Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту жительства: статья УК 322.2 УК РФ в 2022 году

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

Читайте также:
Виза в Россию для граждан Латвии в god] году: процедура оформления и получения, правила въезда

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Читайте также:
Средняя и минимальная зарплата в Москве по профессиям в 2022 году

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 12 октября 2022, 11:40

Разъясняет старший помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Акманов Р. Р.

В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.

В частности, Пленум Верховного Суда РФ указал, что по смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Деяния, предусмотренные ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

Приказом МВД России от 11.08.2022 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.

Читайте также:
Таможенные пошлины на ввоз импортного автомобиля из Германии в 2017 году

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.2 или ст. 322.3 УК РФ.

Под способствованием раскрытию преступления в примечании к ст. 322.2 УК РФ и в пункте 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ или пунктом 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.

Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение вышеуказанных преступлений на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

12 октября 2022, 11:40

Вопросы применения статей 322.2 и 322.3 УК РФ за нарушение миграционного законодательства

Разъясняет старший помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Акманов Р. Р.

В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.

В частности, Пленум Верховного Суда РФ указал, что по смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Деяния, предусмотренные ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

Приказом МВД России от 11.08.2022 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.2 или ст. 322.3 УК РФ.

Под способствованием раскрытию преступления в примечании к ст. 322.2 УК РФ и в пункте 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ или пунктом 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.

Читайте также:
Средняя и минимальная зарплата в Красноярске и других городах края в 2022-2022 годах

Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение вышеуказанных преступлений на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).

Уголовная и административная ответственность за фиктивную регистрацию граждан и «резиновые квартиры».

Уголовная ответственность законодателем введена за фиктивную регистрацию и за фиктивную постановку на учет. Ответственность касается именно «резиновых квартир», и закон призван с ними бороться.

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этихпомещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

· либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

· либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Части 1 ст.19.15 КоАП РФ Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Части 1 ст.19.15.1. КоАП РФ Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.
Части 1 ст.19.15.2 КоАП РФ Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.
Части 3 ст.19.15.2 КоАП РФ Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.
Часть 5 ст.19.15.2 КоАП РФ Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в территориальный орган ФМС России документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, сроков представления таких документов либо представление заведомо недостоверных документов. Административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

В 2017 годуправоохранительными органами Елховского района Самарской области выявлено 7 преступлений в рассматриваемой сфере. По результатам проведенных проверок возбуждено 7 уголовных дел: по статье 322.2 УК РФ – 3 уголовных дела; по статье 322.3 УК РФ – 4 уголовных дела.

Результатом расследования уголовных дел стало направление их в суд для рассмотрения по существу. Все лица привлеченные к уголовной ответственности, судом признаны виновными и им назначены различные виды наказаний.

В 1 полугодии 2018 года преступления анализируемой категории не выявлялись.

Читайте также:
Средняя зарплата монтажника в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России в 2022-2022 годах

Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2022 года

С 28 февраля 2022 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.

Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.

Вот как это работает.

О каком штрафе речь

В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.

С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.

Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.

Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.

Когда нужно оформлять регистрацию

Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.

Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.

Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.

Как победить выгорание

Если нет регистрации

Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.

Штрафы для граждан за нарушения при регистрации

Нарушение Штраф для владельца жилья Штраф для проживающих
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге От 5000 до 7000 Р От 3000 до 5000 Р
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе От 2000 до 5000 Р От 2000 до 3000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге От 3000 до 5000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе От 2000 до 3000 Р

Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.

Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.

Еще есть уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, когда у человека нет намерения жить по указанному адресу. Штраф по статье 322.2 УК РФ за это составляет от 100 000 до 500 000 Р .

Кто может избежать штрафа

Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.

Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:

  1. если у человека нет временной регистрации, но есть постоянная в том же регионе. Аналогично для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма;
  2. если срок временного проживания не больше 90 дней;
  3. если без регистрации живут супруги, родные и усыновленные дети, супруги детей, родители и их супруги, бабушки, дедушки или внуки владельца жилья. При этом у самого владельца есть регистрация в этом же помещении. За нарушение правил по такому основанию не оштрафуют только проживающих. Владелец избежит ответственности по ст. 19.15.2 только при регистрации проживающих в том же регионе, родственные отношения не влияют.

С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.

Например, Ольга переехала из Волгограда в Москву. За ней решила переехать сестра. Она купила новостройку и пока что живет в квартире Ольги, но без регистрации. Раньше Ольгу и сестру могли бы оштрафовать на 5000 Р каждую. Но с 28 февраля их родственные отношения помогут законно избежать ответственности и сохранить 10 000 Р .

Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.

Если штраф выписан по старым правилам

Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2022 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.

В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.

Как оформить регистрацию

Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.

Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.

Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.

Тюрьма и штраф 500 тыс за фиктивную прописку: разъяснение Верховного суда

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Фиктивная регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ – является уголовно-наказуемым деянием.

Фиктивная регистрация: уголовная ответственность по ст. 322.2. УК РФ

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации-

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Но каждая ли фиктивная регистрация – является преступлением и влечет применение уголовного наказания?

