечку для шеи.
- Не стесняться рассказать о своей фобии проводникам. Довольно часто они проникаются такой проблемой, могут завести вас в кабину и познакомить с экипажем. Это, как говорят психологи, устранит обезличивание тех, кто ведет лайнер, и даст возможность получить уверенность в их профессионализме.
- Отвлекаться и развлекаться. Сейчас в самолетах предлагают посмотреть кино, но оно вам может не понравиться. Поэтому целесообразно заранее подготовиться: закачать в смартфон или планшет какой-то интересный фильм, аудиокнигу, игру. И не забыть взять с собой наушники!
- Расслабиться. Для этого можно глубоко дышать, медленно считать до десяти про себя или петь мантры.
- Найти интересного собеседника. Это, конечно, сложно, но может вам повезет, и ваш сосед своими рассказами отвлечет от накручивающих воображение фантазий. Хорошим собеседником может стать бортпроводник.
- Больше пить. Речь идет не о спиртных напитках, хотя бокал шампанского в честь отпуска не помешает, а о соке или негазированной воде. Воздух в салоне сухой, и это поможет справиться с жаждой.
- Восстановить кровообращение. Для этого нужно пройтись по салону, несколько раз наклониться, подняться на носочки. Если вы стесняетесь привлечь таким образом внимание к своей персоне, то можно в кресле сесть прямо, расправить плечи и повращать кистями и стопами.
- Для общего развития заранее поинтересоваться, как устроены и летают самолеты, об уровне их безопасности. То есть, как уже говорилось, учить матчасть.
Мнимая опасность
Нужно сразу отметить: в автомобильных авариях, которые происходят гораздо чаще, вероятность погибнуть в тысячи раз больше, чем в авиакатастрофе. Об этом свидетельствуют сухие цифры статистики. У пассажира самолета есть один шанс к 45 млн. разбиться. Посчитаем: даже если бы он летал каждый день, то такая смерть могла его настигнуть только через 123 тыс. лет.
Летчики проходят несколько этапов подготовки. Они тоже люди и хотят, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок.
Что касается современных самолетов, то они очень надежны, имеют несколько дублирующих систем. То есть, в случае отказа одной начнет работать другая, которая позволить благополучно посадить лайнер в ближайшем аэропорту. К этому усилия приложит и экипаж, и наземные службы.
Конечно, мы не раз слышали новости про авиакатастрофы со множеством жертв. У каждого случая есть свои причины, часто это стечение обстоятельств. Но все они тщательно расследуются, изучаются и принимаются меры, чтобы такого больше не произошло.
Аэрофобия – симптомы и лечение
Что такое аэрофобия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 12 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Аэрофобия — это боязнь перелёта на разного рода летательных устройствах. [1] Она может быть изолированной или являться составным компонентом других фобий. Очень близка к аэрофобии авиафобия (боязнь перелёта на самолёте), поэтому их часто объединяют в одно понятие.
Аэрофобия может сочетаться с другими психическими заболеваниями, что значительно усугубляет течение и утяжеляет процесс лечения, а также ухудшает прогноз расстройства.
Современный темп и уровень жизни, обуславливающие необходимость в течение короткого промежутка времени находиться в значительно удалённых друг от друга пунктах, делает востребованным наиболее быстрые способы передвижения, такие как авиаперелёты. Поэтому наличие аэрофобии у некоторых людей значительно осложняет их жизнь. Чтобы справиться с ней, необходимо понимать, с чем связано это расстройство.
Причины аэрофобии, как правило, сугубо индивидуальные, однако можно выделить несколько общих факторов развития данной фобии: [2]
- Различные стрессовые ситуации, реально пережитые во время полёта. Они могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, зонами повышенной турбулентности, неопытностью экипажа и т.д. В этот момент в подсознании человека закрепляется “отрицательный” опыт полёта, вызывающий в дальнейшем негативные ассоциации.
- Активное освещение масштабных авиакатастроф в средствах массовой информации. С появлением сети Интернет информация о происшествиях распространяется очень быстро, даже небольшие авиакатастрофы не остаются без внимания. Всё это вызывает у некоторых людей недоверительное отношение к перелётам.
- Страх за состояние собственного здоровья, особенно у людей с хроническими заболеваниями. С изменением высоты происходит изменение давления, что оказывает определённое влияние на организм человека.
- Недоверие к членам экипажа, обусловленное отсутствием собственного контроля над происходящими событиями. Особенно это выражено у людей, занимающих руководящие должности.
- Наличие других фобий, например акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства).
- Наличие других психических расстройств (посттравматическое стрессовое и тревожно-фобическое расстройство, депрессивный эпизод).
- Генетическая предрасположенность. Различные фобии наиболее часто развиваются у родственников, имеющих тревожное расстройство. Это было доказано при обследовании монозиготных и дизиготных близнецов и подсчёта конкордантности (общих признаков).
- Условия жизни (воспитание, формирование характера в раннем детстве).
Симптомы аэрофобии
Обычно люди с аэрофобией начинают испытывать тревогу за несколько дней до намеченного перелёта. Это может проявляться в нарушении у них сна и появлении кошмарных сновидений. Некоторые люди употребляют седативные препараты, что позволяет снизить тягостные внутренние ощущения только на короткий промежуток времени. [3]
Считается, что симптомы аэрофобии обусловлены не реальной действительностью, а страхом перед возможным будущим, так как человек представляет себе отрицательные последствия полёта. При этом женщины больше всего боятся самой ситуации авиакатастрофы, а мужчины боятся высоты и невозможности собственного контроля над происходящей ситуацией. Пожилые люди испытывают панику, которая обусловлена страхом полёта и смерти. Многие из этих людей никогда не совершали перелёты и, тем более, не попадали в авиакатастрофы. Следовательно, данный страх является необоснованным.
Все симптомы аэрофобии можно разделить на вегетативные и психические. [4]
К вегетативным симптомам относятся:
- тахикардия;
- боли в предсердечной области, напоминающие стенокардию;
- избыточная потливость ладоней и стоп;
- увеличение частоты дыхательных движений;
- приступы бронхоспазма;
- непроизвольное сокращение мышц, рефлекторная дрожь;
- полакиурия (учащённое мочеиспускание);
- боли в животе, тошнота;
- гиперемия или бледность кожных покровов;
- головные боли, преимущественно в височной области.
К психическим симптомам относятся:
- беспокойство;
- раздражительность;
- снижение концентрации внимания;
- снижение качества сна, ночные кошмары;
- утомляемость, сниженная трудоспособность.
Патогенез аэрофобии
Аэрофобия развивается не сразу. Под влиянием наследственной предрасположенности, воспитания, обуславливающего формирование характера в раннем детстве, возникает определённая модель поведения и мышления по отношению к перелётам. В дальнейшем у таких людей возникает избыточная тревожность при упоминании о возможности авиаперелёта, большинство из них никогда не решится на полёт. Та часть, которая всё-таки вынуждена будет совершить перелёт, попытается выяснить все подробности об авиакомпании, осуществляющей перелёты. На этот процесс они тратят большое количество времени и все равно остаются неудовлетворёнными собственным выбором. На этом этапе у них возникают нарушение сна и кошмарные сновидения. Зачастую страдающие аэрофобией принимают седативные препараты и алкоголь, что, по сути, не является решением проблемы. [5]
Даже убедившись в надёжности авиакомпании, люди, страдающие аэрофобией, обязательно начнут рисовать в голове негативные картины будущей авиакатастрофы, сопровождающейся гибелью людей. Вспоминают кадры крушения самолетов, показанных в средствах массовой информации и сети Интернет.
На следующем этапе происходит окончательное формирование аэрофобии. Люди стараются любыми способами избегать авиаперелётов. Они с удовольствием выберут любой другой вид транспорта. Разубеждению со стороны окружающих людей не поддаются.
Если же человеку с аэрофобией всё же пришлось лететь, то в таком случае следует возникновение паники в салоне самолёта. При этом активизируются все функциональные резервы, возможности которых превышают компенсаторно-приспособительные процессы в организме. Это неизменно ведёт к истощению защитных сил, возникновению реакции стресса, которая вновь запускает процесс с самого начала перед следующим полётом. Так замыкается порочный круг.
Классификация и стадии развития аэрофобии
Выделяют изолированную и сочетанную аэрофобию.
Изолированная аэрофобия — это достаточно редкое явление, при котором наблюдаются только симптомы аэрофобии. Такое состояние имеет обычно посттравматический генез (имеется в виду возникновение после психотравмирующей ситуации, связанной с аэроперелётами).
Намного чаще в клинике наблюдается сочетанная аэрофобия. В таком случае она является лишь отдельным проявлением тревожных расстройств обсессивно-компульсивного спектра. Обычно боязнь перелётов — это декомпенсация обсессивно-компульсивного расстройства личности, при котором тревожные черты личности можно проследить у человека с самых ранних этапов его жизни, либо вновь появившееся невротическое расстройство, которое формируется у людей с различным личностным преморбидом. До сих пор в этом вопросе не поставлена окончательная точка и дискуссии исследователей продолжаются.
Развитие аэрофобии происходит по следующему принципу: [6]
- Возникновение избыточной тревожности.
- Воображение негативных картин будущего. На этом этапе страдающий аэрофобией в ярких красках представляет себе картины падения самолета, возможную гибель пассажиров.
- Формирование аэрофобии. На этом этапе фобия полностью сформирована. Поэтому данные люди будут стараться любыми способами избегать полётов.
- Паника в салоне самолёта. Такие люди будут доставлять неудобство членам экипажа и остальным пассажирам.
Осложнения аэрофобии
Самым неприятным осложнением аэрофобии является избегающее поведение, при котором человек начинает избегать авиаперелетов, а иногда и всего, что связано или напоминает ему об авиаперелётах. [7] Это значительно ограничивает человека, не даёт ему возможности отдыхать, путешествовать, вести активный образ жизни. В тяжёлых случаях это может вызывать вторичную депрессию от осознания своей “неполноценности”, значительно снижать качество жизни.
Аэрофобия не способна вызывать ничего, что угрожало бы жизни и здоровью. Самым сильным проявлением аэрофобии может стать паническая атака, возникающая в момент авиаперелёта. Это состояние представляет собой сильные, сконцентированные по времени возникновения эмоции тревоги и страха. Признаками панической атаки также являются такие соматические симптомы, как тахикардия (учащённое сердцебиение), тахипноэ (учащённое поверхностное дыхание), головокружение, головная боль и др. Эти обычные симптомы тревоги могут быть интерпретированы человеком с панической атакой как признаки тяжёлого заболевания, что ещё больше усиливает тревогу, которая, в свою очередь, усиливает тахикардию и прочие симптомы.
Получается, что в патогенезе панической атаки основную роль играют “патологические круги”, разрыв которых и является первой помощью при этом состоянии. Для этого рекомендуется нормализовать дыхание (дышать медленно и глубоко, используя для этого специальные техники (например, они представлены в приложении Антипаника). Также хорошо помогает приём “обратного дыхания”, когда просят дышать в герметичный мешок. За счёт этого проще контролировать своё дыхание (все дыхательные движения хорошо видны глазами), к тому же во вдыхаемом воздухе выше концентрация углекислого газа, что помогает прервать патологический круг гипервентиляции.
Помимо прочего можно использовать приём отвлечения внимания, контроля тревожных автоматических мыслей и прочие техники, обучение которым происходит в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии.
Из фармакологических средств можно использовать бензодиазепины быстрого действия.
Диагностика аэрофобии
Зачастую аэрофобии сопутствуют другие психические расстройства, поэтому целью диагностики является более точное определение причины заболевания. Также важно установить, является ли аэрофобия первичным заболеванием или вторичным заболеванием, возникшим на основе другого психического расстройства. [7]
Диагноз аэрофобии выставляется на основании симптомов заболевания и анамнеза. Ведущими являются вегетативные и психические симптомы, указанные выше. В настоящее время существует также специальное тестирование, позволяющее установить предрасположенность к аэрофобии.
Во время беседы с пациентом необходимо тщательно уточнять все детали. Необходимо выяснить, с чем именно связана непереносимость полёта: с боязнью авикатастрофы, страхом за состояние собственного здоровья, боязнью высоты или закрытого пространства. Это позволяет дифференцировать аэрофобию от других видов фобических расстройств. Если у врача имеются подозрения на наличие сопутствующих заболеваний, необходимо направить пациента на консультацию к смежным специалистам.
Следует дифференцировать аэрофобию от обычного волнения перед полётом, которое является нормальным проявлением инстинкта самосохранения. В этом случае вегетативные реакции не выходят за пределы компенсаторных возможностей и проявляются в виде незначительной тахикардии, повышения артериального давления и частоты дыхательных движений. После волнения все показатели жизнедеятельности быстро приходят в норму.
Лечение аэрофобии
Психотерапия — наиболее эффективный метод лечения аэрофобии. Среди методов психотерапии наибольшее распространение имеют когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия.
Во время бесед с пациентом корректно внушается факт безопасности авиаперелёта. Психотерапевт позволяет пациенту найти несоответствующие действительности негативные убеждения и сформировать новую позитивную модель мышления и поведения. [8]
Людям, страдающим аэрофобией, рекомендуют соблюдать простейшую последовательность действий, которые будут вызывать у него чувство безопасности. Например, выбор пассажирского сидения, которое кажется наиболее приемлемым: при боязни высоты сесть подальше от иллюминатора, при боязни замкнутого пространства — поближе к запасному выходу и т.д. В пассажирском кресле необходимо принять удобную для себя позу, расслабить мышцы головы, шеи, контролировать своё дыхание. Дышать нужно медленно и глубоко.
Пациентам советуют понаблюдать за собой и составить перечень занятий, которые позволяют отвлечь внимание: чтение литературы, разгадывание сканвордов, прослушивание аудиоплеера, устный счёт, аутогенная тренировка. Можно также посмотреть на пассажиров вокруг себя и проникнуться их спокойствием.
В качестве метода отвлечения внимания можно использовать разговор с соседом на нейтральные темы или, если он расположен к вам, то можно поделиться с ним своими страхами. Также помогает самообразование в области аэродинамики. Необходимо чётко представить себе процесс работы самолёта, узнать как можно больше об объекте своего страха. Можно изучить статистику и прийти к выводу о том, что авиакатастрофы гораздо реже являются причиной смерти по сравнению с автомобильными авариями.
В тяжёлых случаях и в при сочетании аэрофобии с другим психическим заболеванием прибегают к фармакотерапии. Препаратами выбора являются транквилизаторы, которые назначают однократно на время полёта из-за возможности развития привыкания, и бета-адреноблокаторы, влияющие на вегетативную симптоматику.
Прогноз. Профилактика
Прогноз зависит от интенсивности и длительности приступов, а также от наличия сопутствующих психических заболеваний. Чем больше сопутствующих заболеваний, тем тяжелее процесс лечения. Наиболее благоприятный прогноз имеют пациенты с изолированной фобией и те, кто своевременно начал лечение патологического состояния. [8]
Профилактика аэрофобии, как и профилактика любого другого невротического расстройства, должна строиться и исходить из психогигиенических мероприятий:
- соблюдение режима “сон-бодрствование”;
- достаточные физические нагрузки и физкультура;
- гармонизация семейных взаимоотношений и т. д.
К специфическим методам первичной профилактики аэрофобии можно отнести изучение соответствующей статистики и опыт первых перелётов в сопровождении близких людей, которым можно довериться и которые помогают справляться со страхами.
Авиаперелёты становятся неотъемлемой частью жизни современного человека и всё больше входят в нашу жизнь. Поэтому становится важным и актуальным “приучение” к такому роду передвижения с самых ранних лет жизни: если дети в сопровождении родителей совершают такие перелёты с ранних лет, то у них вырабатывается здоровое отношение к этому роду передвижения, и аэрофобия в дальнейшем не возникает.
В любом случае, аэрофобия, как и любое другое фобическое расстройство, формируется на основании имеющихся ранее установок и предрассудков человека по этому поводу (патологических убеждений). Если не допускать возникновение и закрепление таких убеждений, то эти действия будут являться самым лучшим способом профилактики аэрофобии.
Аэрофобия – боязнь летать на самолете
Содержание:
Страх летать на воздушном транспорте называется «аэрофобия». Это психическое расстройство, которое проявляется в панической боязни любых полетов на самолетах. Это заболевание не имеет ничего общего с естественным инстинктом самосохранения. Практически все люди понимают опасность полета, но подавляющее большинство может контролировать свои эмоции, не страдая от навязчивых мыслей, от которых невозможно избавиться без помощи профессиональных врачей. При аэрофобии человек не может переубедить самого себя в том, что эти мысли нерациональны. В результате они полностью овладевают его сознанием, заставляя перед полетом совершать определенные действия, которые свидетельствуют о наличии отклонений в психике из-за неконтролируемого страха.
Симптомы аэрофобии
Многочисленные исследования показали, что чаще всего страдают аэрофобией люди, обладающие незаурядными воображением и фантазией. Они могут рисовать в своем уме картины самых немыслимых ситуаций, которые лишь отдаленно связаны с настоящей опасностью, подстерегающей человека в полете. Например, в их сознании возникают чудовищные образы столкновения самолета с военной ракетой, случайно выпущенной системой противовоздушной обороны. Или они всерьез опасаются, что во время полета станут заложником у террористов, решивших захватить самолет. При этом данные образы сопровождаются симптомами тревожного невроза, напрямую связанными с работой вегетативной нервной системы, регулирующей функциональную деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов.
Основные симптомы, свидетельствующие о фобии:
частые перепады артериального давления. Многие пациенты, страдающие от аэрофобии, говорят о том, перед полетами их беспричинно бросает то в жар, то в холод. Причина резких колебаний артериального давления заключается в стрессовой ситуации, которая негативно отражается на самочувствии и общем здоровье;
увеличение частоты сердечных сокращений. Страх перед полетом приводит к быстрому поступлению адреналина, который необходим для активации скрытых резервов организма. В результате этого частота сердечных сокращений резко увеличивается, а после приступа аэрофобии человек ощущает себя абсолютно подавленным и разбитым;
дрожание конечностей или всего тела. У людей, страдающих аэрофобией, часто наблюдаются непроизвольные движения рук или ног, вызванные чередованием сокращения и расслабления мышц. Не стоит бороться с дрожанием при помощи медикаментозных средств, так как причиной его появления является перевозбуждение нервной системы;
сильная бледность или покраснение кожных покровов. Острый приступ аэрофобии приводит к тому, что в кровь выделяется слишком много адреналина. Следствием этого является резкий спазм подкожных капилляров. В результате происходит изменение естественного цвета кожи. Больше всего нарушение кровоснабжения кожи заметно на лице;
сильное головокружение и головные боли. При приступе аэрофобии у многих пациентов внезапно начинает кружиться голова. Это происходит из-за увеличения концентрации кислорода в крови мозговых сосудов. После того, как страх постепенно отступает, у человека возникают головные боли, которые могут сопровождаться утратой ясности сознания.
Причины аэрофобии
Существует несколько факторов, которые могут спровоцировать аэрофобию. У некоторых людей страх летать появляется после того, как они увидели ужасные сюжеты об авиакатастрофах по телевизору, прочитали об этом в газетах или услышали от своих знакомых. Постепенно этот страх перерастает в настоящую фобию, когда человек начинает панически избегать самолеты. Еще одной распространенной причиной является негативный опыт, когда полет прошел в неблагоприятных погодных условиях, с сильной турбулентностью, слишком жесткой посадкой или с техническими неполадками. Даже небольшая по масштабу стрессовая ситуация может стать причиной серьезного недуга, который со временем постепенно переходит в хроническую форму. Особенно это касается людей, склонных к постоянному сомнению, страху и повышенной неуверенности в себе и своих силах.
Сопутствующие страхи
В некоторых случаях аэрофобия может быть осложнена другой фобией:
танатофобией (панический страх смерти);
акрофобией (боязнь любой высоты);
клаустрофобией (страх замкнутых или тесных пространств);
демофобией (боязнь большого скопления людей);
Кроме того, многие пациенты, которые боятся летать, говорят о том, что они испытывают боязнь потерять контроль над собой и ситуацией. Часто этому сопутствует чувство беспомощности, когда человек побывал в безвыходной ситуации, где ничего не зависело от его умений или индивидуальных качеств.
Как преодолеть страх
Чтобы побороть собственную боязнь, необходимо сначала тщательно изучить всю информацию, которая касается современных самолетов. Дело в том, что в настоящее время самолет представляет собой надежную конструкцию, созданную из качественных и надежных материалов, способных без каких-либо проблем выдерживать аэродинамические нагрузки на протяжении всего срока эксплуатации. Помимо этого, в самолете устанавливаются новейшие системы управления. Все приборы в обязательном порядке дублируются, чтобы в случае выхода из строя одного устройства его незамедлительно заменил аналогичный механизм из технического резерва. Это означает, что сегодня летать самолетом значительно безопасней, чем передвигаться на собственном автомобиле или общественном транспорте. Конечно, если человек уже долгое время болен аэрофобией, то он уже многократно слышал об этом от своих друзей или родственников. Но чтобы избавиться от страха, необходимо научиться доверять другим людям, а также данным статистики, которая четко отслеживает все происшествия, произошедшие с самолетом на земле и в воздушном пространстве.
Практические советы, позволяющие справиться с волнением и страхом при подготовке и непосредственно во время полета:
приобретая билет, лучше выбирать места, находящиеся дальше от иллюминатора. Благодаря этому можно будет не видеть взлет и посадку самолета. Также не стоит выбирать места в хвостовой части, так как там турбулентность ощущается наиболее сильно;
если есть такая возможность, можно взять с собой надежного попутчика, который не боится летать самолетом. Это поможет справиться с тревогой, вызванной стрессовой ситуацией;
лучше приезжать в аэропорт заранее. Когда рядом находятся спокойные и невозмутимые пассажиры, которые тоже готовятся в полет, это успокаивает и помогает немного расслабиться;
во время перелета не надо тратить время на слежение за стюардессами или работой двигателей. Лучше посмотреть какой-нибудь фильм, послушать спокойную музыку или почитать любимую книгу.
Психотерапия при аэрофобии
Попытки самостоятельно бороться с фобией зачастую не приводят к положительным результатам. Лечить аэрофобию нужно начинать в том случае, когда человек осознал, что он испытывает сильнейшую боязнь летать и выбирает альтернативные способы передвижения, пусть даже в ущерб своему времени. На сегодняшний день основным методом лечения является работа с психологом или психотерапевтом. Опытный врач прекрасно знает, что аэрофобия поддается лечению. Для этого надо лишь выявить точные причины ее появления и устранить их при помощи специальных техник, направленных на профессиональную коррекцию поведенческой и психоэмоциональной сферы. По сути врач учит пациента, у которого обнаружена аэрофобия, правильно думать и действовать даже в условиях стрессового фактора. В дальнейшем пациенты могут спокойно летать, так как они преодолели свои иррациональные страхи и в состоянии проконтролировать ситуацию.
Помогут ли лекарства?
Следует помнить, что любая фобия не лечится только медикаментозными средствами. Как правило, врачи их назначают в том случае, если пациенту необходимо в срочном порядке совершить перелет на самолете. С помощью лекарств можно не преодолеть страх, а лишь на время заглушить реакции организма и стабилизировать состояние больного. В настоящее время не изобретено каких-то лекарственных препаратов, способных быстро избавить человека от навязчивых мыслей. Борьба с настоящими причинами страха требует комплексного подхода, так как фобия успешно преодолевается путем развития навыков релаксации, которые позволяют эффективно противостоять навязчивым страхам и приступам паники.
Лечение аэрофобии
Психотерапевтический Центр ДАР проводит лечение различных отклонений, связанных со страхом перелета. В своей практике мы используем только проверенные методы лечения, которые убедительно доказали свою эффективность. Каждая методика подбирается в полном соответствии с конкретной причиной и симптоматикой заболевания.
Особенности лечения фобии в Центре ДАР:
индивидуальный подход. Каждый пациент, решивший пройти лечение в нашей клинике, может рассчитывать на внимательное отношение и высокий уровень обслуживания. Подбирая оптимальный курс лечения для восстановления психоэмоциональных функций, мы всегда учитываем личные пожелания наших пациентов;
высокий профессионализм врачей. Аэрофобия устраняется квалифицированными специалистами, которые обладают большим опытом работы в области психотерапии и клинической психологии. Они прекрасно знают, что нужно делать с патологической боязнью, поэтому наши пациенты быстро возвращаются к комфортной жизни;
гибкая ценовая политика. Мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы стоимость лечения находилась на адекватном уровне, вполне доступном для многих людей, желающих поскорее вернуться в нормальное психологическое состояние. Это выгодно отличает нас от других медицинских центров, предлагающих избавление от панических реакций.
Для того чтобы записаться на прием к врачу или получить дополнительную информацию о сроках и стоимости лечения, необходимо связаться с нашими специалистами, позвонив по телефону (495) 725-04-07.
Статья написана под кураторством доктора Воронцов А.Л
Как не бояться летать на самолете: Слушайте рэп и грызите орехи
Пять советов психолога, чтобы справиться с аэрофобией
Дизайнер Ольга Ракова однажды оказалась в аварийном самолете, который удачно посадили в Милане. У строителя Дениса Крупенина при входе на борт начинаются панические атаки. А у менеджера Маши Костриковой к горлу подкатывает тошнота, как только заводятся турбины двигателей. Все эти люди — аэрофобы, но причины их состояния разные. Вместе с психологом Марией Гуторовой разбираемся, как не бояться летать на самолете.
Советы психолога
— Нужно понимать, что человек гораздо сложнее, чем устройство «Боинга», поэтому нужно искать причину страха полета, — говорит Мария Гуторова. — Но условно аэрофобов можно разделить на две категории. Первые — это пассажиры невротического склада, иногда с повышенным уровнем тревожности, которые боятся столько не полета, сколько внезапной панической атаки. В том числе, из-за замкнутого пространства. Руки потеют, сердце стучит, человеку кажется, что он задыхается, и, если в обычной жизни он может выйти на воздух, открыть нараспашку окно, то в самолете он внутренне чувствует себя загнанным в тупик. Нельзя выйти плюс ощущение, что никто не поможет, ааааааа!
Таким людям рекомендована психотерапия, это достаточно быстро и качественно улучшит их жизнь. Врач назначит препараты, которые проверены временем, и полет пройдет совсем в другом настроении. И, главное, вы вместе отыщете источник страха. У меня был случай, когда мальчика в детстве не поймали из вылетевших качелей, что во взрослой жизни вылилось в жуткую аэрофобию.
Аэрофобию можно и нужно перебарывать.
Фото: pexels.com
Второй вид — это пассажиры с базовым недоверием к миру, те самые, которые уверены, что из 12 тысяч самолетов, летающих ежедневно, именно их разобьется. Основа этой фобии — от боязни смерти до страха всего не успел/не отдал ипотеку/не обнял березку/не попросил прощения у любимой. Им я тоже рекомендую обратиться к экзистенциальному или гештальт-психологу.
Знаю, что один мой коллега при работе с аэрофобами применяет методику увеличения частотности полетов. Например, в течение недели клиент должен ежедневно летать из Москвы в Санкт-Петербург. Параллельно он прорабатывает убеждения, которые накануне выделяет его врач, и закладывает новые установки. Это такой экспресс-способ избавиться от аэрофобии, хоть и не дешевый.
Но какой бы ни была природа вашей аэрофобии, вот пять универсальных советов, как не бояться летать на самолете.
Скачайте приложения на телефон
Приложение SkyGuru общается с пассажиром, объясняет, когда начнется турбулентность, что означает тот или иной звук, описывает ощущения пассажира и успокаивает его. До полета можно ввести номер рейса, и приложение проанализирует данные 8 последних полетов, покажет, какие будут воздушные ямы, турбулентность и ожидаемые ощущения.
Приложение Hypnomatic лучше начинать пользовать за две недели до предполагаемого рейса. В основе программы — семиминутные гипнотические сессии. Видеоряд и медитативные звуки так воздействуют на подсознание, что снимают эмоциональные барьеры и страхи. Психика как бы запоминает это состояние релакса. Включив приложение в воздухе, вы на автомате вновь войдете в расслабленную тональность.
Приложение «Полет нормальный?» как будто создано специально для аэрофобов-технарей центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха». Механика такая, что оно подробно разъясняет, как устроен процесс полета: угол крена самолета, скорость и высота, перегрузка при турбулентности и положение носа относительно горизонта. Возникает ощущение, что пусть ты не за штурвалом, но все под контролем.
При взлете и посадке включайте рэп
Эксперты японской авиакомпании All Nippon Airways в ходе исследования выяснили, что 72% пассажиров больше всего боятся момента взлета и посадки, и предложили перекрывать звук шумящих турбин ритмичной музыкой. Повторный анализ показал, что большинство пассажиров чувствовали себя вполне сносно во время неприятных для них моментов.
Почему именно рэп? Его биты «дисциплинируют» лимбическую систему, быстро переключают ее. Ей как будто становится некогда тревожиться. Кстати, вы что слушаете из рэпа?
Грызите орешки
Принцип тот же, что и с рэпом. Отвлекая сознание от прокручивания картин надвигающейся катастрофы на мелкое и конкретное действие (чем мельче моторика, тем лучше), как, например, погрызть орешки, вы переключаете лимбическую систему (снова она). Это хорошо успокаивает. Ну и про рэп не забудьте.
Дышите!
Во время усиливающейся тревоги очень важно почувствовать себя в своем теле. Вот — я, вот — ручка кресла, вот — стюардесса улыбается. Тут самый простой способ — равномерно дышать. На 4 секунды — вдох, на 4 секунды задержите дыхание, на 4 секунды — выдох. Продолжайте до тех пор, пока страх не отступит. Надеюсь, перелет у вас не трансатлантический.
Верьте в добрые знаки
Все аэрофобы верят в плохие знаки. Как это работает — непонятно, но, если пассажир отказывается садиться на 13 место или не покупает на 13 число месяца билет, знайте, он — аэрофоб. Хорошая новость: знак может быть и добрый, да вообще можно придумать свой счастливый ритуал. Например, съедать в «Шоколаднице» в аэропорту сырники или брать с собой брелок-мышку. Подсознание это считывает как возможность контролировать ситуацию с помощью осязаемых символов, а это всегда +100 к спокойствию.
Запоминайте советы психолога, как не бояться летать на самолете, и хороших вам полетов!
Как побороть аэрофобию: лайфхаки от бортпроводников и психологов
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.
Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.
“Помню, мы попали в воздушные ямы, и все пассажиры или не отвлекались от просмотра фильма, или кричали “йу-ху!”, как на американских горках, а я рыдала не переставая. Потом было очень стыдно”, — вспоминает петербурженка Юлия Золотова, страдающая аэрофобией.
Фобия или волнение?
“Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке”.
По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.
На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.
Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.
Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. “Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы”, — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.
Природа страха
“Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией”, — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.
Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.
Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.
“Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: “Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!” — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше”.
Лечить нельзя оставить
“Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет”.
Марина советует больше читать об авиации и избегать информации об авиакатастрофах и их последствиях — чем часто увлекаются аэрофобы. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к специалистам.
В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.
Как перестать бояться летать на самолетах и побороть страх: способы лечения аэрофобии
В этой статье врач-психотерапевт «Клиники когнитивной психотерапии» Андрей КАМЕНЮКИН рассказывается о том, что делать, если боишься летать.
Эффективность программы доказана положительными результатами многолетней работы сотрудников клиники, а также в зарубежных и отечественных клинических исследованиях эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии
Что такое аэрофобия
Авиафобия или, как ее еще называют, аэрофобия – это неконтролируемый страх перед полетами на самолетах. Боязнь полетов доставляет массу неудобств и причиняет дискомфорт, но самое главное – лишает ваш образ жизни мобильности.
Без авиаперелетов нельзя позволить себе отдых в других странах. Без авиаперелетов приходится совершать путешествия с массой ограничений, вынужденно используя наземные или водные средства передвижения. А это приводит к дополнительным и существенным финансовым затратам.
Аэрофобия заставляет отказываться и от перспективных деловых переговоров и может привести к ухудшению конкурентоспособности и экономическим потерям вашего бизнеса.
Страх перед самолетами
Аэрофобия — одна из самых распространенных фобий в мире. По данным исследований установлено, что 6.5% людей отказываются от авиаперелетов, а 14% никогда не летали из-за психологических проблем
Каждый четвертый авиапассажир испытывает при полете психологический дискомфорт, а каждый шестой начинает бояться полета за несколько дней до того, как должен отправиться в аэропорт. Справиться со страхом многие пытаются с помощью алкоголя или сильнодействующих успокоительных препаратов, которые вызывают привыкание и усиливают авиафобию.
«Боюсь летать»: как избавиться от аэрофобии.
98% случаев авиафобии излечимы, причем лечение от страха перед полетами может быть весьма увлекательным и приятным занятием. Для лечения страха перед полетами мы используем программу «Антиавиафобия»©, которую разработали специалисты нашей клиники. Моделирование ситуации и тренировочные полеты с психотерапевтом помогут вам избавиться от фобии. Мы развеем ваши страхи и развенчаем мифы, окружающие полеты. Закончив курс лечения, вы уже свободно и самостоятельно поднимитесь в небо на настоящем самолете, и это впервые не доставит вам устрашающего дискомфорта.
Как лечат боязнь полетов в «Клинике когнитивной психотерапии»
В нашей клинике лечение аэрофобии осуществляется по запатентованной программе «Антиавиафобия™”. Мы предлагаем несколько вариантов Программы:
- Базовая программа терапии авиафобий (групповая или индивидуальная)
Состоит из 10 групповых или индивидуальных сеансов. - Программа терапии авиафобий «Бизнес» (групповая или индивидуальная)
Состоит из 10 групповых или индивидуальных сеансов и включает в себя тренинг в реальных условиях полета – перелет регулярным рейсом из Санкт-Петербурга в Москву и обратно в сопровождении психотерапевта. - Индивидуальная программа терапии авиафобий VIP
Состоит из индивидуальных сеансов и может включать перелет при персональном сопровождении психотерапевтом по маршруту, составленному клиентом
В программу терапии авиафобий «Антиавиафобия» © включены психотерапевтические сессии на авиатренажерах «Boeing-737» и «Airbus 320»!
В терапии авиафобии тренажеры используются для моделирования ситуации полета и закрепления навыков преодоления страха, освоенных в процессе работы с психотерапевтом. Это позволяет повысить эффективность психотерапии и ускорить процесс выздоровления. Сеанс на тренажерах проводится психотерапевтом совместно с пилотом-инструктором.
В результате прохождения программы терапии аэрофобии Вы сможете спокойно летать без чувства страха!
Как работает наш психотерапевтический метод
Для лечения фобий специалисты “Клиники когнитивной психотерапии” используют когнитивно-поведенческую психотерапию. Этот метод является научно обоснованным и признан Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) наиболее эффективным способом решения психологических проблем.
Что еще посмотреть
Форма обратной связи
Оставьте ваши контактные данные, и администратор свяжется с вами, чтобы подобрать для вас удобное время приема.
Международный аэропорт Даболим
Международный аэропорт Даболим (другое название – Аэропорт Гоа) – единственный аэропорт в индийском штате Гоа. Этот штат, расположенный на юго-западе страны, является самым маленьким штатом Индии и популярным курортом, особенно среди российских туристов.
Ежегодно Гоа посещает до двух миллионов иностранцев, и через Даболим проходят 5-10% общего потока. Больше всего туристов на Гоа прибывает из Великобритании, на втором месте – россияне в количестве 40-42 тысяч человек каждый год. В целом через аэропорт проходят 150-200 тысяч иностранцев в год.
Аэропорт является девятым в списке самых загруженных аэропортов Индии. В 2017 пассажиропоток, прошедший через авиаузел, достиг 6,8 миллиона человек. Средний показатель – 3,5 миллиона ежегодно и с 2005 года увеличился в четыре раза. В год аэропорт принимает до 700 международных самолетов и обслуживает 90% от всех чартерных рейсов, осуществляемых в Индии. В среднем из России и обратно производится около 240 чартерных вылетов.
Из-за загруженности Даболима правительством штата было принято решение возвести второй аэропорт вблизи деревни Мопа, который планируется открыть 2022 году.
Аэропорт Гоа был построен в 1955 году на 101 гектаре земли, и на сегодняшний день его общая площадь составляет около 700 гектаров. Он располагается на территории индийской военно-морской базы INS Hansa и носит статус одновременно военного и гражданского международного аэропорта.
Ближайший к аэропорту город Васко-да-Гама расположен в 4 км, город Маргао – в 23 км, столица штата Панаджи – в 30 км. Вблизи от аэропорта находится пляж Bogmallo Beach, до которого можно дойти пешком.
Расписание самолетов и поиск авиабилетов
Посмотреть более развернутое онлайн-табло прилета и вылета можно на соответствующей странице на нашем сайте или в сервисе Яндекс Расписаний.
Авиакомпании
Даболим обслуживает как регулярные внутренние и международные рейсы, так и чартерные, доступные в разгар курортного сезона. Воздушный порт сотрудничает с более чем 30 авиаперевозчиками. В числе них российские авиалинии Аэрофлот, Royal Flight, Azur Air, ВИМ-Авиа, осуществляющие чартерные рейсы. Вылетами в Украину занимаются компании Международные авиалинии Украины, Авиалинии Харькова, в Казахстан – SCAT Airlines.
Находясь в важном туристическом регионе, аэропорт Гоа с другими индийскими городами связывает развитая инфраструктура. Производятся регулярные вылеты в Мумбаи, Нью-Дели, Бангалор, Хайдарабад, Калькутта и другие. Внутренние авиарейсы, а также в другие страны Южной Азии, обслуживают компании Air India, GoAir, Jet Airways, JetKonnect, SpiceJet, Alliance Air, Vistara, TruJet.
Другие перевозчики, с которыми сотрудничает аэропорт – Ethiopian Airlines (Эфиопия), Thomson Airways, Thomas Cook Airlines, Monarch Airlines (Великобритания), Condor Flugdienst (Германия), Etihad Airways, Air Arabia (ОАЭ), Novair (Дания), Qatar Airways (Катар), Singapore Airlines (Сингапур), Air Mauritius (Маврикий), Finnair (Финляндия). Таким образом, Даболим осуществляет вылеты в страны Европы, Азии и Африки, а также обслуживает внутренние индийские рейсы.
Самые популярные направления внутри Индии – Мумбаи и Нью-Дели, международные – Москва, Маскат (столица Омана), Доха (Катар), Шарджа (ОАЭ).
Терминалы
Аэропорт располагает единственным терминалом, который с 2014 года заменил два старых. Максимальная пропускная способность терминала в час – 2750 пассажиров, в год – 4 миллиона. Строительство нового терминала было призвано урегулировать возрастающий пассажиропоток и устранить неудобства, связанные с разделением зон международных и внутренних вылетов.
В аэропорту имеется многоуровневая парковка, способная вместить 570 автомобилей. Доступ на каждый уровень обеспечивается 15 лифтами и 12 эскалаторами. Здание оборудовано встроенной системой сканирования багажа, 8 телетрапами, 75 стойками регистрации, 22 иммиграционными стойками для отлетов, 18 – для прилетов, 14 кабинок охраны, 8 таможенных стоек. Зоны международных рейсов – под буквами A, B, C, зоны внутренних вылетов: D, E, F, G, H.
Подвал трехэтажного здания терминала отведен под технические помещения и обработку грузов. На первом этаже располагаются стойки регистрации, на втором – зона контроля безопасности, на третьем – залы ожидания.