Верховный суд разъяснил порядок наказания за фиктивную прописку

Как гласит примечание к вышеизложенной статье уголовного кодекса: лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Применение данной статьи на практике вызывало много вопросов

Верховный суд России своим постановлением “О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией” от 9 июля определил, что:

В статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в РФ иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории РФ в качестве транзитной.

Собственник или наниматель соответствующего жилого помещения, . могут быть субъектами преступления, предусмотренного статьей 322.2 УК РФ, если они представили в органы регистрационного (миграционного) учета для регистрации (постановки на учет) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет).

Верховный суд уточняет, что при рассмотрении дел о фиктивной регистрации необходимо помнить, что действие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением.

“При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации)”.

Например, прописка членов семьи в целях решения житейских вопросов: необходимо устроиться на определенную работу или учебу и т.д.

Хозяевам же так называемых “резиновых квартир”, в которых массово прописываются мигранты, фактически проживающие непонятно где, однозначно, грозит уголовная ответственность.

Вам могут быть полезны следующие публикации:

О том, кому положен повышенный размер пособия по безработице читайте по ссылке: Подробнее ➤

Какие льготы по оплате ЖКХ введены для населения в связи с пандемией можно ознакомиться по ссылке: Подробнее ➤

Если сочтёте публикацию полезной, прошу оценить её звёздами и поделиться с подписчиками. Благодарю за внимание!

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту жительства: статья УК 322.2 УК РФ в 2022 году

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства..

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 322.2 УК РФ

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ состоит в том, что оно нарушает режим законного пребывания гражданина РФ, иностранных граждан либо лиц без гражданства на территории РФ, установленный порядок их регистрации по месту пребывания или месту жительства.

Объект и объективная сторона преступления

Объектом преступления является установленный порядок регистрации граждан по месту пребывания или месту жительства. Регистрационный учет установлен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Объективная сторона преступления выражается в действии и заключается в осуществлении фиктивной регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Фиктивность регистрации выражается в том, что она осуществляется и, соответственно, выдается свидетельство о регистрации или делается отметка о регистрации в паспорте при недостаточности или полном отсутствии оснований для совершения таких действий. В частности, Правилами регистрации установлен определенный порядок ее осуществления, определен перечень документов, необходимых для регистрации. Осуществление регистрации при отсутствии установленных оснований и несоблюдении условий и будет означать, что регистрация является фиктивной.

Таким образом, фиктивную регистрацию можно определить как регистрацию на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрацию по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо регистрацию по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Статья 322.2 УК РФ предусматривает три альтернативных деяния:

  • 1) фиктивная регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания;
  • 2) фиктивная регистрация по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации гражданина РФ;
  • 3) фиктивная регистрация по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Признаки первого деяния – фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания – образует фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета (ФМС России) сведений о месте пребывания лица и о его нахождении в данном месте пребывания:

  • а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо
  • б) без намерения лица пребывать в соответствующем помещении; либо
  • в) без намерения нанимателя (собственника) помещения предоставить его для пребывания гражданина РФ.

Признаки второго и третьего деяний – фиктивной регистрации по месту жительства в жилом помещении в РФ соответственно гражданина РФ (второе деяние), иностранного гражданина или лица без гражданства (третье деяние) – совпадают. Это может быть фиксация в установленном порядке ФМС России сведений о месте жительства лица и о его нахождении в данном месте жительства:

  • а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо
  • б) без намерения лица проживать в соответствующем помещении; либо
  • в) без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания данного лица.

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ квалифицируется по статье 322.3 УК РФ.

Преступление, предусмотренное статьей 322.2 УК РФ, квалифицируется как оконченное с момента фиксации органами регистрационного учета факта фиктивной регистрации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18).

Должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК РФ).

Фиктивная регистрация двух и более лиц

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное статьей 322.2 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18).

Установление описанных в бланкетной диспозиции признаков состава преступления предполагает обращение к положениям законодательства.

В Законе РФ N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” подробно разъяснен порядок постановки и снятия граждан РФ с регистрационного учета. Об этом см. также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Пост. Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Определения понятий,
используемых в ст. 322.2 УК РФ

Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства – регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”).

Применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства закон содержит следующее определение фиктивной регистрации.

Фиктивная регистрация по месту жительства – регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”).

“По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц” (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18).

Место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина (ст. 2 Закона РФ N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”).

Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (ст. 2 Закона РФ N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”).

Органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

При регистрации по месту жительства делается отметка в паспорте гражданина, а в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Субъект и субъективная сторона преступления

Субъективная сторона преступления – прямой умысел: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо, невнимательно работая с документами, допустило технические ошибки. Так, в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18 указывается следующее:

“С учетом того, что преступления, предусмотренные статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, могут совершаться только с прямым умыслом, сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, осуществивший регистрацию (постановку на учет) гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, несет уголовную ответственность за совершенное деяние в том случае, если им осознавались недостоверность (ложность) представленных для регистрации или постановки на учет сведений или документов либо наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет)”.

Субъект преступления – гражданин РФ, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее в органе регистрационного учета полномочиями по осуществлению регистрации сведений о месте жительства (пребывании) гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства (пребывании), а равно иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ при условии осознания им фиктивного характера данной регистрации.

Кто еще может быть субъектом преступления?

“Собственник или наниматель соответствующего жилого помещения, уполномоченное ими лицо, руководитель или иной уполномоченный работник (член) организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, либо иные лица, действующие от их имени, могут быть субъектами преступления, предусмотренного статьей 322.2 или статьей 322.3 УК РФ, если они представили в органы регистрационного (миграционного) учета для регистрации (постановки на учет) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет)” (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18).

Примечание к статье 322.2 УК РФ

Примечание к статье 322.2 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего данное преступление, при наличии двух условий: если лицо способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях нет иного состава преступления. В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2022 N 18 содержатся следующие разъяснения:

Под способствованием раскрытию преступления в примечании к статье 322.2 УК РФ и в пункте 2 примечаний к статье 322.3 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к статье 322.2 УК РФ или пунктом 2 примечаний к статье 322.3 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.

Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 322.2 или статьей 322.3 УК РФ, на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования)”.

Какие документы нужны для получения и оформления гражданства РФ новорожденному ребенку в 2022 году

VI. Удостоверение наличия у ребенка гражданства Российской Федерации

46. Удостоверение наличия у ребенка, не достигшего возраста 14 лет , гражданства Российской Федерации осуществляется путем проставления отметки в виде оттиска штампа (приложение N 9 к настоящей Инструкции) на свидетельстве о рождении ребенка или на нотариально заверенном переводе на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, либо путем внесения сведений о ребенке в паспорт (паспорта) родителя (родителей) при обращении в устной форме родителя (родителей) или иного законного представителя ребенка в день обращения в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. N 851 .

Далее – “ребенок”, за исключением положений главы X настоящей Инструкции.

Зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2017 года, регистрационный N 49154.

Удостоверение наличия у ребенка гражданства Российской Федерации может осуществляться путем выдачи ребенку заграничного паспорта в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 864 , и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2019 г. N 996 .

(в ред. Приказа МВД России от 03.07.2022 N 475)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2017 года, регистрационный N 49251, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 16 января 2019 N 12 (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 2019 г., регистрационный N 53692).

Зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2022 года, регистрационный N 57627.

(сноска в ред. Приказа МВД России от 03.07.2022 N 475)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Отметка проставляется в верхней левой четверти оборотной стороны свидетельства о рождении ребенка либо на свободном от текста поле нотариально заверенного перевода на русский язык свидетельства о рождении ребенка и удостоверяется подписью должностного лица, которая скрепляется печатью МВД России либо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, используемой для оформления паспорта.

Если на территории субъекта Российской Федерации оформление свидетельства о рождении ребенка осуществляется на двух и более государственных языках или отсутствует место для проставления оттиска штампа, отметка производится в соответствии с абзацами первым и третьим настоящего пункта, на чистом листе бумаги формата A5. Над отметкой производится запись о серии и номере свидетельства о рождении ребенка.

48. При повторном обращении родителя (родителей) или иного законного представителя по вопросу удостоверения наличия у ребенка гражданства Российской Федерации используются ранее представленные документы, хранящиеся в номенклатурных делах, либо отметка проставляется на основании сведений, полученных по запросу из ГУВМ МВД России либо территориального органа МВД России, где впервые удостоверялось наличие у ребенка гражданства Российской Федерации.

49. В случаях когда паспорт (паспорта) родителя (родителей) недействителен (недействительны), отсутствует документальное подтверждение гражданской принадлежности родителя (родителей), в том числе в связи с отсутствием у одного из родителей сведений о месте нахождения другого родителя, а также записи о принадлежности такого родителя к гражданству Российской Федерации в свидетельстве о рождении ребенка, отметка не проставляется, и в соответствии с главой V настоящей Инструкции проводится проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у ребенка и его родителя (родителей) либо иных законных представителей (законного представителя) гражданства Российской Федерации.

50. С документов, представленных в соответствии с пунктами 45, 45.5 и 45.6 Положения, должностным лицом снимаются копии, которые удостоверяются в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции.

Копии документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, подлежат учету в журнале учета копий документов по удостоверению или оформлению наличия у ребенка гражданства Российской Федерации (приложение N 10 к настоящей Инструкции) и помещаются в номенклатурное дело с документами по удостоверению наличия гражданства Российской Федерации.

51. При установлении отсутствия у ребенка гражданства Российской Федерации:

проставленная ранее отметка на бланке свидетельства о рождении, подтверждающая наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, аннулируется путем проставления на бланке свидетельства о рождении ребенка оттиска штампа об аннулировании отметки, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации (приложение N 11 к настоящей Инструкции);

выданный ранее паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации , признается выданным в нарушение установленного порядка, соответствующие сведения вносятся в электронные базы данных МВД России;

Далее – “заграничный паспорт”.

паспорт (паспорта) родителя (родителей) при наличии в нем сведений о данном ребенке подлежит замене в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. N 851.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: